Руководства, Инструкции, Бланки

сочинение по истории егэ 2016г образец img-1

сочинение по истории егэ 2016г образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Образец исторического сочинения 11 класс ЕГЭ

Образец исторического сочинения 11 класс ЕГЭ Просмотр содержимого документа
«Образец исторического сочинения 11 класс ЕГЭ»

Образец исторического сочинения ( с учетом основных четырех критериев).

Описать данный исторический период: 1462-1505 гг.

В истории Отечества 1462-1505 гг. - время правления Ивана III Васильевича (Ивана Великого), великого князя московского, сына московского великого князя Василия II Тёмного.

1 критерий. указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории.

В ходе правления Ивана Васильевича произошло объединение значительной части русских земель вокруг Москвы и её превращение в центр единого Русского государства. Было достигнуто окончательное освобождение страны из-под власти ордынских ханов; принят Судебник — свод законов государства, воздвигнут нынешний кирпичный Московский Кремль и проведён ряд реформ, заложивших основы поместной системы землевладения.

2 критерий: назвать две исторических личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России.

2.Продолжив политику отца, Иван III силой или дипломатическими соглашениями подчинил себе княжества: Ярославское (1463), Ростовское (1474), Тверское (1485), Вятскую землю (1489) и др. В 1467 - 1469 успешно вел военные действия против Казани, добившись ее вассальной зависимости. В 1471 совершил поход на Новгород и, благодаря одновременному удару по городу на нескольких направлениях, совершенному профессиональными воинами, одержал победу в последней феодальной войне на Руси, включив Новгородские земли в состав Русского государства, а в 1478 Новгородская феодальная республика перестала существовать и формально.

В 1480 ордынский хан Ахмат двинул огромное войско на Русь, желая вновь подчинить страну, не платившую дань с 1476. Ахмат совершил обходной маневр и предпринял попытку форсировать р. Угру. "Стояние на Угре" не было мирным. Через узкую реку летели стрелы и ядра. 9 - 11 ноября 1480 началось отступление и бегство Ахмата. Эта победа Ивана III означала конец монголо-татарского ига на Руси.

Победа над внешними врагами позволила Ивана III ликвидировать большинство уделов. После войн с Литовским вел. княжеством (1487 - 1494; 1500 - 1503) к Руси отошли многие зап.-рус. города и земли.

Во время правления Ивана III огромную важность приобрели взаимоотношения с церковью. Основными событиями, характеризующими церковные дела во время его правления, можно назвать, во-первых, появление двух церковно-политических течений, по-разному относившихся к существовавшей на тот момент практике церковной жизни, и, во-вторых, появление, развитие и разгром так называемой «ереси жидовствующих» Деятель церкви Иосиф Волоцкий выступил ярый обличитель ереси; наиболее законченный вид это обличение принимает в «Просветителе». Последователи Волоцкого получили наименование «иосифлян". Они отстаивали право церкви на богатство (в частности, на земли). Дискуссия о церковном имуществе завершилась окончательным разгромом ереси.

3 критерий. указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.

3. В результате объединения значительной части русских земель вокруг Москвы она превратилась в центр единого Русского государства. Новый статус Москвы- столицы государства, потребовал изменения ее внешнего облика. Церкви и соборы, построенные при Иване Калите, пришли в ветхость и поэтому был возведен новый Успенский собор и заложен новый Архангельский собор, началось строительство нового Кремля, Грановитой палаты, Благовещенского собора и др. При Иване III, "великом князе всея Руси", в Москве появилось много иностранцев: итальянские и немецкие строители, послы многих государств, с которыми установились дипломатические отношения, греческие родственники племянницы византийского императора Софьи Палеолог, на которой женился Иван III, и др. Придворная жизнь стала сложнее и церемоннее.

Усиление центральной власти потребовало создания новых органов управления - приказов. Появился и первый законодательный кодекс Русского централизованного государства Судебник 1497.

4 критерий: используя знание исторических фактов и (или) мнений историков дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

4. Главным итогом этого периода стало объединение вокруг Москвы большей части русских земель. В состав России вошли: Новгородская земля, долгое время бывшее соперником Московского княжества Тверское княжество, а также Ярославское, Ростовское, и частично Рязанское княжества. Остались независимы лишь Псковское и Рязанское княжества, однако и они не были полностью самостоятельны. После успешных войн с Великим княжеством Литовским в состав Московского государства вошли Новгород-Северский, Чернигов, Брянск и ещё ряд городов (составлявших до войны около трети территории Великого княжества Литовского); умирая, Иван III передал своему преемнику в несколько раз большие земли, чем принял сам. Кроме того, именно при великом князе Иване III Российское государство становится полностью независимым: в результате «стояния на Угре» власть ордынского хана над Русью, длившаяся с 1243 года, полностью прекращается.

Годы правления Ивана III также ознаменовались успехами во внутренней политике. В ходе проведённых реформ был принят свод законов страны — «Судебник» 1497 года. В это же время закладываются основы приказной системы управления, а также появляется поместная система. Были продолжены централизация страны и ликвидация раздробленности; правительство вело достаточно жёсткую борьбу с сепаратизмом удельных князей. Эпоха правления Ивана III стала временем культурного подъёма. Возведение новых зданий (в частности, московского Успенского собора), расцвет летописания, появление новых идей — всё это свидетельствует о значительных успехах в области культуры.

Другие статьи

ЕГЭ-2017: подготовка к экзамену по истории

Федеральные новости ЕГЭ-2017: подготовка к экзамену по истории

Специалисты Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) дают советы выпускникам, как готовиться к успешной сдаче единого государственного экзамена по истории.

Что необходимо для того, чтобы успешно сдать ЕГЭ по истории? Ответ на этот вопрос прост: прежде всего, нужно знать историю. Ведь предмет «История» выделяется из числа остальных предметов именно особой ролью знания фактов. Готовясь к экзамену, необходимо запомнить даты, когда произошли основные исторические события, понять суть этих событий, ознакомиться с деятельностью исторических личностей, усвоить основные термины и понятия исторической науки. Рекомендуем уделить особое внимание повторению важнейших фактов истории российской культуры.

Также следует изучить события истории зарубежных стран, так как два задания экзаменационной работы (1 и 11) содержат материал по всеобщей истории. Список событий истории зарубежных стран, знание которых может быть проверено на госэкзамене по истории, наряду с перечнем основных тем по истории России и перечнем умений, которые необходимы для успешной сдачи ЕГЭ, содержится в кодификаторе элементов содержания, размещённом на сайте ФИПИ.

Для успешной сдачи экзамена по истории необходимо не только овладеть знаниями, но и освоить навыки работы с разнообразной исторической информацией. Прежде всего, нужно научиться работать с текстом – определять авторство, время создания исторического источника, события, о которых идёт речь и так далее, а также анализировать содержание источника в контексте событий той эпохи, к которой он относится, привлекать для анализа исторические знания.

Не менее важно уметь работать с исторической картой: определять период, к которому относится историческая карта, объекты, которые обозначены на карте или в легенде карты, используя картографическую информацию, делать выводы о последствиях событий, обозначенных на карте, использовать контекстную информацию, связанную с событиями на исторической карте.

Необходимо также научиться анализировать иллюстративный материал (изображения почтовых марок, плакаты, карикатуры, изображения памятников архитектуры, скульптурных сооружений и тому подобного). Задания ЕГЭ на работу с иллюстративным материалом предполагают ответы на основе внимательного изучения, детального анализа изображения и использования знаний.

Тому, кто хочет получить высокий результат, необходимо уметь анализировать историческую ситуацию, аргументировать дискуссионные точки зрения и исторические оценки, писать историческое сочинение. При аргументации (задание 24) важно не только привести исторические факты, но и пояснить, почему эти факты подтверждают или опровергают приведенную в задании точку зрения. В историческом сочинении (задание 25) целесообразно четко следовать предложенной в задании структуре сочинения.

«Рекомендуем обратить особое внимание на объяснение роли личности в названных событиях, раскрытие причинно-следственных связей и влияния названных событий на дальнейшую историю России. Статистика показывает, что именно в этих компонентах сочинения участники ЕГЭ 2016 года чаще всего делали ошибки», - отмечает председатель федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по истории Александр Безбородов.

При подготовке к экзамену надо помнить, что решение типовых заданий ЕГЭ по истории не сможет заменить полноценного изучения истории.

Успехов на ЕГЭ-2017!

Историческое сочинение 945-972 гг

Мобильная версия сайта без РЕКЛАМЫ! Преимущества:
- удобное меню
- быстрая загрузка страниц
- отсутствие рекламы
Историческое сочинение 945-972 гг. (ЕГЭ по истории)

Период: 945-972 гг.

Временной промежуток с 945 по 972 г. относится к истории Древнерусского государства. 945 г- это последний год правления князя Игоря, сына Рюрика. В этот год Игорь вместе со своей дружиной отправился собирать полюдье-это сбор дани с подвластных племён. Во время того, как они собирали дань с Древлян, дружинники чинили насилие и были жестоки. По возвращению домой, Игорь решил вернуться с частью дружины за тем, чтобы собрать больше богатства. Древлянам это очень не понравилось, они собрали совет и решили: «Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит». Так и сделали, вышли они из города Искоростень и убили Игоря с дружиной его.

После смерти князя Игоря осталась его жена Ольга и сын Святослав. Поскольку Святослав был тогда ещё мальчиком, на княжеский престол села вдова Игоря — Ольга. Её изображают красивой, смелой, хитрой и, прежде всего, мудрой правительницей. Жестоко княгиня отомстила Древлянам за смерть мужа. Около года стояла с дружиной под стенами Искоростеня, после она предложила жителям города откупиться от нее тем, чтобы прислать ей от каждого дома по три воробья и голубя. Жители, не ожидавшие подвоха, тотчас выполнили ее указания. Как только птицы попали в руки дружинников Ольги, к лапкам каждой был привязан зажженный кусочек серы. Все птицы полетели обратно в свои гнезда, таким образом весь город охватило пламя. Но несмотря на свой гнев и месть Ольга понимала, что необходимо провести реформу налогообложения, чтобы избежать подобных ситуаций в дальнейшем, она ввела уроки- это точный размер дани и погосты- место сбора дани. Важно заметить, что Ольга была первой, кто принял христианство на Руси. В 957г. она приняла крещение в Константинополе. Ее лично крестил император Константин VII. После крещения ей было наречено имя Елена.

К этому времени взрослеет сын Ольги и Игоря- Святослав. Он правил с 962 по 972 г. Взяв бразды правления в свои руки, князь почти всё время проводил в походах. Он делил со своими дружинниками все тяготы военной жизни: ел с ними из одного котла, спал на голой земле. Языческим покровителем воинов считался бог грозы Перун, ему и молился Святослав. Святослав не любил хитрости и не нападал нежданно, а предупреждал врага, давая ему возможность подготовиться к боевой встрече. В 964 году он отвоевал у хазар территории племени вятичей и подчинил их Киеву. После этого, в 965 Святослав напал и на саму Хазарию, захватил крепость Саркел, столицу Итиль. Святослав не только сокрушил Хазарский каганат, но и пытался закрепить завоёванные территории за собой. На месте Саркела появилось славянское поселение Белая Вежа.

В 967 году между Византией и Болгарским царством разгорелся конфликт и византийский император Никифор Фока предложил Святославу напасть на Болгарию. Так Святослав разбил Волжскую Булгарию и подчинил столицу Великий Преслав. Такие серьезные успехи русских не входили в планы византийцев. Они пытались подкупить Святослава, чтобы тот покинул Болгарию, но он отказался, началась русско-византийская война, длившаяся с 970 по 971 г. в 971 году была оборона Доростола, в результате сражения Святослав был вынужден заключить мирный договор и оставить Болгарию.

В 972 году после похода, по пути домой, на Днепровских порогах он наткнулся на засаду, устроенную печенегами. В ожесточенной битве погибла почти вся дружина и сам Святослав. Печенежский вождь Куря приказал сделать чашу из черепа Святослава и пил из нее вино на пирах. Тогда считалось честью пить их черепа храброго и достойного воина.

Таким образом, в период правления княгини Ольги и ее сына Святослава была создана единая налоговая система, совершенствовались органы управления, что значительно облегчило управление страной. Киевская Русь расширяла территории, укрепляла города, торговала, занималась сельским хозяйством, а также развивались многие ремёсла.

Калачева Е

«ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЧИНЕНИЕ» НА ЕГЭ


Одним из самых сложных на ЕГЭ по истории считается письменное задание 25 (в обиходе — «Историческое эссе»). Предлагаем комментарии и рекомендации по подготовке к выполнению этого задания.

В 2016 г. составители ЕГЭ предложили новое задание. Учащимся предстоит написать историческое эссе. Вот как формулируется задание 25 в Демоверсии 2016 г.:
«Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
1) 1019-1054 гг.;
2) 1725-1762 гг.;
3) 1917-1922 гг.


В сочинении необходимо:
• указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
• назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;
• указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.


Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России.
В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.
В случае, когда исторические события (явления, процессы) не указаны или все указанные исторические события (явления, процессы) не относятся к выбранному периоду, ответ оценивается 0 баллов (по каждому из критериев К1-К7 выставляется 0 баллов)».

Отсутствие эталонного ответа в демо-версии экзаменационной работы создает для учащихся определенную сложность в понимании того, как должно быть составлено историческое эссе, чтобы его высоко оценило жюри. Некоторую информацию можно получить на сайте ФИПИ, в различных изданиях, публикующих тренировочные варианты ЕГЭ. Но разные авторы неодинаково представляют себе, как должен выглядеть эталонный ответ.

Составители заданий предусмотрели следующие критерии оценивания этого задания и возможное количество баллов:
Критерий 1. Указание событий (явлений, процессов). Оценивается от 0 до 2 баллов. В случае, когда правильно указаны два события (явления, процесса), выставляется 2 балла. Если правильно указано одно событие (явление, процесс) — 1 балл. Если события (явления, процессы) не указаны или указаны неверно, то выставляется 0 баллов.
Критерий 2. Упоминание исторических личностей и их роли в данный период истории России.
Оценивается от 2 до 0 баллов. В случае, когда правильно указаны две исторические личности, правильно указана роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России, выставляется 2 балла. Если правильно указаны одна-две исторические личности, правильно указана роль только одной личности в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России, выставляется 1 балл. Если правильно указаны одна-две исторические личности, а их роль в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России указана неправильно, ИЛИ правильно указаны одна-две исторические личности, а их роль в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России не указана, ИЛИ исторические личности указаны неверно, ИЛИ исторические личности не указаны, то выставляется 0 баллов.
Критерий 3. Причинно-следственные связи. Оценивается от 0 до 2 баллов. В том случае, когда правильно указаны две причинно-следственные связи, существовавшие между событиями (явлениями, процессами), выставляется 2 балла. Если правильно указана одна причинно-следственная связь, существовавшая между событиями (явлениями, процессами), то выставляется 1 балл. Если причинно-следственные связи указаны неверно, ИЛИ причинно-следственные связи не указаны, то выставляется 0 баллов.
Критерий 4. Историческая оценка событий. Оценивается от 0 до 1 балла. Если дана историческая оценка значимости периода с опорой на исторические факты и (или) мнения историков, то выставляется 1 балл. Если историческая оценка сформулирована в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков, ИЛИ историческая оценка не дана, то выставляется 0 баллов.
Критерий 5. Использование исторических терминов, понятий. Оценивается от 0 до 1 балла. Если при изложении корректно использованы исторические термины, понятия, то можно поставить 1 балл. Если при изложении допущено некорректное использование исторических терминов, понятий, ИЛИ исторические термины, понятия не использованы, то будет выставлен 0 баллов.
Критерий 6. Наличие фактических ошибок. Оценивается от 0 до 2 баллов. По данному критерию положительные баллы будут выставлены только в том случае, когда по критериям К1-К4 поставлено не менее 4 баллов. При оценивании по критерию Кб не засчитываются ошибки, учтенные при выставлении баллов по критериям К1-К5. Если в историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки, то ставится 2 балла. Если допущена одна фактическая ошибка — 1 балл. Если допущены две или более фактические ошибки — 0 баллов.
Критерий 7. Форма изложения. 1 балл по критерию К 7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1—К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов. Если ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала), то за него ставят 1 балл. Если ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений — только 0 баллов.

Итого по сочинению можно получить до 11 баллов.

Пример исторического сочинения

Приведем пример исторического сочинения по периоду 1645-1676 гг.
В соответствии с требованиями, предъявляемыми к сочинению, начнем с характеристики периода (критерий К1).
«1645-1676 гг. — это период правления Алексея Михайловича Романова. Этот царь провел много преобразований практически во всех сферах общественной жизни страны, подготовивших основу для будущих реформ Петра I. Назовем некоторые из них. Была усовершенствована законодательная система страны, принят новый свод законов — Соборное Уложение (1649). В этом документе было закреплено юридическое оформление крепостного права. По нему сыск беглых крестьян стал бессрочным, крестьяне стали навечно собственностью владельца, были ликвидированы урочные лета. Кроме того, в Уложении нашел отражение процесс становления абсолютизма. В него была включена глава, регламентирующая отношение к государю и провозглашающая максимально строгие наказания за малейшие провинности против государя и государства.
Таким образом, принятие Соборного Уложения значительно укрепило власть царя, усилило роль дворян, сохраняло и подтверждало значительную роль церкви в государстве».
В соответствии с критериями оценивания в этой части эссе дана характеристика первого из требуемых двух событий (явлений, процессов) и подведены итоги развития этого события (явления, процесса) (критерий 1).
В соответствии с критерием 2 необходимо рассказать об исторической личности, связанной с событием (явлением, процессом), описанным ранее, и показать роль этой личности в данном событии.
«В подготовке Соборного Уложения активное участие принимал сам Алексей Михайлович. Царь наблюдал за работой собора, вносил свои коррективы в законодательство.
Большую роль в работе собора и в составлении законодательства сыграл воспитатель, «дядька» царя, глава правительства, приближенный к царю боярин Б.И.Морозов. Несмотря на то что после Соляного бунта 1648 г. он был отстранен от официального участия в управлении государством, он негласно продолжал играть огромную роль при дворе Алексея Михайловича и в том числе руководил подготовкой Соборного Уложения».


В сочинении необходимо упомянуть не менее двух событий (явлений, процессов), поэтому рассмотрим еще одно событие.
«Данный исторический период также вошел в историю под названием «раскол Русской православной церкви». Начало раскола датируют 1654 г. когда патриарх Никон начал реформирование церкви. Никон стремился к унификации церковных обрядов, книг, праздников и т.д. Но далеко не все верующие были готовы воспринять новые правила, и возникло так называемое старообрядчество, или раскольничество. Суть его выражалась в несогласии с новыми церковными порядками и стремлении придерживаться старых, дореформенных обрядов.
Несмотря на раскол, церковные реформы привели к унификации Русской православной церкви, укреплению власти и роли церкви в стране. Однако нельзя забывать, что еще одним следствием реформ стало разъединение верующих, сохранившееся на многие века».
В соответствии с критерием 2 необходимо написать об исторической личности, связанной и со вторым событием (явлением, процессом), описанным ранее, и показать роль этой личности в данном событии, поэтому обязательно следует рассказать о церковных деятелях, участвовавших в подготовке и проведении реформ.
«Центральными фигурами в период церковного раскола были патриарх Никон и протопоп Аввакум. Оба являлись видными духовными деятелями России, оба были вхожи в ближний круг Алексея Михайловича, оба пользовались огромным авторитетом среди верующих. Однако Аввакум не принял стремления Никона взять за образец при унификации книг и обрядов византийские книги и обряды, а выступал за то, что на Руси были и свои, славянские христианские корни, которые и следовало брать за образец в реформе. Аввакум личным примером продемонстрировал верность своим принципам, отстаивал приверженность старине, положил начало раскольническому движению.
Никон же сначала зарекомендовал себя как активный реформатор, сторонник нового, союза церкви и государства. Но в дальнейшем его стремление поставить церковную власть выше светской привело к тому, что Алексей Михайлович прекратил его поддерживать и даже активно высказывался за отставку Никона с патриаршего престола, что и произошло в 1667 г. После чего Никон был отправлен в северную ссылку, где и провел остаток своих дней».


В соответствии с требованиями критерия 3 следует установить причинно-следственные связи между событиями.
«Между указанными событиями, несомненно, существуют причинно-следственные связи. Оба события — и принятие Соборного Уложения, и церковная реформа — были обусловлены общими причинами: обострением социальных противоречий в стране, заинтересованностью населения в создании четких и ясных законов, необходимостью укрепления авторитета светской и церковной власти.
Следствием этих событий стало укрепление центральной власти, усиление влияния церкви в государстве, укрепление авторитета России в целом».


В соответствии с критерием 4 следует дать историческую оценку периода с опорой на факты и мнения историков.
«Алексей Михайлович правил в течение продолжительного периода — 31 год. За время его правления было проведено множество реформ практически во всех сферах общественной жизни. Но его правление нельзя оценить однозначно.
С одной стороны, значительный шаг вперед был сделан в развитии экономики. В стране стали быстрее развиваться элементы капиталистических отношений, стали чаще привлекаться иностранные специалисты, изменилась налоговая система, проводилась политика протекционизма. Соборное Уложение стало на многие десятилетия основным законодательством страны. Были достигнуты значительные успехи во внешней политике: подписаны мирные договоры со многими странами (например, Кардисский мир 1661 г. со Швецией, Андрусовское перемирие с Польшей 1667 г.), в 1654 г. произошло воссоединение России и Украины, значительно расширены территории России на Востоке (исследований Восточной Сибири русскими первопроходцами и торговыми людьми).
Но, с другой стороны, именно при Алексее Михайловиче произошло окончательное оформление крепостного права (1649), значительно увеличилось налоговое бремя на население страны. Произошли многие социальные выступления протеста (например, Соляной бунт 1648 г. Медный бунт 1662 г. первая крестьянская война под руководством Степана Разина 1670— 1671 гг. и др.).
Сама фигура Алексея Михайловича также неоднозначно оценивается отечественными и зарубежными историками как прошлого так и современности.
Образ царя Алексея Михайловича в историографии довольно противоречив. Кроме того, оценка личности Алексея Михайловича часто становится попыткой оправдать приписанное ему прозвище «тишайший». Эта характеристика довольно быстро стала чуть ли не единственной неоспоримой оценкой личных качеств правителя.
В исследовании С.М.Соловьева «История с древнейших времен» почти три тома посвящено правлению царя, но личность самого правителя автор не считал судьбоносной для русской истории. Если говорить о том, как сам Соловьев оценивает Алексея Михайловича, то царь, с его точки зрения, отличался «добротою» и «мяг-костию», как и его отец — Михаил Федорович.
Более подробную характеристику царю дает В.О.Ключевский: «Я готов в нем видеть лучшего человека Древней Руси, по крайней мере, не знаю другого древнерусского человека, который производил бы более приятное впечатление, — но только не на троне». Этот «лучший» человек, по мнению Ключевского, был пассивным и неустойчивым, малоспособным «что-либо отстаивать или проводить», «легко терял самообладание и давал излишний простор языку и рукам ».
С точки зрения С.Ф.Платонова, Алексей Михайлович «был прекрасный и благородный, но слишком мягкий и нерешительный человек».
Современный историк Игорь Андреев употребляет в своем исследовании этот эпитет почти на каждой странице и по нескольку раз. «Несомненно, героическая трагедия — не его жанр. Тишайший, он и есть Тишайший», — утверждает он на первых страницах монографии, посвященной царю. Этот эпитет оказался способным вытеснить даже имя царя и встать на его место. Известен исторический роман о царе В. Бахревского под названием «Тишайший», роман В.Я. Светлова «При дворе Тишайшего императора».
В целом, эпоха Алексея Михайловича — это период укрепления абсолютизма, создание предпосылок для реформ Петра Первого».

В завершение нашего краткого обзора особенностей работы над новым заданием 25 хотим порекомендовать краткий шаблон, пользуясь которым легче выстроить для себя некоторую последовательность действий.
• (нужный период) — это период правления. Этот царь (князь, правитель) провел многие преобразования .
Назову наиболее важные из них.
• Событие (явление, процесс) № 1 + итог.
• Историческая личность, связанная с этим событием (явлением, процессом), и ее роль.
• Событие (явление, процесс) № 2 + итог.
• Историческая личность, связанная с этим событием (явлением, процессом), и ее роль.

• Рассмотрим, какие существуют причинно-следственные связи между данными событиями (явлениями, процессами) в период правления. Оба события — и — были продиктованы общими причинами.
• Результатами этих событий (то есть их следствием) стали.
• правил в течение продолжительного времени — лет. Его правление нельзя оценить однозначно.
• С одной стороны.
• Но, с другой стороны.
• Сама фигура также неоднозначно
оценивается отечественными и зарубежными историками как прошлого так и современности. Образ в историографии довольно противоречив. Эпоха правления в целом стала периодом .

«История и обществознание для школьников». – 2015. - № 4. – С. 3-9.