Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция живая геометрия img-1

инструкция живая геометрия

Категория: Инструкции

Описание

Программа «Живая геометрия»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММЫ «ЖИВАЯ ГЕОМЕТРИЯ» ПРИ ДОКАЗАТЕЛЬСТВЕ ТЕОРЕМ

Программа «Живая геометрия» является электронным аналогом готовальни с дополнительными динамическими возможностями и со стандартными компьютерными функциями типа редактирования, каталогизирования и т.п. Эта компьютерная среда предоставляет пользователю и другие, непривычные пока возможности (например, озвучивание чертежей), которые еще не вошли в педагогическую практику; однако представляются весьма перспективными. «Живая геометрия» позволяет создавать красочные, варьируемые и редактируемые чертежи, осуществлять операции над ними, а также проводить все необходимые измерения. Чертежи можно компоновать в сценарии и своеобразные геометрические мультфильмы.

Программа обеспечивает деятельность учащихся в области анализа, исследования, построений, доказательств, решения задач, головоломок и даже рисования; позволяет обнаруживать закономерности в наблюдаемых геометрических явлениях, формулировать теоремы для последующего доказательства, подтверждать уже доказанные теоремы и развивать их понимание.

Рис. 1. Готовальня и меню программы «Живая геометрия»

Основные инструменты собраны в готовальне, которая появляется каждый раз с новым чертежом (рис. 1). Это: выделитель. точка. циркуль. линейка. текст. информатор. личные инструменты. Может показаться, что их очень мало, ведь даже в графической панели инструментов текстового редактора MS Word готовых геометрических фигур во много раз больше. Но, с одной стороны, эти инструменты дополняют меню Построение и Преобразование. а с другой, папка личных инструментов каждым пользователем может пополняться своими заготовками: параллелограмм, правильный треугольник, квадрат, серединный перпендикуляр и т.д. Вместе с программой распространяется очень подробное электронное пособие [1] с описанием всех основных возможностей программы, которое позволяет любому пользователю, знакомому с приемами работы в операционной системе Windows разобраться с выполнением необходимых чертежей.

Рассмотрим использование программы «Живая геометрия» при объяснении нового материала, в частности, при рассмотрении теорем. При изучении темы «Задачи на построение» по учебнику А.В. Погорелова [2] второй темой является «Окружность, описанная около треугольника». В рамках данного параграфа рассматривается теорема: «Центр окружности, описанной около треугольника, является точкой пересечения перпендикуляров к сторонам треугольника, проведенных через середины этих сторон». Т.е. рассматривается одна из так называемых замечательных точек треугольника – точка пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника.

Чертеж, иллюстрирующий условие теоремы можно выполнить следующим образом.

С помощью инструмента Точка готовальни (рис. 1) строится три произвольные точки. С помощью инструмента Текст точки обозначаются буквами. Для этого надо просто выполнить щелчок по точке. Для корректировки обозначения можно выполнить двойной щелчок по букве и появится диалоговое окно Переименовать. в котором вводится необходимое обозначение. При этом допускаются обозначения с индексами. Попарно выделяя точки (для этого выполняется щелчок по одной точке и, удерживая клавишу Shift. выполняется щелчок по второй точке; если необходимо снять выделение, то необходимо выполнить щелчок на пустом месте рабочей области программы), в меню Построение выбираем команду Отрезок. Получаем произвольный треугольник АВС (рис. 2).

Далее необходимо построить серединные перпендикуляры. Сделать это можно следующим образом. Выделяем отрезок АВ и в меню Построение выбираем команду Точка посередине. затем выделяем построенную середину и отрезок АВ и в меню Построение выбираем команду Перпендикуляр. Аналогично строятся серединные перпендикуляры к остальным сторонам треугольника (рис. 3).

Для достижения цели – построения окружности, описанной около треугольника достаточно построить два перпендикуляра, но построение третьего перпендикуляра позволяет учащимся наглядно убедиться в том, что все три серединных перпендикуляра пересекаются в одной точке. Дополнить эту иллюстрацию можно, перемещая вершины треугольника, – в любом положении вершин серединные перпендикуляры пересекаются в одной точке. После такого наглядного эксперимента у учащихся не останется сомнений в истинности существования рассматриваемой замечательной точки треугольника. Останется только доказать это строго, чему также может способствовать использование «подвижного» чертежа в программе. Ниже мы рассмотрим эту ситуацию подробнее.

С методической точки зрения возникает вопрос, когда целесообразно выполнять это построение: прямо на уроке на глазах учащихся или заблаговременно перед уроком? Очевидно, что первый вариант произведет больше положительного воздействия на учащихся, но если не будет потрачено неоправданно много времени, поэтому предварительно нужно потренироваться (выполнить построение до указанного этапа можно за 1 минуту, т.е. это время сравнимо со временем выполнения чертежа на доске). Но для подстраховки от непредвиденных ситуаций, желательно иметь готовый чертеж и выбор осуществить непосредственно на занятии в зависимости от сложившейся педагогической ситуации.

Развивая идеи наглядного построения в программе можно предложить следующие эксперименты с чертежом:

– переместить вершину А так, чтобы точка пересечения серединных перпендикуляров находилась вне треугольника (рис. 4);

– перемещать вершину А дальше, пока она не попадет на прямую ВС и точка пересечения пропадет – серединные перпендикуляры будут параллельны, но и треугольника не будет – вырожденный случай (рис. 5);

– перемещать вершину А дальше и получить точку пересечения с другой стороны треугольника (рис. 6).

При выполнении этих манипуляций рекомендуется сохранять разные версии-состояния чертежа, чтобы можно было в любой момент времени открыть удобный для экспериментов вариант или начинать каждый новый эксперимент «сначала». Так рекомендуется сохранить вариант, изображенный на рис. 3.

Для дальнейших манипуляций с чертежом можно использовать возможность выполнения программой измерений расстояний между точками, определение градусной меры углов и т.п.

Определим размеры сторон треугольника и величины его углов. Для этого выделим точки А и В, в меню Измерение выберем пункт Расстояние. Появится текст АВ = 6,03 см (на самом деле для каждого чертежа эта величина будет своя, такой размер отрезка получился у автора). Этот текст можно расположить в удобном месте окна. Аналогично предлагается определить размеры остальных сторон треугольника. Далее определим размеры углов. Для этого последовательно выделяем точки С, А, В и в меню Измерение выбираем команду Угол. Появится текст с величиной угла. Аналогично выделяем остальные углы треугольника и определяем их градусные меры. Хочется отметить, что обозначение угла происходит по правилам принятым в геометрии, т.е. если выбираем угол А и хотим его обозначить тремя точками, то буква А должна располагаться посередине. Если просто выделить точку А, то команда Угол меню Измерение будет недоступна.

После этого можно продолжить эксперименты с чертежом и рассмотреть некоторые частные случаи расположения точек, которые позволят повторить некоторый геометрический материал и провести пропедевтику некоторых свойств треугольника. Можно предложить следующие эксперименты с чертежом:

– помещаем точку А на серединный перпендикуляр к стороне ВС (рис. 7); получится равнобедренный треугольник и это наглядно видно по размерам сторон АВ и СА; можно задать школьникам вопросы: «какой треугольник получился?», «какое свойство равнобедренного треугольника объясняет такую ситуацию?», «как нужно перемещать вершины исходного треугольника, чтобы получился равнобедренный треугольник?», «что будет, если вершину В поместить на серединный перпендикуляр к стороне АС?»;

– помещаем вершину В на серединный перпендикуляр к стороне АС (рис. 8); точно это сделать достаточно сложно при описанном способе выполнения чертежа, но хорошее приближение получить не трудно; учащиеся увидят, что все стороны примерно равны и все углы примерно равны 60 0 ; недостаток приближенного равенства оправдан выполнением манипуляций именно на уроке – чтобы не тратить время урока на «прицеливание»; если быть предусмотрительным, то можно соответствующее положение чертежа подготовить заранее и учащимся показать готовое, с точным равенством всех элементов треугольника;

– перемещаем вершину А так, чтобы точка пересечения перпендикуляров совпала с серединой стороны ВС – точкой М2 (рис. 9); в этом случае имеем прямоугольный треугольник, что видно по измерению угла САВ; примерное равенство объясняется также как и в предыдущем случае; здесь можно обратить внимание школьников на технические детали выполнения этой процедуры: можно ли добиться совпадения точек перемещая одну вершину, или необходимо манипулировать несколькими вершинами? Ответ на этот вопрос связан с существенным свойством прямоугольного треугольника, объясняющим этот факт – в прямоугольном треугольнике с любой гипотенузой центр описанной окружности совпадает с серединой гипотенузы.

После таких манипуляций необходимо вернуться к содержанию рассматриваемой теоремы и построению чертежа до конца. Надо отметить, что выполнение всех описанных выше процедур с чертежом зависит от педагогической ситуации и является необязательным, главный критерий – время, которое согласно плана урока можно потратить на работу с этим чертежом не в ущерб достижения дидактических целей занятия, ну а также обращать внимание на то, как реагирует аудитория. Мало того, описанные эксперименты с чертежом можно проводить в любом месте занятия – например, если осталось время в конце урока, а может быть после разбора теоремы.

Для продолжения работы целесообразно открыть чертеж, изображенный на рисунке 3 (ранее было рекомендовано его сохранить). Это лишний раз подчеркивает определенную независимость описанных выше экспериментов с чертежом от содержания теоремы.

Теперь можно сообщить школьникам, что для построения описанной около треугольника окружности достаточно двух серединных перпендикуляров, ведь они однозначно определяют центр описанной окружности. Поэтому один перпендикуляр на чертеже можно скрыть. Для этого выделяем перпендикуляр к АС и в меню Вид выбираем пункт Спрятать Линия (или нажать Ctrl + H ). Точно также можно скрыть точку М3. Далее необходимо изобразить центр описанной окружности: выделяем перпендикуляры и в меню Построение выбираем команду Точка на пересечении. С помощью инструмента Текст обозначим ее О (см. рис. 10). Осталось построить окружность: выделяем точку О и одну из вершин треугольника, например, А, в меню Построение выбираем команду Окружность по центру и точке.

Для разбора доказательства теоремы следует акцентировать внимание учащихся на том, что посылкой теоремы является данный центр описанной окружности и нужно доказать, что через него проходят серединные перпендикуляры к сторонам. Ведь после выполнения построения некоторым учащимся будет казаться, что имеем дело с обратной теоремой: строили серединные перпендикуляры, получили точку пересечения, надо доказать, что это точка – центр описанной окружности. Здесь также уместно перемещая элементы чертежа обратить внимание школьников на то, что окружность в любом случае проходит через вершины треугольника.

Для изложения идеи доказательства можно изобразить радиусы окружности ОВ и ОС, вынести на экран их размеры, а также вынести на экран размеры отрезков СМ2 и М2 В (рис. 11). Таким образом, на чертеже наглядно видно (благодаря измерениям), что ?ОСВ – равнобедренный и что М2 – середина отрезка ВС, т.е. ОМ2 – медиана, а в равнобедренном треугольнике она является высотой. Такие рассуждения помогают «принять» учащимися доказательство теоремы – увидеть его, ведь, как известно «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». После этого доказательство можно изложить строго, опираясь на готовый чертеж (рис. 11). Чтобы логика рассуждений не потерялась можно доказательство записать схематично:

1) дан ?АВС, О – центр описанной окружности;

2) ?ОСВ – равнобедренный, т.к. ОС = ОВ как радиусы;

3) строим М2 – середину ВС; строим ОМ2 ;

4) ОМ2 – высота, по свойству равнобедренного треугольника;

5) аналогично для ОМ1 .

Такую схему или более подробное изложение может быть предложено самыми разными способами – например, в готовом виде на слайде и т.д. После описанной работы с чертежом готовое доказательство не будет казаться учащимся взятым «с потолка».

1. Живая геометрия. Учебно-методическое пособие / Под ред. Шабат Г.Б. – М. Институт новых технологий образования, 2001. – 239 с.

2. Погорелов А.В. Геометрия: Учеб. для 7-11 кл. сред. шк. – М. Просвещение, 1992. – 383 с.

Похожие документы:

Хотите стать математиком. материалы математического отделения лицея « Всероссийская заочная многопредметная школа». Задачи вступительной контрольной работы.

Данная программа разработана для повышения квалификации учителей русского языка и литературы со стажем работы в общеобразовательных учреждениях более 10 лет, целью которой, прежде всего, является повышение профессионального мастерства

Основой данной рабочей программы по геометрии для 7 класса является авторская программа Л.С. Атанасяна с учётом обязательного минимума содержательной области образования «Математика»,

Примерной программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.

? овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;

Другие статьи

Сайт учителя математики - живая геометрия

Тип: интерактивное геометрическое ПО

Версия: 4.0.4.0 (26 ноября 2008 г)

Платформа (ОС): Mac OC X, Windows, Linux

Название компании: Key Curriculum Press Technologies

Лицензия: свободное пользование (русская версия)

Автор: Nicholas Jackiw

Язык интерфейса: русский

Описание: «Живая геометрия» - это набор инструментов, который предоставляет все необходимые средства для построения чертежей и их исследования. Она дает возможность «открывать» и проверять геометрические факты. Программа позволяет "оживлять" чертежи, плавно изменяя положение исходных точек.

МАСТЕР - КЛАСС ПО РАБОТЕ С ПРОГРАММОЙ

7 видеоуроков, знакомящих с основными приемами работы,
наиболее интересными возможностями и примерами работы учащихся в "Живой Математике" - программном продукте для учащихся 5-11 классов, реализующем динамическое представление геометрической и алгебраической информации.

Уроки проводитКсения Алексеевна Николаева - учитель математики, методист, старший преподаватель МИОО
Урок 1:Возможности программы

Урок 2:Интерфейс программы


Урок 3: Построение фигур, обладающих заданными свойствами (на примере построения произвольного равнобедренного и равностороннего треугольников)

Урок 4: Исследование свойств геометрических фигур при помощи команд меню "Измерение" (на примере параллелограмма)

Урок 5: Создание и использование инструментов пользователя (на примере инструмента для построения равностороннего треугольника с центром для иллюстрирования теоремы Наполеона)

Урок 6: Использование параметрического цвета и слежения за объектами

Урок 7: Построение графиков функций

Живая геометрия на уроках математики - (о работе с программой «Живая геометрия») - Живая математика - Каталог статей - Сайт учителя математики Алешко


В последнее десятилетие все большее значение приобретает компьютер, как средствокоммуникации, а овладение им хотя бы на уровне пользователя, становится одним из условий эффективного участия в социальной жизни.

Особенно необходим компьютер для обучения учащихся и должен занять в данном процессе достойное место.

Для активизации учебного процесса, повышения интереса к предмету, наглядности на уроке целесообразно использовать компьютерную программу "Живая геометрия".

Использование данной программы позволяет сделать процесс обучения интересным и наглядным, развивает творческую деятельность учащихся, их абстрактное и
логическое мышление.

Среда "Живая геометрия" представляет собой электронный аналог готовальни, разумеется, с дополнительными возможностями, например, таким как создание своеобразных геометрических "мультфильмов".

Следует отметить, что сама среда не является обучающей и "сама ничего не делает", - все чертежи в ней создаются пользователем, а программа лишь предоставляет для этого необходимые средства, так же как и возможности для усовершенствования чертежей и их исследования.

Для создания чертежей используются стандартные геометрические операции такие
как - проведение прямой (луча, отрезка) через две точки, построение окружности
по заданному центру и точке на окружности (или по заданным центру и радиусу),
биссектрисы угла, середины отрезка, проведение перпендикулярных и параллельных
прямых, фиксация пересечения прямых, окружностей, прямой и окружности.

Имеется хорошо развитая система измерений длин, углов, площадей, периметров,
отношений с достаточно большой точностью, которая легко регулируется.

Имеющаяся система преобразований позволяет производить над объектами такие операции как отражение, растяжение, сдвиги, повороты. А главное, во время работы с
"Живой геометрией" вы берете мышкой точку на созданном вами чертеже и перемещаете ее по предписанной траектории. При этом изменяется длина, форма линий, то есть первоначальное изображение принимает совсем иные формы. И согласитесь, что ощущение от этого совсем иные, чем при разглядывании статистического чертежа!

Таким образом, одно из главных достоинств "Живой геометрии" - возможность непрерывно менять объекты, что создает предпосылки для развития компьютерного
эксперимента.


Орнаменты и рисунки самая увлекательная и творчески развивающая часть программы. Здесь ученику приходится применять все свои умения и навыки в построении геометрических фигур для создания красивых узоров. Самыми интересными являются задания, где требуется придумать свои узоры. Здесь каждому ученику представляется возможность, показать свои способности.

Эта обучающая программа может использоваться при изучении математики по любым учебникам, в любом классе позволяя учителю продемонстрировать изучаемый
материал.

Пакет "Живая геометрия” позволяет не только изучать основные геометрические объекты и их свойства, но и создавать интерактивные чертежи, а также выполнять
различные измерения. Кроме того, она лучше развивает понимание при формулировании теорем и последующего их доказательства.

Применение программы "Живая геометрия" в процессе обучения:

· развивает навыки самостоятельного мышления;

· формирует положительное и ответственное
отношение к учебе, прослеживается рост успеваемости;

· повышается самооценка учащегося,
самокритичность;

· появляется заинтересованность и потребность в
получении дополнительных знаний;

· раскрывается интерес к научной деятельности,
что является существенным достижением в период значительного спада интереса к
математике;

· высокий эстетический уровень оформления
работ, делает изучение геометрии привлекательным.

Практические уроки по работе с программой можно скачать в категории МАСТЕР-КЛАСС

Программа Живая
математика 4.0: учебно-методический комплект.

Виртуальная математическая лаборатория
для учебных исследований при изучении школьного курса планиметрии,
стереометрии, алгебры, тригонометрии и математического анализа. Живая
математика имеет прозрачный и понятный интерфейс, позволяет создавать красочные
чертежи, визуализировать алгебраические операции. В основу учебно-методического
комплекта положен мощный программный пакет Geometer's Sketchpad фирмы Key
Curriculum Press. Его дополняют разработки Института новых технологий -
компьютерные альбомы, задачники, примеры использования программы, а также
печатные методические материалы.

Презентация на тему: Компьютерное обучение

Компьютерное обучение. Живая геометрия. Программа «Живая геометрия» это виртуальный конструктор, предназначенный для построения геометрических фигур. - презентация Презентация на тему: " Компьютерное обучение. Живая геометрия. Программа «Живая геометрия» это виртуальный конструктор, предназначенный для построения геометрических фигур." — Транскрипт:

2 Живая геометрия. Программа «Живая геометрия» это виртуальный конструктор, предназначенный для построения геометрических фигур в пространстве и на плоскости, на уроках геометрии и алгебры в 5-9 классах. Программа «Живая геометрия» это виртуальный конструктор, предназначенный для построения геометрических фигур в пространстве и на плоскости, на уроках геометрии и алгебры в 5-9 классах.

3 Этапы: Примеры решения задач. Примеры решения задач. Урок по теме: «Отношение площадей подобных треугольников» с применением программы «Живая геометрия». Урок по теме: «Отношение площадей подобных треугольников» с применением программы «Живая геометрия».

4 Цели: Показать, как применять программу для решения задач. Показать, как применять программу для решения задач. Дать понять, что применение данной программы необходимо в современном обществе. Дать понять, что применение данной программы необходимо в современном обществе. Объяснить на примерах, как решаются задачи, при этом сэкономив время. Объяснить на примерах, как решаются задачи, при этом сэкономив время. Сделать выводы. Сделать выводы.

5 Примеры решения задач: Построить произвольный треугольник. Построить произвольный треугольник. Найти расстояние между точками(вершины треугольника). Найти расстояние между точками(вершины треугольника). Найти середины образующих отрезков. Найти середины образующих отрезков. Провести биссектрису одного из углов. Провести биссектрису одного из углов.

6 Построение произвольного треугольника: Для этого необходимо на панели инструментов выбрать команду графики, создать оси. После в этом же меню выбрать - нанести точки. Появится подменю введите три координаты. Выбрать на панели команду построение, выделив все три точки, нажать отрезок. Треугольник готов. Для этого необходимо на панели инструментов выбрать команду графики, создать оси. После в этом же меню выбрать - нанести точки. Появится подменю введите три координаты. Выбрать на панели команду построение, выделив все три точки, нажать отрезок. Треугольник готов.

7

8 Нахождения расстояния между точками. Для этого выделяем попарно все точки, выбираем команду измерение, расстояние. И в левом верхнем углу видим ответ. Для этого выделяем попарно все точки, выбираем команду измерение, расстояние. И в левом верхнем углу видим ответ.

9

10 Нахождение середины образующих отрезков. Для этого выделяем по очереди каждый из образующих отрезков. Выбираем команду построение, точка по середине. И видим, что на отрезках нанесены середины. Для этого выделяем по очереди каждый из образующих отрезков. Выбираем команду построение, точка по середине. И видим, что на отрезках нанесены середины.

11

12 Нахождение биссектрисы одного из углов. Для этого необходимо выделить три точки треугольника, выбрать построение, биссектриса угла. И мы видим, что биссектриса проведена. Для этого необходимо выделить три точки треугольника, выбрать построение, биссектриса угла. И мы видим, что биссектриса проведена.

13

14 Урок на тему: Отношение площадей подобных треугольников. С применением программы «Живая геометрия».

15 Цели: Закрепить понятия пропорциональных отрезков и подобных треугольников. Закрепить понятия пропорциональных отрезков и подобных треугольников. Совершенствовать навыки решения задач на применение свойств биссектрисы треугольника и определения подобных треугольников. Совершенствовать навыки решения задач на применение свойств биссектрисы треугольника и определения подобных треугольников. Рассмотреть теорему об отношении площадей подобных треугольников и показать её применение в процессе решения задач, с применением проектора и программы «Живая геометрия». Рассмотреть теорему об отношении площадей подобных треугольников и показать её применение в процессе решения задач, с применением проектора и программы «Живая геометрия».

17 Организационный момент: Сообщить тему урока, сформулировать цели урока. Сообщить тему урока, сформулировать цели урока.

18 Актуализация знаний учащихся: Опрос по вопросам. Опрос по вопросам. Подготовиться и доказать свойство биссектрисы. Подготовиться и доказать свойство биссектрисы.

20 1 Площади треугольников АВС и МNK относятся как 3:7. Найти: МN. Площади треугольников АВС и МNK относятся как 3:7. Найти: МN.

21

23

24 Изучение нового материала. 1) Распределить учащихся по творческим группам и предложить обсудить задачу: « Треугольники АВС и А1В1С1 подобны с коэффициентом подобия R. Найти отношение их площадей». 2) Доказать теорему.

25 Теорема. Отношение площадей двух подобных треугольников равно квадрату коэффициента подобия.

26 Доказательство: Пусть АВС и А1В1С1 подобные треугольники, причём коэффициент подобия равен R. Так как угол А = углу А1, то S/S1 = АВ*АС/А1В1*А1С1 то S/S1 = АВ*АС/А1В1*А1С1 ( по теореме об отношении треугольников, имеющих по равному углу); ( по теореме об отношении треугольников, имеющих по равному углу);

27

29

31 Закрепление нового материала: Работа в рабочих тетрадях Работа в рабочих тетрадях Работа в группах по решению задач Работа в группах по решению задач Самостоятельная работа Самостоятельная работа

32 Подведение итогов урока: Задать вопросы по изученному материалу Задать вопросы по изученному материалу Задать домашнее задание Задать домашнее задание

33 Вывод: Очевидно, что это далеко не все возможности данной программы. Вот примеры некоторых из них: Очевидно, что это далеко не все возможности данной программы. Вот примеры некоторых из них: Вычисление значения тригонометрических функций. Построение окружности. Нахождение радиуса, периметра, и т.д. И ещё очень большой перечень возможностей с которыми вы познакомитесь воспользовавшись программой «Живая геометрия». Поэтому мы рекомендуем воспользоваться ею в преподавании математики в среднем звене школы.

34 Спасибо за внимание. Студент 43 группы Жиров Дмитрий Научный руководитель: Научный руководитель: Старокожева Е.И. Старокожева Е.И.