Руководства, Инструкции, Бланки

образец протокола закупки у единственного поставщика по 223-фз img-1

образец протокола закупки у единственного поставщика по 223-фз

Категория: Бланки/Образцы

Описание

В положении о закупках по 223фз изменить стоимость со 100000 тысяч до миллиона

Мария, добрый вечер! Речь о критериях выбора способа закупки?

26 Февраля 2016, 20:56

Уточнение клиента

Речь идет о том, что мы хотим в своем положении о закупках прописать, что закупку без опубликования на оос у еп проводить до одного миллиона, а не как указано в законе 223фз до 100 тысяч. Все что выше миллиона, мы планируем проводить через закупки.

26 Февраля 2016, 21:00

Есть вопрос к юристу?

Город не указан

Согласно ст. 4 223-ФЗ

Заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает сто
тысяч рублей. В случае, если годовая выручка заказчика за отчетный
финансовый год составляет более чем пять миллиардов рублей. заказчик
вправе не размещать в единой информационной системе сведения о закупке
товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает пятьсот тысяч
рублей.

Это императивная, т.е. обязательная норма и изменить прописав соотвествующие условия в положении о закупках вы не вправе. Максимум можно поднять до 500 тыс, но только при соблюдении условия о размере выручки

26 Февраля 2016, 21:15

Здравствуйте, рекомендую вам ознакомиться следующим письмом касающегося вашего вопроса, судя по данному письму вы можете устанавливать максимальную цену договора у единственного поставщика самостоятельно, выделяю основные моменты:

Вопрос: О закупках товаров (работ, услуг) отдельными видами юрлиц у единственного поставщика.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 августа 2015 г. N ОГ-Д28-11470
Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о предоставлении разъяснений отдельных положений Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ) и сообщает следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом N 223-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона N 223-ФЗ правовыми актами, регламентирующими правила закупки, — положением о закупке. То есть положение о закупке является документом (правовым актом), который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Также при закупке товаров, работ, услуг заказчику в соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ следует руководствоваться следующими принципами:
информационная открытость закупки;
равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.
При этом нормы Закона N 223-ФЗ не ограничивают заказчиков в установлении минимальной цены по одной закупке у единственного поставщика (до 100 или 500 тыс. руб.).
Следует отметить, что, в случае если стоимость товаров, работ, услуг, закупаемых у единственного поставщика, превышает установленную в части 15 статьи 4 Закона N 223-ФЗ сумму, извещение о такой закупке, документация о такой закупке, проект договора о такой закупке, изменения, вносимые в извещение и документацию о такой закупке, разъяснения документации о такой закупке, протоколы, составляемые в ходе такой закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (zakupki.gov.ru) предусмотрено Законом N 223-ФЗ и положением о закупке, размещаются на указанном официальном сайте.
Таким образом, заказчик вправе самостоятельно в положении о закупке определить максимальную цену договора с единственным поставщиком.
Кроме того, Закон N 223-ФЗ не ограничивает заказчика по количеству закупок у единственного поставщика за отчетный период.
Вместе с тем обращаем внимание, что злоупотребление правом закупки у единственного поставщика может повлечь нарушение норм Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России — федеральный орган исполнительной власти, действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделенный компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.
Директор Департамента
развития контрактной системы
М.В.ЧЕМЕРИСОВ
28.08.2015

26 Февраля 2016, 21:19

Уточнение клиента

А как правильно прописать данный пункт в положении о закупках?

26 Февраля 2016, 21:31

Уточнение клиента

Могу ли я написать вот такое разъяснение к пункту где будет увеличена цена?

26 Февраля 2016, 21:43

Другие статьи

Закупка у единственного поставщика по ФЗ 223

Особенности закупок по ФЗ 223 в случаях, когда поставщик единственный

Антимонопольная служба тщательно следит за сферой закупок. Ведь для развития бизнеса важна конкуренция. Сегодня важно соблюдать положения ФЗ 223, которые сейчас часто интерпретируют неправильно. В 2016 году важно все закупки проводить по утвержденному плану, что создает дополнительные препятствия. Многим юридическим лицам важно найти для себя единственного поставщика, с которым будет легко сотрудничать. Разберемся, в каких ситуациях может быть использована закупка без конкуренции.

Какие способы закупок предусматривает статья вторая 223-ФЗ

Этот закон является основой всей закупочной деятельности в России. Согласно ему, заказчик обязан указать в созданном им положении, по которому будет проводиться закупка, ее способ. Законом не запрещены:

Запрет на иные формы в ФЗ 223 не указывается, поэтому можно интерпретировать его так, что можно заключать договоры на прямые поставки, не рассматривая предложения конкурентов. Важно лишь подробно прописать условия закупочной деятельности в положении.

Что такое прямая закупка

Приобретение оборудования и других необходимых вещей у единственного поставщика часто называют прямая закупка. В ней инициативной стороной способен выступать как продавец, так и покупатель. Например, если вы знаете, какая компания поставит вам товар быстро и качественно, то можно направить ей предложение о заключении договора. С другой стороны, ФЗ 223 не запрещает принять предложение, если инициатива идет от единственного поставщика. В этом случае необязательно рассматривать условия конкурентов.

Если вами избрана прямая закупка, то стоит соблюдать следующие правила ФЗ 223:

  1. Необязательно регистрировать в единой информационной системе сделки на приобретение товаров или услуг, общая стоимость которых ниже ста тысяч рублей.
  2. Для крупных компаний, годовая прибыль которых больше 5 миллиардов рублей, разрешается не подавать сведения при проведении сделок на общую сумму до 500 тысяч.

Таким образом, у единственного поставщика можно приобрести товары или услуги в большинстве случаев. В 2015 году доля таких закупок среди всех сделок составила около 51%. Заказчики не размещали в ЕИС следующую информацию:

В оставшихся случаях покупателю приходилось раскрывать данные:

  • точное наименование положения;
  • наименование организации-заказчика (вносится точно также, как в Уставе или других учредительных документах);
  • ИНН и регистрационный номер заказчика;
  • дату окончательного утверждения положения и время создания этого документа;
  • код причины постановки на учет в налоговой службе (КПП);
  • документы с информацией о закупке.

Список сведений, которые нужно передавать в ЕИС, содержится в 223-ФЗ. Многие компании предпочитают приобретать товары и услуги у единственного поставщика на небольшие суммы, чтобы не пришлось вносить свои данные в общий реестр.

Ситуации, когда можно сотрудничать с единственным поставщиком

Чаще всего прямая закупка осуществляется в случаях:

  1. Небольшой общей стоимости объекта торга. В этом случае нецелесообразно проводить аукционы и конкурсы.
  2. Если необходимый товар или услуга представлен у единственного поставщика. Однако здесь важно, чтобы монополия была естественной, в противном случае у сотрудников государственных органов могут возникнуть вопросы.
  3. У единственного поставщика имеются исключительные права на данную продукцию. Это те случаи, когда закупка проводится у производителя или разработчика.
  4. Прямая закупка может быть использована, если ранее вам не удавалось завершить сделку другим конкурентным способом.
  5. При чрезвычайных ситуациях, авариях и стихийных бедствиях потребность в товаре или услуге нередко становится срочной. В этом случае закон предусматривает возможность получения необходимого от единственного поставщика, так как на аукционный торг или конкурс времени нет.

Если вы приобрели товары на минимальную сумму, то можно не включать сделку в план закупок, однако вам придется отразить ее в отчетах для Росстата. Кроме того, необходимо обязательно подготовить обоснование для заключения договора с поставщиком – приказ или распоряжение.

По ФЗ 223 в ежемесячной отчетности прямая закупка выносится в отдельный раздел. Раз в полгода о получении необходимых предметов торга от единственного поставщика необходимо сообщать в первой форме отчета Росстата.

Нарушения ФЗ 223

Одним из самых главных нарушений ФЗ 223 является частое получение товаров и услуг от единственного поставщика, отраженное в положении о закупке. Заказчик в этом случае нарушает нормативные акты, по которым закупка должна осуществляться при помощи конкурентных торгов. Аукционы и конкурсы, проводимые юридическим лицом, должны быть открыты, чтобы небольшие предприятия смогли в них участвовать. В частности, подобное нарушение было выявлено в Министерстве обороны, которые редко прибегали к открытым торгам в рамках реализации проекта госзаказа.

Если закупка связана с энергоресурсами, то кроме ФЗ 223 нужно иметь в виду Постановление № 109, которое предписывает при заключении подобных сделок проводить конкурсный отбор. Таким образом у единственного поставщика нельзя получить:

Эта мера была принята для более эффективного и целевого расходования средств. Если упустить этот момент, регулирующий орган зафиксирует нарушение.

Частое получение товаров и услуг от единственного поставщика недопустимо и для владельцев естественных монополий. В этом случае нужно дополнительно руководствоваться Постановлением № 1158, которое рекомендует владельцам таких предприятий вести закупки по правилам, действующим на торги для государственных нужд.

Закупка компаний с государственным участием должна осуществляться в соответствии с Директивой от 16 октября 2010 года. Согласно ей, информацию о торгах стоит публиковать в электронном виде. Эта мера помогает предприятиям с государственным участием рассмотреть больше вариантов, а не обращать внимание только на единственного поставщика.

Рекомендации специалистов

Профессионалы в сфере государственных заказов рекомендуют обращать внимание на следующие моменты:

  1. При совершении сделки помните, что со стороны контролирующих органов к ней будет привлечено более пристальное внимание. Тем не менее отказываться от этой формы торга не стоит. Такая закупка привлекательна для заказчика, так как заключить договор можно в кратчайшие сроки.
  2. Кроме 223-ФЗ необходимо тщательно изучить статьи с 93 по 96 ФЗ 43. В них указан перечень товаров, которые реально получить от единственного поставщика. Дополнительно можно просмотреть открытые торги на государственных порталах, если нужный вам товар представлен на аукционе, то стоит избрать такой же способ его получения. Это поможет вам избавиться от дополнительного внимания ревизоров.
  3. По ФЗ 223 каждый заказчик устанавливает для себя сам случаи получения товаров от единственного поставщика. Если хотите продать товар или услугу компании, которая придерживается этого законодательного акта, стоит внимательно ознакомиться с созданным ею положением о закупке.
  4. Поставщику важно в полном объеме исполнять свои обязательства по контрактам, в этом случае велика вероятность, что следующая закупка будет не конкурсная, а прямая.

В целом, благодаря ФЗ 223, налаживать прямые поставки достаточно просто. Достаточно лишь заранее составлять положение о закупке и вести строгую отчетность перед контролирующим органами.

Самое популярное:
  • Как правильно экономить деньги в семье
  • Будет ли девальвация рубля в 2016 году и что делать людям
  • Величина налогов для ИП за себя в 2016 году
  • Идеи бизнеса на 300 000 рублей

Помощь заказчикам по 44-ФЗ и 223-ФЗ - Помощь в ГосЗакупках

Добро пожаловать
на сайт помощи Заказчикам!

Данный сайт создан в помощь Заказчикам, работающим в разных учреждениях, но которых объединяет одно - №44-ФЗ и №223-ФЗ.
Ведь с момента вступления в законную силу Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" у большинства людей, работающих в сфере закупок, возникло и накопилось уже большое количество вопросов, на которые бы они хотели получить ответ.
Вот и сайт www.help-tend.ru представляет им данную возможность. Все Ваши возникшие вопросы без труда можно задать, либо уже найти ответ на нашем сайте.
Надеемся, что данный сайт будет приносить пользу, и давать ответы на возникшие вопросы в ходе работы, и поможет решить возникшие конфликтные ситуации.

Последние новости госзакупок

Минэкономразвития: госзаказчик не должен менять контракт, если исполнитель зарегистрировался как ИП

Новости госзакупок 15 декабря 2016

Регистрация физлица как индивидуального предпринимателя не с.

Заказчики по 223-ФЗ с 2017 года смогут предоставлять приоритет товарам из Белоруссии

Новости госзакупок 14 декабря 2016

Такое мнение в отношении закупок по Закону N 223-ФЗ высказал.

Правительство ограничило госзакупки еще большего количества иностранных медицинских изделий

Новости госзакупок 14 декабря 2016

В перечень иностранных медицинских изделий, госзакупки котор.

Госзаказчик не обязан применять типовой контракт, если закупает только ремонт автомобиля

Новости госзакупок 14 декабря 2016

Типовой контракт не следует использовать и в случае, если об.

С 2017 года расширится список товаров, работ и услуг, подлежащих нормированию при госзакупках

Новости госзакупок 14 декабря 2016

Правительство дополнило обязательный перечень товаров, работ.

С января госзаказчики должны будут направлять в реестр контрактов больше сведений

Новости госзакупок 14 декабря 2016

Правительство изменило правила ведения реестра контрактов. Н.

ЭТП АКД: Нюансы осуществления закупок у единственного поставщика

Нюансы осуществления закупок у единственного поставщика Нюансы осуществления закупок у единственного поставщика Вступление

Закупка у единственного поставщика является, пожалуй, одним из самых любимых и популярных способов закупки товаров, работ, услуг у отдельных видов юридических лиц, попавших под действие Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее - Закон о закупках). Однако, несмотря на якобы относительную простоту подобной «прямой» или неконкурентной закупки «на бумаге», на практике все гораздо сложнее.

Оглавление 1. Понятие закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)

Понятие закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), собственно, как и само понятие закупки, текущая редакция Закона о закупках не содержит.

Закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) или, часто называемая прямая, неконкурентная закупка - это способ закупки, «косвенно» предусмотренный Законом о закупках. В ч. 2 ст. 19 Закона о закупках указано, что Заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает в единой информационной системе (далее - единая информационная система, ЕИС) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) .

Следует, отметить, что изменения, которые планируются внести в ближайшее время в Закон о закупках, предполагают введение закрытого перечня способов закупок и «деление» способов закупок на конкурентные способы закупки (конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений) и закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

2. Основания проведения закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)

Случаи применения данного способа закупки должны быть четко сформулированы в положении о закупке.

Например, одними из самых популярных случаями применения прямых закупок у Заказчиков являются:


  • «Одноименность» продукции. Это случай, когда Заказчик может заключить договоры на поставку одноименной продукции (товаров, работ, услуг), стоимость которой, например, не превышает 500 000, 00 рублей с НДС в квартал. Порядок отнесения продукции к одноименной должен регулироваться локальными документами Заказчика.
  • «Несостоявшиеся» процедуры закупки. Случай, когда по результатам проведения конкурентной процедуры закупки не было подано ни одной заявки, и Заказчик имеет право осуществить прямую закупку.
  • «Эксклюзивность» либо незаменимость продукции. Это случай, когда, когда продукция имеется в наличии только у какого-либо конкретного поставщика (подрядчика, исполнителя) или какой-либо конкретный поставщик (подрядчик, исполнитель) обладает исключительными правами в отношении данных товаров (работ, услуг). Например:

- поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях»;

- оказание услуг водоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, подключение (присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам);

- заключение договора энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии;

- возникновение потребности в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти, органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, соответствующие полномочия которых устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;

- заключение договоров, предусматривающих предоставление заказчику прав на использование результатов интеллектуальной деятельности, в том числе программ для ЭВМ, с лицом, обладающим исключительными правами на результат интеллектуальной деятельности, или иным лицом, уполномоченным обладателем исключительных прав;

- необходимо проведение дополнительной закупки и смена поставщика нецелесообразна по соображениям стандартизации или ввиду необходимости обеспечения совместимости с имеющимися товарами, оборудованием, технологией или услугами, учитывая эффективность первоначальной закупки с точки зрения удовлетворения потребностей заказчика и ограниченный объем такой дополнительной закупки по сравнению с первоначальными закупками;

- заключение договора на участие в выставке, конференции, семинаре, ином мероприятии с лицом, являющимся организатором такого мероприятия или уполномоченным организатором мероприятия;

- поставщик, подрядчик, исполнитель закупаемых товаров, работ, услуг или его единственный дилер осуществляет гарантийное или текущее обслуживание поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг и наличие иного поставщика, подрядчика, исполнителя невозможно по условиям гарантии;

- осуществляется закупка услуг по авторскому надзору за разработкой проектной и конструкторской документации объектов капитального строительства, авторскому надзору за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объекта капитального строительства, изготовлением оборудования соответствующими авторами;

- осуществляется закупка услуг по профессиональной подготовке, переподготовке, повышению квалификации, участию в семинарах, конференциях, тренингах и прочих мероприятиях, направленных на обучение и развитие работников Заказчика;

и др.
  • Договоры подряда с физическими лицами. т.е. случаи заключения договоров на выполнение работ, оказание услуг с физическим лицами (за исключением индивидуальных предпринимателей) с использованием их личного труда.
  • Аренда недвижимого имущества. Данный пункт рекомендовано включать в случаи закупок у единственного поставщика, несмотря на то, что даже суды расходятся во мнениях относительно того, является ли аренда – услугой. Однако, согласно позиции Федеральной антимонопольной службы, выраженной в письме от 01.08.2014 № АД/30947/14, если при заключении договора аренды заказчик является арендатором (нанимателем имущества за плату во временное владение), удовлетворение потребности в имуществе, предоставляемом в аренду, является закупкой, и должно осуществляться в соответствии с требованиями Закона о закупках.
  • Договор с оператором электронной площадки.
  • Срочные, экстренные, неотложные закупки. т.е. например, когда закупаются товары, работы, услуги для ликвидации последствий непреодолимой силы, аварий, иных чрезвычайных ситуаций и происшествий либо случаях, когда в Заказчик по тем или иным причинам считает, что применение иного способа закупки по причине отсутствия времени является нецелесообразным.
  • «Неисполненный договор». т.е. в случае, когда предыдущий договор в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по такому договору расторгнут. При этом если до расторжения договора поставщиком (подрядчиком, исполнителем) частично исполнены обязательства по такому договору, то при заключении нового договора количество поставляемого товара, объем выполняемых работ, оказываемых услуг должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненных работ, оказанных услуг по ранее заключенному договору. При этом цена договора должна быть уменьшена пропорционально количеству поставленного товара, объему выполненных работ, оказанных услуг.
  • Осуществляется закупка услуг, связанных с направлением в служебную командировку сотрудников Заказчика.
  • Услуги связи, оценки, охраны, банковские, страховые услуги.
  • Закупки продукции «определенного стоимостного объема». т.е. если стоимость закупаемой Заказчиком продукции (работ, услуг) не превышает N рублей. И т.п.
  • Очень часто Заказчики понимают положение ч. 15 ст. 4 Закона о закупках (заказчик вправе не размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100/500 тыс. руб.) как «разрешение законодателя» использовать именно в этом ценовом диапазоне закупку у единственного поставщика, однако это не верно. Закон о закупках и нормативно-правовые акты, принятые в его развитие, никак не ограничивают Заказчика в определении «стоимостного объема» закупки у единственного поставщика и не устанавливают ее максимальный объем.
  • Стоить отметить, что в последнее время Федеральная антимонопольная служба пытается признать данное основание для осуществления прямой закупки, нарушающим цели и принципы, отраженные в Законах о закупках: равноправие, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции и т.д. Например, согласно решению комиссии УФАС по Курганской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров на территории Курганской области (дело № 76/7-13), наличие в положении о закупке товаров, работ, услуг Областного государственного унитарного предприятие «К» основания для проведения «прямой» закупки, в случае, если стоимость закупаемой Заказчиком продукции (работ, услуг) не превышает 2 000 000 (два миллиона) рублей. нарушает все принципы, предусмотренные ч.1 ст. 3 Закона о закупках. Однако, Арбитражным судом Курганской области указанное решение и предписание комиссии УФАС были признаны недействительными как несоответствующие положениям ст. 18.1, гл. 9 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции». кроме того, с Управления ФАС по Курганской области в пользу Областного государственного унитарного предприятия «К» были взысканы расходы по уплате государственной пошлины.

  • 3. Требования к информации о закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика): содержание, сроки и порядок размещения в ЕИС

    Согласно ч. 5 ст. 4 Закона о закупках при осуществлении закупки в единой информационной системе размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке. Данное требование Закона распространяется и на осуществляемые Заказчиком прямые закупки. Аналогичный порядок предусмотрен и в отношении предъявляемых Законом о закупках требований к содержанию извещения о закупке и документация закупки (ч. 9 и ч. 10 ст. 4 Закона о закупках), т.е. даже если Заказчик осуществляет неконкурентную закупку, то документация такой закупки обязана номинально содержать, к примеру, следующие разделы: место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки; критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке. В противном случае, в действиях Заказчика обнаруживается состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 000 до 3000 рублей; на юридических лиц - от 5 000 до 10 000 рублей.

    Неоднозначная ситуация складывается с протоколами, составляемыми в ходе закупки, которые в соответствии с ч. 12 ст. 4 Закона о закупках размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов. Таким образом, с одной стороны, срок для публикации информации о закупке у единственного поставщика законом никак не ограничен и не регламентирован, и информация о закупке может быть размещена в любое время, в том числе и после заключения договора, однако, с другой стороны – протокол, составляемый в ходе закупки, является составной частью информации о закупке, исключений из этого «правила» законом не установлено, согласно функционалу единой информационной системы (в настоящий момент – Официальный сайт zakupki.gov.ru) завершить закупку можно только разместив протокол закупки, то есть фактически у Заказчика есть всего три календарных дня со дня заключения договора на размещение информации о закупке и протокола закупки, в котором собственно этот единственный поставщик Заказчиком и определяется. В этой связи, напоминаем, что неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц – это составы административных правонарушений, санкции за которые предусмотрены ч. 5 ст. 7.32.3. и ч. 4 ст. 7.32.3. КоАП РФ.

    Обращаем внимание, что при проведении любых (конкурентных либо неконкурентных (прямых) закупок) Заказчик вправе воспользоваться своим правом, предусмотренным ч. 15 ст. 4 Закона о закупках, и не размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100/500 тыс. руб. однако, согласно буквальному толкованию закона, право не формировать информацию о закупке у Заказчика не появляется. Указанная «неточность» возможно будет устранена, т.к. в настоящий момент в законопроекте о внесении изменений в Закон о закупках предусмотрено исключение обязанности Заказчика «публичить» в ЕИС информацию о закупке, осуществляемой у единственного поставщика, независимо от ее суммы.

    4. Форма осуществления закупки

    Согласно нормам Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июня 2012 г. № 616 «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме», если Положением о закупке определено, что закупки товаров, работ, услуг, входящие в утвержденный перечень осуществляются у единственного поставщика, такие закупки не осуществляется в электронной форме. Таким образом, форму закупки для прямой закупки устанавливает сам Заказчик.

    5. На что обратить внимание при осуществлении закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)

    На сегодняшний день законодатель никак не ограничивает Заказчика в проведении прямых закупок, кроме того, многие решения ФАС содержат формулировки, в соответствии с которыми основной задачей Закона о закупках является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате закупки лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции. Однако, проводя неконкурентные закупки, Заказчик должен быть готов обосновать свою правомерную позицию по выбору единственного поставщика.

    Как показывает административная практика даже закупки у единственного поставщика можно отменить, например, согласно решения Ханты-Мансийского УФАС России (номер дела: № 05-06-023-2014), размещение закупки у единственного поставщика на поставку алюминия сернокислого с ООО «М» заказчиком - МУП «Г» были нарушены требования ст. 1, 3 Закона о закупках. Проведение указанной закупки, безусловно, подтверждает ограничение потенциальных участников, которые могут поставить товар надлежащего качества и по более низким ценам. При осуществлении закупок определенного товара у единственного поставщика на протяжении значительного времени, в действиях Заказчика - МУП «Г» усматривается коррупционная направленность и злоупотребление.

    Практическая аналогичная позиция по признанию проведенной закупки, нарушившей принципы информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации по отношению к участникам закупки, находит свое отражение в решении Челябинского УФАС России (номер дела № 13-03-18.1/2014 при проведении закупки «поставка турбинного масла ТП-22С (марка 1) для филиалов ОАО «Ф» в 2014 году» (извещение № 31400921096). Согласно решению УФАС ОАО «Ф» неправомерно определил в качестве способа проводимой закупки - закупку у единственного поставщика, в отсутствии законных оснований, противоречащих ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Проведение прямой закупки свидетельствует об уходе заказчика от проведения конкурентных процедур по закупке данного товара и заключении договора поставки по максимальной цене, т.к. ОАО «Ф» не представило документов, подтверждающих наличие у выбранного единственного поставщика уникальной компетенции на рынке закупаемой продукции, позволяющей осуществить данную закупку у единственного поставщика, что подтверждает возможность заказчика осуществить любые закупки данным способом со ссылками на данный пункт Положения, что нарушает права и интересы потенциальных участников закупки.

    Что же касается того, в каких объемах и с какой периодичностью можно покупать у единственного поставщика, то согласно мнению Федеральной антимонопольной службы России, выраженной в письмах от 30 декабря 2011 г. № АЦ/49682 и от 24 декабря 2012 г. № ИА/44025/12, Закон о закупках не ограничивает право на проведение непубликуемых закупок каким-либо периодом, а также перечнем одноименных товаров, а также не устанавливает требования к товарам, работам, услугам, стоимость закупки которых не превышает сто (пятьсот) тысяч рублей, период времени, в течение которого могут осуществляться рассматриваемые закупки, а также количество поставщиков, у которых производятся указанные закупки. Здесь необходимо обратить внимание, что ФАС России не является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в рассматриваемой в обращении сфере деятельности.

    Социально активный? Лайкни!