Руководства, Инструкции, Бланки

как написать акт обследования жилищно-бытовых условий образец img-1

как написать акт обследования жилищно-бытовых условий образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Обращение в суд

Акт обследования жилищно-бытовых условий (Образец заполнения)

обследования жилищно-бытовых условий Савицкого А.Г.

Основание: п. 9 Положения об условиях труда работников-надомников, утвержденного постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 11.04.2000 N 48.

Настоящий акт составлен о нижеследующем:

Савицкий Андрей Георгиевич, подавший 10.05.2011 заявление о приеме на работу на дому по должности переводчика, имеет на праве собственности однокомнатную квартиру (свидетельство о праве собственности N 200D/105 от 31.12.2010), расположенную по адресу: г. Витебск, ул. Советская, д. 25, кв. 10. Кроме собственника жилого помещения в указанной квартире никто не зарегистрирован (справка с ЖЭУ от 10.05.2011 N 234).

В жилом помещении Савицкого А.Г. есть электричество, водоснабжение и канализация, отопление, телефонная связь, высокоскоростной Интернет. У Савицкого А.Г. также есть личный компьютер, лицензионное лингвистическое программное обеспечение (программы Промт 8.0 и Лингво 14).

Жилое помещение как рабочее место переводчика отвечает требованиям по охране труда, санитарно-эпидемиологическим нормам и противопожарной безопасности.

Таким образом, жилищно-бытовые условия Савицкого А.Г. позволяют выполнять работу по должности переводчика на дому.

Акт составлен в двух экземплярах:

1-й экземпляр - в дело N 1-7

2-й экземпляр - Савицкому А.Г.

Акт проверки жилищных условий

А кт – документ, который составлен несколькими лицами и подтверждает установленные события или факты. Для акта проверки жилищных условий имеется унифицированная форма, утвержденная нормативными актами и обязательная для применения. Она представлена ниже. Необходимо также иметь в виду, что кроме унифицированных форм актов многие министерства (ведомства) утверждают специальные инструкции, правила о порядке составления актов

Образец акта проверки жилищных условий

ПРОВЕРКИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ

Фамилия, Имя, Отчество_______________________________________________________

проживает по адресу: __________________________________________________________

Комиссия в составе ( не менее 3-х человек) ________________________________________

(Ф.И.О. место работы, должность)

на месте произвела проверку жилищных условий, при этом установлено следующее:

  • Занимаемая жилая площадь и ее характеристики (отдельная квартира, кол-во комнат или комната в общей квартире, их размер, этаж и т.д.)
  • Дом (квартира) принадлежит:______________________________________________

    (на ком право собственности)

  • Краткая характеристика дома (дом этажный, каменный, деревянный, ветхий, аварийный и т. д.) ____________________________________________________________________________
  • Благоустройство дома и данной квартиры (газ, водопровод, канализация, отопление (центральное, печное), ванная и т.д.) _____________________________________________________________________________
  • Лицевой счет открыт на __________________________________________________
  • Кто проживает на данной площади: Как заполнить акт обследования жилищно-бытовых условий образец или бланк?

    Жизнь в современном обществе заставляет следовать определенным требованиям законодательства и неписанным правилам гражданского общества. Зачастую, для отстаивания своих законных прав и интересов, требуется документальное подтверждение наличия того или иного факта. В настоящей статье мы рассмотрим процессуальные особенности составления акта обследования жилищно-бытовых условий и предложим типовые образцы и бланки такого документа.

    Итак, для чего же нужен такой акт?

    Прежде всего, для документального подтверждения наличия того или иного обстоятельства, к ним можно отнести:

    1. В рамках существующих и потенциально возможных судебных разбирательств для:

  • подтверждения материального достатка истца, ответчика и иных лиц,
  • наличия того или иного имущества в исследуемых помещениях,
  • подтверждения факта проживания того или иного лица,
  • технического состояния жилых помещений, возможного наличия причиненного ущерба, осуществления ремонта и иных процессуально важных обстоятельств судебного дела.

    2. Для письменной фиксации и предоставления составленных в рамках обследования документов в компетентные государственные органы и организации любой организационно-правовой формы.

  • для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий,
  • для решения вопроса о лишении родительских прав,
  • для усыновления или удочерения,
  • для выделения субсидий при возникновении чрезвычайных ситуаций,
  • другие обстоятельства.

    Не смотря на то, что единого бланка акта обследования условий в действующем законодательстве РФ не существует, заинтересованные органы и организации вправе устанавливать требования к таким документам. Если такие требования не противоречат действующим нормам права, то они подлежат обязательному применению заинтересованными лицами. Не соответствующие законодательству акты обследования не подлежат применению вне зависимости территории субъекта РФ или издавшего органа/организации.

    Тем не менее, все акты обследования бытовых условий должны соответствовать определенным требования, проанализируем их:

    1. Обследование жилищно-бытовых условий должно производиться комиссионно. В состав комиссии, в обязательном порядке, включаются все заинтересованные лица, вне зависимости от их гражданско-правовой принадлежности. Все участники мероприятия заблаговременно уведомляются о проведении такого обследования жилого помещения, а, в некоторых случаях, с участниками процесса требуется дополнительное согласование даты, времени обследования, возможности участия третьих лиц, в том числе экспертов и технических работников.

    Обычаи делового оборота требуют предоставления не менее трех рабочих дней для принятия решения о направлении своих представителей для участия в процессе. При этом, данный срок должен исчисляться с момента фактического получения такого уведомления, а не с момента его направления.

    Членами комиссии может избираться ее председатель, который руководит всеми действиями участников обследования, а также секретарь, который оформляет событие процессуально.

    2. Обязательное составление письменного документа о проведенных в рамках обследования действий. Это может быть как анализируемый здесь акт обследования жилищно-бытовых условий, так и любой иной документ, соответствующий предъявляемым требованиям. Образцы таких документов можно найти перейдя по ссылке или в разделе Образцы документов. На нашем сайте также доступны функция поиска необходимого документа по названию, расположенная в правом верхнем углу любой страницы ресурса.

    3. Возможность использования для документальной фиксации технических средств и любого иного оборудования, обусловленного спецификой проводимого обследования. Данное решение должно быть принято с учетом мнения всех участников и членов комиссии. Любые возражения должны быть документально зафиксированы в итоговом акте.

    4. Возможность приобщения к акту обследования документации и иных вещественных доказательств.

    5. Наличие в акте оригинальных подписей всех участников мероприятия. В случае, если кто-то отказывается от подписи, об этом делается соответствующая запись. Любому участнику комиссионного обследования дается право делать устные и письменные заявления, которые должны найти свое отражение в акте.

    По итогам обследования, составляется и подписывается необходимая документация. При этом, акт обследования может составляться как в единственном экземпляре, так и в большем количестве. Каждый из участников события может потребовать себе один экземпляр такого документа, либо его копию.

    Любой составленный акт может быть обжалован заинтересованными лицами во внесудебном и судебном порядке.

    Если у Вас есть вопросы по данной теме, Вы можете ознакомиться с другими статьями аналогичной тематики, размещенным в разделе Вопрос-ответ или обратиться к нам в индивидуальном порядке через заполнение Интернет - заявки в соответствующем разделе нашего сайта. Желаем удачи!

    Акт обследования жилищно-бытовых условий

    АКТ обследования жилищно-бытовых условий

    Комиссия в составе: ________________________________________ проверила жилищно-бытовые условия гражданина _________________________________

    (фамилия, имя, отчество полностью)

    работающего в __________________________________ в должности __________________________, проживающего в доме № _________________________________ квартира № _____ по улице __________________________________________ на жилой площади __________________________.

    Дом принадлежит _________________________________.

    жилая площадь, на которой проживает _________________________________, состоит из комнат _____ кв. м, размер каждой комнаты: _____ кв. м, _____кв. м на _____этаже в _____ этажном доме.

    Качество дома (кирпичный, панельный, деревянный и т.п. в нормальном состоянии, ветхий, аварийный комнаты сухие, светлые, проходные, количество окон и прочее) __________.

    Благоустройство дома и данной жилплощади (водопровод, канализация, какое отопление, газ, ванна, лифт, телефон и т.д.) ____________________.

    На данной площади проживают:

    Как заполнить акт обследования жилищных условий Кто и когда участвует в составлении акта

    Заполнение акта обследования жилищно-бытовых условий проживания несовершеннолетнего входит в компетенцию специальной педагогической комиссии, которая, при необходимости, может включать в себя педагога-психолога, социального педагога, школьного инспектора и даже районного участкового.

    Целью данного акта является не «заглянуть в холодильник отдельно взятой семьи», как в свое время предполагали некоторые граждане, а исследовать, в каких условиях живет и воспитывается ученик. Необходимость непосредственного посещения возникла с тех пор, когда классный руководитель потерял возможность контакта с родителями и опекунами: очень часто они не посещают специальных собраний, не отвечают на индивидуальные приглашения, не реагируют на записи в дневниках детей.

    Обычно сформированная комиссия не предупреждает о визите с целью обследования, пребывает по месту проживания ребенка в вечернее время, когда родители находятся дома, и составляет акт в их присутствии. Если семья, являясь неблагополучной, препятствует заполнению акта, педагоги вправе обратиться к районному участковому для получения помощи в решении вопроса.

    Нюансы оформления документа

    Акт обследования жилищно-бытовых условий представляет собой готовую форму, утвержденную нормативными актами, однако многие административные учреждения вносят в нее несущественные изменения.

    Если проводится обследование условий жизни первоклассников, нужно кроме общих данных о квадратуре, количестве жильцов и наличии рабочего места ученика, отметить наличие игрушек, детских книг, оборудование спального места ребенка.

    Как выглядит в общих чертах акт обследование жилищных условий несовершеннолетнего можно посмотреть здесь

    Заполняя данный документ, обратите внимание на следующие моменты:

    - где ребенок спит (есть ли у него отдельная кровать, комната)

    - состояние и внешний вид ребенка и родителей дома

    - наличие уголка, в котором ребенок занимается подготовкой уроков, играет, отдыхает

    - санузел (гигиеническое состояние, наличие и недоступность для младшего школьника бытовой химии)

    - наличие в доме животных, санитарное состояние их содержания

    - состояние выхода из помещения (он должен быть свободным, не загроможденным)

    - набор продуктов питания ребенка (соответствие возрасту).

    В конце документа обязательно должна значиться подпись одного из родителей, всех членов комиссии, директора учебного заведения. Акт хранится у классного руководителя или лица, инициировавшего обследование.

  • Видео

    Другие статьи

    Акт обследования жилищно-бытовых условий учащегося - образцы, бланки и формы - скачайте бесплатно!

    Акт обследования жилищно бытовых условий: образец для скачивания

    На нашем сайте есть возможность бесплатно скачать бланк акта обследования жилищно-бытовых условий, получить бесплатную юридическую консультацию, а также задать вопросы другим пользователям в комментариях.

    Жизнь в современном обществе предполагает соблюдение требований законодательства и неписаных правил социального общества. Часто, для защиты своих прав необходимо документальное подтверждение, одним из таковых является бланк акта обследования жилищно-бытовых условий.

    Такой документ нужен для подтверждения какого-либо обстоятельства, например, в суде для подтверждения: материального достатка ответчика, факта проживания истца, наличие какого-то имущества, причинение ущерба имуществу, также осуществление ремонта в исследуемом помещении.

    В компетентные государственные органы: для постановки на учет граждан, живущих в неподобающих условиях, лишение родительских прав, усыновление ребенка, выделение субсидий и других обстоятельств.

    Единого образца акта обследования жилищно-бытовых условий в законодательстве РФ не существует. Организации могут самостоятельно установить требования, главное, чтобы те не противоречили нормам права.

    Определенные требования к форме акта обследования жилищно-бытовых условий.

    Обследование помещения должно проводиться комиссией, в состав которой могут входить все заинтересованные лица, эксперты и технические работники.

    Обязательное составление именно на исследуемом месте письменного документа.

    Фиксация данных с технических средств, если они применяются при осмотре.

    Приобщение к акту каких-либо найденных вещественных доказательств.

    Подписи всех участников обследования, если кто-то отказывается подписывать соответствующая отметка об этом.

    Любой подобный документ может быть обжалован в судебном порядке.

    Посредник: Технология (алгоритм) обследования жилищно-бытовых условий (Акт ЖБУ)

    Каждый социальный педагог, классный руководитель/воспитатель обследовал жилищно-бытовые условия семьи. Эта тема не нова для многих педагогов, однако и в настоящее время, в том числе на просторах интернета, встречаются родители, которые не понимают, зачем и на каких основаниях к ним пришли обследовать жилищные условия, порой без предупреждения и в целом посещением педагогов их жилища не довольны.

    Чтобы сократить количество вышеописанных ситуаций, предлагаю обратить Ваше внимание на основания для проведения акта ЖБУ перечисленные ниже. Е сли Вы работаете в социально-реабилитационном центре, детском доме, приюте, доме малютки, а может быть и в органах опеки – оснований у Вас достаточно (как правило, детей приводит инспектор по делам несовершеннолетних с соответствующим документом, либо родители или лица их замещающие, либо дети приходят сами).

    А если Вы работаете в школе, то отнеситесь внимательнее к выбору аргументов в пользу того, что бы пойти на обследование в квартиру, особенно без предварительной договоренности (ситуации и люди могут быть разные).

    Учитывайте в своей работе, что есть такое понятие как неприкосновенность частной жизни [2].

    Основания для проведения акта ЖБУ.

    Основанием для проведения обследования являются поступившие в орган опеки и попечительства или организацию по месту фактического нахождения детей устные и письменные обращения юридических и физических лиц, содержащие сведения о детях, указанных в пункте 2 настоящего Порядка (далее - сведения). [1]

    Обследование осуществляется с целью выявления обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над несовершеннолетним гражданином (далее - ребенок, дети) в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения.[1]

    При проведении обследования выявляются.

    I. Уровень обеспечения основных потребностей ребенка.

    1.1. Состояние здоровья: общая визуальная оценка уровня физического развития и его соответствие возрасту ребенка, наличие заболеваний, особых потребностей в медицинском обслуживании, лекарственном обеспечении; наличие признаков физического и (или) психического насилия над ребенком.

    1.2. Внешний вид: соблюдение норм личной гигиены ребенка, наличие, качество и состояние одежды и обуви, ее соответствие сезону, а также возрасту и полу ребенка и так далее.

    1.3. Социальная адаптация: наличие навыков общения с окружающими, навыков самообслуживания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка, адекватность поведения ребенка в различной обстановке и так далее.

    1.4. Воспитание и образование: форма освоения образовательных программ, посещение образовательных учреждений, в том числе учреждений дополнительного образования детей; успехи и проблемы в освоении образовательных программ в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка; режим дня ребенка (режим сна, питания, их соответствие возрасту и индивидуальным особенностям), организация свободного времени и отдыха ребенка; наличие развивающей и обучающей среды;

    1.5. Обеспечение безопасности: отсутствие доступа к опасным предметам в быту, медикаментам, электроприборам, газу и т.п. риск нанесения ребенку вреда как в домашних условиях, так и вне дома.

    1.6. Удовлетворение эмоциональных потребностей ребенка.

    2. Семейное окружение ребенка.

    2.1. Состав семьи, кто фактически осуществляет уход и надзор за ребенком; наличие и место жительства близких родственников ребенка, степень участия родителей и других совместно проживающих лиц, родственников в воспитании и содержании ребенка; степень привязанности и отношения ребенка с родителями и членами семьи.

    2.2. Отношения, сложившиеся между членами семьи, их характер; особенности общения с детьми, детей между собой; семейные ценности, традиции, семейная история, уклад жизни семьи, распределение ролей в семье, круг общения родителей; социальные связи ребенка и его семьи с соседями, знакомыми, контакты ребенка со сверстниками, педагогами, воспитателями.

    3. Жилищно-бытовые и имущественные условия.

    3.1. Жилищно-бытовые условия, в которых проживает ребенок: наличие и принадлежность жилого помещения, его общая и жилая площадь, количество комнат, благоустройство и санитарно-гигиеническое состояние; наличие у ребенка отдельного оборудованного места (комнаты, уголка) для сна, игр, занятий и так далее.

    3.2. Структура доходов семьи: основные источники дохода (доходы родителей и иных членов семьи, алименты, пенсии, пособия, иные социальные выплаты); среднемесячный и среднедушевой доход семьи; сведения об имуществе и имущественных правах ребенка; достаточность доходов семьи для обеспечения основных потребностей ребенка (продукты питания, одежда и обувь, медицинское обслуживание, игрушки и игры, печатная и аудиовизуальная продукция, школьно-письменные и канцелярские принадлежности и так далее).

    4. Наличие обстоятельств, которые создают угрозу жизни и здоровью ребенка, его физическому и нравственному развитию либо нарушают его права и охраняемые законом интересы; факты пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации ребенка, физического или психического насилия над ребенком, покушения на его половую неприкосновенность.

    II. В ходе обследования используются такие формы получения сведений, как беседа с ребенком, его родителями и другими членами семьи, опрос лиц, располагающих данными о взаимоотношениях родителей с ребенком, их поведении в быту, наблюдение, изучение документов, учебных и творческих работ ребенка и другие.

    При проведении обследования обеспечивается конфиденциальность персональных данных граждан .[1]

    Обследование жилищно-бытовых условий семьи, в которой проживает ребенок, может проводиться комиссией по обследованию ЖБУ. В эту комиссию могут входить:

    · социальный педагог;

    · классный руководитель;

    · заместитель директора;

    Акт обследования семьи учащегося классным руководителем

    Акт обследования семьи учащегося классным руководителем

    В список должностных обязанностей классного руководителя и социального педагога входит проведение обследования жилищно-бытовых и материальных условий семей детей из «группы риска». По результатам наблюдений составляется акт установленного образца.

    В каких случаях требуется составить акт обследования семьи учащегося классным руководителем

    Процедура проверки материального положения семей школьников эпизодически вызывает резонанс в обществе, поскольку ее цели и задачи не всегда трактуются верно. Некоторые родители расценивают работу классного руководителя по мониторингу условий жизни детей как посягательство на личное пространство семьи. И все же процедура обследования крайне необходима, поскольку она позволяет выявить школьников, живущих в неблагоприятных жилищных и эмоциональных условиях (не имеющих личного пространства для занятий, игровой активности, отдыха) и восстановить права ребенка: оказать таким несовершеннолетним посильную помощь – путем воздействия на родителей или изъятия из неблагоприятных условий и передачи под опеку, попечительство.

    Акт обследования семьи учащегося классным руководителем следует составить в обязательном порядке в таких случаях:

    • ребенок систематически нарушает дисциплину, не придерживается правил поведения в школе, проявляется грубость по отношению к педагогам и одноклассникам, прогуливает уроки, появляется на занятиях в состоянии алкогольного или наркотического опьянения ;
    • школьник поставлен на учет в полицию или комиссию по делам несовершеннолетних, требуется провести профилактику безнадзорности и бандитизма ;
    • учащийся пребывает под следствием;
    • когда необходимо принять решение о дальнейшем месте жительства ребенка (несовершеннолетний изъят из семьи, стоит вопрос о переводе в детский дом или интернат);
    • в рамках комплексной проверки семьи, планирующей усыновление;
    • при смене места жительства для выяснения, не изменились ли условия жизни учащегося в худшую сторону;
    • при поступлении в школу или компетентные органы жалобы от родственников, соседей, о ненадлежащем обращении с ребенком;
    • в случае обращения школьника (в том числе с членами семьи) за медицинской помощью.

    В данной ситуации обследование жилищно-бытовых условий позволяет выяснить, при каких обстоятельствах учащийся получил травму – в результате несчастного случая, по неосторожности, или по причине халатного, жестокого обращения со стороны взрослых.

    Обследование жилищно-бытовых условий учащегося в большинстве случаев позволяет педагогическому составу определить причины девиантного поведения и оказать воздействие на ребенка через семью.

    Следует отметить, что составление акта обследования семьи учащегося классным руководителем может проводиться в рамках работы комиссии специалистов, в состав которой могут войти:

    • представители школы (социальный педагог, заместитель директора или другой представитель школьной администрации);
    • сотрудники компетентных органов (представитель органа опеки и попечительства, участковый полицейский, участковый врач, работники Санэпиднадзора или Бюро технической экспертизы (БТИ)).

    Мониторинг условий жизни несовершеннолетнего и оценка материального состояния семьи может проводиться спонтанно, без предупреждения (чаще всего в вечернее время, когда все члены семьи присутствуют дома), так и по предварительной договоренности.

    Особенности составления акта обследования семьи учащегося классным руководителем

    Форма акта обследования жилищно-бытовых и материальных условий семьи школьника является стандартной (приложение 1), но добавление дополнительной информации в документ допускается. В ходе оценивания условий проживания школьника в первую очередь следует оценить:

    • материальное положение семьи учащегося;
    • общее состояние жилых помещений;
    • количество людей, проживающих совместно с ребенком;
    • наличие у учащегося личного пространства, предназначенного для игровой деятельности, отдыха, учебы;
    • в случае обследования жилищных условий усыновителей – готовность членов семьи принять ребенка, возможность проживания несовершеннолетнего в доме.

    Во время посещения квартиры (дома) учащегося особое внимание следует обратить на:

    • общее состояние помещений (сохранность потолка, стен, пола), температуру в жилых комнатах, частоту проветривания;
    • наличие в зоне личного пространства ребенка игрушек (даже самых простых), канцелярских принадлежностей, книг и пособий, необходимых для выполнения домашних заданий и осуществления внеурочной деятельности;
    • чистоту санузла, наличие в ванной комнате детских средств личной гигиены (шампуня, мыла);
    • наличие у ребенка одежды для разных сезонов);
    • обеспечение ребенка питанием;
    • наличие в доме животных, условия их содержания (гигиеническое состояние аквариума, клетки, террариума), обеспечение безопасности ребенка;
    • возможность свободного входа и выхода из квартиры (дома);
    • состояние здоровья, внешний вид, эмоциональное состояние родителей несовершеннолетнего и совместно проживающих с ним родственников;
    • уровень безопасности в доме (имеется ли открытый доступ к опасным предметам, электроприборам, химическим средствам, медикаментам).

    Читайте также материалы близкой тематики:

    Акт обследования семьи учащегося классным руководителем: образец

    После проведения осмотра жилищных условий учащегося в трехдневный срок нужно составить акт обследования семьи учащегося классным руководителем по образцу (приложение) в двух экземплярах. В акте обязательно следует указать:

    1. Состав комиссии, проводившей обследование (ФИО, должность).
    2. Объект обследования (семья …, проживающая по адресу…).
    3. Характеристики жилого помещения (вид жилья: дом, квартира, площадь, количество комнат, наличие удобств (электроэнергия, газ, отопление, водоснабжение, телефон, интернет, лифт и т.д.).
    4. Состав семьи учащегося (мать, отец, другие дети и родственники – ФИО, место работы, доход, наличие заболеваний и т.д.).
    5. Наличие домашних животных.
    6. В свободной форме представить другие сведения из списка «На что обратить внимание при проверке жилищно-бытовых условий».
    7. Заключение комиссии.
    8. Подписи всех членов комиссии.
    9. Дату проведения обследования.

    После составления акта оба экземпляра заверяются классным руководителем, руководителем образовательной организации и специалистами, проводившими обследование. Один экземпляр акта обследования направляется в орган опеки, второй подшивается в личное дело учащегося. Копия документа направляется родителям по месту жительства.

    В случае, если результаты обследования оказались неудовлетворительными (было выявлено, что несовершеннолетний проживает в ненадлежащих условиях, не имеет личного пространства, поддается насилию со стороны членов семьи или совместно проживающих лиц), классный руководитель в течение одного дня с момента посещения квартиры (дома) школьника обязан направить в органы опеки, соответствующие месту проживания ребенка, уведомление соответствующего содержания.

    Акт обследования жилищно-бытовых и материальных условий семьи учащихся

    Вложенные файлы

    Доступно только авторизованным пользователям