Руководства, Инструкции, Бланки

отчет об осуществлении закупки у единственного поставщика образец img-1

отчет об осуществлении закупки у единственного поставщика образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

План закупок

Нужно ли расчет НМЦК к договору у единственного поставщика? Нужно ли расчет НМЦК к договору у единственного поставщика?

Нужно ли расчет НМЦК к договору у единственного поставщика? Если да, то каким образом можно заключать договора с единственным поставщиком, если НМЦК будет иметь одно значение, например 30рублей, а у поставщика фиксированные цены на все и у него это товар 31 или 29 рублей.

В соответствии с ч. 2 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ): «…В случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта. Положения настоящей части не распространяются на случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренные п. 1, 2,4, 5, 7, 8, 15, 16, 19-21, 24-26, 28, 29, 33, 36, 42 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ».

Таким образом, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ заказчику не требуется оформлять документальный отчет о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Согласно ч. 4 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ: «…При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт должен содержать расчет и обоснование цены контракта, за исключением случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), при которых документальное оформление отчета, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, не требуется».

Соответственно, заказчику не требуется осуществлять расчет и обоснование цены контракта, а также включать в контракт, заключенный на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, информацию о расчете и обосновании цены такого контракта в качестве раздела контракта, приложения к контракту или иным способом.

Вы находитесь в открытом разделе сайта консультант-заказчика.рф. Он предназначен для ознакомления с уровнем проработки экспертом ответов на вопросы. Для получения доступа более чем к 2 500 ответам экспертов, вебинарам, образцам документов, письмам МЭР и ФАС Вам необходимо пройти регистрацию .

Задайте вопрос нашим экспертам.

Другие статьи

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОТЧЕТНЫХ ФОРМ ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НУЖД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ, Приказ УРКС ВО от 23 октяб

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОТЧЕТНЫХ ФОРМ ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НУЖД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОТЧЕТНЫХ ФОРМ ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НУЖД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ


УПРАВЛЕНИЕ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

от 23 октября 2015 года N 91 о/н

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОТЧЕТНЫХ ФОРМ ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НУЖД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Утвердить форму отчета об осуществлении закупочной деятельности согласно приложению N 1.

2. Утвердить форму отчета об исполнении ограничений осуществления закупок согласно приложению N 2.

3. Признать утратившими силу:

- приказ управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области от 22 августа 2014 года N 80 о/н "Об утверждении Порядка взаимодействия управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области, государственных заказчиков Воронежской области и бюджетных учреждений Воронежской области при организации мониторинга закупок для обеспечения государственных нужд Воронежской области";

- приказ управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области от 20 октября 2014 года N 84 о/н "О внесении изменений в приказ управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области от 22 августа 2014 года N 80 о/н "Об утверждении Порядка работы уполномоченного органа, государственных заказчиков Воронежской области и бюджетных учреждений Воронежской области при организации мониторинга закупок для обеспечения государственных нужд Воронежской области";

- приказ управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области от 17 февраля 2015 года N 87 о/н "О внесении изменений в приказ управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области от 22 августа 2014 года N 80 о/н "Об утверждении Порядка взаимодействия управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области, государственных заказчиков Воронежской области и бюджетных учреждений Воронежской области при организации мониторинга закупок для обеспечения государственных нужд Воронежской области".

4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Приложение N 1. ОТЧЕТ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА 20__ Г.


Приложение N 1
к приказу
управления по регулированию
контрактной системы в сфере
закупок Воронежской области
от 23.10.2015 N 91 о/н

Ответственное лицо (Ф.И.О.) ____________________

"__" __________ ____ г.

<*> Информация о количественных и стоимостных характеристиках закупок представляется по фактически проведенным процедурам, по результатам которых были заключены контракты.

- представляют в управление по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области (далее - управление) ежеквартально нарастающим итогом с учетом подведомственных учреждений в срок до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в электронной форме (формат Excel) отчет об осуществлении закупочной деятельности;

- несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность представляемой информации.

- осуществляет сбор и анализ информации, представленной заказчиками;

- формирует ежеквартальные сводные отчеты об осуществлении закупочной деятельности - в срок до 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом;

- формирует базы данных по заказчикам в части представленной информации;

- обеспечивает хранение предоставленной информации.

Приложение N 2. ОТЧЕТ ОБ ИСПОЛНЕНИИ ОГРАНИЧЕНИЙ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК ЗА 20____ Г.

Приложение N 2
к приказу
управления по регулированию
контрактной системы в сфере
закупок Воронежской области
от 23.10.2015 N 91 о/н

Ответственное лицо (Ф.И.О.) ___________________

"__" __________ ____ г.

<*> Объем СГОЗ указывается на дату формирования отчета.

<**> Норматив по закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ (стр. 1 гр. 6) не должен превышать два млн. рублей или не должен превышать пять процентов СГОЗ (указывается либо одно ограничение, либо другое на выбор заказчика).

- представляют в управление ежеквартально нарастающим итогом в разрезе подведомственных учреждений в срок до 20-го числа, следующего за отчетным периодом, отчет об исполнении ограничений осуществления закупок;

- несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность представляемой информации.

- осуществляет сбор и анализ информации, представленной заказчиками;

- формирует ежеквартально сводные отчеты об исполнении ограничений осуществления закупок в срок до 25-го числа, следующего за отчетным периодом;

- формирует базы данных по заказчикам в части представленной информации;

- обеспечивает хранение предоставленной информации.

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОТЧЕТНЫХ ФОРМ ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НУЖД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Закупка у единственного поставщика (ЕП)

Закупка у единственного поставщика (ЕП) Закупка у единственного поставщика — что это?

Закупка у единственного поставщика (ЕП) по 44-ФЗ – это способ закупки при котором контракт заключается с конкретным поставщиком без применения конкурентных способов осуществления закупки, т.е. заказчик предлагает заключить контракт определенному физическому или юридическому лицу. В большинстве случаев, такой способ определения поставщика является правом заказчика, а не его обязанностью.

В каких случаях можно проводить закупку у ЕП?

Полный перечень закреплен в ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ и является исчерпывающим, наиболее распространенными являются следующие случаи:

  • объект закупки относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий и услуг центрального депозитария
  • закупка для государственных нужд, определенная указом (распоряжением) Президента РФ
  • сумма закупки не превышает 100 тысяч (закупка малого объема). В этом случае годовой объем закупок не должен быть выше 2 млн. рублей, либо не должен быть выше 5% совокупного годового объема закупок, при этом не более 50 млн. рублей.
  • закупка, при которой исполнителем может быть только орган исполнительной власти или подведомственный ему орган.
  • закупка на оказание услуг по водоотведению, водоснабжению, газоснабжению, теплоснабжению, энергоснабжению, подключению и присоединению к сетям инженерно-технического обеспечения, по ввозу, вывозу и хранению психотропных веществ и наркотических средств.
  • закупка вследствие чрезвычайных ситуаций, аварий техногенного и природного характера, для оказания медицинской помощи.
  • закупка для осуществления управления многоквартирным домом
  • принятие заказчиком решения о заключении контракта с ЕП, в том случае если определение поставщика закрытым способом было признано несостоявшимся.
  • оказание услуг для направления работника в служебную командировку.
Кто относится к субъектам естественных монополий:

Субъекты естественных монополий – это субъекты, которые занимаются производством и реализацией товаров, работ или услуг в условиях естественной монополией, т.е. никто другой таким производством не занимается. Существует утвержденный Реестр субъектов естественных монополий. В него включены субъекты естественных монополий в сфере водоснабжения, в топливно-энергетическом комплексе, на транспорте, в области связи, в сфере захоронения радиоактивных отходов. Наиболее ярким примером субъекта естественной монополии в области почтовой связи является ФГУП «Почта России», в области электросвязи – «Ростелеком». Для того чтобы найти нужный заказчику субъект, необходимо обратиться к данному Реестру, выбрать соответствующую заказчику область местонахождения и посмотреть какая организация на данной территории является субъектом естественной монополии.

Как провести закупку у единственного поставщика?
  1. Необходимо подготовить проект будущего контракта и выбрать планируемого исполнителя. Регламентированных критериев для его выбора нет, однако стоит руководствоваться принципом разумности, использовать свой опыт заключения контрактов, проконсультироваться с организациями, которые уже сотрудничали с планируемым исполнителем.
  2. Выставить информацию в план-график в ЕИС. В ней указывается сумма контракта и его условия.
  3. Ждать 10 календарных дней. В этот период необходимо согласовать контракт с исполнителем. Если заказчиком вносились какие-либо изменения в план-график о закупке, то отсчет 10 дней начинается сначала. На 11 день необходимо выложить извещение об осуществлении закупки.
  4. Ждать 5 календарных дней. В этот период контракт должен быть подписан обеими сторонами и на 6 день уже можно выкладывать информацию о заключении контракта в реестр, вместе со сканированным подписанным документом.
  5. В случае, если ч.3. ст.93 Федерального закона № 44-ФЗ предусмотрено документальное оформление отчета, его необходимо составить. По окончании срока исполнения контракта, необходимо такой контракт закрыть и создать информацию об исполнении контракта, приложив все платежные документы. Закрыть контракт необходимо в трехдневный срок, после получения платежных документов. Если контрактом предусмотрено поэтапное исполнение контракта, то после каждого этапа необходимо выкладывать информацию о закрытии и прикладывать соответствующий отчет.
Как оформить обоснование закупки у единственного поставщика?

Форма такого отчета произвольная, однако, рекомендуется указывать следующую информацию:

  • цель осуществления закупки
  • описание объекта закупки
  • существенные условия контракта
  • преимущества контрагента
  • объяснение невозможности применения конкурентного способа определения поставщика
  • вывод о необходимости в данной закупке
  • ссылки на нормативно-правовые акты

Некоторые программы для автоматизации работы госзаказчика позволяют формировать отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика автоматически.

В чем преимущества и недостатки закупки у ЕП для заказчика?

К преимуществам относится возможность заключить контракт с известным заказчику поставщиком, простота процедуры размещения информации в ЕИС, отсутствие большой документации, относительно небольшая длительность заключения контракта.

К недостаткам данной процедуры можно отнести ограниченную возможность снижения цены контракта, отсутствие возможности выбрать наилучшие условия выполнения контракта, высокий риск проверки и возникновения претензий со стороны проверяющих, при допущении каких-либо нарушений при проведении данной процедуры.

Какие нюансы надо учесть, проводя закупку у ЕП?
  • В некоторых случаях для проведения закупки у единственного поставщика необходимо размещать в Единой Информационной Системе (ЕИС) извещения;
  • После проведения закупки у единственного поставщика заказчик с соблюдением сроков должен выгрузить информацию о проведении закупки в реестр закупок ЕИС;
  • необходимо отслеживать непревышение допустимых ограничений, когда у единственного поставщика проводится закупка малого объема до 100 и 400 т.р.

Эти нюансы можно контролировать как вручную, так и при помощи систем автоматизации закупок. Например программа для госзаказчиков «Эконом-Эксперт» помогает корректно планировать закупки у единственного поставщика, размещая их в плане-графике, а также автоматически формирует извещение и выгружает его на ЕИС автоматически. После проведения закупки «Эконом-Эксперт» также выгружает информацию о проведенной закупке в ЕИС.

Инструкция по осуществлению закупки у единственного поставщика

Закупка у - единственного поставщика: что - нужно учитывать

Закупка у единственного поставщика: что нужно учитывать

Закупка у единственного поставщика – один из способов закупки, который позволяет приобрести товары необходимого качества, определенной торговой марки у определенного продавца, без проведения торгов в максимально короткие сроки. В статье рассмотрим особенности проведения закупки у единственного поставщика.

Что такое закупка у единственного поставщика

Закупка у единственного поставщика - это способ, при котором контракт заключается с конкретным юридическим или физическим лицом без проведения формальной процедуры выбора поставщика (ч. 1, 2 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ; далее — Закон № 44-ФЗ).

Обратите внимание, что закупка у единственного поставщика — это право, а не обязанность заказчика (исключение составляют лишь закупки у единственного поставщика при несостоявшихся конкурентных процедурах по 44-ФЗ).

В каких случаях проводится закупка у единственного поставщика

Закупать у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) можно в случаях, указанных в части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Указанный перечень содержит более 40 различных оснований, среди которых есть наиболее популярные у заказчиков:

  • осуществление закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», а также услуг центрального депозитария (п. 1 ч. 1 ст. 93);
  • осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 000 рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93);
  • оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ (п. 8 ч. 1 ст. 93);
  • закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме (п. 9 ч. 1 ст. 93);
  • признание несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений (п. 25 ч. 1 ст. 93).

Хотелось бы остановиться на нескольких типах закупки у единственного поставщика.

Малые закупки

Заказчик может разово закупать у единственного поставщика любые товары, работы, услуги на сумму не более 100 000 рублей. Законом № 44-ФЗ установлено условие: годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить, не должен превышать 2 000 000 рублей или 5% совокупного годового объема закупок заказчика (если 5% более 2 млн. руб.) и не должен составлять более чем 50 000 000 рублей. Указанные ограничения не применяются в отношении закупок для муниципальных нужд сельских поселений. Подробнее о малых закупках читайте в статье Малые закупки у единственного поставщика по 44-ФЗ.

Стоит отметить, что закупки на сумму до 100 000 рублей не ограничены правилом об одноименных товарах. Ранее (по нормам закона № 94-ФЗ) сумма всех заказов на поставку одноименных товаров (выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг) в течение квартала не должна превышать 100 000 рублей (п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ).

Пример. В марте текущего года заказчик заключает контракт на поставку оргтехники в офис на сумму 90 000 руб. В апреле этого же года он вправе закупить тот же товар у единственного поставщика при условии, что цена каждого контракта не превышает 100 000 рублей. При этом общая сумма таких контрактов, заключенных в течение квартала, не имеет значения при условии, что годовой объем закупок у единственного поставщика на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ не превысит 2 млн рублей или 5% от совокупного годового объема закупок и составит при этом не более 50 млн руб.

Тип «закупка малого объёма» очень популярен среди заказчиков из-за своей простоты:

  • Во-первых, закупки по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ не нужно отражать в плане-графике в полном объёме. Информация о таких закупках отражается одной общей суммой за год, без указания сведений по каждой закупке.
  • Во-вторых, извещение о проведении такой закупки не размещается в единой информационной системе.
  • В-третьих, по таким закупкам не нужно составлять отчёт об исполнении этапа контракта и вносить сведения в реестр контрактов.

Управление государственными и муниципальными закупками – онлайн-курс для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Неконкурентная процедура

В каком случае закупка у единственного поставщика становится не правом, а обязанностью заказчика?

Если закупка путем конкурентной процедуры признана несостоявшейся по причине подачи всего одной заявки или признания только одной заявки соответствующей требованиям, заказчик обязан осуществить закупку у единственного поставщика (п. 24, 25 ч. 1 ст. 93, ч. 18 ст. 83 № 44-ФЗ).

Обращаем ваше внимание на интересную деталь в законе: когда закупка у единственного поставщика невозможна (например, при превышении установленных лимитов совокупного годового объема закупок), то заказчик может провести открытый конкурс или электронный аукцион (ст. 48, 59), а иногда и запрос котировок или запрос предложений (ч. 2 ст. 72, ч. 2 ст. 83).

Согласовывать закупку у единственного поставщика по итогам несостоявшихся торгов больше не нужно. С 2015 года отменяется обязанность заказчика согласовывать заключение контракта в ФАС в случае признания конкурентных способов закупки несостоявшимися (п. 25 ч. 1 ст. 93).

При выборе неконкурентного способа определения поставщика заказчик должен учитывать как преимущества, так и недостатки этой процедуры.

Преимущества закупки у ЕП
  1. Как правило, заказчик знает поставщика, имеет успешный опыт взаимодействия с ним.
  2. Риск нарушения процедуры заключения контракта сведен к минимуму.
  3. Закупка у единственного поставщика проводится быстрее и проще, чем при выборе конкурентных способов закупок.
  4. Заказчику не нужно отвлекать значительные ресурсы на проведение процедуры определения поставщика и заключения контракта.
Недостатки закупки у ЕП

При закупке у единственного поставщика заказчик не может значительно снизить цену контракта, как, например, на электронном аукционе. Также ему сложно обеспечить наилучшие условия выполнения контракта, как, например, на открытом конкурсе, из-за отсутствия конкуренции.

ФАС уделяет особое внимание именно этому способу закупки, так как он связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств. Заказчик может договориться с поставщиком в обход закона. Отдавая предпочтение закупке у единственного поставщика, заказчик должен понимать, что со стороны контролирующих органов повышенное внимание будет именно к неконкурентной процедуре, и ясно представлять свою ответственность в случае нарушений.

Форс-мажор

Нередки случаи, когда заказчик заключает договор с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы. Напомним, что закон о контрактной системе 44-ФЗ разрешает неконкурентную процедуру при возникновении чрезвычайных ситуаций и форс-мажорные обстоятельств(непреодолимой силы). Но далеко не все обстоятельства попадают под это определение.

Как узнать, что является форс-мажором, а что нет? Посмотреть в ГК РФ (ст. 401), где написано, какие обстоятельства являются чрезвычайными и непредотвратимыми. Другие же случае, например, некачественное выполнение обязанностей, к ним не относятся.

Далее — несколько примеров.

Пример 1. Конец финансового года

Заказчику выделили бюджетные средства в конце финансового года, и времени для проведения конкурентных процедур недостаточно. Может ли он заключить контракт с единственным поставщиком, сославшись на ФЗ-44(п.9 ч.1 с.93)?

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 93 № 44-ФЗ при закупке ТРУ, необходимых для ликвидации последствий аварии, чрезвычайных ситуаций, обстоятельств непреодолимой силы, заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком. Но сделать это заказчик может только при условии, что применение других способов определения поставщика, требующих затрат времени, нецелесообразно.

В свою очередь, недостаток времени сам по себе не обладает признаками чрезвычайности и непредотвратимости. Поэтому такие действия заказчика будут неправомерными.

На практике Минэкономразвития России, ФАС России и арбитражные суды не признают поступление денежных средств в конце финансового года обстоятельством непреодолимой силы.

Пример 2. Профилактика

Заказчик узнал о чрезвычайной (аварийной) ситуации на подведомственном ему объекте. Вправе ли они заключить контракт с единственным поставщиком, сославшись на обстоятельства непреодолимой силы?

Если обстоятельства непреодолимой силы на момент заключения отсутствуют, то заказчик не вправе заключать контракт с единственным поставщиком, так как сама по себе возможность возникновения чрезвычайной ситуации не свидетельствует об объективном наличии такого обстоятельства.

На практике арбитражные суды при рассмотрении подобных споров принимают решения, в зависимости от того, имелись ли обстоятельства непреодолимой силы (аварийная ситуация) на момент заключения контракта.

В данном случае заказчику целесообразнее провести запрос котировок.

Пример 3. Контракт после аварии

Авария на подведомственном объекте уже произошла. И заказчик, спустя длительное время после аварии, заключил контракт с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы. Правомерны ли в этом случае его действия?

Если для проведения конкурентных процедур времени было достаточно, то контролирующие органы могут расценить действия заказчика, как неправомерные. Заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком при закупке работ, необходимых для ликвидации последствий аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, обстоятельств непреодолимой силы, но сделать это заказчик может только при условии, что применение других способов определения подрядчика, требующих затрат времени, нецелесообразно. Поэтому, если заказчик заключает контракт с единственным подрядчиком на выполнение срочных работ по устранению аварийной ситуации, возникшей задолго до этого, то он явно неправ.

Арбитражные суды при рассмотрении подобных споров принимают решения в зависимости от того, было ли у заказчика время осуществить закупку конкурентным способом.

Процедура проведения проверки контролирующим органом

При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик обязан уведомить в срок не позднее 1 рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок. Уведомление о такой закупке направляется в ФАС, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. К этому уведомлению прилагается копия заключенного контракта с обоснованием его заключения.

Регламента проведения проверки заключения контракта не предусмотрено.

  1. Сотрудник контролирующего органа рассматривает поступившее уведомление и оценивает действия заказчика по заключению контракта на соответствие требованиям Закона № 44-ФЗ.
  2. По итогам проверки подготавливается докладная записка.
  3. В случае отсутствия нарушений Закона № 44-ФЗ в действиях заказчика информирование последнего процедурой не предусмотрено.
  4. Если обнаружены нарушения — контролирующий органом организует внеплановую проверку, о которой заказчик обязательно будет уведомлен.
Обоснование закупки у единственного поставщика

В некоторых случаях (они указаны в ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) заказчику необходимо подготовить и утвердить отчет, в котором требуется обосновать (ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ):

  • невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика, кроме закупки у единственного поставщика;
  • цену и другие существенные условия контракта.

Срок составления отчета Законом № 44-ФЗ не установлен. Но утвердить отчет необходимо все-таки до заключения контракта, а не после. На практике для этого может потребоваться от одного до трех рабочих дней.

  1. Заказчик не всегда может сделать выбор в пользу неконкурентной процедуры, каждый раз, когда ему это удобно.
  2. Заказчикам необходимо помнить об ограничениях и соблюдать все законодательные регламенты, внимательно изучая формулировки и вникая в их тонкости.
  3. А поставщикам до заключения контракта нужно внимательно читать документацию заказчика, анализировать информацию, вникая в детали.
  4. Важно отслеживать ситуации, когда заключение контракта может оказаться неправомерным, не дожидаясь, когда такой договор будет расторгнут на основании решения контролирующего органа или суда.

Управление государственными и муниципальными закупками – онлайн-курс для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».