Руководства, Инструкции, Бланки

декларація на податковий кредит бланк img-1

декларація на податковий кредит бланк

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Декларация по налогу на прибыль 2016

Декларация по налогу на прибыль 2016 - заполняем и сдаём

Налог на прибыль - один из самых существенных сборов, за счёт которого пополняется российский бюджет. Ежегодно процент со своей прибыли платят в казну фирмы на ОСН, не забывая отчислять авансы каждый месяц или квартал. Отчитываются плательщики перед государством в форме налоговой декларации по налогу на прибыль. Давайте разберемся в тонкостях её заполнения в 2016 году на примере.

Кто сдает декларацию по налогу на прибыль

По ст. 246 НК РФ декларацию предоставляют плательщики налога:

  • российские фирмы;
  • зарубежные фирмы, работающие в РФ через постоянное представительство;
  • зарубежные фирмы, получающие доходы от источников в РФ;
Период отчетности по налогу на прибыль

Отчётность сдаётся поквартально (или ежемесячно) и по итогам года. Отчётные периоды:

Прибыль считают нарастающим итогом с начала года.

Сроки сдачи декларации в 2016 году

Плательщики налога на прибыль делятся на две категории:

  • те, кто отчисляет авансы ежеквартально;
  • те, кто уплачивает авансы ежемесячно.
Сдавать отчётность поквартально вправе компании, доход которых за предшествующие 4 квартала не больше 15 млн. рублей (лимит повышен в 2016 году с 10 млн. рублей). Остальные фирмы уплачивают авансы раз в месяц из фактической прибыли, потому отчётность заполняют тоже каждый месяц.

Представим сроки сдачи декларации по налогу на прибыль в 2016 году как таблицы.

Особенности заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль

Последняя актуальная форма декларации утверждена ФНС в 2014 году. Изменяется она достаточно часто. Порядок заполнения декларации по налогу на прибыль - в приложении к приказу ФНС РФ от 26.11.2014 N ММВ-7-3/600@.

Декларация по налогу на прибыль состоит из:

  • Титульного листа (лист 01)
  • Подраздела 1.1 Раздела 1;
  • Листа 02;
  • Приложения N 1 и N 2 к листу 02.

Это обязательная часть.

Остальные приложения и листы заполняются при наличии условий:

  • Подразделы 1.2 и 1.3 Раздела 1;
  • Приложения N 3, N 4, N 5 к листу 02;
  • Листы 03, 04, 05, 06, 07;
  • Приложения N 1 и N 2 к декларации.
Пошаговый образец заполнения декларации по налогу на прибыль

Разберём на примере, как заполнить декларацию по налогу на прибыль за 2 квартал 2016 года по строкам.

Титульный лист

Титульный лист заполняется данными об организации:

  • 1 - ИНН, КПП, название вписывают полностью, свободные ячейки всегда заполняются прочерками.
  • 2 - Номер корректировки

Если декларация сдаётся в первый раз, ставят 0. При внесении изменений в сведения, каждая уточнённая декларация нумеруется - 001, 002, 003 и т.д.

  • 3 - Код отчётного периода

    Зависит от того, за какой квартал или месяц сдаётся декларация. При сдаче годового отчёта, у налогоплательщиков, использующих разные системы отчисления авансов, коды тоже различаются.

    При уплате квартальных платежей:

  • 6 - Код вида экономической деятельности

    На примере Код ОКВЭД 52.24.1 - Розничная торговля хлебом и хлебобулочными изделиями

    Также впишите телефонный номер, ФИО плательщика или представителя, количество листов и дату сдачи декларации.

    Раздел 1 Подраздел 1.1

    Для нашего примера представим, что ООО "Серенада" во 2 квартале получила прибыль - 500 000 рублей. С Этой суммы нужно уплатить налог: 500 000 * 20% = 100 000 рублей. Высчитывается сумма сбора с учётом авансового платежа, перечисленного в 1 квартале. Если в 1 первом квартале ООО "Серенада" уплатило 40 000 рублей налога (например, 20% от налоговой базы 200 000 рублей), то во 2 квартале налог к доплате составит 60 000 рублей (100 000 - 40 000). Из них 2% - в федеральный бюджет, 18% - в региональный.

    • 010 - Код муниципального образования, на территории которого расположена фирма.
    • Строки 030 и 060 - указываем КБК для перечисления сумм в федеральный бюджет и бюджет региона. КБК можно посмотреть здесь
    • Строки 040 и 070 - суммы к доплате, разбитые по бюджетам. Рассчитаем их так: прибыль за 2 квартал минус прибыль за первый квартал умножить на ставку.

    500 000 - 200 000 = 300 000 рублей.

    300 000 * 2% = 6 000 рублей (строка 040).

    300 000 * 18% = 54 000 рублей (строка 070).

    Подраздел 1.2 Раздела 1

    Заполняют плательщики, отчисляющие авансы каждый месяц. Для нашего примера его не используем.

    Подраздел 1.3 Раздела 1 Дивиденды

    Заполняют фирмы при уплате налога на прибыль с дивидендов. Представим, что ООО "Серенада" распределяет дивиденды в конце года. Так как мы оформляем декларацию за 2 квартал 2016, то этот подраздел пропускаем.

    Лист 02 - расчёт налога

    Заполненный Лист 02 покажет, из каких сумм доходов и расходов была рассчитана налоговая база.

    Вписываем по строкам:

    • 010 -суммируем все доходы от продаж;
    • 020 - внереализационные доходы (в сумме);
    • 030 - расходы, связанные с реализацией;
    • 040 - внереализационные расходы;
    • 050 - убытки, не учитываемые в целях налогообложения (заполняется при наличии);
    • 060 - сумма прибыли (посчитать по строкам: 010 + 020 - 030 - 040), в нашем примере итог - 500 000 рублей;
    • 070 - доходы, которые исключаются из прибыли (если такие есть) ;
    • 080-110 - заполняются в зависимости от специфики деятельности, наличия не облагаемых налогом доходов, льгот или убытков (в нашем примере таких обстоятельств нет).

  • 140-170 - налоговые ставки
  • 180 - сумма налога (указываем сумму за полугодие, а не сумму к доплате)
  • 190 - сумма в федеральный бюджет
  • 200 - сумма налога в местный бюджет
  • В продолжение Листа 02 нужно вписать авансовый платёж прошлого периода. Информацию о его сумме берут из отчётности за 1 квартал. Представим цифры из расчёта, что ООО "Серенада" в 1 квартале уплатила 40 000 рублей аванса (строка 210). Это 20% от 200 000 рублей (налогооблагаемая база за 1 квартал). Из них 4000 рублей зачислено в бюджет федерации (строка 220), 36 000 рублей - в бюджет субъекта РФ.

    Так как мы заполняем отчётность за второй квартал, а налог считают нарастающим итогом, то, чтобы уплатить в бюджет положенные 100 000 за 2 квартал (строка 180), нужно доплатить 60 000 рублей (40 000 + 60 000 = 100 000 рублей). За второй квартал к доплате:

    9 600 рублей - в федеральный бюджет (строка 270)

    54 000 рублей - в бюджет субъекта (строка 271)

    Приложение 1 к листу 02

    В приложении 1 к листу 02 детализируйте доходы по строкам:

    • 010 - вся выручка за второй квартал.
    • 011 - выручка от продажи товаров своего производства (ООО "Серенада" занимается только перепродажей, поэтому не заполняем);
    • 012 - выручка от продажи приобретённых товаров.

    Остальные строки заполняются при наличии условий.

    • 040 - сумма всех реализационных доходов. Так как дополнительные строки не заполнялись, она остаётся неизменной - 100 000 рублей.
    • 100 - внереализационные доходы.
    Приложение 2 к листу 02

    Приложение 2 конкретизирует расходы.
    Строки 010-030 заполняют только фирмы, использующие метод начисления для признания доходов и расходов. При кассовом методе строки остаются пустыми.

    • 010 - расходы на реализацию товаров собственного производства (Допустим, ООО "Серенада" занимается розничной торговлей хлебом не собственного производства. В этом случае строка остаётся пустой).
    • 020 - прямые расходы, связанные с реализацией товара оптом и в розницу (заполняется в нашем случае).
    • 030 - стоимость товаров, которые были приобретены для перепродажи (Так как ООО "Серенада" сама товар не производит, то сумма расхода дублируется из строки 020).
    • 040 - косвенные расходы (сумма). в следующих строках они перечисляются детально.
    Предположим, что косвенный расходы ООО "Серенада" состояли из налогов и приобретения амортизируемого имущества в качестве капитального вложения. Тогда:
    • 041 - суммы налогов и сборов (кроме страховых взносов - они не включаются в сумму).
    • 042 - расход в виде капитального вложения размером 10% от суммы.

    Остальные строки в нашем случае остаются пустыми.

    • 130 - сумма вышеперечисленных расходов.

    Отдельно указываются расходы на амортизацию:

    • 131, 132 - суммы амортизации, учитываемые в отчётном периоде.
    Приложение 3 к листу 02

    Приложение 3 оформляют, только если организация в отчётном периоде:

    • продаёт амортизируемое имущество;
    • продаёт непогашенную дебеторскую задолженность;
    • несёт расходы на обслуживание производства;
    • имело доходы или расходы по договорам доверительного управления имуществом;
    • продаёт землю, купленную в период с 01.01.2007 по 31.12.2011.
    Особенности заполнения уточнённой декларации

    Уточнённая декларация понадобится, если в расчётах обнаружится ошибка и налог с первого раза не удалось высчитать верно. В уточнённой декларации указывают сумму с учётом обнаруженной ошибки. Если сумма налога при первом расчёте занижена, то вместе с подачей "уточнёнки" нужно доплатить разницу в бюджет, и перечислить пени.

    Скачать образцы декларации на прибыль Бланк декларации на прибыль в формате pdf

    Другие статьи

    Заполнение декларации экологического налога

    Заполнение декларации экологического налога

    Окружающая среда — это наше все. Земля, вода, воздух — это то, что дает нам жизнь. Поэтому не удивительно, что за загрязнение основных ресурсов, обеспечивающих наше существование, приходится платить. В частности, законодательно установленной платой за загрязнение окружающей среды является экологический налог. В этом разделе тематического номера мы поговорим о порядке заполнения и подачи декларации этого «ресурсозащищающего» налога, форма которой утверждена приказом ГНАУ от 24.12.2010 г. № 1010.

    Общие положения о декларации

    Кто подает Декларацию

    Согласно п. 250.2 НК Декларацию экологического налога (далее — Декларация) составляют и подают в органы ГНС:

    1) плательщики экологического налога, приведенные в п. 240.1 НК ;

    2) налоговые агенты, указанные в п.п. 241.2.1 НК.

    Теперь закономерным будет рассмотреть, кто же относится к упомянутым нами плательщикам эконалога и налоговым агентам. Так, в соответствии с п.240.1 НКплательщиками эконалога являются субъекты хозяйствования, юридические лица, не осуществляющие хозяйственную (предпринимательскую) деятельность, бюджетные учреждения, общественные и другие предприятия, учреждения и организации, постоянные представительства нерезидентов, включая выполняющих агентские (представительские) функции в отношении таких нерезидентов или их учредителей, при осуществлении деятельности которых на территории Украины и в пределах ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны осуществляются:

    а) выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения*. В том числе к данному виду плательщиков относятся и арендаторы стационарных источников загрязнения (см. разъяснение в подкатегории 120.01 ЕБНЗ);

    б) сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты. При этом в разъяснении, приведенном в ЕБНЗ (см. подкатегорию 120.01), поясняется, что эконалог за данный вид загрязнения должны уплачивать первичные водопользователи. Вторичные водопользователи будут являться плательщиками эконалога в том случае, если ими получено разрешение. на основании которого осуществляются сбросы сточных вод в водные объекты;

    в) размещение отходов (кроме размещения отдельных видов (классов) отходов как вторичного сырья, размещаемых на собственных территориях (объектах) субъектов хозяйствования). Согласно п.п. 14.1.223 НК размещение отходовпостоянное (окончательное) пребывание или захоронение отходов в специально отведенных для этого местах или объектах (местах размещения отходов, хранилищах, полигонах, комплексах, сооружениях, участках недр и т. п.), на использование которых получены разрешения уполномоченных органов**. Заметим, что в ОНК № 258 налоговая впервые официально признала, что места временного хранения отходов, например для временного хранения опасных отходов перед передачей на обезвреживание или утилизацию специализированным организациям, контейнеры или урны для сбора бытовых отходов не являются местами их окончательного удаления и не относятся к специально отведенным местам или объектам. При этом налоговики придумали к такому умозаключению оговорку. Так, в письме ГНСУ от 27.12.2012 г. № 12699/0/71-12/15-2117. а также в разъяснении, приведенном в подкатегории 120.01 ЕБНЗ, говорится об обязательном наличии в таком случае договора на сбор и утилизацию отходов с субъектами хозяйствования (коммунальными или специализированными предприятиями и т. д.) с обязательным указанием в таком договоре сроков передачи отходов. Мы же считаем такое условие необоснованным, поскольку заключение договора — это лишь формальность, и его незаключение не является достаточным основанием считать субъекта хозяйствования осуществляющим постоянное хранение или захоронение отходов;

    г) образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные). Здесь законодатель выделяет субъектов хозяйствования, которые эконалог за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные) не уплачивают ( пп. 240.3 и 240.4 НК ). Это:

    — субъекты деятельности в сфере использования ядерной энергии, которые до последнего календарного дня (включительно) отчетного квартала, в котором приобретен источник ионизирующего излучения, заключили договор о возврате отработанного закрытого источника ионизирующего излучения за пределы Украины к предприятию — производителю такого источника;

    — субъекты деятельности в сфере использования ядерной энергии, осуществляющие обращение с радиоактивными отходами, образовавшимися в результате Чернобыльской катастрофы, в части деятельности, связанной с такими отходами;

    — государственные специализированные предприятия по обращению с радиоактивными отходами, основной деятельностью которых являются хранение, переработка и захоронение тех радиоактивных отходов, которые находятся в собственности государства, а также дезактивация радиационно загрязненных объектов;

    д) временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока. Не будут являться плательщиками эконалога государственные специализированные предприятия по обращению с радиоактивными отходами, основной деятельностью которых является хранение, переработка и захоронение тех радиоактивных отходов, которые находятся в собственности государства, а также дезактивация радиационно загрязненных объектов.

    * Согласно п.п. 14.1.230 НК стационарный источник загрязнения — предприятие, цех, агрегат, установка или другой недвижимый объект, сохраняющий свои пространственные координаты в течение определенного времени и осуществляющий выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и/или сбросы загрязняющих веществ в водные объекты. Также к стационарным источникам загрязнения можно отнести генераторы, миниэлектростанции, оборудование (установки) газосварки, работающие на горючем, при сжигании которого образуются и выбрасываются в атмосферный воздух загрязняющие вещества или смесь таких веществ, которые являются объектом и базой обложения экологическим налогом за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками (см. разъяснение в ЕБНЗ в подкатегории 120.07).

    ** Исходя из письма Минприроды от 06.03.2012 г. № 4794/07/10-12 таким разрешением можно считать положительное заключение государственной экологической экспертизы, проводимой при проектировании специально отведенных мест и объектов для хранения и захоронения отходов, без которого их строительство запрещено.

    К налоговым агентам согласно п. 241.2 НК относятся субъекты хозяйствования, которые:

    а) осуществляют торговлю на таможенной территории Украины топливом собственного производства и/или передают заказчику или по его поручению другому лицу топливо, произведенное из давальческого сырья такого заказчика;

    б) осуществляют ввоз топлива на таможенную территорию Украины.

    Однако подавать Декларацию обязаны только налоговые агенты, приведенные в п.п. 241.2.1 НК. Налоговые агенты, осуществляющие ввоз топлива на таможенную территорию Украины, уплачивают экологический налог до или в день подачи таможенной декларации и не подают налоговые декларации экологического налога в органы ГНС, поскольку контроль за уплатой экологического налога налоговыми агентами, осуществляющими ввоз топлива на таможенную территорию Украины, возложен на таможенные органы (см. разъяснение в ЕБНЗ (в подкатегории 120.06)).

    В таких случаях плательщиками эконалога фактически являются лица, приобретающие топливо, а сумма эконалога включается в цену этого самого топлива. Налоговые агенты, приведенные выше, осуществляют непосредственно расчет суммы налога, заполнение Декларации, ее подачу в органы ГНС и собственно уплату налога в бюджет.

    Разобравшись с тем, кто подает Декларацию экологического налога, перейдем к рассмотрению места ее подачи.

    Место подачи Декларации

    Место подачи Декларации зависит от вида осуществляемого загрязнения. Подробнее — в таблице ниже.

    Временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока

    Заметим, что если место подачи Декларации не совпадает с местом пребывания на налоговом учете плательщика эконалога. в орган ГНС, в котором такой плательщик налога находится на учете, в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) периода, подаются копии соответствующих Деклараций ( п. 250.8 НК ).

    В случае если субъект хозяйствования имеет в своем составе обособленные подразделения, которые осуществляют выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения, либо выбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты, или же размещение отходов, то такой субъект хозяйствования должен самостоятельно отчитываться и уплачивать эконалог за такие подразделения. В соответствии с п. 7.1 Порядка № 1588 если обособленное подразделение расположено на территории иной административно-территориальной единицы, нежели головное предприятие, то такое предприятие — плательщик эконалога должно стать на учет по месту нахождения такого подразделения как по неосновному месту учета.

    Сроки подачи Декларации

    Согласно п. 250.1 НК базовым налоговым (отчетным) периодом по уплате экологического налога является календарный квартал. потому, следуя положениям п.п. 49.18.2 НК. Декларацию нужно подавать на протяжении 40 календарных дней. следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала.

    Приведенная в Декларации сумма налогового обязательства подлежит уплате в течение 10 календарных дней. следующих за последним днем предельного срока подачи Декларации ( абз. 1 п. 57.1 НК ).

    Порядок подачи Декларации

    Начнем, пожалуй, со способов подачи Декларации. В случае с подачей Декларации экологического налога они стандартные. Так, на выбор налогоплательщика Декларация может быть подана одним из следующих способов:

    —  лично или уполномоченным на это лицом;

    — отправлена по почте с уведомлением о вручении и описью вложений. В таком случае Декларация должна быть отправлена не позднее чем за10 днейдо окончания предельного срока ее подачи или позднее чем за 10 дней до окончания такого срока, если такая Декларация получена налоговым органом до его окончания (см. соответствующее разъяснение в подкатегории 135.02 ЕБНЗ);

    — отправлена средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением условия по регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, определенном законодательством. В таком случае Декларация должна быть подана не позднее окончания последнего часа дня, в котором истекает предельный срок ее подачи. Для крупных и средних субъектов предпринимательства * подача Декларации в электронной форме является обязательной ( п. 49.4 НК ).

    * Критерии отнесения субъектов предпринимательства к крупным и средним см. в ст. 55 ХК.

    Нюансы подачи Декларации в органы ГНС прежде всего связаны с ситуацией, когда плательщик имеет несколько стационарных источников загрязнения или специально отведенных для размещения отходов мест или объектов. В таком случае количество подаваемых Деклараций зависит от места расположения таких источников, мест или объектов. Так, в случае если:

    — плательщик налога имеет несколько стационарных источников загрязнения или специально отведенных для размещения отходов мест или объектов в пределах нескольких населенных пунктов (сел, поселков или городов) или за их пределами (коды согласно Классификатору объектов административно-территориального устройства Украины (далее — КОАТУУ) разные), то такой плательщик налога обязан подать в соответствующий орган ГНС по месту расположения стационарного источника загрязнения или специально отведенных для размещения отходов мест или объектов Декларацию по каждому стационарному источнику загрязнения или специально отведенному для размещения отходов месту или объекту отдельно ;

    — плательщик налога имеет несколько стационарных источников загрязнения или специально отведенных для размещения отходов мест или объектов в пределах одного населенного пункта (села, поселки или города) или за его пределами (код согласно КОАТУУ один и тот же), то такой плательщик налога может подавать в соответствующий орган ГНС одну Декларацию за такие источники загрязнения;

    — плательщик налога состоит на налоговом учете в городе с районным делением. то такой плательщик может подавать одну Декларацию за выбросы, сбросы всеми своими источниками загрязнения и/или размещения отходов, если эти источники и/или специально отведенные места для размещения отходов расположены на территории такого города (указывается код согласно КОАТУУ, по месту пребывания плательщика налога на налоговом учете (городского совета).

    Если плательщик налога с начала отчетного года не планирует осуществления выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов, образования радиоактивных отходов в течение отчетного года, то такой плательщик налога должен уведомить об этом соответствующий орган ГНС по месту расположения источников загрязнения и составить заявление об отсутствии у него в отчетном году объекта исчисления экологического налога. В ином случае плательщик налога обязан подавать Декларацию в общем порядке ( п. 250.9 НК ). Налоговики в своем разъяснении, приведенном в ЕБНЗ (подкатегория 120.06), добавляют, что такое заявление составляется в произвольной форме.

    Согласно разъяснению налоговой, приведенному в подкатегории 120.06 ЕБНЗ, если плательщик эконалога в некоторых отчетных периодах текущего года не имел объекта налогообложения (не осуществлял выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, образование радиоактивных отходов), он обязан подать за эти отчетные периоды (кварталы) Декларацию с прочеркнутыми строками, но при этом освобожден от подачи вместе с ней каких-либо приложений.

    Плательщиком эконалога за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные до 1 апреля 2009 года), а также их хранение сверх установленного особыми условиями лицензии срока вместе с Декларацией подается копия отчетности о фактических объемах таких отходов, образованных за налоговый (отчетный) квартал, и фактических объемах радиоактивных отходов, которые хранятся у производителя таких отходов сверх установленного особыми условиями лицензии срока. Такие объемы, заметим, согласовываются органом государственной санитарно-эпидемиологической службы и органом государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности.

    Отчетность по эконалогу представлена непосредственно самой Декларацией. а также следующими приложениями к ней:

    —  приложением 1 — Расчет налогового обязательства по экологическому налогу, взимаемому за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения;

    —  приложением 2 — Расчет налогового обязательства по экологическому налогу, взимаемому за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками загрязнения;

    —  приложением 3 — Расчет налогового обязательства по экологическому налогу, взимаемому за сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты;

    —  приложением 4 — Расчет налогового обязательства по экологическому налогу, взимаемому за размещение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах;

    —  приложением 5 — Расчет налогового обязательства по экологическому налогу, взимаемому за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные);

    —  приложением 6 — Расчет налогового обязательства по экологическому налогу, взимаемому за образование радиоактивных отходов и уплачиваемому за приобретение источников(а) ионизирующего излучения;

    —  приложением 7 — Расчет налогового обязательства по экологическому налогу, взимаемому за временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока.

    Все вышеприведенные приложения, кроме приложения 2, подаются в органы ГНС непосредственно плательщиками эконалога, и только приложение 2 обязаны подавать исключительно налоговые агенты, осуществляющие реализацию топлива.

    Согласно абз. 3 п. 46.1 НК приложения к Декларации являются ее неотъемлемой частью. следовательно, в обязательном порядке должны подаваться вместе с ней. Как говорится в ссылке к самой форме Декларации, в случае отсутствия у налогоплательщика соответствующих объектов налогообложения соответствующие приложения не прилагаются, а в строках Декларации ставятся прочерки.

    То, какие приложения подаются вместе с Декларацией, необходимо указать в строке 7 Декларации.

    Заполнение налоговой декларации экологического налога

    К сожалению, порядка заполнения Декларации законодатель нам не предоставил, поэтому в этом вопросе будем руководствоваться текстовой частью формы Декларации, отдельными разъяснениями налоговиков и в конце концов своим здравым смыслом.

    Заполнение общей части

    Порядок заполнения общей части Декларации эконалога вряд ли удивит бывалых налогоплательщиков какими-то особенностями, однако бегло мы на нем все-таки остановимся.

    Сумма начисленного НО по эконалогу за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками загрязнения, сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты и размещение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах

    Рассчитывается как сумма показателей строк 1.1.1 — 1.1.4 при их наличии. Так, если осуществляется один вид загрязнения, то в строку 1.1 просто переносятся данные из строки, соответствующей такому виду загрязнения, если несколько видов — суммируются показатели строк, соответствующих каждому из видов загрязнения окружающей среды

    Сумма начисленного НО по эконалогу за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения

    Переносится сумма НО, рассчитанная в строке 1 приложения 1 к Декларации (порядок заполнения приложения 1 см. на с. 8—9)

    Сумма начисленного НО по эконалогу за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками загрязнения

    Переносится показатель, приведенный в строке 1 приложения 2 к Декларации (порядок заполнения приложения 2 см. на с. 9—10).

    Данная строка заполняется только налоговыми агентами

    Сумма начисленного НО по эконалогу за сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты

    Переносятся данные из строки 1 приложения 3 (порядок заполнения приложения 3 см. на с. 10—11)

    Сумма начисленного НО по эконалогу за размещение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах

    Переносится показатель, рассчитанный в строке 1 приложения 4 (порядок заполнения приложения 3 см. на с. 11—12)

    Сумма начисленного НО по эконалогу за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные) и временное хранение радиоактивных отходов их производителями

    Рассчитывается путем суммирования показателей строк 1.2.1 — 1.2.3

    Сумма начисленного НО по эконалогу за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные)

    Переносится сумма НО, приведенная в строке 2 приложения 5 (порядок заполнения приложения 5 см. на с. 12—13)

    Сумма начисленного НО по эконалогу за образование радиоактивных отходов, который уплачивается за приобретение источников ионизирующего излучения

    Переносится показатель строки 3 приложения 6 (порядок заполнения приложения 6 см. на с. 14)

    Сумма начисленного НО по эконалогу за временное хранение радиоактивных отходов их производителями

    Переносится сумма НО, рассчитанная в строке 1 приложения 7 (порядок заполнения приложения 7 см. на с. 14—15)

    Приложения (расчеты), которые прилагаются к налоговой Декларации экологического налога

    В данной строке указывается информация о приложениях (расчетах), прилагаемых к налоговой декларации, а именно количество каждого приложения проставляется в соответствующих графах арабскими цифрами. Также, в зависимости от того, за какой период (отчетный, отчетный новый, уточняющий) подаются соответствующие приложения к Декларации, номера расчетов соответствующего приложения проставляются через запятую в соответствующих строках (отчетный, отчетный новый, уточняющий) поля 7 и указываются периоды (квартал, год), за которые составлены расчеты соответствующего приложения.

    Количество строк при необходимости самостоятельно увеличивается плательщиком налога в соответствии с фактическим количеством налоговых периодов, по которым уточняются показатели Деклараций.

    Если Декларация требует приложения дополнения к ней на основании п. 46.4 НК или нуждается в пояснении (раскрытии) отдельных результатов финансово-хозяйственной деятельности, это отражается также в строке 7 с указанием количества страниц такого дополнения или пояснения

    Стоит отметить, что показатели в графе 3 Декларации должны быть указаны в гривнях с копейками и содержать не более двух знаков после запятой.

    Заметим также, что Декларация заполняется за каждый отчетный квартал отдельно. а не нарастающим итогом.

    Заполнение приложений к Декларации

    На заполнении приложений к Декларации необходимо остановиться основательно, ведь именно в них производится расчет налоговых обязательств по эконалогу, подлежащих уплате в бюджет.

    Как мы уже говорили ранее, приложения к Декларации являются ее неотъемлемой частью, поэтому должны подаваться вместе с ней. При этом к Декларации подаются только те приложения, из которых переносятся числовые значения показателей в Декларацию. Если у плательщика налога отсутствуют те или иные объекты налогообложения, то соответствующие приложения не подаются, а в строках Декларации ставятся прочерки.

    В приложениях должны быть заполнены все обязательные реквизиты и строки всех разделов с учетом примечаний. В случае незаполнения той или иной строки из-за отсутствия значения строки прочеркиваются.

    Порядковый номер Декларации за год из общей части Декларации переносится в приложения, подаваемые вместе с ней.

    Также в приложениях проставляется порядковый номер расчета, прилагаемого к Декларации за отчетный период, начиная с 1.

    Это были общие моменты заполнения приложений к Декларации, далее остановимся на подробном описании их заполнения. При этом опустим заполнение строк, касающихся исправления ошибок и расчета штрафов и пени, об этом мы поговорим в соответствующем подразделе на с. 15 — 17.

    Приложение 1 — Расчет НО по эконалогу, взимаемому за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения

    Как несложно догадаться, данное приложение заполняется и подается теми субъектами хозяйствования, которые осуществляют выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения. О подробностях заполнения приложения 1 см. в таблице ниже.

    1 — в случае размещения отходов на расстоянии от 3 км и более от границ населенного пункта

    Указывается коэффициент 3 в случае размещения отходов на свалках, которые не обеспечивают полного исключения загрязнения атмосферного воздуха или водных объектов. Полагаем, что в случае отсутствия такого размещения отходов в данной графе необходимо указывать коэффициент 1 .

    Поскольку эксплуатация мест размещения отходов требует соблюдения требований ряда нормативных документов (экологических и санитарно-гигиенических), то при соблюдении этих требований объект можно охарактеризовать как обеспечивающий защиту атмосферного воздуха и водных объектов от загрязнения. Об этом в свое время говорили налоговики в консультации, приведенной в подкатегории 120.06 ЕБНЗ (на данный момент значится как недействующая). При этом они добавляли: для того чтобы охарактеризовать место размещения отходов и правильно применять корректирующий коэффициент к нормативам сбора, необходимо обратиться в орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере санитарного и эпидемического благополучия населения, в сфере обращения с отходами.

    На запрос ГНС Минприроды в письме от 18.02.2013 г. № 2528/07/10-13 сообщило, что места захоронения бытовых отходов (мусоросвалки), не оборудованные системами защиты грунтовых вод, обезвреживания фильтрата, исключения и утилизации биогаза, не могут обеспечить полного исключения загрязнения атмосферного воздуха или водных объектов

    Сума нарахованого податкового зобов’язання

    В данной графе производится расчет суммы НО. Формула для расчета этого показателя следующая:

    где Нпі — ставки налога в текущем году за тонну і-того вида отходов в гривнях с копейками (показатели графы 4 );

    Млі — объем отходов і-того вида в тоннах (т) (показатели графы 3 );

    Кт — корректирующий коэффициент, учитывающий расположение места размещения отходов, который приведен в п. 246.5 НК (коэффициент, отраженный в графе 5 );

    Ко — корректирующий коэффициент, равный 3. применяемый при размещении отходов на свалках, которые не обеспечивают полного исключения загрязнения атмосферного воздуха или водных объектов.

    Округление суммы НО производится до двух знаков после запятой по общим правилам

    Приложение 5 — Расчет НО по эконалогу, взимаемому за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные)

    Структура приложения 5 кардинально отличается от структуры ранее рассмотренных нами приложений. Да и сами плательщики этого вида эконалога, можно сказать, специфические, так как предприятий, осуществляющих образование радиоактивных отходов, не так уж много. Приложение 5 подается теми из них, которые являются эксплуатирующими организациями (операторами) атомных электростанций. в том числе эксплуатирующими организациями (операторами) исследовательских реакторов.

    Сумма НО в данном приложении рассчитывается в разрезе отдельных атомных электростанций или исследовательских реакторов, названия которых указываются в соответствующих графах шапки таблицы расчета. Общая сумма начисленного НО по всем атомным электростанциям (исследовательским реакторам) приводится в строке 2 расчета. Подробнее о порядке заполнения приложения 5 — далее в таблице.

    Ставки податку, який справляється за тимчасове зберігання радіоактивних відходів їх виробниками понад установлений особливими умовами ліцензії строк

    Приводятся ставки налога, указанные в п. 248.1 НК. в зависимости от категории отходов. Единицей измерения выступают гривни за 1 м 3. а для радиоактивных отходов, представленных в виде источников ионизирующего излучения, — гривни за 1 см 3

    Кількість повних календарних кварталів, протягом яких радіоактивні відходи зберігаються понад установлений особливими умовами ліцензії строк

    Указывается количество полных календарных кварталов, на протяжении которых радиоактивные отходы сохраняются сверх установленного особыми условиями лицензии срока

    Отражается рассчитанная сумма НО за отчетный квартал в гривнях с копейками. Формула для расчета этого показателя представлена в п. 249.8 НК и выглядит следующим образом:

    где N — ставка налога, который взимается за временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока (показатели графы 5 );

    V — фактический объем радиоактивных отходов, которые хранятся у производителя таких отходов сверх установленного особыми условиями лицензии срока (показатели графы 4 );

    Tхранения — количество полных календарных кварталов, в течение которых радиоактивные отходи хранятся сверх установленного особыми условиями лицензии срока (показатели графы 6 )

    Для исправления ошибок в ранее поданной Декларации используются стандартные способы, приведенные в ст. 50 НК. Наиболее безболезненный из этих способов, не приводящий к каким-либо штрафным последствиям, — это подача новой отчетной Декларации. Однако возможности такого самоисправления достаточно ограниченные. Так, новая отчетная Декларация может быть подана без уплаты каких-либо штрафов только в случае, когда ошибки исправляются до окончания предельного срока подачи Декларации. в которой обнаружены такие ошибки.

    Если же субъект хозяйствования до окончания предельных сроков подачи отчетной Декларации проморгал допущенную в ней ошибку, то исправиться он может в любой из следующих отчетных периодов одним из представленных ниже способов ( абз. 3 п. 50.1 НК ):

    1) подать уточняющую Декларацию и уплатить при этом сумму недоплаты и штраф в размере 3 % такой суммы до подачи такого уточняющего расчета;

    2) отразить сумму недоплаты в составе Декларации, подаваемой за налоговый период, следующий за периодом, в котором обнаружен факт занижения НО. увеличенную на сумму штрафа в размере 5 % от такой суммы, с соответствующим увеличением общей суммы денежного обязательства по эконалогу.

    Далее подробно остановимся на каждом из этих способов самоисправления.

    Исправление через уточняющую Декларацию

    Прежде всего заметим, что уточняющая Декларация подается отдельно за каждый прошлый налоговый период, в котором обнаружена ошибка. Трехпроцентный штраф и пеня в таком случае применяются за каждое такое исправление. приведшее к занижению НО.

    Форма уточняющей Декларации аналогична отчетной, а основными идентифицирующими ее особенностями являются отметка «Х» в графе «уточнююча» поля 1 и указание уточняющего периода в графе 2.2.

    Напомним, что неотъемлемой частью Декларации являются приложения к ней, следовательно, вместе с уточняющей Декларацией в органы ГНС подаются и приложения, в которых содержатся ошибки. В них также проставляется отметка в графе «уточнюючий». Собственно с заполнения соответствующих приложений и стоит начинать самоисправление через уточняющую Декларацию. Для этого в них предусмотрены специальные строки. Названия этих строк и порядок их заполнения в целом практически одинаковые для всех приложений. Так, в строке 1 (для приложения 5 — в строке 2, для приложения 6 — в строке 3) указывается правильная сумма налога, рассчитанная за уточняемый отчетный период. Графы строк 1.1 — 1.n заполняются так же, как и в приложении за отчетный период.

    В строке 2 (для приложения 5 — в строке 3, для приложения 6 — в строке 4) нужно отражать неправильную сумму налога, рассчитанную в ранее поданной отчетной Декларации за уточняемый период. Как говорится в самой этой строке, сюда переносятся данные из строки отчетной Декларации за уточняемый период, в которой рассчитывается общая сумма налога за отчетной квартал.

    Строка 3 (для приложения 5 — строка 4, для приложения 6 — строка 5) заполняется в том случае, если величина показателя правильно рассчитанной суммы эконалога превышает ошибочную величину аналогичного показателя, отраженного в ранее поданной Декларации. Заполнение этой строки автоматически вызывает необходимость заполнения строки 5 (для приложения 5 — строки 6, для приложения 6 — строки 7), в которой указывается сумма штрафа в размере 3 % от суммы недоплаты. и строки 7 (для приложения 5 — строки 8, для приложения 6 — строки 9), в которой приводится сумма начисленной пени. Согласно п.п. 129.1.2 НК начисление пени начинается в день наступления срока погашения НО плательщиком налога и производится за весь период занижения НО. Начисляется пеня из расчета 120 % годовых учетной ставки НБУ, действующей на день занижения.

    Строка 4 заполняется в случае, когда ошибка в ранее поданной Декларации привела к завышению НО. т. е. когда показатель строки 2 (для приложения 5 — строки 3, для приложения 6 — строки 4) уточняющего расчета превышает показатель, приведенный в строке 1 (для приложения 5 — в строке 2, для приложения 6 — в строке 3) этого же расчета. При этом все последующие строки, предназначенные для указания размера штрафов и пени, не заполняются.

    Строка 6 (для приложения 5 — строка 7, для приложения 6 — строка 8) в случае подачи уточняющего расчета не заполняется (о том, когда эта строка должна заполняться, см. далее на с. 16).

    После того как ошибки в соответствующем приложении исправлены, рассчитаны суммы налога, завышающие или занижающие НО в связи с исправлением ошибок, а также суммы штрафов и пени, самое время перенести все эти данные непосредственно в саму уточняющую Декларацию. Такая информация приводится в строках 2 — 6 Декларации в разрезе отдельных видов загрязнения (строка 1 заполняется только в случае подачи Декларации за отчетный период, поэтому в данном случае в ней ставятся прочерки). Думаем, в какие именно строки переносятся те или иные данные, предельно понятно: названия этих строк говорят сами за себя, поэтому останавливаться на этом мы не будем.

    Полагаем, следует обратить внимание на некоторые нюансы исправления ошибок в Декларации за I квартал 2012 и 2013 года. Дело в том, что согласно письмам ГНСУ от 13.03.2012 г. № 7224/7/15-2117 и от 14.02.2013 г. № 3688/7/15-2117 (см. «Налоговый кодекс: консультации и комментарии», 2013, № 7 (55), с. 13-14) в связи с тем, что в каждом из этих периодов действовали разные ставки эконалога, к Декларации за эти периоды необходимо было подавать по два одинаковых приложения для каждого вида загрязнения окружающей среды, осуществляемого субъектом хозяйствования (см. статью «Одна декларация — два приложения: дежа-вю для плательщиков эконалога» // «Налоговый кодекс: консультации и комментарии», 2013, № 7 (55), с. 60). Считаем, что в случае исправления ошибки, допущенной в Декларации за один из этих периодов, нужно подавать вместе с ней только то из двух приложений, в котором была допущена ошибка. Если второе приложение было заполнено верно, то его в составе уточняющей отчетности можно не подавать. И только тогда, когда ошибка содержится в обоих приложениях к уточняющей декларации, прилагаются они оба.

    А теперь перейдем к рассмотрению нюансов самоисправления вторым способом.

    Исправление через отчетную Декларацию за следующий налоговый период

    Существенным отличием такого самоисправления по сравнению с исправлением через уточняющую Декларацию является то, что таким способом можно исправить ошибки за несколько предыдущих налоговых периодов. Приложения к такой Декларации заполняются по каждому объекту налогообложения отдельно за отчетный период и отдельно по каждому периоду, который уточняется. Очевидно, что как в самой Декларации, так и в приложениях к ней за отчетный период, проставляется соответствующая отметка «Х» в графе «звітна»/ «звітний». В уточняющих приложениях соответственно необходимо поставить отметку «Х» в графе «уточнюючий». В приложениях с отметкой «уточнюючий» в поле «податковий період» заполняется строка «уточнюючий», где отражаются квартал и год, за которые осуществляется уточняющий расчет налогового обязательства по экологическому налогу, а строка «отчетная» не заполняется (в строке ставится прочерк).

    Во всем остальном, в общем-то, порядок исправления через отчетную Декларацию за следующий налоговый период подобен порядку по приведенному выше способу, кроме следующих моментов:

    1) в случае такого самоисправления плательщик эконалога обязан уплатить штраф в размере 5 % от суммы недоплаты. следовательно, вот тут нам как раз и понадобится заполнить строку 6 приложений 1 — 4 и 7, строку 7 приложения 5, строку 8 приложения 6 и строку 5 самой Декларации. Строка приложений и Декларации, предназначенная для указания суммы трехпроцентного штрафа, в случае такого исправления ошибок не заполняется ;

    2) так как Декларация подается за отчетный период, возникает необходимость заполнения строки 1, в которой рассчитывается сумма начисленного за такой период НО.

    Исправление через новую отчетную Декларацию

    Если же субъекту хозяйствования все-таки повезло обнаружить ошибку в ранее поданной Декларации до окончания предельного срока ее подачи, то он, как мы уже сказали, подает новую отчетную Декларацию. не имея при этом никаких штрафных последствий. В Декларации и в приложениях к ней он делает отметку «Х» в графе «звітна нова»/«звітний новий». кроме приложений, в которых исправляются ошибки, в них отметка ставится в графе «уточнюючий». Как и в случае исправления через отчетную Декларацию, приложения к новой отчетной Декларации заполняются по каждому объекту налогообложения отдельно за отчетный период и отдельно по каждому периоду, который уточняется.

    Что отличает этот способ исправления ошибок от двух предыдущих, так это отсутствие необходимости заполнения строк, связанных с начислением штрафа и пени. Таким образом, строки 4 — 6 Декларации, строки 5 — 7 приложений 1 — 4 и 7, строки 6 — 8 приложения 5 и строки 7 — 9 приложения 6 не заполняются. В остальном порядок заполнения Декларации и приложений к ней такой же, как описанный нами при рассмотрении порядка исправления ошибок через уточняющую Декларацию. Учитывая, что Декларация является хоть и новой, но все же отчетной, в ней необходимо заполнять и строку 1, в которой указывается правильно начисленная сумма НО за отчетный период.

    ООО «Атлант», являющееся плательщиком экологического налога, во II квартале 2013 года осуществило следующие виды загрязнения окружающей среды:

    1) выбросы в атмосферу стационарным источником загрязнения, находящимся на территории предприятия, следующих загрязняющих веществ:

    — аммиака — 0,349 т;

    — соединений марганца — 0,084 т;

    2) размещение в специально отведенных для этого местах:

    — люминесцентных ламп в пределах населенного пункта — 20 шт.;

    — умеренно опасных отходов на расстоянии более 3 км от границ населенного пункта — 0,456 т.

    Свалки, на которых размещаются отходы, не обеспечивают полного исключения загрязнения окружающей среды.

    Кроме того, в этом же налоговом (отчетном) периоде предприятие обнаружило ошибку в Декларации за IV квартал 2012 года и исправляет ее через отчетную Декларацию за II квартал 2013 года. Ошибка состоит в том, что при расчете суммы НО по эконалогу за размещение 14 люминесцентных ламп в пределах населенного пункта не был применен коэффициент 3.

    Последний день уплаты НО по эконалогу за IV квартал 2012 года — 19 февраля 2013 года.

    День фактической уплаты суммы заниженного НО — 31 мая 2013 года.

    На основании этих данных предприятие должно заполнить и подать в орган ГНС:

    — Декларацию экологического налога за II квартал 2013 года;

    — приложение 1 к Декларации за II квартал 2013 года;

    — приложение 4 к Декларации за II квартал 2013 года;

    — уточняющее приложение 4 за IV квартал 2012 года.

    При расчете суммы НО не стоит забывать, что ставки эконалога в 2013 году составляют 75 % ставок, указанных в НК (в 2012 году — 50 %).

    Пеня за занижение суммы НО рассчитывается следующим образом:

    343,56 грн.* х 102 дня. 365 дней х 7,5 %. 100 % х 1,2 = 8,64 грн.

    * Сумма налога, увеличивающая НО в связи с исправлением ошибки, рассчитанная в уточняющем приложении 4 (см. с. 21).