Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция о порядке проведения аттестации педагогических работников 2014 img-1

инструкция о порядке проведения аттестации педагогических работников 2014

Категория: Инструкции

Описание

Инструкция о порядке проведения аттестации педагогических работников 2014

Муниципальное учреждение
«Всеволожский районный методический центр»
  • Аттестация педагогов
  • Локальные акты
  • Аттестация руководителей

Приказ Министерства образования и науки РФ от 07.04.2014г. №276 «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

Разъяснение по применению нового порядка аттестации;

Приказ комитета общего и профессиональног о образования Ленинградской области от 17.09.2014г. «Об утверждении Положения об аттестационной комиссии по проведению аттестации в целях установления квалификационной категории педагогических работников государственных, муниципальных и частных организаций Ленинградской области, осуществляющих образовательную деятельность». ;

Положение об аттестационной комиссии по проведению аттестации в целях установления квалификационной категории педагогических работников государственных, муниципальных и частных организаций Ленинградской области, осуществляющих образовательную деятельность ;

Единый квалификационный справочник должностей руководителей. специалистов и служащих, утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих».

Алгоритм действия руководителей ОУ по приведению локальных актов в соответствие с действующим законодательством.

Прежде всего необходимо привести в соответствие с действующим законодательством локальные акты образовательного учреждения.

Примечание: Локальные акты принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников (ст. 8, 372 ТК РФ).

1.1. Привести в соответствие с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 № 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования".

1.2. В том числе добавить в раздел «Должен знать». основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.

1.3. Ознакомить каждого сотрудника с должностной инструкцией под подпись.

2. Правила внутреннего трудового распорядка (ст. 189, 190, 56 ТК РФ):

2.1. Раздел «Основные права и обязанности работника» дополнить пунктом: «Педагогические работники, не имеющие квалификационных категорий, обязаны проходить аттестацию с целью подтверждения соответствия занимаемой должности в порядке, установленном действующим законодательством».

2.2. Ознакомить работников под подпись (ст.22 ТК) с внесенными изменениями.

3.1. Раздел: «Права и обязанности участников образовательного процесса» дополнить фразой «Педагогические работники, не имеющие квалификационных категорий, обязаны проходить аттестацию с целью подтверждения соответствия занимаемой должности в порядке, установленном действующим законодательством».

3.2. Зарегистрировать изменения в Уставе в соответствии с действующим законодательством.

4.1. Внести запись в дополнительное соглашение к трудовому договору со всеми сотрудниками (или в сам трудовой договор - для принимаемых вновь сотрудников ), где предусмотреть обязательность прохождения аттестации педагогическим работником с целью подтверждения соответствия занимаемой должности работника при отсутствии квалификационной категории.

5. Организовать учет педагогических сотрудников, не аттестованных, имеющих 1, высшую квалификационную категорию (Приложение №1 ).

6. Издать приказ «Об организации подготовки к аттестации педагогических работников в 2011/2012 учебном году» (Приложение №2 ).

  • Распоряжение Комитета по образованию от 06.02.2015 г. № 59 «Об утверждении Положения об аттестации руководящих работников муниципальных учреждений, подведомственных Комитету по образованию администрации Муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области».
  • Положение об аттестации руководящих работников учреждений, подведомственных Комитету по образованию администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области».
  • Заявка на включение в график аттестации руководящих работников, подлежащих аттестации в учебном году.
  • Представление на проведение аттестации.
  • Заявление о несогласии с представлением непосредственного руководителя.
  • Отчет о профессиональной служебной деятельности.
  • Решение аттестационной комиссии по аттестации руководящих работников муниципальных учреждений, подведомственных Комитету по образованию администрации Муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области.
  • Распоряжение Комитета по образованию от 01.08.2016 г. № 303 «Об организации работы аттестационной комиссии по аттестации руководящих работников муниципальных учреждений, подведомственных Комитету по образованию администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области на 2016-2017 учебный год».
  • Состав аттестационной комиссии по аттестации руководящих работников муниципальных учреждений, подведомственных Комитету по образованию администрации Муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области.
  • График заседаний аттестационной комиссии по аттестации руководящих работников муниципальных учреждений, подведомственных Комитету по образованию администрации Муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области.
  • Примерные вопросы для проведения квалификационного испытания в форме компьютерного тестирования для руководящих работников общеобразовательных учреждений.
  • Примерные вопросы для проведения квалификационного испытания в форме компьютерного тестирования для руководящих работников образовательных учреждений, реализующих программу дошкольного образования.

Распоряжения Комитета по образованию администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области «Об установлении соответствия занимаемой должности руководящим работникам муниципальных учреждений, подведомственных Комитету по образованию администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области»:

Другие статьи

Инструкция о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-препод

о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования)

1. Данная Инструкция определяет порядок проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования).

2. Действие данной Инструкции распространяется на педагогических работников учреждений образования, иных организаций, которым в соответствии с законодательством разрешено осуществлять образовательную деятельность (далее, если не установлено иное, – организации системы образования), а также на педагогических работников, работающих по трудовым или гражданско-правовым договорам у индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством разрешено осуществлять образовательную деятельность (далее, если не установлено иное, – педагогические работники ИП).

3. Аттестация педагогических работников – это изучение и оценка их профессионального уровня, деловых и личных качеств, результатов педагогической деятельности по формированию знаний, умений, навыков, интеллектуального, нравственного, творческого и физического развития учащихся при реализации содержания образовательных программ дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, специального, дополнительного образования детей, программ воспитания и научно-методического обеспечения.

Основными принципами аттестации педагогических работников являются коллегиальность, системность, целостность экспертных оценок.

4. Аттестация педагогических работников проводится на присвоение второй, первой, высшей квалификационных категорий, подтверждение высшей квалификационной категории, подтверждение второй и первой квалификационных категорий в случаях, которые определены в части пятой пункта 5 данной Инструкции, а учителей, реализующих образовательные программы общего среднего образования, а также образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования и образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью (далее, если не установлено иное, – учителя учреждений общего среднего образования), кроме того, – на присвоение и подтверждение квалификационной категории «учитель-методист» (далее, если не установлено иное, – аттестация).

5. Аттестация проводится по инициативе педагогического работника или по инициативе руководителя организации системы образования.

По инициативе педагогического работника проводится аттестация на присвоение квалификационной категории.

По инициативе руководителя организации системы образования проводится аттестация на подтверждение квалификационной категории.

Аттестация на подтверждение квалификационной категории является для педагогического работника обязательной (далее – обязательная аттестация).

Обязательная аттестация на подтверждение квалификационной категории проводится в отношении педагогического работника, который имеет высшую квалификационную категорию, квалификационную категорию «учитель-методист».

Обязательная аттестация на подтверждение второй (первой) квалификационной категории может проводиться по инициативе руководителя организации системы образования, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством разрешено осуществлять образовательную деятельность (далее – ИП), в отношении педагогического работника, который снизил уровень своей работы и деятельность которого не соответствует установленным требованиям, или педагогического работника, который имеет перерыв в работе на педагогических должностях более двух лет. Такой аттестации не подлежат беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до пяти лет.

6. Присвоение квалификационных категорий педагогическому работнику по каждой занимаемой должности осуществляется последовательно, за исключением случаев, предусмотренных частью второй пункта 18 и пунктом 19 данной Инструкции.

7. Аттестация на подтверждение высшей квалификационной категории и квалификационной категории «учитель-методист» проводится один раз в пять лет. В этот срок засчитываются периоды работы на соответствующей должности независимо от места работы и перерывов в работе, за исключением периодов нахождения женщины в отпуске по беременности и родам, а также периодов нахождения педагогического работника в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Аттестация на подтверждение категории в случаях, предусмотренных частью пятой пункта 5 данной Инструкции, проводится не более одного раза в пять лет.

8. Квалификационная категория, которая присвоена педагогическому работнику по должности, переименованной в установленном порядке, сохраняется.

9. Квалификационная категория в случаях и в порядке, которые установлены данной Инструкцией, может быть отменена.

10. Для проведения аттестации создается аттестационная комиссия в порядке, установленном данной Инструкцией.

Приказ Министерства образования и науки РФ от N 276 - Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющ

Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. N 276 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность"
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. N 276 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность"
  • Приложение. Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность
    • I. Общие положения (п.п. 1 - 4)
    • II. Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности (п.п. 5 - 23)
    • III. Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории (п.п. 24 - 46)

Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. N 276
"Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность"

В соответствии с частью 4 статьи 49 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566) и подпунктом 5.2.28 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582) приказываю:

1. Утвердить по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации прилагаемый Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

2. Установить, что квалификационные категории, установленные педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений до утверждения Порядка. указанного в пункте 1 настоящего приказа, сохраняются в течение срока, на который они были установлены.

3. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 г. N 209 "О Порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 апреля 2010 г. регистрационный N 16999).

Республиканский институт профессионального образования

Утверждено постановление Министерства образования Республики Беларусь от 26.03.2014г. №20 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 г. №101».

Обращаем Ваше внимание, что данный документ устанавливает более высокий уровень ответственности педагогических работников за неявку на квалификационный экзамен либо аттестационную беседу без уважительных причин. Часть вторая пункта 49 гласит, что «если педагогический работник отказался от прохождения обязательной аттестации на подтверждение квалификационной категории или не явился на квалификационный экзамен или аттестационную беседу без уважительных причин, решением аттестационной комиссии данная категория снижается (отменяется)».

Дополнен перечень учреждений образования, в которых проводятся квалификационные экзамены. В него включены УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», ГУО «Институт культуры Беларуси», УО «Белорусская государственная академия музыки», УО «Белорусский государственный университет физической культуры», ГУО «Белорусская медицинская академия последипломного образования».

Пункт 30 (освобождающий от сдачи квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение высшей категории работников имеющих ученые степени, награды и т.п.) дополнен словами «и подтверждение», что означает распространение имевшихся ранее льгот по присвоению высшей категории также и на ее подтверждение.

Изменения коснулись и других частей документа.

© Республиканский институт профессионального образования
Адрес: ул. К. Либкнехта, 32, 220004, г. Минск, Республика Беларусь.
Тел./Факс. + 375 17 200 09 92. Url: www.ripo.unibel.by E-mail: master@ripo.unibel.by
Зарегистрирован в государственном реестре информационных ресурсов Беларуси: №1140600451 от 10.05.2006 г.

Обновленная Инструкция об аттестации педагогических работников

Обновленная Инструкция об аттестации педагогических работников — что изменилось?

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Новая система координат для педагогов-профессионалов

Отрасль должна больше платить за квалификационный уровень. чтобы педагог стремился к повышению своей квалификации. Размер зарплат должен зависеть от качества работы. Эти мысли неоднократно озвучивались в самых разных аудиториях и с самых разных трибун. С 1 сентября 2014 года размер надбавок за квалификационные категории, наконец, был пересмотрен в сторону повышения. Надбавка за высшую категорию у педагогов выросла втрое — с 30% до 90% тарифного оклада (ставки). За первую категорию сейчас доплачивают 55% от тарифного оклада (ставки) вместо 20%. За вторую категорию — 30% вместо 15%. А за категорию «учитель-методист» — 120% вместо 40%.

О том, что изменилось для работников отрасли после внесения изменений и дополнений в Инструкцию об аттестации педагогических работников. мы беседуем с заместителем председателя ЦК Белорусского профсоюза работников образования и науки Романом Дапиро.


Повышать категорию или нет?

— Поскольку аттестация педагогических работников перестала быть просто их правом, а стала еще и обязанностью. первый вопрос, который поставил профсоюз перед Министерством образования, которое является нашим социальным партнером, касался увеличения оплаты за наличие квалификационной категории. Тем более что получение и подтверждение высшей квалификационной категории превратилось в серьезную процедуру.

Наша позиция была следующей: размер доплаты должен стимулировать педагога к повышению своего профессионального уровня и присвоения ему более высокой квалификационной категории. С 1 сентября доплата перестала быть символической. Надбавка для учителя с высшей категорией составляет сейчас около 1 миллиона рублей, а у учителя-методиста — около 1,5 миллиона рублей.

— Вы считаете, что эти суммы помогут удержать в области опытных педагогов?

— До пересмотра доплат у многих возникали сомнения: а много ли найдется желающих подтверждать свою высшую категорию за минимальную прибавку к зарплате? Первоначально на подтверждение высшей категории педагогам отводился срок до 1 сентября 2014 года, но педагоги не спешили делать это в массовом порядке. Затем Министерство образования решило перенести срок подтверждения высшей категории на 1 сентября 2017 года. Фактически главное образовательное ведомство растянуло переходный период почти на пять лет со времени вступления в силу инструкции, чтобы можно было провести без спешки квалификационные экзамены.

Признаюсь, что сегодня мы более оптимистично смотрим на ситуацию. Полагаю, что если перед педагогом возникнет дилемма (повышать категорию или не повышать, пойти на подтверждение высшей категории или нет), то он сделает свой выбор в пользу повышения и подтверждения. Все-таки в системе координат оплаты работников бюджетной сферы педагоги получили достаточно ощутимую доплату. Поэтому не подтверждать высшую категорию и таким образом соглашаться на снижение своей квалификации до первой категории будут немногие. Но это вполне возможно в случае с работниками учреждений образования, которые подпадают под закрытие, с работниками, с которыми наниматели не планируют продолжать трудовые отношения, или с работниками, которые сами хотят покинуть отрасль. Остаются и вопросы по педагогам предпенсионного возраста: по тем, кто уже стоит на пороге пенсии сегодня или будет стоять на пороге выхода на пенсию в 2017 году. Насколько они могут быть заинтересованы в подтверждении высшей категории? Захотят ли проходить серьезный квалификационный экзамен? В том случае, если педагог-пенсионер отказывается от подтверждения, его квалификационная категория будет снижена до первой.

Тем не менее, во время проведения «прямых линий» к нам стали обращаться педагоги со стажем, которые покинули систему образования, но сейчас задумались над своим возвращением. Полагаю, это красноречивое свидетельство того, что если начать решать вопросы с оплатой труда, то можно надеяться на то, что в систему образования станет возможно вернуть квалифицированные кадры, которые когда-то покинули отрасль.


Аттестация и оптимизация

— Инструкция о порядке проведения аттестации вызвала у педагогов много вопросов.

— Именно поэтому в конце марта и в ноябре текущего года Министерство образования внесло в инструкцию важные коррективы. В основном эти изменения и дополнения были долгожданными для педагогической общественности. На многих коррективах принципиально настаивал профсоюз.

Пожалуй, самым проблемным в новой инструкции стал 20-й пункт. согласно которому педагог, который переходил с одной должности на другую, из одного учреждения образования в другое, мог лишиться своей квалификационной категории. Определенные коррективы вносила запись о «переводе» работника на новую должность — только в таком случае можно было претендовать на ту же квалификационную категорию на новой должности, что и на прежней (без учета срока работы на новой должности).

Возможно, когда велась работа над первым вариантом инструкции, мало кто представлял себе масштабы оптимизации и реорганизации сети учреждений образования, но по факту сегодня многие педагоги вынуждены работать не по своему профилю, а там, где для них нашлась работа. Закрылась базовая и средняя школы — учителя-предметники вынуждены работать в начальной школе, воспитателями групп продленного дня или вообще идти в систему дошкольного образования. Например, если из-за сокращения учитель с высшей категорией шел работать воспитателем в школу-интернат, в группу продленного дня или учреждение дополнительного образования, он лишался своей категории и ему приходилось начинать «карьеру» фактически с нуля.

Внесением изменений и дополнений в пункт 20 инструкции фактически решена проблема признания наличия квалификационных категорий по соответствующим должностям педагогических работников в случаях изменения ими места работы, должности и др. при условии соответствия квалификационным требованиям. А форма перехода на новую должность теперь не имеет значения. Более того, значительно расширен перечень должностей, при изменении которых возможно претендовать на прежнюю категорию.


«Не то» образование

— Роман Осипович, вы сказали, что одно из условий допуска к аттестации — это наличие соответствующей квалификации. Но именно с этим пунктом у педагогов дошкольного образования возникали проблемы.

— Действительно, учитель физики фактически может преподавать математику, а учитель химии — биологию. И никто ему не скажет, что он не имеет соответствующей квалификации, если руководитель учреждения поручит ему преподавание соответствующей дисциплины. Совсем другое дело — воспитатель дошкольного образования. Это другая должность со своей спецификой. И к ней предъявляются другие квалификационные требования, чем к учителям-предметникам. Они сопоставимы только с квалификационными требованиями к учителям начальных классов, поскольку и там, и там подразумевается наличие высшего или среднего специального образования по профилю «Педагогика» (направление «Педагогика детства ») или педагогическое образование и переподготовка по направлению «Педагогика детства».

Наниматель вправе взять лицо с педагогическим образованием на работу воспитателем в дошкольное учреждение без соответствия этим квалификационным требованиям. но аттестовать на предмет присвоения квалификационной категории не может. Если учитель математики с высшей категорией приходит на должность воспитателя, он не может получить даже вторую категорию. И ему надо пройти переподготовку по направлению «Педагогика детства». В то же время если он пройдет переподготовку, то сможет претендовать сразу на высшую квалификационную категорию уже в должности воспитателя дошкольного образования. Вот почему переподготовка по педагогике детства сегодня очень востребована.

Тем не менее, нужно понимать, что берут в учреждения дошкольного образования педагогов без соответствующей подготовки из-за нехватки кадров. И довольно часто эти педагоги работают больше чем на ставку, ведь даже «непрофильных» специалистов в дошкольных учреждениях не хватает. Соответственно, решить вопрос замены таких работников при направлении на переподготовку также сложно. Получается замкнутый круг проблем.

Следует помнить и о том, что на многие вакансии в учреждения дошкольного образования мы распределяем выпускников непрофильных педагогических специальностей — например, филологов, историков и т д. Но аттестовать их также будет невозможно. Профсоюз предлагал допускать их к аттестации на присвоение второй квалификационной категории при наличии повышения квалификации по должности воспитателя дошкольного образования.

Сегодня уже нужно определиться. Если мы такие принципиальные в вопросах аттестации, тогда почему в отношении дошкольного образования допускаем распределение выпускников «не совсем» по специальности? В конце концов, выпускники могут от такого распределения отказаться. Кому станет от этого лучше? Поэтому мы планируем вернуться к решению этой проблемы в самое ближайшее время.


Директор — тоже педагог

— А урегулирован ли вопрос аттестации руководителей учреждений образования? Имею в виду присвоение или подтверждение квалификационной категории педагогического работника.

— В новой редакции был исключен пункт 21. согласно которому руководители учреждений образования должны были подтверждать квалификационную категорию учителя. Сейчас имеется в виду, что если руководитель не выполняет педагогическую работу, не имеет педагогической нагрузки, то и аттестацию на подтверждение ему проходить не нужно. Если же он имеет такую нагрузку и занимает должность учителя, то, как и другие педагогические работники, проходит обязательную аттестацию на подтверждение высшей квалификационной категории или на присвоение другой квалификационной категории.

Сегодня аттестация руководителей организаций системы образования и их заместителей на присвоение (подтверждение) квалификационной категории педагогического работника возможна только при условии занятия ими соответствующей должности педагогического работника, то есть, при наличии трудового договора по совместительству.

Увы, но не во всех случаях это возможно реализовать. Директор школы, который параллельно с основной работой имеет 5-10 часов учебной нагрузки по совместительству, может пройти аттестацию как учитель и получать квалификационную надбавку, а заведующему детским садом такую возможность не оставили. Заведующий имеет право только работать на замене своих педагогических работников, временно отсутствующих, что все и делают. На замене заведующие в городских садах отрабатывают от 30% до 50% нормы часов воспитателя на ставку, но это не дает им права аттестовываться как воспитателям. Между прочим, заведующими дошкольными учреждениями образования не всегда становятся воспитатели с высшей квалификационной категорией, и в то же время сейчас повысить свой квалификационный уровень они не могут.

В статью 255 Трудового кодекса были внесены важные изменения: вместо слов «преподавательская работа » там сейчас употребляется «педагогическая деятельность » (в части реализации содержания образовательных программ), поэтому руководители могут заниматься педагогической деятельностью по совместительству. Но в Закон «О борьбе с коррупцией» нужные изменения не внесли. Вот когда антикоррупционный закон будет приведен в соответствие с Трудовым кодексом, тогда наши руководители учреждений дошкольного образования получат полное право на присвоение квалификационной категории в случае работы в должности воспитателя дошкольного образования по совместительству.


Молодость — не помеха

— А какие права есть у молодых специалистов?

— Вообще при допуске к аттестации действуют следующие условия. Первое — это соответствие квалификационным требованиям. Второе — наличие определенного стажа.

Инструкцией установлено, что претендовать на присвоение второй квалификационной категории могут педагогические работники, имеющие стаж работы в должности, по которой аттестуются, два года. Но есть и исключения. Лица, получившие диплом о высшем образовании с отличием, диплом магистра или диплом исследователя, допускаются к аттестации на присвоение второй квалификационной категории при наличии стажа работы один год. Это значит, что уже через год, как начали работать, они имеют право подавать заявление на присвоение квалификационной категории.

Интересный момент: в обязательный стаж работы продолжительностью два года, необходимый для того, чтобы претендовать на получение второй квалификационной категории, может быть включен и стаж работы во время учебы. Не секрет, что многие студенты начинают работать еще во время получения педагогического образования. И их работа может быть включена в обязательный стаж продолжительностью два года. Причем это может быть работа с любой нагрузкой: на четверть, половину ставки и так далее. Другими словами, если студент, например, в течение двух последних курсов работал в школе по своей специальности, хорошо зарекомендовал себя, а после окончания ВУЗа устроился на работу в соответствии с полученной специальностью, то он может претендовать на получение второй квалификационной категории фактически сразу после того, как приступил к работе.

Кроме того, благодаря последним изменениям в инструкции, молодые специалисты, которые получат вторую квалификационную категорию, в аналогичном «ускоренном» режиме, смогут претендовать на присвоение первой категории уже через два года после присвоения второй. Раньше этот срок растягивался на три года.

— Остались ли в сфере аттестации вопросы, которые еще требуют своего решения?

— Основной задачей для профсоюза считаю решение круга вопросов аттестации педагогических работников учреждений дошкольного образования. Также остается нерешенным вопрос аттестации руководителей физического воспитания в учреждениях общего среднего образования. Они у нас не категорируются, в отличие от учителей физического воспитания, поэтому этот пробел тоже надо устранить.

Видимо, пришло время и для проработки вопроса предоставления права на присвоение квалификационной категории преподавателям учреждений высшего образования, не имеющим ученых степеней и званий. В общем много наиболее проблемных вопросов уже снято. Причем они решились в пользу педагогов, но практика всегда ставит перед нами новые проблемные задачи. Поэтому процесс совершенствования нормативной базы будет продолжаться.

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 18 декабря 2014 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2014/12/64974.html