Руководства, Инструкции, Бланки

как в договоре прописать аванс образец img-1

как в договоре прописать аванс образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Авансовые платежи в договоре подряда

Авансовые платежи в договоре подряда

В последнее время в арбитражной судебной практике возросло количество рассматриваемых дел по не выполнению договорных обязательств.

Оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в сроки, в порядке и в размере, предусмотренном договором строительного подряда (ст. 711 ГК РФ).

В договоре может быть прописана оплата работ единовременно в полном объеме после приемки объекта заказчиком. Но при отсутствии соответствующих указаний в договоре оплата работ производится в соответствии с общими правилами оплаты работ, выполняемых по договору подряда (ст. 711 ГК РФ).

Поскольку законодательство РФ не содержит особенностей по оплате подрядных работ, поэтому все особенности должны быть предусмотрены договором. Могут применяться различные системы оплаты, в том числе и авансирование.

В основном на практике Подрядчик приступает к выполнению работ после внесения Заказчиком авансового платежа.

Эпизодически в судебной практике возникают ситуации, когда подрядчик, не приступивший к выполнению работ, предъявляет требование о взыскании с Заказчика аванса. В качестве правового основания такого иска указывается ч. 2 ст. 711 ГК РФ, согласно которому Подрядчик вправе требовать выплаты ему аванса либо задатка только в случаях и в размере, которые указаны в законе или договоре подряда.

В одних случаях такие требования удовлетворялись (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 31.03.2005 г. № Ф04-1598/2005(9824-А45-13), Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 03.08.2006 г. № Ф08-2014/2006 по делу № А32-49491/2005-6/1043; Постановление ФАС Центрального округа от 05.03.2009 г. № Ф10-6314/2008 по делу № А68-2436/2008-118/2), в других - суды исходили из того, что гражданское законодательство не предусматривает возможность понуждения Заказчика к оплате невыполненных работ и устанавливает иные последствия неисполнения обязанности по перечислению предварительной оплаты.
Если договором подряда за нарушение сроков выплаты аванса предусмотрена уплата Заказчиком неустойки, при наличии просрочки со стороны Заказчика такая неустойка может быть взыскана судом. На возможность взыскания неустойки за нарушение сроков предварительной оплаты указывает имеющаяся судебная практика (Определение ВАС РФ от 06.12.2010 г. № ВАС-15978/10; Постановление ФАС Поволжского округа от 16.08.2010 г. по делу № А12-19483/2009, Постановление ФАС Поволжского округа от 20.11.2012 г. по делу № А12-1768/2012).

С учетом существующей на сегодняшний день практики можно сделать вывод в пользу второго подхода, согласно которому, несмотря на содержание п. 2 ст. 711 ГК РФ, подрядчик не вправе требовать взыскания с заказчика аванса в судебном порядке.

Также в судебной практике существуют редкие попытки взыскания штрафов за нецелевое использование Подрядчиком авансового платежа. Арбитражные суды не удовлетворяют такие требования на основании не доказанности нецелевого использования, вне зависимости от качества выполненных работ. Нецелевое использование денежных средств среди юридических лиц практически невозможно доказать, на основании ч.1 ст. 715 ГК РФ «Заказчик вправе во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность».

К тому же суды трактуют нецелевое использование авансового платежа как направленное использование денежных средств на цели, не соответствующие условиям договора в период его действия (Постановление ФАС МО от 5 февраля 2014 г. по делу №А40-168589/12).

Понятие «целевое использование» больше характерно для Бюджетного законодательства. ст. 306.4 БК РФ дает определение нецелевого использования бюджетных средств, бюджетные средства государства подлежат судебной и правовой защите. Полномочиями по контролю над целевым использованием бюджетных средств обладает Счетная палата РФ и Росфиннадзор.

То есть в договоре строительного подряда можно предусмотреть штраф за нецелевое использование авансовых платежей, но на практике проблематично доказать «нецелевое использование» (Постановление ФАС Поволжского округа от 9 июня 2012 г. по делу №А65-22328/11).

Обязательство заказчика по договору подряда оплатить результат выполненных работ является встречным по отношению к обязательству подрядчика сдать такой результат заказчику. Но если начало выполнения работ в соответствии с условиями договора подряда обусловлено выплатой аванса, обязательство выполнять работы может быть квалифицировано, как встречное по отношению к обязательству уплатить аванс. Поэтому, подрядчик, не получивший аванс от заказчика, в силу ст. 328 ГК РФ вправе не начинать работу и потребовать возмещения причиненных в связи с этим убытков. На право подрядчика в порядке ст. 328 ГК РФ приостановить работы в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей препятствует исполнению договора, указывает и п. 1 ст. 719 ГК РФ.

В правовой позиции авансовый платеж является гарантией исполнения Заказчиком перед Подрядчиком своих договорных обязательств. В том случае, если Заказчик желает проследить использование внесенных им денежных средств по целевому назначению, ему следует предусмотреть в договоре подряда строгую отчетность Подрядчика за использование авансового платежа. В этом случае есть шанс добиться удовлетворения требований в суде.

Другие статьи

Платежи в договоре аренды

Одним из существенных условий сделки об аренде является стоимость. В отличие от иных сделок, сумма аренды состоит из нескольких платежей. Данная статья направлена на обеспечение и защиту прав арендодателя как стороны договора аренды недвижимости.

Прежде всего, выделим несколько регулярных (как правило - ежемесячных) платежей, которые осуществляет арендатор: арендная плата, коммунальные платежи, дополнительные платежи, связанные с хозяйственной деятельностью арендатора. Арендная плата, повторимся, оплачивается в большинстве случае ежемесячно. Но такой формулировки в договоре аренды будет недостаточно. Необходимо четко указать срок ее оплаты: до какой даты текущего, предыдущего или следующего за отчетным месяца арендатор обязан оплатить стоимость аренды.

Также нужно прописать оплату первого платежа. Например, если срок аренды начинается с 10 мая, а срок выплаты суммы аренды - не позднее n-числа настоящего месяца, остается несогласованным срок оплаты первого платежа. Соответственно, стороны в договоре должны определить срок выплаты первого платежа, а, желательно, и просчитать сумму, подлежащую оплате.

Кроме ежемесячно оплачиваемой сумы арендатор возмещает собственнику сумму коммунальных платежей. Поскольку тарифы коммунальных служб могут измениться, нельзя указывать фиксированную сумму такого возмещения. Если арендатор желает получать эту сумму авансом, в договоре следует указать, например, такую фразу: "Арендатор оплачивает Арендодателю сумму компенсационных платежей по предоставленным коммунальным услугам не позже 10-го числа текущего месяца, вместе с платой за аренду в размере, равном платежу за предыдущий месяц. При этом в каждом последующем месяце стороны корректируют сумму фактически понесенных дополнительных расходов на основании счетов соответствующих организаций, выставленных за предыдущий месяц. Арендатор осуществляет оплату дополнительных услуг за последующие месяцы с учетом корректировки, выполненной за предыдущий месяц".

Если говорить о дополнительных платежах и компенсациях, не лишним будет отметить любые дополнительные расходы, которые впоследствии может понести арендодатель и сроки их компенсации арендатором. Отметим, что в случае, если арендатор планирует заключить ряд договоров на обслуживание (доступ к сети Интернет, уборка помещения и т.д.), арендодателю по окончании сделки стоит побеспокоиться, чтобы такие договоры были своевременно расторгнуты.

Отдельным вопросом стоит сумма и порядок оплаты авансового (обеспечительного) платежа как средства страховки на ущерб, причиненный имуществу арендодателя либо как способ зачета сумм, просроченных к уплате арендатором. В договоре необходимо определить срок внесения такого платежа, виды случае, когда такой платеж может быть взыскан арендодателем, а также срок восполнения размера платежа в случае такого взыскания либо в случае увеличения стоимости аренды.

Ну и последнее - оговорка о том, что считать моментом оплаты: списание суммы денег со счета арендатора либо зачисление их на счет арендодателя. В условиях нестабильности банковской системы этот вопрос может стать ключевым при доказывании факта осуществления платежа.

Размеры авансовых платежей для бюджетных учреждений

Размеры авансовых платежей по контрактам, договорам ГПХ

Автор: Т. Сильвестрова

Органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя в отношении федеральных бюджетных учреждений, обеспечивают включение указанными учреждениями при заключении ими договоров (контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг условий об авансовых платежах в объеме, не превышающем предельные размеры выплат авансовых платежей, установленных для получателя средств федерального бюджета. О том, какие размеры авансовых платежей бюджетные учреждения должны прописывать в договорах, контрактах, заключаемых после 20 апреля 2016 года, читайте в этой статье.

До недавнего времени законодательство РФ не ограничивало бюджетные учреждения в размерах авансовых платежей, устанавливаемых ими в контрактах (договорах) на выполнение работ, оказание услуг, поставки товаров. В контракте (договоре) мог быть прописан любой размер авансовых платежей
(20, 30, 50, 80, 100%). После вступления в силу Постановления № 266[1] ситуация изменилась. О размерах авансовых платежей, которые бюджетные учреждения обязаны предусмотреть в заключаемых ими контрактах (договорах), расскажем в данном материале.

Постановление № 226 дополнило Постановление № 1456[2] пунктом 36 (1) следующего содержания: органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя в отношении федеральных бюджетных и автономных учреждений, обеспечивают включение указанными учреждениями при заключении ими договоров (контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг условий об авансовых платежах в объеме, не превышающем предельные размеры выплат авансовых платежей, установленных в соответствии с пунктом 36 настоящего постановления для получателя средств федерального бюджета.

Пункт 36 Постановления № 1456 устанавливает размеры авансовых платежей, которые обязаны предусмотреть получатели средств федерального бюджета при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг в пределах доведенных им в установленном порядке соответствующих лимитов бюджетных обязательств. Пункт 36 (1) Постановления № 1456 не содержит указания на то, следует ли бюджетному учреждению применять положения п. 36 Постановления № 1456 при заключении договоров (контрактов), оплата которых будет производиться за счет средств, получаемых учреждением от осуществления приносящей доход деятельности. Из дословного прочтения п. 36 (1) Постановления № 1456 следует, что данное требование касается всех договоров (контрактов), предметом которых является поставка товаров, работ, услуг вне зависимости от источника получения денежных средств. Возможно органы исполнительной власти, выполняющие функции учреждения, доводя до своих подведомственных учреждений информацию об обязательном применении ими после 20 апреля 2016 года положений п. 36 Постановления № 1456 при заключении договоров (контрактов) укажут, что в отношении средств, получаемых учреждением от оказания платных услуг, работ, данные ограничения не применяются.

Размеры авансовых платежей

В соответствии с нормами п. 36 Постановления № 1456 учреждения при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг вправе предусматривать авансовые платежи в следующих размерах.

С последующей оплатой денежных обязательств, возникающих по договорам (государственным контрактам) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг, после подтверждения предусмотренных указанными договорами (государственными контрактами) поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг в объеме произведенных платежей

До 30% суммы договора (контракта), но не более доведенных лимитов бюджетных обязательств (далее – ЛБО) по соответствующему коду бюджетной классификации РФ*

По договорам (контрактам) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг, если иное не установлено Постановлением № 1456, а также федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Правительства РФ

Свыше 30 и до 80% суммы договора (государственного контракта), но не более доведенных ЛБО по соответствующему коду бюджетной классификации РФ*

По договорам (контрактам) на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на импортозамещение технологической продукции, при включении в указанные договоры (контракты) (за исключением договоров (контрактов), исполнение которых подлежит банковскому сопровождению в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд) условия о перечислении авансовых платежей на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в подразделениях ЦБ РФ для учета операций со средствами организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса, а также при получении к указанным договорам (контрактам) подтверждения от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внешней и внутренней торговли, о соответствии такого договора (государственного контракта) целям импортозамещения технологической продукции до проведения конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществления закупки у единственного поставщика

До 100% суммы договора (государственного контракта), но не более доведенных ЛБО по соответствующему коду бюджетной классификации РФ*

По договорам (государственным контрактам):

– об оказании услуг связи;

– о подписке на печатные издания и об их приобретении;

– об обучении на курсах повышения квалификации;

– о прохождении профессиональной переподготовки;

– об участии в научных, методических, научно-практических и иных конференциях;

– о проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий;

– о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, финансовое обеспечение строительства, реконструкции или технического перевооружения которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета;

– о приобретении авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом и путевок на санаторно-курортное лечение.

По договорам ОСАГО, аренды индивидуального сейфа (банковской ячейки), о проведении лечения граждан РФ

за пределами территории РФ, заключаемым Минздравом с иностранными организациями, по договорам (государственным контрактам) о проведении мероприятий по тушению пожаров

По договорам (контрактам) о выполнении работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной собственности РФ, если иное не установлено законодательством РФ

До 30% суммы договора (контракта), но не более доведенных ЛБО по соответствующему коду бюджетной классификации РФ*

По договорам, стоимость которых не превышает 600 млн руб.

До 30% суммы договора (контракта), но не более доведенных ЛБО по соответствующему коду бюджетной классификации РФ, с последующим авансированием выполняемых работ после подтверждения выполнения предусмотренных договором (контрактом) работ в объеме произведенного авансового платежа (с ограничением общей суммы авансирования не более 70% суммы договора (контракта))

По договорам, стоимость которых превышает 600 млн руб.

* Бюджетным учреждениям лимиты бюджетных обязательств не доводятся. Орган исполнительной власти, выполняющий полномочия и функции учредителя, должен для подведомственных ему учреждений определить особенности установления размера авансовых платежей.

Кроме того, п. 36 Постановления № 1456 был дополнен следующим положением (п. 7 Постановления № 266): получатели средств федерального бюджета не предусматривают авансовые платежи при заключении договоров (контрактов) о поставке отдельных товаров, оказании отдельных услуг, включенных в перечень, утверждаемый распоряжением Правительства РФ, срок поставки или оказания которых превышает 30 дней со дня заключения договора (государственного контракта). Такой перечень утвержден Распоряжением Правительства РФ от 21.04.2016 №737-р. Заметим, что данное требование не распространяется на договоры (контракты), заключаемые с субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Минфин в Письме от 22.04.2016 № 02-04-07/23553 обращает внимание на то, что если условиями договора (государственного контракта) предусмотрены этапы (периоды) поставки товара (оказания услуги), при этом срок первой поставки товара (оказания услуги) не превышает 30 дней со дня заключения указанного договора (государственного контракта), то включение в такие договоры (государственные контракты) положения об авансировании соответствует требованиям п. 36 Постановления № 1456.

Положения, введенные п. 7 Постановления № 266 в п. 36 Постановления № 1456, не распространяется на закупки, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых (проекты контрактов на закупки) направлены до дня вступления в силу Постановления № 266 (п. 2 Постановления № 266).

В заключение обобщим все сказанное выше. Исходя из дословного прочтения норм постановлений № 266 и 1456 (в редакции, действующей после 20 апреля 2016 года) действия бюджетных учреждений должны быть следующими:

1. В случае доведения до учреждения информации от учредителя, касающейся установления размера авансовых платежей по заключаемым договорам (контрактам). учреждение прописывает в договорах (контрактах) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, заключаемых после 20 апреля 2016 года, размеры авансовых платежей в соответствии с разъяснениями, предоставленными учредителем, и требованиями п. 36 Постановления № 1456;

2. В случае отсутствия информации от учредителя в отношении применения положений п. 36 (1) и 36 Постановления №1456 учреждения по закупкам, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых (проекты контрактов на закупки) направлены после вступления в силу Постановления № 266 (после 20 апреля), прописывают в договорах (контрактах) (проектах договоров, контрактов) размеры авансовых платежей, установленные п. 36 Постановления № 1456, вне зависимости от источника оплаты средств по договору с учетом следующих особенностей:

  • по договорам (контрактам) на поставку товаров, работ, услуг, включенных в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 21.04.2016 № 737-р, авансовые платежи не предусматриваются, если срок поставки товаров, оказания услуг, выполнения работ превышает 30 дней со дня заключения договора (контракта);
  • авансовые платежи в размере 100% предусматриваются по тем договорам (контрактам), которые указаны в абз. 5 п. 36 Постановления № 266;
  • авансовые платежи в размере от 30% до 80% стоимости договора (контракта), предметом которого является выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на импортозамещение технологической продукции;
  • авансовые платежи в размере, не превышающем 30% стоимости договора (контракта), устанавливаются во всех остальных случаях (за исключением договоров по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства).

По договорам (контрактам) о выполнении работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности РФ предусматриваются размеры авансов:

  • до 30% стоимости договора (контракта), если цена договора (контракта) менее 600 млн руб.;
  • до 30% суммы договора (контракта) с последующим авансированием выполняемых работ после подтверждения выполнения предусмотренных договором (контрактом) работ в объеме произведенного авансового платежа (с ограничением общей суммы авансирования не более 70% суммы договора (контракта), если цена договора (контракта) превышает 600 млн руб.)

[1] Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 266 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 28.12.2015 № 1456».

[2] Постановление Правительства РФ от 28.12.2015 № 1456 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год».

Рекомендуйте статью коллегам:

Как правильно прописать в нормативном документе выплату аванса?

Как правильно прописать в нормативном документе выплату аванса?

Добрый день.
Как правильно прописать в нормативном документе выплату аванса, чтобы аванс рассчитывался за фактически отработанное время?
У нас сейчас в документе прописана, что аванс выплачивается в размере 40% от оклада, будет ли изменением существенных условий труда внесение изменений по выплате аванса за фактически отработанное время?
Спасибо.

Пропишите в локальном нормативном акте, что: «первая часть заработной платы (аванс), выплачивается работнику в размере заработной платы, заработанной работником за первую половину месяца». Подобной формулировки будет достаточно.

У вас не останется вопросов о авансах работникам после прочтения статьи по ссылке.

Унифицированная форма локальных нормативных актов, которыми регулировались бы порядок выплаты заработной платы, действующим законодательством не установлена. Работодатель сам определяет как порядок оплаты труда работника, так и форму локальных нормативных актов. Это следует из статей 8, 22, 135 Трудового кодекса РФ. При этом выплата аванса в размере заработной платы, заработанной работником за фактически отработанное время вполне допускается (см. приложение к ответу).

Что касается внесение изменений, в действующий порядок выплаты заработной платы, то следует отметить, что оплата труда является обязательным условием трудового договора (ч. 2 ст. 57 Трудового кодекса РФ). Поэтому, любое её изменение расценивается как внесение изменений в трудовой договор. Что подразумевает, оформление соответствующей процедуры. Учитывая, что порядок оплаты труда меняется по инициативе работодателя, следует использовать процедуру изменения определённых сторонами условий трудового договора, по причинам технологического или организационного характера. Подобная процедура предусматривает, помимо прочего, предварительное уведомление работника о предстоящих изменениях не позднее, чем за два месяца до таких изменений.

Ответ: Как выплатить аванс по зарплате.

Организация должна выплачивать сотрудникам зарплату не реже чем каждые полмесяца ( ч. 6 ст. 136 ТК РФ ). Часть зарплаты, которую Трудовой кодекс РФ обязывает выплатить сотрудникам по истечении полумесяца, не может быть меньше тарифной ставки или оклада за фактически отработанное время (фактически выполненную работу) ( письмо Роструда от 8 сентября 2006 г. № 1557-6 ).

Максимальный размер аванса законодательно не установлен. Вместе с тем, в письме от 25 февраля 2009 г. № 22-2-709 Минздравсоцразвития России делает вывод, что поскольку выплата зарплаты предусмотрена не реже чем два раза в месяц, то начислять ее за каждые полмесяца нужно примерно в равных суммах (без учета премиальных выплат).

Таким образом, установление всем сотрудникам организации одинакового аванса в фиксированной сумме не рекомендуется, поскольку у сотрудников, выполняющих разные трудовые функции, как правило, разные оклады, тарифные ставки. Кроме того, при выплате аванса необходимо учитывать фактическое присутствие сотрудников на рабочем месте. Так, если сотрудник первую неделю месяца находился в ежегодном отпуске, то размер аванса должен быть снижен исходя из фактически отработанного времени в первой половине месяца, при условии своевременной выплаты отпускных.

Организация, которая выдает своим сотрудникам зарплату реже чем каждые полмесяца, нарушает трудовое законодательство.

За такое нарушение предусмотрена административная ответственность по статье. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Кроме того, ситуация, когда организация выплачивает зарплату реже чем каждые полмесяца, может быть расценена как несвоевременная выплата зарплаты, за которую, помимо административной, предусмотрена материальная и уголовная ответственность.

Размер и сроки выдачи аванса следует закрепить в Правилах трудового распорядка, коллективном или трудовых договорах ( ч. 6 ст. 136 ТК РФ. письма Роструда от 30 ноября 2009 г. № 3528-6-1. от 1 марта 2007 г. № 472-6-0. от 8 сентября 2006 г. № 1557-6 ).

Совет редактора: несмотря на то, что по срокам выплаты аванса никаких ограничений в трудовом законодательстве нет, лучше, если срок будет приблизительно приходиться на середину месяца.

По мнению Минздравсоцразвития России, выдача аванса в конце месяца (например, 25-го числа), когда месяц практически отработан полностью, является нарушением требований статьи 136 Трудового кодекса РФ ( письмо от 25 февраля 2009 г. № 22-2-709 ).

Нина Ковязина, заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России