Руководства, Инструкции, Бланки

ликвидация филиала пошаговая инструкция рб

Категория: Инструкции

Описание

Ликвидация структурного подразделения организации

Кассовый чек при получении аванса будет особенным

Налоговая служба сообщила о требованиях к реквизитам на кассовом чеке в случае получения и зачета аванса. В разрабатываемых налоговиками форматах чеков, которые будут пробивать онлайн-ККТ, есть особая отметка для расчетов авансом.

Предельный размер базы для начисления взносов на 2017 год уже утвержден

Правительство РФ окончательно определилось с лимитами страховой базы для начисления взносов на следующий год.

Компенсация за неиспользованный отпуск: особенности расчета

Если к моменту увольнения сотрудник проработал без отпуска 10 месяцев и 20 дней, компенсация за неиспользованный отпуск ему выплачивается в полном размере, т.е. за 28 календарных дней.

Подготовьтесь к переходу на новые взносы

С нового года взыскивать недоимки по взносам (кроме взносов «на травматизм») за периоды до 01.01.2017 будет ФНС – на основании данных, которые передадут ей фонды. Чтобы снизить вероятность неизбежных в таких случаях накладок, до конца декабря нужно:

Регистрация юрлиц и ИП: новые правила

Минфин актуализировал процедуру госрегистрации организаций, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Граждан с нелегальными доходами пенсий не лишат, но задуматься о будущем заставят

ПФР опубликовал заявление, в котором опроверг слухи о планах фонда исключить из пенсионной системы граждан, не платящих налоги и взносы. При этом планируется активизировать работу по борьбе с нелегальной занятостью.

Проверьте свои коды по ОКВЭД

С 01.01.2017 будет действовать только новый ОКВЭД2 (ОК 029-2014) (Приказ Росстандарта от 10.11.2015 № 1745-ст). ФНС уже автоматически изменила имеющиеся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП коды видов деятельности по старому ОКВЭД на коды по новому Классификатору. Запросите выписку из реестра и проверьте присвоенные вам новые коды – не произошло ли при перекодировке ошибок.

Ликвидация обособленного подразделения: пошаговая инструкция

Обновление: 21 сентября 2016 г.

Все отечественные юридические лица вправе по своему усмотрению открывать подразделения, территориально удаленные от основной компании. Такими подразделениями являются филиалы, представительства, и иные подразделения, например, стационарные рабочие места. Действующие нормы права подробно описывают порядок создания структурных подразделений, но они не содержат пошаговой инструкции ликвидации обособленного подразделения.

Общие положения о структурных подразделениях

Российское законодательство предусматривает право каждой компании иметь и создавать свои обособленные подразделения (ст. 55 ГК РФ ).

Важно отметить, что ни одно структурное подразделение не может физически и юридически находиться по адресу основной компании. Такая структура должна быть обособлена от головной компании и территориально от нее удалена. Подобная структура должна иметь стационарные рабочие места со сроком функционирования более одного календарного месяца (ст. 11 НК РФ ). Структурным подразделением компании может быть филиал, представительство или же иное обособленное подразделение (ст. 55 ГК РФ и ст. 11 НК РФ ).

Отечественное законодательство, предоставляя компаниям право на создание структурных подразделений, территориально обособленных от основной компании, также наделяет их правом ликвидации структурного подразделения организации.

Ликвидация структурного подразделения компании

Важно учитывать, что ни одно обособленное структурное подразделение не обладает правоспособностью организации и не является юридическим лицом. Гражданско-правовые нормы для ликвидации организаций к структурным подразделениям не применяются.

Так, например, для ликвидации структурного подразделения, обособленного от основной компании, не назначается ликвидатор и не создается ликвидационная комиссия. Также не создается и ликвидационный баланс. Указанное в равной степени не применяется к филиалам, представительствам и иным обособленным подразделениям компании.

Процедура ликвидации обособленного подразделения напрямую зависит от вида ликвидируемой структуры. Так, порядок и алгоритм ликвидации филиала или представительства существенно отличаются от ликвидации структурных подразделений, не перечисленных в Гражданском кодексе РФ.

Например, как следует из буквального толкования ст. 5 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ. для организации деятельности филиала или представительства, равно как и для прекращения деятельности обособленного подразделения, необходимо решение собственников ООО. Аналогичные решения собственников требуются при ликвидации филиалов и представительств организаций других организационно-правовых форм.

Если сведения о ликвидируемой структуре были внесены в устав, то устав следует изменить, исключив из его содержания упоминание о структурном подразделении, подлежащем ликвидации.

При ликвидации подразделения в организации (филиала или представительства), сведения о котором содержатся в уставе организации, следует заполнять и подавать в налоговую инспекцию заявление по форме № Р13001. Это необходимо для внесения изменений в устав компании.

Также у компании, ликвидирующей филиал или представительство, есть обязанность представить налоговикам уведомление по форме С-09-3-2. утвержденной Федеральной налоговой службой России в приказе от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@. Уведомление должно быть направлено не позднее трех дней с момента решения о ликвидации.

Если же ликвидируется структурное подразделение, не указанное в нормах ГК РФ, то принимать решение и вносить изменения в устав не нужно. В этом случае руководитель основной компании издает приказ о ликвидации обособленного подразделения.

В этом случае налоговикам также направляется форма С-09-3-2. Направляется она в тот же трехдневный срок с момента издания приказа.

Общая пошаговая инструкция для ликвидации структурных подразделений выглядит следующим образом:

  • принятие решения о ликвидации филиала и представительства или издание соответствующего приказа о ликвидации ОП;
  • если сведения о филиале/представительстве есть в уставе, то надо подготовить изменения в устав, принять решение о внесении изменений в устав, заполнить заявление № Р13001. уплатить госпошлину, а затем направить весь комплект документов налоговикам;
  • заполнить уведомление по форме С-09-3-2 и сдать его в налоговую инспекцию основной компании;
  • после указанных процедур можно приступать к увольнению при ликвидации обособленного подразделения.
Процедура увольнения в случае ликвидации ОП

В случае ликвидации структурного подразделения, обособленного от основной компании, последняя вправе уволить работников ликвидируемой структуры.

В случае увольнения работников вне зависимости от того, работают они в основной компании или ее подразделении, процедура увольнения должна строго и неукоснительно соответствовать предписаниям Трудового кодекса РФ.

Статья 81 ТК РФ предусматривает возможность увольнения работников в случае ликвидации компании. Однако, как указано выше, структурное подразделение, обособленное от основной компании, юридическим лицом не является.

Трудовой кодекс России не содержит прямого алгоритма увольнения работников при ликвидации обособленного подразделения.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 81 Трудового кодекса России предусмотрена возможность увольнения работников в случае сокращения численности или штата компании. Частью 4 этой же статьи ТК РФ определено, что если ликвидируется структурное подразделение, находящееся в местности, отличной от адреса основной организации, то работники увольняются как при ликвидации организации.

Увольнение работников при ликвидации подразделения предприятия, находящегося в одной местности с основной компанией или другими структурными подразделениями, должно происходить по правилам сокращения численности или штата организации.

Общим моментом при любом из указанных способов увольнения работников является обязанность работодателя уведомить работников, подлежащих увольнению или сокращению, о предстоящих событиях. Срок такого уведомления не может быть менее 2 месяцев до даты увольнения. Также всем работникам, увольнение которых планируется в структурном подразделении, находящемся в одной местности с основной организацией, необходимо предлагать все вакантные должности в организации. Все эти гарантии прямо следуют из ст. 180 ТК РФ .

Еще один важный момент состоит в праве организации осуществить увольнение сотрудника в декрете при ликвидации обособленного подразделения. Данное право проистекает из содержания ч. 6 ст. 81 ТК РФ .

Резюмируя все сказанное выше, можно сделать вывод, что для правильного увольнения сотрудников ликвидируемого структурного подразделения существенное значение имеет месторасположение подразделения относительно основного предприятия и других структурных подразделений.

Также читайте:

ликвидация филиала пошаговая инструкция рб:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    Этапы ликвидации юридических лиц в РБ

    Ликвидация юридических лиц в Республике Беларусь: программа действий и этапы проведения мероприятий

    Мы рады приветствовать Вас, уважаемые читатели, на нашем сайте!

    Данная статья посвящена весьма важной и решающей процедуре в хозяйственной деятельности любого юридического лица – ликвидации.

    Каждый субъект хозяйствования Республики Беларусь при осуществлении своей деятельности стремится максимально удовлетворить свои коммерческие интересы, соблюдая при этом действующее законодательство, а также эффективно и рационально проводить все хозяйственные процедуры.

    Уполномоченные лица, принимая решение о ликвидации организации, должны четко понимать, что грамотное и профессиональное проведение данной процедуры обеспечит в полной мере соблюдение, как законодательства Республики Беларусь, так качество и результат.

    Работу по ликвидации юридических лиц в нашей организации ведут ликвидаторы, являющиеся грамотными специалистами, имеющие многолетний практический опыт в данной сфере, зарекомендовавшие себя профессионалами, знающими свое дело.

    Не секрет, что проведение ликвидационных мероприятий ликвидатором, не имеющим необходимого опыта и знаний, без четкого плана действий может привести к потере времени, средств, а также к возникновению возможных негативных последствий как для самой организации, так и для лиц, ответственных за ее деятельность.

    Специалист, занимающийся ликвидацией юридических лиц. придерживается определенного порядка осуществления необходимых действий, что позволяет обеспечить качественный результат.

    Необходимость обратиться к профессионалу для проведения ликвидации организации обусловлена также тем, что такой ликвидатор, принимая на себя все права по управлению, обязуется провести ликвидацию качественно, поэтапно осуществляя все необходимые действия. При этом Вы, как руководитель либо иное заинтересованное лицо в качественном проведении ликвидационных мероприятий, полностью освобождаетесь от всех забот и трудностей – профессиональный ликвидатор гарантирует Ваше спокойствие и самостоятельно сделает все необходимое для доброкачественного проведения ликвидации Вашего юридического лица.

    Поэтапный порядок операций в процессе ликвидации Юридического лица в Республике Беларусь.

    Специалист-ликвидатор разработает индивидуальный план действий для Вашей организации по проведению всех требуемых нормативной правовой базой Беларуси манипуляций, принимая во внимание особенности осуществляемой хозяйственной деятельности, учитывая при этом законные интересы как учредителей (собственников) так и работников ликвидируемого субъекта.

    Однако заинтересованным в успешном исходе начатого порядка ликвидации лицам не стоит забывать о том, что ликвидатор-профессионал, принимая на себя все права и обязанности по управлению ликвидируемым субъектом, безусловно, действует в целях наиболее эффективного и результативного завершения деятельности фирмы, при этом соблюдая и неукоснительно выполняя все формальные предписания правовой базы Беларуси по регулированию прекращения деятельности субъектов хозяйствования в форме ликвидации.

    Наличие отдельного подхода к ликвидации каждого юридического лица, не исключает того, что грамотные специалисты придерживаются некой универсальной поэтапной программы, подходящей практически для всех субъектов хозяйствования в Республике Беларусь. В связи с этим предлагаем Вашему вниманию следующий план действий, разработанный нашими специалистами.

    Этапы проведения процедур, необходимых для ликвидации юридического лица:
    1. Определение лица, уполномоченного на принятие решения о ликвидации, и осуществление подготовительных действий, назначение ликвидатора либо ликвидационной комиссии, определение сроков и порядка ликвидации .
    1. Уведомление регистрирующего и иных органов государственного управления о принятии решения о ликвидации; информирование работников ликвидируемой организации, а также контрагентов.
    1. Проведение инвентаризации.
    1. Увольнение работников по правилам п. 1 ст. 42 Трудового кодекса Республики Беларусь с выплатой причитающихся пособий и иных выплат, предусмотренных и гарантированных трудовым законодательством Республики Беларусь.
    1. Проведение работы по взысканию дебиторской задолженности.
    1. Переоформление карточки с образцами подписей на ликвидатора для проведения расчетов и распоряжения денежными средствами.
    1. Проведение предусмотренных законодательством проверок налоговыми органами, органами по труду, занятости и социальной защите населения, иными государственными органами.
    1. Составление промежуточного ликвидационного баланса.
    1. Удовлетворение требований кредиторов в порядке очередности, предусмотренной гражданским законодательством Республики Беларусь.
    1. Проведение расчетов с учредителями (собственником имущества) юридического лица.
    1. Составление окончательного ликвидационного баланса и утверждение его собственниками имущества.
    1. Закрытие расчетного счета в банке.
    1. Сдача документов организации в территориальный архив.
    1. Предоставление перечня документов в регистрирующий орган и внесение им записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении юридического лица из списка.

    Вышеописанные действия, необходимые для проведения ликвидации юридического лица, в полной мере соответствуют правилам, закрепленным в нормативных правовых актах Республики Беларусь, и являются достаточными для прекращения деятельности организации. Четкое и неукоснительное выполнение правовых предписаний при совершении ряда операций по ликвидации субъекта хозяйствования является абсолютной гарантией Вашего спокойствия и чистоты перед законом.

    Наличие различных организационно-правовых форм осуществления деятельности юридических лиц, существующих в правовой действительности Беларуси, позволяет разработать план ликвидации для конкретной организации с учетом ее особенностей и законных пожеланий собственника, участников.

    Мы гарантируем качественное проведение ликвидации Вашей компании и в оптимальные сроки!

    Ликвидация обособленного подразделения хозяйственного общества

    Ликвидация обособленного подразделения хозяйственного общества / ликвидация филиала

    Первым этапом процедуры ликвидации обособленного подразделения (филиала, представительства) хозяйственного общества является принятие соответствующего решения в соответствии с корпоративным законодательством Республики Беларусь. Так, согласно ч. 1 ст. 35 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 N 2020-XII "О хозяйственных обществах" (далее - Закон), решение о ликвидации филиала отнесено к компетенции общего собрания участников хозяйственного общества, На основании ч. 2 ст. 35 Закона данное решение может быть передано на рассмотрение совета директоров (наблюдательного совета) в случае закрепления соответствующего положения в уставе. Более того, решение о ликвидации филиала может быть отнесено учредительными документами и к компетенции исполнительного органа в случае, если в хозяйственном обществе не предусмотрено образование совета директоров (наблюдательного совета) (ч. 3 ст. 35 Закона).

    При принятии решения о ликвидации филиала следует определить ответственное лицо за процедуру ликвидации: по общему правилу это исполнительный орган общества – директор (управляющий, управляющая организация). При назначении иного работника ответственным за ликвидацию филиала стоит принимать во внимание должностные обязанности данного работника, изложенные в должностной инструкции, и тот факт, что выполнение данным работником обязанностей по ликвидации филиала требует также подтверждение его полномочий руководителем (выдачу доверенности). Желательно указывать конкретную дату, до которой должны быть завершены все процедуры по ликвидации филиала во избежание проволочек со стороны ответственных за ликвидацию лиц.

    На основании решения о ликвидации филиала, руководитель общества утверждает приказ с планом мероприятий по ликвидации филиала. Такой план мероприятий должен отражать все аспекты, связанные с процедурой ликвидации (от правовых до организационно-хозяйственных).

    Рассматривая ликвидацию филиала в призме трудового права, нужно понимать, что филиал по своей правовой природе является структурным подразделением юридического лица и никакой отдельной правоспособностью не обладает. Потому нанимателем для работников филиала выступает само юридическое лицо, но никак не филиал.

    Постановлением Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29.03.2001 N 2 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде" в п. 27 разъяснено, что упразднение структурного подразделения организации, передача его из одной организации в другую не являются ликвидацией или реорганизацией. Это обстоятельство может являться основанием для прекращения с работниками такого структурного подразделения трудового договора по сокращению численности или штата работников (п. 1 ст. 42 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК)) или перевода работника с его согласия к другому нанимателю (п. 4 ч. 2 ст. 35 ТК).

    Наниматель обязан не менее чем за два месяца до увольнения по п. 1 ст. 42 ТК, если более продолжительные сроки не предусмотрены в коллективном договоре, письменно предупредить работника о предстоящем увольнении. Каждый работник ликвидируемого филиала должен быть ознакомлен с соответствующим уведомлением под роспись.

    В силу ч. 4 ст. 43 ТК наниматель вправе с согласия работника заменить предупреждение о предстоящем высвобождении выплатой компенсации в размере двухмесячного среднего заработка. При этом, если инициатива в достижении такого соглашения исходит от нанимателя после предупреждения работника о предстоящем высвобождении, компенсация выплачивается пропорционально времени, оставшемуся до окончания двухмесячного срока предупреждения.

    В период срока предупреждения о предстоящем увольнении по сокращению численности или штата работнику предоставляется один свободный день в неделю без сохранения заработной платы (по договоренности с нанимателем - с сохранением заработной платы) для решения вопроса о самостоятельном трудоустройстве у других нанимателей (ч. 6 ст. 43 ТК).

    Работникам филиала предлагаются все имеющиеся свободные вакансии. В данном случае применяется ст. 30 ТК с применением порядка перевода (в первую очередь с получением согласия работника на перевод, а также с соблюдением требований по медицинским показаниям конкретного работника). Такой перевод не относится к категории изменений существенных условий труда, и п. 5 ч. 2 ст. 35 ТК в данном случае не применяется. Как не применяется и п. 4 ч. 2 ст. 35 ТК, т.к. работник не переводится к другому нанимателю, поскольку при указанных обстоятельствах наниматель не меняется.

    Положение о филиале является основным документом, на основании которого действует филиал (п. 3 ст. 51 ГК). Утверждается такое положение приказом руководителя юридического лица, создавшего филиал. Следователь, при ликвидации филиала руководитель издает приказ об его отмене, иначе положение будет и дальше являться локальным нормативным правовым актом субъекта хозяйствования.

    Современное белорусское законодательство не обязывает юридические лица вносить изменения в учредительные документы в связи с ликвидацией филиала и не устанавливает для этого никаких сроков. В то время как ч. 4 п. 3 ст. 51 ГК и ст. 14 Закона требует отражения в уставе юридического лица созданных им представительств и филиалов. В связи с этим, по мнению автора настоящей статьи, необходимо внести требование о внесении соответствующих изменений и дополнений в учредительные документы в связи с ликвидацией представительств и филиалов в определенные сроки в Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1 "О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования" (далее - Положение).

    На сегодняшний день нет правового механизма определения конкретной даты прекращения деятельности филиала. На практике в качестве такой даты рассматривают как дату принятия решения о ликвидации, так и дату, специально определенную в решении о ликвидации или дату государственной регистрации изменений в устав юридического лица, связанных с ликвидацией филиала. Кроме того, различные органы (инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (ФСЗН), Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие "Белгосстрах") производят снятие филиала с учета в разные сроки, в том числе с отсчетом от даты ликвидации.

    Многие юристы предлагают принять за дату прекращения деятельности филиала дату принятия решения о ликвидации. Однако в таком случае неурегулированным остается вопрос о работниках филиала: без наличия решения о ликвидации они лишаются права на увольнение по сокращению численности или штата работников со всеми причитающимися социальными гарантиями и выплатами. Следовательно, принимать за дату ликвидации филиала дату принятия соответствующего решения неправильно.

    В рамках действующего законодательства представляется обоснованным издание подробного приказа о ликвидации филиала с планом мероприятий и расчетом сроков на каждое мероприятие. Этим же приказом может быть установлена и определенная дата прекращения деятельности филиала, которая совпадет по времени с выполнением всех предусмотренных законодательством, в том числе и трудовым, формальностей.

    При этом приказ является внутренним документом общества и в отношениях с третьими лицами применим быть не может, то наиболее юридически грамотным будет внесение соответствующих изменений в устав общества. Дата государственной регистрации таких изменений будет считаться датой ликвидации филиала.

    Хозяйственное общество обязано письменно сообщить о прекращении деятельности филиала в налоговый орган по месту постановки на учет филиала не позднее 10 рабочих дней со дня ликвидации филиала (подп. 1.9.4 п. 1 ст. 22 НК).

    В рамках п. 26 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 40 "О Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты", плательщики обязательных страховых взносов, в т.ч. филиалы юридических лиц, обязаны сообщать письменно в органы ФСЗН по месту постановки на учет о принятых решениях о ликвидации, о внесении изменений и (или) дополнений в учредительные документы в течение 5 рабочих дней со дня принятия таких решений, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь.

    На основании п. 16 Положения о регистрации (перерегистрации) на Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии "Белгосстрах" страхователей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.10.2003 N 1294, страхователи - юридические лица обязаны письменно сообщить обособленному подразделению Белорусского республиканского унитарного страхового предприятия "Белгосстрах" по месту регистрации с приложением подтверждающих документов о ликвидации обособленного подразделения в десятидневный срок со дня принятия такого решения.

    В соответствии с п. 41 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 N 450 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Положение о лицензировании), лицензия должна содержать сведения об обособленных подразделениях, в том числе о филиалах (наименование и местонахождение), с указанием составляющих лицензируемый вид деятельности работ и (или) услуг для каждого обособленного подразделения, в том числе филиала.

    Следовательно, при ликвидации филиала лицензиат обязан в месячный срок обратиться в соответствующий лицензирующий орган для внесения в лицензию изменений и (или) дополнений в случае вступления в силу решения лицензирующего органа либо вступления в законную силу решения суда о прекращении действия лицензии по одному или нескольким обособленным подразделениям, в том числе филиалам, а также в случае изменения иных сведений, указанных в лицензии (п. 66 Положения о лицензировании).

    Контрагентов при ликвидации филиала уведомлять необязательно, в связи с тем, что филиал не является юридическим лицом, а его ликвидация или присоединение к организации не является реорганизацией юридического лица в смысле ст. 53 ГК. Однако контрагентов, которые работали непосредственно с филиалом, уведомить рекомендуется с точки зрения деловой вежливости. Кроме того, ликвидация филиала может повлечь изменение банковских реквизитов и должники организации, будучи неуведомленными о ликвидации филиала, не смогут правильно осуществлять платежи в пользу организации.

    Поскольку филиал не обладает отдельной от юридического лица, его создавшего, правоспособностью, то и владельцем банковского счета его назвать нельзя. Владельцем банковского счета, предназначенного для расчетов филиала, является головная организация. При этом перечень лиц, имеющих право распоряжения этим счетом, может быть разным.

    В связи с этим законодательно закрепленной обязанности по закрытию банковского счета филиала у юридического лица нет. Однако в связи с изменением круга лиц, имеющих право распоряжения счетом (увольнение или перевод руководителя и бухгалтера филиала и т.п.), владелец счета - юридическое лицо должен осуществить переоформление карточки с образцами подписей и оттиском печати. Процедура переоформления регулируется локальными нормативными правовыми актами конкретно банка и, как правило, отражается в договоре расчетного счета.