Категория: Руководства
Функции менеджмента - это анализ и прогнозирование, планирование, организация, координация, принятие решений, мотивация, контроль и учет. Все функции менеджмента взаимно дополняют друг друга. В деятельности любой организации - коммерческой или некоммерческой-большой или малой, формальной или неформальной - присутствуют все функции менеджмента.
Методы менеджмента - это способы выполнения указанных функций. Их можно классифицировать по различным признакам: по масштабам применения - общие, относимые ко всей системе, и особенные (специфические), обращенные к отдельным составным частям системы; по отраслям и сферам применения - в государственном управлении, в бизнесе, в торговле, в промышленности и т. д.
Обычно методы менеджмента различаются по содержанию: административные (организационно-распорядительные), экономические и социально-психологические. Данное деление условно, так как четко разграничить каждый метод не представляется возможным: они взаимно проникают друг в друга и имеют немало общих черт.
В государственной службе преобладают административные методы менеджмента, в то время как в большей части частных организаций преобладают экономические.
Административные методы. Деятельность по управлению невозможна без разумного применения административных методов управления. С их помощью формируются основные системы управления в виде устойчивых связей и отношений, положений, регламентирующих права и ответственность подразделений я отдельных работников. Административные методы реализуются путем прямого воздействия руководителей на подчиненных. Такое воздействие может осуществляться на основе заключенных договоров, через административные приказы и распоряжения, правила, нормативы и другие документы, организационно регламентирующие деятельность подчиненных лиц, обеспечивающие надлежащую дисциплину и ответственность. Методы административного воздействия опираются на власть руководителя и представляют собой, по существу, методы властной мотивации, опирающиеся на реальное принуждение или на возможность принуждения.
4. Государственная служба: законы и инновационные технологии управления.Государственная служба в РФ создана в соответствии с положениями Конституции РФ об осуществлении власти народа непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Государственная служба является комплексным публичным, социальным, правовым, организационным институтом и профессиональной деятельностью.
Как правовой институт государственная служба строится на основе законов и других нормативных правовых актов, образующих в совокупности законодательство о государственной службе РФ.
Схематически в системе нижеследующих элементов: «государство-система государственных органов - государственный орган - государственная должность - государственный служащий - гражданин - общество - государство» - государственная служба связывает государственную должность, государственного служащего (принадлежащего к персоналу государственного управления) и гражданина (обслуживать которого призвано государство). Именно в таком контексте понимается и развивается государственная служба в большинстве демократических государств.
Везде цели государственной службы рассматриваются как упорядочение и повышение эффективности процессов формирования и реализации государственной власти и государственного управления, а также соединение ответственности за исполнение государственной должности с социально-экономическими гарантиями государственной службы.
Государственная служба, исходя из ее целей и функций, образует различные проблемные «блоки», каждый из которых имеет свое содержание и организационно-правовое разрешение.
Прежде всего, это законодательное и иное нормативное регулирование государственной службы как самостоятельного публичного социально-правового института со своими целями, функциями, организацией и механизмами управления. Посредством логически связанных правовых норм должны быть четко определены принципы, элементы и взаимосвязи государственной службы, поскольку из этого проистекают ее возможности и перспективы развития.
Законы управления государственной службой.
Законы являются высшей степенью познания, имеют объективный характер, т. е. они существуют независимо от сознания человека.
Закон - объективно существующие, необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся отношения между явлениями в природе и обществе.
Каждый руководитель должен постоянно осознавать тот факт, что его деятельность подчинена законам природы, общества, управления, и согласовывать свои действия с ними, в противном случае его ожидают неудача или крах.
Законы развития объективного мира. В объективном мире действуют всеобщие законы развития природы, общества и мышления. Это законы диалектики:
закон единства и борьбы противоположностей;
закон отрицания отрицания;
закон перехода количественных изменений в качественные.
Специфические законы управления выражают наиболее существенные связи и отношения различных элементов системы управления между собой и с элементами внешней среды.
На данном уровне развития теории государственного управления среди законов управления можно выделить:
закон единства и целостности системы управления;
закон сохранения пропорциональности и оптимальной соотносительности всех элементов системы управления;
закон зависимости эффективности системы управления от объема использования информации;
закон единства и соподчиненности критериев эффективности управления;
закон совместимости управляемой системы и системы управления.
Закон единства и целостности системы управления. Этот закон гласит, что система управления должна обладать организационным и функциональным единством и содержать все необходимые элементы, объективно требующиеся для достижения целей и решения задач управления.
Закон сохранения пропорциональности и оптимальной соотносительности всех элементов системы управления. Закон говорит о том. что любая система управления независимо от степени сложности и места в общей системе управления представляет собой комплекс элементов, между которыми должна поддерживаться пропорциональность и оптимальная соотносительность.
Закон зависимости эффективности системы управления от объема использования информации.З акон выражает устойчивые связи и зависимости, которые объективно существуют в процессе управления между качеством выполнения задач управления и объемом информации, используемой в интересах их решения.
Закон единства и соподчиненности критериев эффективности управления. Значимость всякого планируемого действия зависит от того, насколько оно соответствует поставленным целям, а показателем такого соответствия служат критерии эффективности. Учитывая, что каждая инстанция руководствуется своими локальными целями, нельзя выработать такого универсального критерия эффективности, который мог бы служить показателем степени достижения целей на любом уровне управления.
Закон совместимости управляемой системы и системы управления. Этот закон отражает одно из важнейших условий обеспечения эффективности взаимодействия различных систем при совместном решении задач управления.
December 3, 2014
Актуальность вопроса об этапах процесса руководства связана с тем, что он красной нитью проходит через всю деятельность организации. Эффективность управленческих процессов можно сравнить с часами. Отлаженный и четкий механизм приведет к планируемому результату. Вместе с тем хорошей системе менеджмента свойственна гибкость – способность приспосабливаться к новым условиям.
Сущность управленияПод управлением подразумевается руководство объектом (предприятием, ресурсом) или субъектом (человеком). Менеджмент как процесс является совокупностью различных видов деятельности, координации, поддержания порядка, необходимых для успешной работы предприятия, достижения целей и развития.
Процесс управления включает в себя решение тактической и стратегической задачи:
Процесс управления является непрерывным и цикличным. Он состоит из управленческого труда, предмета, средств и конечного продукта. Управление любым объектом связано с периодической повторяемостью отдельных этапов работы. Это могут быть фазы сбора и анализа данных, выработки управленческого решения, организации его выполнения.
Технология процесса управления совершенствуется вместе с развитием организации. Если руководитель запаздывает, принимая решения, то управленческий процесс становится хаотичным, инерционным.
Замкнутая последовательность управленческих действий, повторяющихся для достижения целей, называется циклом менеджмента. Началом цикла становится выявление проблемы, итогом – достижение рабочего результата. Периодичность управленческих процессов помогает найти общие для организаций разного профиля закономерности и принципы.
Принципы менеджментаОсновы процессов управления выражены через фундаментальные принципы. Они объективны и согласованы с законами менеджмента. Список общих принципов менеджмента, который можно найти в учебниках, не маленький. Среди них выделяют:
Формирование и деятельность системы менеджмента опирается на несколько других принципов.
Функции менеджмента отделяются друг от друга и становятся основой для структуры управления. Появляются отделы, бригады, выполняющие разные, но единые виды работ.
Сочетание операций в управленческих функциях. Взаимосвязь функций управляющих органов с внутренней структурой.
Центризм и независимость
Процесс управления и организационная структура остаются централизованными и независимыми от внешней среды.
Подчинение в системе управления
Информационный поток по ступеням связывает высшее, среднее и низовое управленческое звено.
Осуществление принципов способствует эффективному объединению управленческих функций, укреплению связей на всех уровнях управленческих органов.
Управленческие функцииПрофессиональную деятельность менеджеров поэтапно отражают управленческие функции.
Процесс управления включает в себя виды деятельности
Общие (универсальные) функции
Планирование, осуществление прогнозов, координация, организация, контроль, учетная функция и другие. Способствуют развитию, совершенствованию и взаимосвязи управленческих процессов.
Администрирование, управление персоналом, мотивация. Как инструменты для общих функций, они помогают организовать продуктивную деятельность.
Обслуживание управленческих процессов для успешного функционирования всех уровней управления.
По характеру деятельности выделяют функции, применяемые в различных сферах, связанные с производством, хозяйственной частью, экономикой, технологией.
Анри Файоль поделил функции управления промышленной организацией на 6 групп: административная, коммерческая, производственная, бухгалтерская, страховая и учетная деятельность.
Этапы процесса управленияКаждое управленческое действие и решение сопровождается единством информации, целей, социума и других аспектов. Сущность менеджмента отражает управленческий цикл, который может быть представлен как совокупность этапов.
Процесс управления включает этапы, которые непрерывно чередуются.
Обеспечение связей между сотрудниками
7 этапов процесса управления персоналомУправленческие задачи в сфере человеческих ресурсов разнообразны. Процесс управления персоналом состоит из семи этапов.
Эффективный процесс управления персоналом невозможен без развития и повышения профессионального потенциала трудящихся. Этот фактор становится решающим в производстве и производительности труда.
Управление проектамиПроцессы управления проектами представляют собой совокупность функций и определенных видов деятельности.
Целеполагание и прогноз
Управление и распределение ресурсов
Мотивация и контроль исполнителей
Оперативное и текущее управление
Весь проект и каждого исполнителя можно оценить, используя ряд показателей. Это объем, период и качество проведенных работ в соответствии со сроками, объем вложенных ресурсов (материальных, финансовых), кадровый состав проектной группы, предполагаемый уровень риска.
Процессы управления проектами связаны с решением следующих задач:
Информация представляет собой совокупность знаний, сведений о каком-либо событии, факте, явлении или процессе. В управлении производством информация становится необходимым средством связи, коммуникации между сотрудниками.
Большое значение информации в системе управления связано с ее универсальностью. Она является не только предметом и продуктом управленческого труда, но и совокупностью данных о состоянии системы управления, внутренней и внешней среды.
Процессы управления информацией представляют собой этапы сбора, передачи, преобразования, обработки и применения информации. В качестве отдельных процессов выделяют хранение и уничтожение информационной базы.
Управление рискамиУправление рисками на любой фирме является не разовым мероприятием, а постоянной необходимостью. Риск-менеджмент стал этапом управления бизнесом, без которого невозможно получение прибыли, достижение целей. Процесс управления рисками включает в себя пять этапов направленных действий.
Альтернативные методы управления риском
Выбор методов управления
Осуществление мер по управлению риском
Наблюдение и совершенствование системы оценки риска
В практической деятельности данные процессы не всегда выполняются в данной очередности или могут осуществляться одновременно.
Общая картина должна быть дополнена обратной связью для каждого из этапов, означающей возвращение при необходимости на пройденный этап. Итоговый этап связан с выводами и конечной оценкой. Итоги необходимо использовать при работе над оценкой и минимизацией рисков в будущем.
Управление технологией производстваСистемы управления технологическими процессами зависят от организационной структуры, которая представлена на современных предприятиях в трех вариантах.
Система управления финансами должна присутствовать даже на небольшой фирме и состоять не только из бухгалтерии. Процесс управления включает в себя пять направлений финансовой работы.
Анализ процесса управленияГлавной целью управленческого анализа является обеспечение руководства информацией для принятия обоснованных решений. К нему относят три направления анализа:
Процесс совершенствования управленческой системы проводится на основе анализа данных управленческого, бухгалтерского учета. Для оценки ее эффективности необходимо рассчитать ряд коэффициентов: управляемость, уровень автоматизации труда, экономичность труда, экономическую эффективность управления, результативность управления, производительность труда.
Совершенствование управленческой системы – это неизбежный процесс для успешной организации. На этом этапе процесс управления включает в себя, например:
1) аудит управленческой системы;
2) проверку соблюдения законодательства, международных стандартов, рекомендаций Банка РФ;
3) разработку мер по совершенствованию управленческой системы и актуализацию внутренней документации;
4) сотрудничество совета директоров с акционерами и формирование предложений.
Современное состояние общества и экономики способствует переосмыслению менеджмента и профессионализма управляющего. Для руководителя становится актуальной активная работа на развитие персонала, главного ресурса предприятия. Успешный управленец умеет смотреть в будущее, проявлять гибкость в принятии решений при полной непредсказуемости внешней среды.
Как выглядеть моложе: лучшие стрижки для тех, кому за 30, 40, 50, 60 Девушки в 20 лет не волнуются о форме и длине прически. Кажется, молодость создана для экспериментов над внешностью и дерзких локонов. Однако уже посл.
7 частей тела, которые не следует трогать руками Думайте о своем теле, как о храме: вы можете его использовать, но есть некоторые священные места, которые нельзя трогать руками. Исследования показыва.
15 симптомов рака, которые женщины чаще всего игнорируют Многие признаки рака похожи на симптомы других заболеваний или состояний, поэтому их часто игнорируют. Обращайте внимание на свое тело. Если вы замети.
10 распространенных симптомов рака, которые люди игнорируют Рак - это невероятно опасное заболевание, которое может привести к смертельному исходу. Но если вы вовремя обнаружите симптомы, то процесс можно будет.
10 очаровательных звездных детей, которые сегодня выглядят совсем иначе Время летит, и однажды маленькие знаменитости становятся взрослыми личностями, которых уже не узнать. Миловидные мальчишки и девчонки превращаются в с.
Девочка из Гонконга родилась беременной собственными братом и сестрой В соответствии с новым докладом Всемирной организации здравоохранения, в Гонконге родилась девочка, в теле которой нашли зародыши ее брата и сестры. К.
Педагогическая сущность организации [126]управления. Управление реализуется в двух видах деятельности: организации управления и текущем управлении. Первая заключается в установлении организационного порядка в управляемой системе, обеспечении согласованного функционирования всех ее элементов, а также в самой подсистеме управления. Организация, как характеристика совместной жизни и деятельности сотрудников — это мера организационного порядка (организованности). Специфика образующих этот порядок организационно-управленческих факторов в том, что они выполняют системообразующую, сплачивающую, стратегическую роль, сказываются широко и долговременно, представлены в систематически наблюдаемых в коллективах особенностях событий и процессов, являясь их скрытыми детерминантами. При оптимальном их состояний, т.е. при высокой организованности, возникает «организационная прибавка» в виде большего успеха в решении задач, стоящих перед коллективом и его руководителем. Повышать организованность — значит добиваться более высоких результатов.
Достижение высокой организованности обеспечивается приданием всем факторам, действующим внутри системы (и по возможности вне ее), оптимальных и устойчивых характеристик (качеств), обеспечивающих устойчиво аффективное ее функционирование. Организационный порядок создает благоприятные условия и для каждодневного успешного решения частных ситуативных проблем. Факторы организационного порядка оказывают косвенные, но постоянные, множественные, разносторонние регулирующие влияния, проявляя способность системы к самоуправлению, что составляет основу ее прочности и успешности. Это своеобразный «управленческий поручик Киже», которого никто не видит, но присутствие и воздействие его ощущают. Значение упрочения организации можно проиллюстрировать и такой практикой некоторых зарубежных фирм и учреждений. Если какая-то из них работает с недостатками, подбирается новый руководитель и ему ставится задача: навести порядок за 6 месяцев. Когда срок кончается, его отправляют на 3 месяца в отпуск и подальше, за границу, запрещая вмешиваться в работу фирмы. Если за это время работа фирмы ухудшается, его увольняют как не справившегося с главной задачей, ибо дело не должно держаться на одном человеке.
В отличие от организации текущее управление заключается в ситуативных непосредственных управленческих реакциях, оперативных вмешательствах руководителя, других субъектов управления в функционирование управляемой системы, каждое из которых имеет разовую задачу и действие в данной конкретной ситуации. Причем это делается в случаях, когда система почему-то недостаточно подготовлена организационно, на уровне самоуправления не способна к такому реагированию. В этом заключаются текущие задачи руководителя, постоянно следящего за развитием событий и оценивающего их.
В системах управления правоохранительными органами традиционно выделяют внутренний и внешний контуры управления: внутренний - управление жизнью и деятельностью коллектива органа, внешний - состоянием правопорядка на обслуживаемой территории. И там и там, в качестве объектов субъектов управления выступают люди, но во внутреннем - сотрудники, коллективы их, а во внешнем — граждане и их группы (организованные и неорганизованные). Во внутреннем контуре управленческие воздействия направляются на всю деятельность, поведение сотрудников и их условия, а во внешнем — на обеспечение правомерного поведения граждан, укрепление законности, а также причины и условия, влияющие на них. Во всех случаях этим объектам-субъектам присущи педагогические характеристики (признаки, свойства, факты, закономерности, механизмы), требующие учета и оптимизации в интересах наилучшего решения задач, стоящих перед правоохранительными органами и их руководителями.
Во внешнем и во внутреннем контуре управления существуют устойчивые, повторяющиеся педагогические факторы. Их упорядочивание в интересах устойчивой успешности деятельности составляет главную цель при педагогической организации управления.
Педагогические факторы и управленческо-педагогические технологии организации управления. К основным группам педагогических факторов, лежащих в основе организационного порядка в правоохранительных органах, развитости и надежности педагогической подсистемы управления, относятся: педагогически значимые организационно-правовые и организационно-управленческие и собственно организационно-педагогические факторы.
Педагогически-значимые организационно-правовые факторы - элементы и особенности структуры организации, распределения власти и подчинения, задач и ответственности, функций, прав и обязанностей, установленного порядка взаимоотношений и взаимодействий, регламентированных критериев эффективности деятельности подразделений, служб и отдельных специалистов и др. К ним также относятся организационно-правовые особенности жизни и службы, техническая обеспеченность профессиональной деятельности, особенности юридической, оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности, материальные и жилищные условия сотрудников, режим труда и отдыха их и др. Это то, что характеризуется в социальной педагогике понятием «среда», элементы которой во множестве и постоянно создают «тучи» социально-педагогических импульсов, окружающих и влияющих на каждого сотрудника.
Если организация управления строится без должного учета педагогических влияний на сотрудников, то никакие специальные воспитательные и обучающие мероприятия не сформируют у него, например, дух коллективизма, взаимопомощи, организационной дисциплины, корпоративности (в хорошем понимании), подчинения своих узких профессиональных задач общим интересам и не научат этому. Когда обнаруживаются хронические, не поддающиеся устранению недостатки в согласовании, взаимодействии, взаимной помощи отдельных групп личного состава или специалистов, когда нет коллективизма в работе, распространен формализм и отписки, то одна из важнейших причин такой организационной невоспитанности лежит в организационно-правовых факторах. Руководитель призван их выявлять и устранять.
Педагогически значимая организационно-управленческая деятельность руководителя это особенности его повседневных действий по личному соблюдению установленных норм организации и его усилия по укреплению организационного порядка. Имеющаяся организационно-правовая основа деятельности право-хранительного органа, части внутренних войск, подразделения, зависит во многом от деятельности руководителя. Встречаются такие руководители, которые зачастую не придерживаются установленных организационно-правовых норм, мало считаются с рекомендациями науки управления и то и дело нарушают их, полагая, что им многое дозволено, что «своя рука - владыка». Это вносит сумятицу в умы подчиненных, убеждает их в том, что надо соблюдать не нормы, а действовать в угоду руководителю. Так воспитываются приспособленцы, подхалимы, беспринципные люди, считающие, что, у кого власть, того и право делать как захочется. Воспитанные в таком духе, они, обладая определенными властными полномочиями, например, по отношению к гражданам, сами начинают злоупотреблять ими и действовать так же, как по отношению к ним действовал их начальник. Организационно-правовая основа, будь даже она идеальной, разрушается, когда руководитель не замечает, к каким воспитательным последствиям приводят особенности его повседневной деятельности, и весь комплекс специальных воспитательных мероприятий утрачивает педагогическую действенность, становясь формальным.
К собственно организационно-педагогическим факторам относятся:
- профессионально-педагогические свойства личности руководителя (юридическая и управленческая образованность, воспитанность, обученность, развитость), проявляющиеся у него во всей управленческой деятельности и, в частности, - при реализации педагогической функции управления;
- свойства коллектива сотрудников как воспитывающего обучающего и развивающего коллектива;
- профессионально-педагогические свойства личности сотрудников, юристов, военнослужащих внутренних войск, их подготовленность и деятельность по реализации своих педагогически! функций при решении профессиональных задач (см. лекцию 3).
Реальность этих факторов, влияние на организационный порядок обеспечивается решением важнейших педагогических задач при реализации педагогической функции управления: создания, организации и обеспечении надлежащего функционирования педагогических систем воспитания и обучения сотрудников, предполагающих и развитие последних и содействие повышению их образованности. Эта работа не самоцель, а подчинена обеспечению решения задач укрепления законности и правопорядка. Она необходима в связи с обнаруживающимися недостатками деятельности правоохранительного органа, связанными с подготовкой персонала, динамикой жизни общества и состояния законности и правопорядка, возникновением новых проблем и возможностей их решения, постепенным отставанием уровня образованности, обученности, воспитанности и развитости сотрудников, достигнутого ранее в образовательных учреждениях от потребностей и новаций развивающейся жизни, сегодняшнего и завтрашнего дня (сейчас считается, что уже через 5 лет после окончания образовательного учреждения полученный уровень подготовки, если он специально непрерывно не повышается, становится совершенно непригодным и нуждающимся в радикальном осовременивании). Потребительский и недальновидный подход управления к решению проблемы заключается в механическом увольнении отставших от жизни работников и замещении их другими, где-то и кем-то подготовленными по-современному. Но большая текучесть кадров имеет свои недостатки, да и обращаться так с людьми нельзя по гуманным и правовым основаниям.
Особое значение в достижении руководителем органа и иными субъектами управления организационного порядка принадлежит организационной воспитанности сотрудников (их стремлению всегда поступать в интересах задач, стоящих перед коллективом, вносить максимальный вклад в общее дело, в достижение общих целей, не ставить интересы своей службы выше общих, помогать другим, по-деловому взаимодействовать с ними, соблюдать установленный порядок, дисциплину и законность, выполнять в точности все свои обязанности и др.) и организационной обученности (знания, навыки и умения действовать в соответствии с требованиями и нормами организации).
Работа по организационному сплочению коллектива предполагает: разъяснение и постоянное напоминание общности задач и ответственности, показ зависимости всех и каждого от взаимной поддержки и согласованных усилий, регулирование взаимоотношений между подразделениями и отдельными сотрудниками, профилактика и преодоление конфликтных отношений в коллективе, накопление опыта успешных совместных действий, пресечение неделовых конку рентных отношений, проведение совместных мероприятий и совместного досуга, применение общих критериев эффективности деятельности, общих игр и учений, совместных разборов и подведения итогов, организацию специальных мероприятий по коллективному воздействию на отдельных сотрудников, юристов, военнослужащих, пренебрегающих организационным порядком, принятие мер по организации и активизации демократических форм самоуправления отдельными сторонами жизни коллектива. Успешным решением таких задач и сплоченностью трудовых коллективов отличается управление в различных организациях Японии. В управленческом мире говорят: каждый из 10 американцев на голову выше каждого из 10 японцев, но 10 японцев на голову выше 10 американцев. У нас тоже есть хороший опыт по сплочению коллективов сотрудников правоохранительных органов и там, где руководителям удается этого добиться, показатели профессиональной деятельности и оперативная обстановка всегда хороши.
Усилия руководителя по организационному воспитанию и организационному обучению подчиненных в ходе управления должна быть непрерывными, настойчивыми, принципиальными и действенными.
Содержательные особенности оптимизации всех организационно-педагогических факторов определяются изложенной выше педагогической концепцией управления, отражающей общественные требования к построению управления и ведомственные особенности правоохранительного органа.
Способы совершенствования отдельных важных групп элементов педагогической подсистемы организации управления (профессионального образования, обучения, воспитания, развития) подробно рассматриваются в лекциях 6, 7, 8. Они отличаются по целям, задачам, содержанию, организации, обеспечению средствам, методам и приемам, т.е. всем элементам педагогической системы, по своим педагогическим технологиям.
В организационно-управленческой деятельности руководителя правоохранительного органа необходимо и возможно использовать особые управленческо-педагогические технологии - педагогические микросистемы в работе, состоящие из специфичных, специально подобранных, обоснованных практически и научно, целостно и согласованно скомпонованных форм, методов, способов приемов и средств, связанных с особым содержанием, ориентированных на достижение конкретного управленческо-педагогического результата и обеспечивающих его достижение.
Известно, что систематические занятия определенной деятельностью всегда приводят к обусловленным ее особенностями изменениям в личности. Правоохранительная деятельность, как это доказано во многих исследованиях, также влияет на то, что развивается, улучшается, а порой и ухудшается в особенностях сотрудников, занимающихся ею. Есть объективные предпосылки для положительных изменений, но стихийность и противоречивость их протекания, бесконтрольность, неосмысленность, относительная медлительность и первоначальная незаметность тенденций приводит, как это бывает, к антипедагогичным результатам, так называемой профессиональной деформации личности. Очевидная задача управления — обеспечить положительное влияние занятии правоохранительной деятельностью и не допустить отрицательных. В этом-то и состоит основное назначение управленческо-педагогических технологий. Они позволяют преодолеть неосознанность, стихийность, медлительность, непредсказуемость педагогических последствий односторонне, непедагогично управляемой профессиональной деятельности, действий личного состава и условий, в которых они реализуются. Они призваны помочь руководителю, вооружив его педагогическим «инструментом», средством для того, чтобы осознанно, преднамеренно, с педагогической целеустремленностью, педагогически компетентно рационализировать профессиональные действия специалистов, должностных лиц и всего коллектива. Применение управленческо-педагогических технологий обеспечивает понимание, учет и использование педагогических подходов, способов, приемов при руководстве профессиональной деятельностью, действиями личного состава, и добиться, чтобы они приводили к личностному росту, совершенствованию организации управления и успешности решения правоохранительных задач.
Положительный результат достигается, когда известны, учитываются, и культивируются педагогические характеристики деятельности и действий специалистов, должностных лиц и коллектива правоохранительного органа, когда при их осуществлении сотрудниками, юристами, военнослужащими внутренних войск обеспечиваются положительные проявления профессиональной (основывающейся на общей) воспитанности, образованности, обученности, профессионально педагогической подготовленности, развитости, а именно:
- социально и профессионально зрелых мотивов,
- моральности: ответственности, добросовестности, усердия, человечности, справедливости, уважительности к правам и чувству
достоинства граждан,
- строгого соблюдения законности;
- стремления к высокому профессионализму и культуре в работе;
- ориентированности на реализацию своих профессионально-
педагогических обязанностей и учета влияний на граждан;
- деловитости, целеустремленности, стремления не к формальному, половинчатому, а полноценному, высококачественному результату;
- коллективизма, согласованности действий с другими членами коллектива, поддержки их, товарищеской взаимопомощи;
- высокой активности, упорства, неотступности в достижении
нужного результата и напряжение воли;
- требовательности к себе, определенной неудовлетворенности даже хорошими результатами, стремлении превзойти их, добиться еще большего, творческих поисков, проявления инициативности и самостоятельности в них;
- стремления к самосовершенствованию, работе над собой, выраженной в самоконтроле, самоуправлении, самовоспитании,
самообразовании.
Хорошо известно, что личность, профессионала обнаруживается в том, что и как он делает. Уместно сказать, что и изменения, их личностный рост также происходят под влиянием того, что и они делают. Нужные, педагогически значимые, идущие им и на пользу изменения достигаются руководителем разными и методами:
- инструктированием перед выполнением действий, напоминанием нужных проявлений, предупреждением о недопустимости противоположных проявлений;
- проверкой понимания нужных проявлений, помощью в правильном уяснении их;
- созданием организационных условий, стимулирующих их
наилучшее проявление (включение в хорошо слаженную группу,
обеспечение всем необходимым, формулировка четко очерченных
текущих и итоговых результатов, которые должны быть лично
достигнуты сотрудником, и критериев, которые будут использованы
при их оценке, показ резервов их наилучшего достижения и
возможностей их использования и пр.);
- текущим контролем за действиями сотрудников с ориентацией на выявление индивидуальных и групповых проявлений изложенных выше характеристик образованности, обученности воспитанности и развитости, коррекцией их по ходу действий лично и организацией помощи коллегами;
- тщательным, принципиальным, справедливым, доброжелательным и поучительным разбором результата и процесса его получения при максимальной активизации самоанализа и самооценок, с совместным выявлением достоинств и недостатков действий, имеющихся резервов дальнейшего улучшения, выражением уверенности в их незамедлительном использовании;
- итоговой оценкой достигнутого, одобрениями и критическими замечаниями;
- четкой постановкой задач на предстоящие действия, дачей заданий на дополнительное изучение и проработку того, что может улучшить и процесс и результаты работы.
Можно сказать, что управление в правоохранительном органе призвано всегда педагогизировать профессиональную деятельность и конкретные действия сотрудников, т.е. придавать им такой характер, который параллельно с чисто служебным результатом приносил «педагогические прибавки» -- образовательные, воспитательные, обучающие и развивающие сотрудников результаты, которые улучшают и служебные. Такая целеустремленная, повседневная, не прекращающаяся ни на час работа руководителя в итоге позволяет оптимизировать, повысить надежность всей педагогической подсистемы управления и ее влияние на результаты работы правоохранительного органа.
В зависимости от того, как все это делает конкретный руководитель, каких результатов в укреплении и совершенствовании педагогической подсистемы управления достигает он и другие субъекты управления, зависит общий уровень организации, организационного порядка в ней и, как общее следствие, — более высокие результаты в укреплении правопорядка на обслуживаемой территории.
Общие уровня организации управления и их связь с решением педагогических проблей. В принципе выделяются четыре общих уровня организации (организационного порядка) в правоохранительном органе и управлении им.
1. Уровень дезорганизации (первый, низший) уровень. Порядка и организованности в управлении и правоохранительном органе нет. Руководитель управляет некомпетентно, систематическую, квалифицированную и созидательную работу по укреплению организационного порядка практически не проводит. Свою педагогическую функцию не понимает, порой даже не подозревает о ней, либо отрицает, не считая себя обязанным заниматься воспитанием, обучением и развитием личного состава («Мне надо раскрывать преступления, а воспитывать некогда» — частая аргументация таких руководителей). Должного личного примера подчиненным не показывает. Серьезную педагогически-технологичную работу подменяет окриками, разносами, наказаниями. Коллектив не сплочен, в нем плохое взаимопонимание и взаимодействие, часты конфликты, противостояния, нездоровое соперничество. Среди членов коллектива распространены нарушения дисциплины и законности, злоупотребления служебным положением, аморальные поступки, имеются проявления коррумпированности. Все это свидетельствует о полном отсутствии педагогической подсистемы организационного порядка и управления. Реального воздействия на правопорядок во внешнем контуре управления нет.
2. Бессистемный (второй, низкий) уровень отличается тем,
что руководитель трудится добросовестно, но управленчески безграмотно. Работа органа, части подразделения держится преимущественно на усилиях и метаниях руководителя, который пытается бывать везде, вмешиваться во все, решать и наводить порядок за всех, что ему, естественно не удается. Нижестоящие руководители пассивны, не используют должным образом свои властные полномочия и ждут указаний. Педагогической подсистемы тут нет, педагогическая функция в управленческой деятельности не просматривается. При таком подходе к управлению, даже если руководитель будет находиться на службе все 24 часа, ему все равно не удастся наладить сколько-нибудь успешную, а тем более устойчиво успешную работу руководимого им органа или части, подразделения. Она характерна серьезными промахами и срывами, а
о правопорядке на обслуживаемой территории трудно сказать что-либо хорошее;
3. Системонапряженный уровень (средний, удовлетворительный). Есть признаки функционирования системы управления. Ответственно, энергично, с признаками определенного (хотя и невысокого) управленческого профессионализма действует руководитель, начальник, командир и подчиненные ему руководители. Созданы и функционируют, хотя еще с недостаточно высокой организованностью и результативностью, системы воспитания, служебной подготовки. Руководитель учитывает и определенным образом выполняет свою педагогическую функцию, лично учит и воспитывает подчиненных в процессе управленческой деятельности. Все это приводит в движение определенные внутренние механизмы самоорганизации в системе управления и жизни коллектива, но они еще действуют слабовато. Определенные недоработки в создании надлежащей педагогической подсистемы управления создают внутренние напряжения, сбои, промахи, издержки, требующие от руководителя частых текущих вмешательств для их устранения. Это отвлекает руководителя на выполнение «черновой работы», повышает его нагрузку и, что самое важное, не оставляет ему достаточно времени и сил на то, чтобы полностью посвятить себя поискам новых, более совершенных, интенсивных путей повышения и использования возможностей руководимого органа, части, подразделения для укрепления правопорядка, что, кроме него никто не может сделать;
4. Саморегулируемый уровень организации (высший) возникает при точной и качественной реализации руководителем педагогической функции управления, воплотившейся в создании под его руководством и при участии надежной педагогической подструктуры управления. Главный признак такого уровня - все элементы и связи организационного порядка саморегулируются, возникающие напряжения, задержки, сбои самоустраняются руководителями и специалистами нижележащих уровней управления, управленчески, организационно, профессионально воспитанными и обученными руководителем, начальником, командиром. Происходит самоналаживание, организационный порядок самоподдерживается.
Естественно, не следует гиперболизировать и гипертрофировать понимание самоуправления и представлять дело так, что кто-то хочет вообще убрать руководителя, принизить его роль. Напротив, речь идет о прочной и «в вершине» и во всех точках организации, порядок в которой держится не только на текущих титанических усилиях руководителя, но и на стремлении всех сотрудников к организационному порядку, постоянной саморегуляции своего поведения и действий по его сохранению и совершенствованию в любой точке и в любой момент. Это целиком в интересах руководителя, но не всем удается этот интерес удовлетворить. Подлинный управленческий профессионализм руководителя – в умении построить такую организацию. Такой профессионализм возможен лишь при полной и компетентной реализации им педагогической функции.