Руководства, Инструкции, Бланки

что из перечисленного не является разновидностью классного руководства img-1

что из перечисленного не является разновидностью классного руководства

Категория: Руководства

Описание

Тьюторство или классное руководство в образовательных учреждениях НПО и СПО?

Тьюторство или классное руководство в образовательных учреждениях НПО и СПО?

Тьюторство или классное руководство в образовательных учреждениях НПО и СПО?

Уважаемые коллеги,Министерство образования и науки РФ планирует с 2014 года ввести в российских школах новые штатные единицы — тьюторов. Эти преподаватели-наставники, помогающие ученикам в школе и вне ее, заменят действующий сегодня институт классного руководства. В пилотных регионах уже идет апробация возможных моделей тьюторства. Как известно,изначально тьюторы появились в Великобритании — в Оксфорде и Кембридже они существуют с XIV века. В Британии сегодня тьютор является учителем, психологом, помощником и наставником ученика. Дети, обучающиеся по «пансионной программе», уезжают домой только на выходные. В стенах учебного заведения они обсуждают с наставником не только учебные, но и личные проблемы. Введение в школах новой административной единицы связано с вступлением в силу нового закона об образовании, в котором вводится понятие индивидуальных образовательных подходов и программ. Если верить источнику в Минобрнауки, тьюторы будут работать с учениками индивидуально, они будут координировать самостоятельные занятия школьника, помогать выбирать специализацию, налаживать взаимоотношения с одноклассниками и учителями. Они также должны подтягивать отстающих учеников.Планируется, что в российских школах тьютор возьмет на себя функции классного руководителя, оставив учителю его основную задачу — преподавать профильный предмет. Преподаватель-наставник будет курировать несколько классов одного возраста или создавать собственные группы. Они также должны подтягивать отстающих учеников.

Институт классного руковдства, кураторства действует по сей день и в системе НПО и СПО. А как вы относитесь к проблеме замены института классного руководства институтом тьюторства в системе начального и среднего профобразования?

Если тьютор не ведет уроки,

Если тьютор не ведет уроки, то это - обычная классная дама, которой платят не копейки, а полную ставку, но. за несколько групп. Именно так и будет, как ни обзывай классного руководителя. Работа останется той же. Есть уже опыт с психологами: должность ввели, а проблем меньше не стало. Да и где они, реальные знатоки психологии? Учителя стонут от перегрузок, маленькой зарплаты, а нас радуют новыми заимствованиями слов вместо дел! " Это идет от старинной привычки россиян к обобщению и к названию обычных вещей иностранными словами для придания им "важности".

тьютоство в СПО и НПО

Есть правда в Ваших словах, в России действительно грешат с заимствованием карсивых явлений, внедрение котрых не возможно в силу ментальных особенностей народа. В силу случая, вынуждена буду какое-то время курировать составление портфолио всеми студентами колледжа - с 1 по 4 курсы. На первый курс поступило 120 человек. Продумываю работу по этапам и шагам. Думается, что это похоже на элемент тьюторства. Поделюсь успехами!

Я думаю, вы правы. по

Я думаю, вы правы. по поводу "новых названий старых вещей", тьюторство. так тьюторство. как хотите так и зовите, только в печку не ставьте. )))))) А то что касается классного руководства, думаю, это разумно ( для СПО так точно)-классный руководитель на освобождённой основе, в некоторых СПО нашего региона это уже есть. и давно ещё до принятия закона.

Тьюторство в СПО

Марина Владимировна, очень любопытен опыт работы классных руководителей на освобождённой основе в некоторых СПО Вашего региона. Опишите, пожалуйста, кратко суть нововведения, обязанности таких классных руководителей. Интересно узнать, оплата труда освобожденным классным руководителям осуществляется предприятием или из бюджета региона? Спасибо.

Я думаю любой эксперимент

Я думаю любой эксперимент достоин внимания. Педагоги-предметники СПО в настоящее время перегружены и сил на классное руководство уже ,как правило, не остается. Учитывая объем документации ,который необходимо регулярно вести. Поэтому тьюторство как вариант сопровождения студентов - это хороший выход, при условии выполнения всех направлений деятельности. Тьютеры не будут ассоциироваться с преподавателями, у них будет больше времени заниматься проблемами студентов. При грамотной организации этот вид классного руководства может быть эффективным.

Тьюторство в СПО

Спасибо, Наталья Александровна за комментарий. Важно правильно организовать работу. Однако, мы привыкли к тому, что классный руководитель, как бы проживает проблемы студентов. Уделяет много внимания личному. А тьютор мыслится как наставник в обучении, помощник в индивидуальной образовательной траектории. Не потеряем ли мы то самое, человеческое, недодаденное родителями в студентах?

Другие статьи

Функции классного руководителя - Студопедия

Функции классного руководителя

Педагог, выступающий в качестве руководителя детско­го коллектива, реализует свои функции относительно кол­лектива класса как в целом, так и к отдельным учащимся. Он решает задачи в соответствии со спецификой возраста детей и сложившимися между ними взаимоотношениями. Отношения с каждым учащимся строятся классным руко­водителем с учетом его индивидуальных особенностей. Глав­ное в деятельности классного руководителя — содействие саморазвитию личности, реализации ее творческого потен­циала, обеспечение активной социальной защиты ребенка, создание необходимых и достаточных условий для активи­зации усилий детей по решению собственных проблем.

Содержание деятельности классного руководителя опре­деляется его функциями как руководителя педагогическо­го процесса в определенной группе учащихся.

Традиционно среди педагогических функций доминиру­ющее значение имеет функция воспитания учащихся. Пе­ред классным руководителем стоит проблема интегрировать усилия всех педагогов, направленные на решение этой за­дачи.

Среди социально-гуманитарных функций, которые так­же являются целевыми, приоритетной является социальная защита ребенка от неблагоприятных воздействий окружа­ющей социальной среды. Под социальной защитой в целом понимается целенаправленная, сознательно регулируемая на всех уровнях общества система социальных, политичес­ких, правовых, психолого-педагогических, экономических, медико-экологических и духовных мер, обеспечивающих нормальные условия и ресурсы для физического, умствененного и духовно-нравственного формирования, функционирования и развития детей, предотвращение ущемления их прав и человеческого достоинства.

Реализация этой функции предполагает обеспечение ус­ловий для адекватного развития ребенка в существующих социально-экономических условиях. Деятельность класс­ного руководителя по социальной защите ребенка — это де­ятельность не только непосредственного исполнителя, но и координатора, помогающего получить детям и их родите­лям социальную поддержку и социальные услуги.

Социальная защита как функция классного руководителя — это в первую очередь комплекс психолого-педагогических мер, обеспечивающих оптимальное социальное развитие ре­бенка и формирование его индивидуальности, адаптацию к существующим социально-экономическим условиям. Ре­ализуя эту функцию, он должен идти от острых сиюминут­ных ситуаций к опережению событий, опираясь на точный прогноз, отводя от ребенка те проблемы и трудности, кото­рые перед ним могут встать.

Целесообразно рассматривать социальную защиту в дея­тельности классного руководителя в широком и узком смыс­ле слова. В последнем — это деятельность классного руко­водителя, направленная на защиту детей, оказавшихся в особо трудном положении. Таковыми являются дети из мно­годетных семей, дети-инвалиды, сироты, беженцы и другие, которые больше других нуждаются в экстренной социаль­ной защите. В широком смысле слова — это социально-за­щитная работа со всеми детьми и их родителями в различ­ных направлениях.

Следовательно, объектом социальной защиты, социаль­ных гарантий являются все дети, независимо от их проис­хождения, благополучия семьи и условий жизнедеятельно­сти. Разумеется, при этом остается неоспоримым принцип дифференцированного подхода к различным категориям детей, и приоритет должен быть отдан наиболее незащи­щенным категориям детей из малообеспеченных семей или семей из групп риска.

В качестве критерия эффективности деятельности класс­ного руководителя может служить реальная социальная за­щищенность каждого конкретного ребенка, которую мож­но оценить двумя видами показателей (объективными и субъективными). Объективные — это показатели соответствия социальных, материальных, духовно-культурных условий жизни ребенка основным, принятым в современном обще­стве нормам питания, быта, отдыха, учебы, развития спо­собности правовой защиты и т. д.

Субъективные показатели характеризуют степень удов­летворенности или неудовлетворенности детей их социаль­ной защищенностью.

Таким образом, функции воспитания и социальной за­щиты ребенка являются стержнем, вокруг которого стро­ится вся система деятельности классного руководителя и наполняется соответствующим содержанием.

Для достижения поставленных целей воспитания и соци­альной защиты, детей классный руководитель должен решать ряд частных задач, связанных с формированием отноше­ний учащихся со своими сверстниками в классе (организа­ция коллектива, его сплочение, активизация, развитие самоуправления). Эти задачи определяют социально-психо­логические функции, к которым относятся прежде всего организаторские.

Главное назначение классного руководителя — поддерж­ка положительной инициативы учащихся, связанной с со­вершенствованием школы и самих школьников. Иначе го­воря, акцент делается не столько на организацию учащихся классным руководителем, сколько на помощь им в самоор­ганизации.

Классный руководитель организует разнообразную дея­тельность учащихся — познавательную, трудовую, эстети­ческую, а также свободное общение, являющееся частью их досуга.

В процессе работы с классом представляется важным ре­ал изовывать функцию сплочения коллектива. При этом задача сплочения коллектива выступает не как само­цель, а как способ достижения поставленных перед кол­лективом целей. Одной из задач, стоящих перед классным руководителем, является развитие ученического самоуп­равления.

Третья группа функций классного руководителя вытека­ет из логики деятельности самого субъекта управления и организации деятельности учащихся. К функциям этой группы относят диагностическую, целеполагание, плани­рование, контроль и коррекцию.

Реализация диагностической функции предполагает по­стоянное выявление классным руководителем исходного уровня и изменений в воспитанности учащихся, она направ­лена на исследование личности и индивидуальности ребен­ка, их анализ, поиск причин неэффективности получаемых результатов и характеристику целостного педагогического процесса.

Реализуя диагностическую функцию, классный руководи­тель может преследовать двоякую цель: во-первых, просле­живать результативность своей деятельности; во-вторых, ди­агностика из инструмента исследования и изучения ребенка в руках классного руководителя (классного воспитателя) может превратиться в инструмент формирования личности и развития индивидуальности.

Функцию целеполагания можно рассматривать как со­вместную с учащимися выработку, целей воспитательной деятельности. В зависимости от возраста учащихся и уров­ня сформированности классного коллектива доля участия классного руководителя (классного воспитателя) в этом про­цессе будет изменяться.

В работе классного руководителя можно выделить стра­тегические и тактические цели. Первые намечаются на оп­ределенный период. Они формулируются в виде прогнози­руемого результата воспитательного процесса. Тактические цели связаны с ближней перспективой и прогнозируют ре­зультат конкретного воспитательного мероприятия, воздей­ствия и т. д.

Логика целеполагания отражается в процессе планиро­вания деятельности классного руководителя. Цели воспи­тательной работы во многом определяют содержание пла­нов классного руководителя. Планирование воспитательной работы — это помощь классного руководителя самому себе и коллективу класса в рациональной организации деятель­ности. Назначение плана — упорядочить педагогическую деятельность, обеспечить выполнение таких требований к педагогическому процессу, как планомерность и система­тичность, управляемость и преемственность результатов.

Основная цель функции контроля и коррекции в дея­тельности классного руководителя — это обеспечение по­стоянного совершенствования воспитательного процесса. Контроль предполагает, с одной стороны, выявление поло­жительных, а с другой — негативных результатов и причин

имеющихся недостатков, а также возникающих в процессе воспитания проблем. На основе результатов контроля кор­ректируется деятельность классного руководителя с клас­сом. Процесс контроля следует рассматривать не только со стороны администрации, других членов педагогическо­го коллектива, учеников, но и как реализацию функции самоконтроля классным руководителем. Коррекция — это всегда совместная деятельность классного руководителя и коллектива класса в целом, группы или отдельных уче­ников.

Систематически и грамотно реализуемая функция конт­роля и коррекции в деятельности классного руководителя (классного воспитателя) имеет большое воспитывающее, развивающее и организующее значение, повышают эффек­тивность воспитательного процесса.

Вышеперечисленные функции определяют содержание деятельности классного руководителя.

3. Направлений деятельности классного ру­ководителя

Направления деятельности классного руководителя оп­ределяются его функциями. Традиционно выделяют следу­ющие направления:

изучение учащихся и коллектива; сплочение и развитие коллектива; индивидуальная работа с учащимися; взаимодействие с семьей; взаимодействие с педагогами школы; привлечение представителей общественных организа­ций к воспитанию детей.

Классные руководители могут использовать программы «Здоровье», «Общение», «Учение», «Досуг», разработанные О. С. Газманом и А. В. Ивановым. Суть этих программ со­стоит в следующем.

Педагог должен знать психологические и физиологичес­кие особенности развития ребенка на разных возрастных этапах, основные признаки физиологических расстройств организма детей, разбираться в причинах отклонений в их здоровье.

Совместно со школьным врачом, родителями классный руководитель помогает составлять личную программу пи­тания ребенка, закаливания, физических и дыхательных упражнений, помогает ему выработать индивидуальный ре­жим работы и отдыха, индивидуально необходимое время для сна; помогает ученику самому организовать свой ре­жим жизни.

Классный руководитель изучает детей, их взаимоотно­шения, проблемы в общении. Для этого во время бесед с родителями необходимо понять, в какой среде воспитыва­ется ученик, сильны ли семейные связи, каков стиль взаи­моотношений родителей с ребенком, положение его в се­мье, уметь различать наследственные черты характера (замкнутый, открытый, болтливый и т. д.).

Изучив положение ребенка в сфере общения, педагог очень тактично помогает в разрешении проблем, создает ус­ловия для коррекции отношений ученика с товарищами, взрослыми, родителями, для самоутверждения ребенка в коллективе, например, помогает изменить социальную роль ученика как «неудачника», «хулигана», «двоечника».

Чтобы помочь ребенку в обучении, целесообразно прово­дить тестирование на выявление познавательных интере­сов, способностей, особенностей мышления, памяти, вни­мания, воли, затруднений в учебе.

В личных беседах с учеником, с помощью наблюдения за ним на уроках и вне уроков, классный руководитель выяв­ляет причины отставания или успеха в учебе; выясняет, каким образом ему помогают родители, товарищи, учите­ля, заставляют его делать домашнее задание или он выпол­няет сам, какая помощь необходима от учителя, каким об­разом стимулируется успешная учеба дома, на уроках.

Классный руководитель организует совместную работу с учителями-предметниками, завучем по оказанию помо­щи ученику, рассказывает об особенностях мышления, па­мяти ребенка, чтобы использовать формы и методы обуче­ния, адекватные возможностям ученика.

Организация досуга детей является важной составной ча­стью деятельности классного руководителя. Это и время от­дыха, и развитие способностей и интересов, и свободного общения с людьми. Благотворное развитие школьника в сфере досуга происходит, если классный руководитель со­блюдает следующие правила:

■ формы и содержание досуга не навязываются школь­никам, а добровольно выбираются ими;

■ досуговая деятельность строится на принципах само­управления, дети сами выступают организаторами сво­его досуга;

■ разумно чередуются формы организации досуга (от шумной дискотеки — к спокойному общению школь­ников в кругу).

Учитывая, что в досуговой деятельности ярко проявляет­ся индивидуальность, творческие возможности, нравствен­ные качества школьников, классный руководитель внима­тельно наблюдает за детьми и использует новые знания о них в воспитательной работе.

Каждая программа в то же время предполагает традици­онные направления, изложенные выше, и включает изуче­ние учащихся и их семей, классного коллектива, индиви­дуальную работу с детьми и родителями, взаимодействие с педагогами и общественностью.

Классному руководителю целесообразно при планирова­нии и проведении работы с детьми учитывать также подхо­ды к содержанию воспитания, изложенные в главе 5.

Ответы на аттестационные тесты

Ответы на аттестационные тесты

Первичное закрепление учебного материала требует организации процесса осознанного применения соответствующих теоретических знаний, правил. Поэтому учителю необходимо на данном этапе урока (найдите лишнее утверждение):

Обучать детей приемам применения нового правила;

Требовать от детей заучивания нового правила в ходе работы;

Обучать приемам практических действий, основанных на знании исходных теоретических действий;

Формировать умение по совокупности признаков распознавать новое понятие среди других.

Многие учебники математики имеют концентрическое построение материала, связанное с последовательным расширением области изучаемых чисел. Это связано:

С появлением новых программ;

С учётом возрастных особенностей младших школьников;

С линейным построением материала;

С методической установкой автора.

Образовательный предмет начальной школы «Окружающий мир» включает знания из областей:

Трудовая, технологическая подготовка;

Естествознание и обществознание;

Изобразительное и музыкально-театральное искусство;

Образовательный компонент «Окружающий мир» ориентирован прежде всего:

На формирование целостного взгляда на окружающий мир, место человека в этом мире и его социализацию ;

На знания экологической целостности природы;

На знания здоровьесбережения;

На знания основ безопасности и жизнедеятельности.

Наиболее эффективным приемом обучения младших школьников при изучении темы «Полезные ископаемые. Свойства полезных ископаемых» является:

Работа с раздаточным материалом (карточки, перфокарты);

Работа с коллекцией полезных ископаемых;

Проведение наблюдений в природе.

На каких уроках в современной начальной школе реализуется модуль «Чтение: работа с информацией»:

Литературного чтения, внеклассного чтения;

Информатики и технологии;

Моделирующая деятельность в начальной школе предполагает:

Работу с готовыми моделями и работу по созданию моделей;

Работу со знаковой символикой;

Работу по созданию моделей;

Работу в кружке по моделированию планеров.

В начальных классах ведется работа над комплексом логических операций:

Восприятие, анализ, синтез, закрепление;

Первичный синтез, анализ, вторичный синтез;

Наблюдение, сравнение, закрепление, обобщение;

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, исключение, классификация, аналогия, подведение под общее понятие .

Какие формы работы формируют у детей навыки сотрудничества, партнерские взаимоотношения?

Проверка домашнего задания;

Взаимный контроль и опрос, моделирующая деятельность в паре постоянного состава;

Индивидуальная исследовательская работа;

Регулятивные УУД формируются у младших школьников преимущественно на уроках:

16+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01.2015.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.2016.

Адрес редакции: 214011, РФ,
г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
Контакты: info@infourok.ru

Правообладатель товарного знака ИНФОУРОК: ООО «Инфоурок» (Свидетельство № 581999 )

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.

Функции классного руководителя

Функции классного руководителя

Основными функциями классного руководителя являются:

- изучение индивидуальных, психофизических особенностей учащихся;

- изучение и анализ состояния и условий семейного воспитания ребенка;

- изучение и анализ влияния школьной среды и малого социума на обучающихся класса;

- прогнозирование результатов воспитательной деятельности;

- предвидение последствий складывающихся в классном коллективе отношений;

- координация учебной деятельности каждого обучающегося и всего класса в целом;

- координация формирования классного коллектива, оказание помощи в значимой деятельности учащихся;

- организация взаимодействия деятельности с учителями- предметниками, библиотекарем, медицинским работником, семьей;

- участие в работе педагогических и методических советов, методического объединения классных руководителей, административных совещаний;

- организация участия класса в общешкольных мероприятиях во внеучебное и каникулярное время;

- организация работы по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение тематических родительских собраний, совместную деятельность, привлечение родителей к участию в воспитательном процессе в образовательном учреждении;

- забота о физическом и психическом здоровье обучающихся;

- ведение документации классного руководителя.

- оказание помощи каждому обучающемуся в адаптации к коллективу;

- содействие созданию благоприятного климата в коллективе в целом, для каждого отдельного ребенка;

- оказание помощи обучающимся в установлении отношений с окружающими детьми, социумом.

- информирование учащихся о действующих детских общественных организаций.

4. Контрольная функция:

- контроль за успеваемостью (уровень) воспитанности каждого обучающегося;

- контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися;

- контроль за самочувствием обучающихся.

Основные направления деятельности классного руководителя

Основная задача классного руководителя (общая с задачами родителей) — создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому.

Классный руководитель должен знать проблемы физического и психического здоровья своих учеников и сделать все возможное, чтобы и родители, и ученики не боялись рассказывать классному руководителю о своих трудностях.

На первое место работы педагога выносятся проблемы физического здоровья учащихся, поскольку именно качество здоровья ребенка обусловливает успехи в учебе и уровень его общего развития.

Приведем некоторые интересные факты зависимости физического состояния школьника от состояния его здоровья. И педагоги, и ученики должны знать, например, что головная боль, нервозность связаны у школьников с ухудшением зрения. В 70% случаев постоянная раздражительность, вспыльчивость, неадекватная реакция учащихся вызвана заболеваниями желудочно-кишечного тракта или отсутствием нормального сна. Врачи считают, что если у школьника хронические кашель и насморк, то это явление может быть серьезным симптомом возможного заболевания селезенки, надпочечников, желез внутренней секреции.

Для обеспечения нормального физического здоровья школьников классный руководитель работает по следующим направлениям:

просвещение детей по программе «Здоровье»;

привлечение к этой деятельности преподавателя физической культуры, родителей:

подготовка и проведение классных мероприятий, направленных на развитие осознания учениками самоценности здоровья:

информация для родителей о специфике физического развития, вынесение вопросов сохранения физического здоровья на родительские собрания, привлечение специалистов-медиков к просветительской и практической работе с родителями учеников и самими учениками. Второе направление деятельности классного руководителя — общение. Общение – это воздействие, обусловливающее самое максимальное развитие личности ребенка, это этическое воздействие на признанные ценности Человека. Успеху работы классного руководителя способствуют три личностных образования: интерес к жизни, интерес к человеку, интерес к культуре. Решение проблемы общения приводит детей к пониманию общечеловеческих ценностей, когда они становятся нормой для учащихся.

1. Высшая ценность — человеческая жизнь. Никто не имеет права посягать на нее.

Интерес к жизни — это непременное условие работы с детьми, условие эффективности воспитания. Воспитание с этих позиций направлено на формирование способности быть счастливым, в основе которой принятие жизни как дара природы.

2. Понимание и восприятие человека как личности, имеющей право на понимание, способной самосовершенствоваться, обладающей индивидуальными ценностями (семья, близкие люди, увлечения).

Классный руководитель должен воспринимать детей как носителей автономного индивидуального внутреннего мира и поэтому быть простым в общении, добрым в оценке, спокойным и несуетливым в организации дела, то есть профессионально компетентным.

3. Культурные ценности мира, их значение в развитии и становлении человека, формирование понимания их необходимости и важности в жизни.

Какие общечеловеческие ценности могут помочь в воспитательном процессе — в введении ребенка в контекст современной культуры? Главная их роль — стать регулятором норм общения между людьми, критериями оценки поступков человека.

Культура, как и вся жизнь, постоянно изменяется, находится в постоянном развитии. Задача педагога — помочь учащимся понять, что без принятия культурных ценностей мира, без их освоения они не смогут состояться во взрослой жизни.

Третье направление деятельности классного руководителя — это познавательная сфера жизни ребенка. Защита ученика в этой области означает разъяснение всем учителям-предметникам индивидуальных особенностей школьника. Классный руководитель при этом защищает не ученика, а человека в нем, подходя к каждому ребенку с «оптимистической» позиции (А. С. Макаренко).

Для решения этой проблемы нужно обратить внимание на:

а) выработку совместно с семьей единой тактики в развитии учебных умений ученика, его познавательной активности, его будущего профессионального определения;

б) осуществление мероприятий, расширяющих кругозор и познавательные интересы ученика, стимулирующих любознательность, исследовательское мышление;

в) проведение психолого-педагогических консилиумов, разрабатывающих программы коррекции общеучебных умений отдельных учащихся и всего класса;

г) организацию классных часов по совершенствованию у учащихся учебных умений и возможностей, саморазвитию.

Четвертое направление деятельности классного руководителя — это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет, в первую очередь, на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями. Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи. Здесь необходимо следующее:

а) изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи;

б) психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед;

в) организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей;

г) защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях.

Таким образом, классным руководителем реализуется функция родительского просвещения (сведения о воспитательной концепции школы, педагогической позиции классного руководителя, о методике воспитания, о целях и задачах личностного развития школьников на данный период, о ходе духовного развития ребенка, об особенностях школьной деятельности ученика, о взаимоотношениях в группе, о выявленных способностях и текущих успехах и т. п.) и корректировка семейного воспитания — именно той стороны, которая имеет отношение к ребенку (искусство любить детей), режиму жизни и деятельности ребенка, обеспечивающие и коррекцию личности родителей.