Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция о порядке проведения радиационного контроля лома и отходов 2016 img-1

инструкция о порядке проведения радиационного контроля лома и отходов 2016

Категория: Инструкции

Описание

Статья 13

Статья 13.1. Требования к обращению с ломом и отходами цветных и (или) черных металлов и их отчуждению

Комментарий к статье 13.1 Федерального закона N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

1. Положения настоящей статьи представляют собой взаимосвязь предписаний, регламентирующих порядок обращения с отходами, и положений гражданского законодательства РФ, которые регламентируют порядок заключения отдельных видов сделок. Подобный подход обусловлен тем фактом, что законом разрешено отчуждение объектов, предусмотренных настоящей статьей. По смыслу ГК РФ отчуждение представляет собой не что иное, как совершение сделки, направленной на переход права собственности, например купли-продажи, мены, дарения, обмена и т.п. В то же время следует обратить внимание на то, что такая сделка имеет особый предмет — отходы. т.е. объект, обладающий потенциальной опасностью для окружающих. В этой связи подобная сделка осуществляется в соответствии с общими правилами совершения соответствующего вида сделок, предусмотренными ГК РФ с учетом особенностей предмета сделки, предусмотренных нормами специальных актов, в первую очередь комментируемого Закона.

В качестве нормативного акта, определяющего особенности отчуждения лома и отхода цветных металлов. выступает Постановление Правительства РФ от 11 мая 2001 г. N 370 «Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения», а также Постановление Правительства РФ от 11 мая 2001 г. N 369 «Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения». В соответствии с предписаниями п. 3, 4 настоящей статьи регламентация правил обращения с ломом и отходами металлов относится к компетенции высшего федерального органа исполнительной власти Российской Федерации — Правительства РФ. При этом следует заметить, что закон разграничивает указанные правила для цветных и черных металлов, что указывает на нормативную регламентацию особенностей предмета сделки. Следует также заметить, что указанные Постановления Правительства РФ были разработаны и утверждены еще в 2001 г. и действуют до настоящего времени, что свидетельствует об их стабильности и актуальности независимо от изменений в области обращения отходов, хотя ряд изменений и дополнений в указанные подзаконные нормативные акты был внесен. Стабильность таких актов свидетельствует об их значимости в урегулировании правоотношений по поводу обращения лома и отходов черных и цветных металлов. Анализ указанных Постановлений Правительства РФ указывает на то, что в большинстве своем требования к обращению и отчуждению лома и отходов черных и цветных металлов являются едиными, но в то же время присутствует и ряд особенностей в отношении каждого из вида предметов.

Принципиальное значение в рамках предписаний настоящей статьи имеет факт допустимости сделки по отчуждению лома и отходов цветных металлов: поскольку такая сделка прямо разрешена законом, то она может реализовываться любым собственником соответствующих объектов.

Физические лица осуществляют отчуждение лома и отходов цветных металлов, образующихся при использовании изделий из цветных металлов в быту и принадлежащих им на праве собственности, согласно перечню разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов, который утверждается органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Физические лица осуществляют отчуждение лома и отходов черных металлов с указанием основания возникновения права собственности на такие лом и отходы.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляют обращение с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждение в случае, если имеются документы, подтверждающие их право собственности на указанные лом и отходы. Аналогичное требование установлено нормативным актом и в отношении лома и отходов черных металлов.

Прием лома и отходов черных и цветных металлов проводится по массе нетто, определяемой как разность между массой брутто и массой транспортного средства, тары и засоренности. Прием лома и отходов осуществляется на основании письменного заявления лица, сдающего лом и отходы, при предъявлении документа, удостоверяющего личность. Учет лома и отходов металлов ведется лицом, назначенным руководителем юридического лица, осуществляющего прием указанных лома и отходов, или индивидуальным предпринимателем.

Прием лома и отходов металлов осуществляется с обязательным составлением на каждую партию лома и отходов приемо-сдаточного акта по установленной форме и подлежит регистрации в специальной книге.

2. В части нормативного регулирования порядка отчуждения лома и отходов металлов Закон предусматривает разграничение компетенции органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов. К компетенции органов государственной власти субъектов РФ Закон относит определение перечня лома и отходов цветных металлов, в отношении которых допускается их отчуждение. Таким образом, формирование перечня разрешенных к обращению лома и отходов черных металлов законом не предусмотрено, что указывает на фактическую возможность отчуждения лома и отходов практически любых черных металлов.

Перечень лома и отходов цветных металлов может в значительной степени различаться применительно к территориям отдельных субъектов РФ. Например, в соответствии с Постановлением Администрации Оренбургской области от 9 октября 2002 г. N 158-п «Об утверждении Перечня разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов» к отчуждению допускаются алюминиевые палки и крепления для лыж; баллончики аэрозольные; баки бытовые; ведра, ворота из алюминиевых сплавов индивидуальных домовладений и т.п. На территории Ростовской области в соответствии с Постановлением Правительства Ростовской области от 30 августа 2012 г. N 830 «Об утверждении Перечня разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов на территории Ростовской области» указанные виды лома и отходов цветных металлов не допускаются. Одновременно к отчуждению в Ростовской области допускаются блесны, бытовой хозяйственный инструмент, бытовые электрические вентиляторы, вазы, горелки бытовых газовых приборов, горшки, гусятницы и т.п. В то же время в Оренбургской области указанные объекты к отчуждению не допускаются, поскольку в соответствующий Перечень они не включены. Таким образом, то, что нельзя реализовать на территории одного субъекта РФ, можно реализовать в другом субъекте РФ. Утвержденные органами государственной власти субъектов РФ перечни лома и отходов цветных металлов неоднократно становились и предметами судебных разбирательств (например. см. решение Санкт-Петербургского городского суда от 26 июня 2009 г. по делу N 3-220/09 об отказе в удовлетворении заявления о признании незаконным и не подлежащим применению распоряжения комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга от 2 сентября 2008 г. N 768-р «Об утверждении Перечня разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов в Санкт-Петербурге» и Перечня разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов в Санкт-Петербурге, утвержденного данным распоряжением).

3. Неотъемлемым элементом процесса отчуждения лома и отходов цветных металлов является документальное подтверждение и обоснование любой операции по отчуждению указанных лома и отходов. В первую очередь субъект должен представить документы, подтверждающие его право собственности на соответствующие объекты отчуждения. Однако ни закон, ни подзаконные нормативные акты не предусматривают перечня таких документов. В этой связи документами, подтверждающими право собственности, могут выступать практически любые документы, констатирующие соответствующий факт. Например, в их качестве могут выступать первичная бухгалтерская документация, подтверждающая факт приобретения сырья, в результате использования которого образовались лом и отходы, — счет-фактуры, платежные поручения, товарно-транспортные накладные и проч. документы, подтверждающие факт приобретения соответствующих объектов отчуждения, — чеки, квитанции, договоры купли-продажи и т.п.

Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, осуществляющие прием лома и отходов металлов, должны обеспечить наличие на каждом объекте по приему указанных лома и отходов в доступном для обозрения месте следующей информации:

— наименования юридического лица или фамилии, имени, отчества индивидуального предпринимателя, номера их телефонов;

— для юридических лиц — данных о лице, ответственном за прием лома и отходов черных металлов;

— распорядка работы;

— условий приема и цены на лом и отходы черных металлов;

— лицензии, полученной в соответствии с Положением о лицензировании деятельности по заготовке, переработке и реализации лома черных металлов, или ее копии, заверенной лицензирующим органом, выдавшим лицензию;

— нотариально заверенной копии документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, или свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, осуществляющего прием лома и отходов черных металлов;

— документов на имеющиеся оборудование и приборы, а также документов о проведении их поверок и испытаний;

— инструкции о порядке проведения радиационного контроля лома и отходов черных металлов и проверки их на взрывобезопасность;

— инструкции о порядке действий при обнаружении радиоактивных лома и отходов черных металлов;

— инструкции о порядке действий при обнаружении взрывоопасных предметов.

Таким образом, представление необходимой документации является обязанностью всех лиц, участвующих в сделке по обращению лома или отходов черных или цветных металлов, что свидетельствует о документировании всех указанных обстоятельств и предполагает осуществление государственного, муниципального, общественного и производственного контроля за деятельностью указанных субъектов и законностью фактов отчуждения лома и отходов черных или цветных металлов.

Навигация по записям

Другие статьи

Решение от 3 июня 2016 г

Решение от 3 июня 2016 г. по делу № А60-15144/2016

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru


Именем Российской Федерации

Дело № А60-15144/2016
г. Екатеринбург
03 июня 2016 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.В. Гнездиловой

рассмотрел в порядке упрощенного производства материалы дела по заявлению Свердловского межрайонного природоохранного прокурора

к Обществу с ограниченной ответственностью «ЧерметИнвест»

о привлечении к административной ответственности


Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, о принятии заявления, возбуждении производства по делу и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства извещены арбитражным судом надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации на сайте суда.

Отводов суду не заявлено.

Заинтересованное лицо отзыва не представило.

Рассмотрев материалы дела, суд

Свердловской межрайонной природоохранной прокуратурой с 16.03.2016 по 17.03.2016 года проведена проверка соблюдения действующего законодательства при заготовке, хранении, переработке и реализации лома черных металлов обществом с ограниченной ответственностью «ЧерметИнвест» (далее - ООО «ЧерметИнвест»), зарегистрированного по адресу: 620010, Свердловская обл. г. Екатеринбург, ул. Альпинистов, д. 57, литер Р.

На производственной площадке, расположенной по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Шефская, 2а/7, осуществляется деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов.

В ходе проверки установлено, что в нарушение Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 № 369 (далее - Правила):

приемо-сдаточные акты заполняются с нарушениями установленных требований.

Так, в приемо-сдаточных актах №№ 412 - 427 от 14.03.2016, 395 - 411 от 11.03.2016 и др. отсутствуют данные об основании возникновения права собственности у сдатчика лома и отходов металлов, краткое описание лома и отходов металлов;

отсутствует инструкция о порядке проведения радиационного контроля лома и отходов металлов, согласованная в установленном порядке;

отчуждение подготовленного к реализации металлолома, а также загруженного металлоломом транспортного средства осуществляется без заключения аккредитованной в установленном порядке на право проведения соответствующих измерений лаборатории радиационного контроля (ЛРК).

Так, отсутствуют протоколы радиационного контроля аккредитованной лаборатории на партии реализованного металлолома от 19.02.2016 -14.03.2016 гг.

За осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) частью 3 статьи Раздел II. Особенная часть > Глава 14. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций > Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)' target='_blank'>14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лом и отходы цветных и (или) черных металлов - пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.

Согласно п. 10 Правил № 369 прием лома и отходов черных металлов осуществляется с обязательным составлением на каждую партию лома и отходов приемосдаточного акта по форме согласно приложению N 1. Приемосдаточные акты регистрируются в книге учета приемосдаточных актов.

Согласно пп. «г» п. 5 Правил на объектах по приему лома и отходов черных металлов должна находиться и предъявляться по требованию контролирующих органов инструкция о порядке проведения радиационного контроля лома и отходов черных металлов и проверки их на взрывобезопасность.

В силу п. 4.3 СанПиН 2.6.1.993-00 порядок проведения производственного радиационного контроля металлолома согласовывается с органами госсанэпидслужбы (статья 11 Федерального закона "О радиационной безопасности населения").

Согласно п. 8 Правил юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы черных и цветных металлов, обязаны обеспечить проведение радиационного контроля каждой партии лома и отходов в порядке, установленном санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами "Гигиенические требования к обеспечению радиационной безопасности при заготовке и реализации металлолома. СанПиН 2.6.1.993-00".

В соответствии с п. 3.2 СанПиН 2.6.1.993-00 индивидуальные предприниматели и юридические лица, занимающиеся заготовкой и реализацией металлолома, в целях выявления радиоактивного загрязнения металлолома или наличия локальных источников ионизирующего излучения осуществляют его производственный радиационный контроль с использованием дозиметрических и радиометрических методов исследования.

Согласно п.п. 3.5, 4.6, 4.8 СанПиН 2.6.1.993-00 к реализации (в том числе к переплавке на металлургических заводах) допускаются партии металлолома, имеющие соответствующее санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии ее требованиям настоящих правил. Результаты производственного радиационного контроля заносятся в специальный журнал (рекомендуемое приложение 1), по результатам которого оформляются протоколы радиационного контроля на партию металлолома. Допускается вносить данные измерений в специальную графу журнала приемки металлолома.

Радиационный контроль партии металлолома, подготовленной к реализации, а также загруженного металлоломом транспортного средства проводят аккредитованные в установленном порядке на право проведения соответствующих измерений лаборатории радиационного контроля (ЛРК). Результаты радиационного контроля партии металлолома оформляются протоколом измерений.

Таким образом, ООО «ЧерметИнвест» нарушен пп. «б» п. 5 Положения о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработки и реализации лома черных и цветных металлов.

Факт правонарушения подтверждается материалами дела и не по существу не оспаривается заинтересованным лицом.

Согласно части 1 статьи Раздел I. Общие положения > Глава 1. Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях > Статья 1.5. Презумпция невиновности' target='_blank'>1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Из материалов дела видно, что правонарушение совершено обществом виновно: контроль за соблюдением требований законодательства о лицензировании ООО «ЧерметИнвест» не был обеспечен.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не имеется, порядок возбуждения дела об административном правонарушении соблюден, срок давности привлечения к административной ответственности не истек, в связи с чем, требования заявителя подлежат удовлетворению.

Учитывая, что факт совершения заинтересованным лицом административного правонарушения и наличие в действиях общества вины подтверждается материалами дела, суд считает, что ООО «ЧерметИнвест» подлежит привлечению к административной ответственности по ч. 3 ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 14. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций > Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)' target='_blank'>14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в виде наложения штрафа в размере 30000 рублей.

Требования заявителя удовлетворить.

Привлечь Общество с ограниченной ответственностью «ЧерметИнвест» (место нахождения: 620010, г. Екатеринбург, ул. Альпинистов, 57, литер Р; ОГРН 1106674001059; ИНН 6674347225; дата и место государственной регистрации: 25.01.2010г. Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 25 по Свердловской области) к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 14. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций > Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)' target='_blank'>14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 30000 (Тридцать тысяч) рублей.

Уплата штрафа должна быть произведена по следующим реквизитам:

Получатель штрафа - Управление Федерального казначейства по Свердловской области (прокуратура Свердловской области);

ИНН 6658033077, КПП 665801001

ОКТМО 65701000001, БИК 046577001

Уральское ГУ Банка России г. Екатеринбург

КБК 41511690010016000140 - денежные взыскания (штрафы), взыскиваемые с лиц, виновных в совершении административных правонарушений.

Копию документа, свидетельствующего о добровольной уплате административного штрафа лицо, привлеченное к административной ответственности, должно представить суду.

Решение по настоящему делу подлежит немедленному исполнению.

Указанное решение вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.


Судья Н.В. Гнездилова

Свердловская межрайонная природоохранная прокуратура Свердловской области (подробнее)

Ответчики:

Инструкция о порядке действий при обнаружении радиоактивных лома и отходов черных (или цветных) металлов

_________________________________________________ (наименование, ИНН, адрес организации)

Инструкция о порядке действий при обнаружении радиоактивных лома и отходов черных (или цветных) металлов

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая инструкция о порядке действий работников при обнаружении радиоактивных лома и отходов черных (или цветных) металлов в процессе хозяйственной деятельности "___________________" (далее - "Инструкция" и "Предприятие"), разработана на основании Федерального закона от 09.01.1996 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения", Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Приказа Минздрава Российской Федерации от 10.04.2001 N 114 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Гигиенические требования к обеспечению радиационной безопасности при заготовке и реализации металлолома", Постановления Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 N 369 "Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения", Постановления Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 N 370 "Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения", п. 8.2 "ГОСТ 1639-2009. Межгосударственный стандарт. Лом и отходы цветных металлов и сплавов. Общие технические условия" (введен в действие Приказом Росстандарта от 09.07.2010 N 175-ст), Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.07.2009 N 47 "Об утверждении СанПиН 2.6.1.2523-09" (вместе с "НРБ-99/2009. СанПиН 2.6.1.2523-09. Нормы радиационной безопасности. Санитарные правила и нормативы") (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14.08.2009 N 14534), Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.04.2010 N 40 "Об утверждении СП 2.6.1.2612-10 "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)" (вместе с "СП 2.6.1.2612-10. ОСПОРБ-99/2010. Санитарные правила и нормативы. ") (Зарегистрировано в Минюсте РФ 11.08.2010 N 18115).

1.2. Приказом по Предприятию назначается лицо, ответственное за проведение радиационного контроля лома и отходов, по всему Предприятию. Назначенное лицо должно соответствовать требованиям Правил обращения с ломом черных металлов и Правил обращения с ломом цветных металлов.

1.2.1. На каждом объекте по приему лома и отходов металлов также назначаются лица, ответственные за проведение радиационного контроля лома и отходов металлов.

1.2.2. Ответственными лицами назначаются работники, прошедшие соответствующую подготовку и аттестацию.

1.2.3. Для извлечения из лома локальных источников радиации, их дальнейшего изъятия и последующего обращения с ними приказом руководителя Предприятия утверждается список специально подготовленного персонала группы А.

1.2.4. Производственный радиационный контроль может осуществляться специальной службой или отдельной организацией.

1.3. На каждом объекте по приему лома и отходов металлов должно быть исправное оборудование для проведения радиационного контроля лома и отходов металлов в соответствии с установленными требованиями.

1.4. Площадки и помещения, предназначенные для размещения лома, перед началом их эксплуатации подлежат радиационному контролю с целью исключения радиоактивного загрязнения.

1.5. На каждом объекте по приему лома и отходов оборудуется огороженная площадка с твердым покрытием (асфальтом, бетоном) или закрытое помещение для размещения выявленных радиоактивно опасных частей лома и отходов.

1.6. На каждом объекте по приему лома и отходов в доступном для обозрения месте размещается настоящая Инструкция.

1.7. Термины и определения:

Лом (лом и отходы черных и цветных металлов) - пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из черных и цветных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из черных и цветных металлов и их сплавов, а также не подлежащий исправлению брак, возникший в процессе производства указанных изделий.

Заготовка, переработка и реализация лома металлов - сбор, скупка (закупка) лома черных и цветных металлов у физических и юридических лиц, сортировка, хранение, отбор, извлечение, измельчение, резка, разделка, прессование, брикетирование, переплав, а также продажа или передача лома черных металлов на возмездной или безвозмездной основе.

Локальный источник - отдельный фрагмент лома, вблизи поверхности которого (на расстоянии не более 10 см) значение МЭД гамма-излучения содержащихся в нем радионуклидов (за вычетом вклада природного фона) превышает 0,2 мкЗв/ч.

МЭД - мощность эквивалентной дозы гамма-излучения содержащихся в ломе радионуклидов вблизи поверхности (на расстоянии не более 10 см) партии (фрагмента) лома (за вычетом вклада природного фона).

Радиоактивное загрязнение - в рамках Инструкции наличие в ломе фрагментов, вблизи которых плотность потока альфа-излучения более 0,04 альфа-частицы/(кв. см x с) либо плотность потока бета-излучения более 0,4 бета-частицы/(кв. см x с).

- отдельно расположенное количество лома, подготовленное к загрузке в транспортное средство и предназначенное к реализации;

- загруженный в транспортную единицу (платформу, вагон, автомашину, грузовой контейнер и т.д.) лом;

- лом, загруженный в две и более транспортные единицы, следующие одновременно в адрес одного получателя.

Иные термины и определения используются в смысле приложения 8 к ОСПОРБ 99/2010.

II. ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ РАДИОАКТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ

2.1. При приемке каждый отдельный фрагмент лома и каждая партия лома и отходов подвергаются сплошному инструментальному радиационному контролю по методике, соответствующей разд. 6 "Гигиенические требования к обеспечению радиационной безопасности при заготовке и реализации лома. СанПиН 2.6.1.993-00", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 29.10.2000, разд. 5 и 6 "МУК 2.6.1.1087-02. 2.6.1. Ионизирующее излучение, радиационная безопасность. Радиационный контроль лома. Методические указания", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 04.01.2002.

2.2. При выявлении радиоактивно загрязненной партии лома, на поверхности которого имеются точки превышения контрольного уровня, она разгружается на отдельную площадку, и в ней проводится поиск локальных источников.

2.3. К контролируемым параметрам радиоактивного загрязнения партии лома относятся:

- наличие поверхностного радиоактивного загрязнения альфа-активными радионуклидами;

- наличие поверхностного радиоактивного загрязнения бета-активными радионуклидами.

2.4. При обнаружении в процессе радиационного контроля транспортных средств (оборудования) локальных источников или радиоактивного загрязнения его владелец и организация, проводившая радиационный контроль, обязаны своевременно оповестить об этом орган санитарно-эпидемиологической службы, на подконтрольной территории (объекте надзора) которой находится данное транспортное средство (оборудование). Дальнейшие работы по демонтажу источников или дезактивации должны проводиться под контролем органа госсанэпидслужбы в соответствии с требованиями настоящей Инструкции.

2.5. При обнаружении лома, который по результатам радиационного контроля не может быть допущен к использованию без ограничений, Предприятие и владелец лома обязаны проинформировать орган госсанэпидслужбы, на подконтрольной территории (подконтрольном объекте) которого находится лом. Дальнейшее обращение с ломом должно проводиться по согласованию с органом госсанэпидслужбы.

2.6. При обнаружении в составе партии лома радиоактивного загрязнения или локальных источников их идентификация, изъятие и последующее обращение с ними (хранение, транспортировка, захоронение и т.д.) должны проводиться специализированной организацией или подготовленными специалистами, отнесенными к работникам группы А, в соответствии с требованиями НРБ-99/2009 и ОСПОРБ-99/2010 по согласованию с органом госсанэпидслужбы, на подконтрольной территории (подконтрольном объекте) которого находится лом.

2.7. При обнаружении в процессе радиационного контроля лома значений МЭД гамма-излучения на его поверхности более 1 мкЗв/ч лица, проводившие радиационный контроль, должны немедленно прекратить дальнейшие работы и проинформировать об этом руководство Предприятия и орган госсанэпидслужбы, на подконтрольной территории (подконтрольном объекте) которого находится лом. Руководство Предприятия должно принять меры к ограничению доступа посторонних лиц в зону с повышенным уровнем гамма-излучения (более 0,1 мкЗв/ч над природным фоном) и дальнейшие действия проводить по согласованию с органом госсанэпидслужбы в соответствии с требованиями санитарных правил по обеспечению радиационной безопасности.

2.8. Извлеченные из партии лома локальные источники могут, по согласованию с органом госсанэпидслужбы, помещаться для временного хранения в металлические контейнеры, расположенные в специально предназначенных для этого помещениях, обеспечивающих их сохранность и исключающих возможность несанкционированного доступа к ним посторонних лиц. МЭД гамма-излучения (за вычетом природного фона) на внешней поверхности стен помещения, в котором размещается контейнер с извлеченными локальными источниками, не должна превышать 0,1 мкЗв/ч. Порядок хранения и захоронения локальных источников согласовывается с органом госсанэпидслужбы.

2.9. В случае невозможности или нецелесообразности использования лома или его фрагментов вследствие их радиоактивности, они по согласованию с компетентными органами направляются на специально выделенные участки объектов размещения производственных отходов в соответствии с законодательством в сфере обращения с отходами производства и потребления. Эти материалы не должны иметь снимаемого радиоактивного загрязнения.

2.10. В случае невозможности или нецелесообразности дальнейшего использования лома или его фрагментов, содержащих радионуклиды с удельной активностью больше МЗУА, с ними необходимо обращаться как с радиоактивными отходами.

2.11. Обращение с радиоактивными отходами.

2.11.1. К радиоактивным отходам относятся не подлежащие дальнейшему использованию вещества, материалы, смеси, изделия, удельная активность техногенных радионуклидов в которых превышает МЗУА (Сумма отношений удельных активностей техногенных радионуклидов к их МЗУА превышает 1). Значения МЗУА приведены в приложении 4 НРБ-99/2009.

При неизвестном радионуклидном составе отходы являются радиоактивными, если суммарная удельная активность техногенных радионуклидов в них больше:

- 100 кБк/кг - для бета-излучающих радионуклидов;

- 10 кБк/кг - для альфа-излучающих радионуклидов (за исключением трансурановых);

- 1,0 кБк/кг - для трансурановых радионуклидов.

2.11.2. Для сбора радиоактивных отходов на каждом объекте приемки лома должны быть предусмотрены специальные сборники. Для первичного сбора твердых радиоактивных отходов могут быть использованы пластикатовые или бумажные мешки, которые затем загружаются в сборники-контейнеры.

Места расположения сборников при необходимости должны обеспечиваться защитными приспособлениями для снижения излучения за их пределами до допустимого уровня.

2.11.3. Для временного хранения и выдержки сборников с радиоактивными отходами, создающими у поверхности дозу гамма-излучения более 2 мЗв/ч, должны использоваться специальные защитные колодцы или ниши. Извлечение сборников отходов из колодцев и ниш необходимо производить с помощью специальных устройств, снижающих уровень облучения обслуживающего персонала.

2.11.4. Временное хранение радиоактивных отходов различных категорий должно осуществляться в отдельном помещении либо на специально выделенном участке, оборудованном в соответствии с требованиями, предъявляемыми к помещениям для работ II класса. Хранение радиоактивных отходов следует осуществлять в специально предназначенных для этого контейнерах.

2.11.5. Самовоспламеняющиеся и взрывоопасные радиоактивные отходы должны быть переведены в неопасное состояние до отправки на захоронение, при этом должны быть предусмотрены меры радиационной и пожарной безопасности.

2.11.6. Передача радиоактивных отходов на переработку или захоронение должна производиться в специальных упаковках (контейнерах).

Уровни радиоактивного загрязнения внешних поверхностей упаковки (контейнера) не должны превышать значений, приведенных в таблице 8.10 НРБ-99/2009.

2.11.7. Транспортировка радиоактивных отходов должна проводиться в механически прочных герметичных упаковках на специально оборудованных транспортных средствах.

2.11.8. Переработку радиоактивных отходов, а также их долговременное хранение и захоронение производят специализированные организации по обращению с радиоактивными отходами.

2.11.9. Выбор мест захоронения радиоактивных отходов должен производиться с учетом гидрогеологических, геоморфологических, тектонических и сейсмических условий. При этом должна быть обеспечена радиационная безопасность населения и окружающей среды в течение всего срока изоляции отходов с учетом долговременного прогноза.

3.1. При работе с радиоактивным ломом работники подразделяются на группу А и население.

3.2. Основные пределы доз

3.2.1. Результаты индивидуального контроля доз облучения работников должны храниться в течение 50 лет. При проведении индивидуального контроля необходимо вести учет годовых эффективной и эквивалентных доз, эффективной дозы за 5 последовательных лет, а также суммарной накопленной дозы за весь период профессиональной работы.

3.2.2. Индивидуальная доза облучения должна регистрироваться в журнале с последующим внесением в индивидуальную карточку, а также в машинный носитель для создания базы данных на радиационных объектах в ЕСКИД. Копия индивидуальной карточки работника в случае его перехода в другую организацию, где проводится работа с источниками излучения, должна передаваться на новое место работы; оригинал должен храниться на прежнем месте работы.

3.2.3. Лицам, командируемым для работ с источниками излучения, должна выдаваться заполненная копия индивидуальной карточки о полученных дозах облучения. Данные о дозах облучения прикомандированных лиц должны включаться в их индивидуальные карточки.

3.3. К работе с источниками излучения допускаются лица не моложе 18 лет, не имеющие медицинских противопоказаний, отнесенные приказом руководителя к категории персонала группы А, прошедшие обучение по правилам работы с источником излучения и по радиационной безопасности, прошедшие инструктаж по радиационной безопасности.

3.4. Персоналу группы А следует:

- знать и строго выполнять требования по обеспечению радиационной безопасности, установленные санитарными нормами и правилами;

- использовать в предусмотренных случаях средства индивидуальной защиты;

- выполнять установленные требования по предупреждению радиационной аварии и правила поведения в случае ее возникновения;

- своевременно проходить периодические медицинские осмотры и выполнять рекомендации медицинской комиссии;

- обо всех обнаруженных неисправностях в работе установок, приборов и аппаратов, являющихся источниками излучения, немедленно ставить в известность руководителя (цеха, участка, лаборатории) и службу радиационной безопасности (лицо, ответственное за радиационную безопасность);

- выполнять указания работников службы радиационной безопасности, касающиеся обеспечения радиационной безопасности при выполнении работ.

3.5. При проведении работ с источниками излучения не допускается выполнение операций, не предусмотренных инструкциями по радиационной безопасности, если эти действия не направлены на принятие экстренных мер по предотвращению аварий и других обстоятельств, угрожающих здоровью работающих.

3.6. К проведению работ по ликвидации аварии и ее последствий должны привлекаться, прежде всего, работники группы А, аварийно-спасательных формирований и члены специализированных аварийных бригад. При необходимости для выполнения этих работ могут быть привлечены лица предпочтительно из работников старше 30 лет, не имеющие медицинских противопоказаний, при их добровольном письменном согласии после информирования о возможных дозах облучения и риске для здоровья. Женщины могут быть допущены к участию в аварийных работах при выполнении пункта 3.1.8 НРБ-99/2009.

3.7. Перед началом работ по ликвидации последствий аварии проводится инструктаж по вопросам радиационной безопасности с разъяснением характера и последовательности работ. При необходимости следует проводить предварительную отработку предстоящих операций.

3.8. Людей с травматическими повреждениями, химическими отравлениями или подвергшихся облучению в дозе выше 0,2 Зв, необходимо направить на медицинское обследование и лечение. При радиоактивном загрязнении проводится санитарная обработка людей и дезактивация загрязненной одежды.

3.9. Методы и средства индивидуальной защиты и личной гигиены персонала

3.9.1. Все работающие с источниками излучения или посещающие участки, где производятся такие работы, должны обеспечиваться сертифицированными спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с видом и классом работ.

3.9.2. При работах с радиоактивными веществами в открытом виде I и II класса персонал должен иметь комплект основных средств индивидуальной защиты, а также дополнительные средства защиты в зависимости от уровня и характера возможного радиоактивного загрязнения.

Основной комплект средств индивидуальной защиты включает: спецбелье, носки, комбинезон или костюм (куртку, брюки), спецобувь, шапочку или шлем, перчатки, полотенца и носовые платки одноразовые, средства защиты органов дыхания (в зависимости от загрязнения воздуха).

При работах III класса персонал должен быть обеспечен халатами, шапочками, перчатками, спецобувью и при необходимости средствами защиты органов дыхания.

3.9.3. Средства индивидуальной защиты для работ с радиоактивными веществами должны изготовляться из хорошо дезактивируемых материалов либо быть одноразовыми.

3.9.4. Работающие с радиоактивными растворами и порошками, а также персонал, проводящий уборку помещений, в которых ведутся работы с радиоактивными веществами, кроме комплекта основных средств индивидуальной защиты, должны иметь дополнительно спецодежду из пленочных материалов или материалов с полимерным покрытием: фартуки, нарукавники, полухалаты, резиновую и пластиковую спецобувь.

3.9.5. Работники, выполняющие работы по сварке или резке металла, загрязненного радионуклидами, должны быть обеспечены специальными средствами индивидуальной защиты из искростойких, хорошо дезактивируемых материалов.

3.9.6. Загрязненные выше допустимых (контрольных) уровней спецодежда и белье должны направляться на дезактивацию в спецпрачечные. Смена основной спецодежды и белья должна осуществляться персоналом не реже 1 раза в неделю.

Дополнительные средства индивидуальной защиты (пленочные, резиновые, с полимерным покрытием) после каждого использования должны подвергаться предварительной дезактивации в санитарном шлюзе или в другом специально отведенном месте. Если после дезактивации их остаточное загрязнение превышает допустимый уровень, дополнительные средства индивидуальной защиты должны быть направлены на дезактивацию в спецпрачечную.

3.9.7. Следует исключать радиоактивное загрязнение личной одежды и обуви. В случае обнаружения такого загрязнения личная одежда и обувь подлежат дезактивации, а при невозможности ее очистки - захоронению.

3.10. При выходе с участков или из помещений, где проводятся работы с радиоактивными веществами, следует проверить чистоту спецодежды и других средств индивидуальной защиты. При выявлении радиоактивного загрязнения свыше установленных допустимых (контрольных) уровней необходимо направить на дезактивацию загрязненные спецодежду и дополнительные средства индивидуальной защиты, а самому работнику - вымыться под душем.

3.11. При выполнении работ с радиоактивными веществами в открытом виде не допускается:

- пребывание работников без необходимых средств индивидуальной защиты;

- прием пищи, курение, пользование косметическими принадлежностями;

- хранение пищевых продуктов, табачных изделий, домашней одежды, косметических принадлежностей и других предметов, не имеющих отношения к работе.

3.12. Для приема пищи должно быть предусмотрено специальное помещение, оборудованное умывальником для мытья рук с подводкой горячей воды, изолированное от помещений, где ведутся работы с применением радиоактивных веществ в открытом виде.

4.1. Лица, осуществляющие обращение с радиоактивными частями лома, несут ответственность за точность, своевременность и полноту исполнения установленных требований.

4.2. За нарушение настоящей Инструкции виновные лица привлекаются к дисциплинарной, материальной, административной или уголовной ответственности.

<1> Допускается одновременное облучение до указанных пределов по всем нормируемым величинам.

<2> Основные пределы доз, как и все остальные допустимые уровни воздействия персонала группы Б, равны 1/4 значений для персонала группы А. Далее в тексте все нормативные значения для категории персонала приводятся только для группы А.

<3> Относится к дозе на глубине 300 мг/см2.

<4> Относится к среднему по площади в 1 см2 значению в базальном слое кожи толщиной 5 мг/см2 под покровным слоем толщиной 5 мг/см2. На ладонях толщина покровного слоя - 40 мг/см2. Указанным пределом допускается облучение всей кожи человека при условии, что в пределах усредненного облучения любого 1 см2 площади кожи этот предел не будет превышен. Предел дозы при облучении кожи лица обеспечивает непревышение предела дозы на хрусталик от бета-частиц.