Категория: Руководства
Выберите верное суждение: Риск-менеджмент – это…
деятельность, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели.
процесс, связанный с идентификацией, анализом событий и принятием решений, который включает максимизацию положительных и минимизацию отрицательных последствий их наступления.
представляет собой систему управления риском и экономическими (финансовыми) отношениями, возникающими в процессе этого управления, включая в себя стратегию и тактику управления риском.
это средство поддержания роста и развития бизнеса, особенно в условиях жестких законодательных требований.
Выберите неверное суждение: Снижение себестоимости рисков включает в себя…
уменьшение случайных потерь, которые не возмещаются страхованием или из других источников;
уменьшение административных расходов на систему управления рисками.
Внимательно прочитайте цитату:
«Надо не избегать риска, а уметь оценивать степень риска и управлять им. Предприниматель, умеющий грамотно и своевременно рисковать, всегда оказывается в лидерах рынка, поскольку риск – это ключевой элемент предпринимательства, а управление рисками - ключевой фактор конкурентоспособности».
1. Объясните смысл приведенной цитаты
2. Приведите доводы необходимости учета рисков в менеджменте
Ответьте на вопрос:
Что, по вашему мнению, должен сделать работодатель, чтобы в достаточной степени побеспокоиться о своих работниках, клиентах и потребителях тем самым снизить риски на производстве по отношению к ним?
Мероприятия по снижению рисков
Разнообразие стилей, определяемых личностью руководителя, может быть сформировано на основе сочетания двух факторов: заботе руководителя о производстве и о людях. В связи с этим рассмотрим решетку менеджмента.
ЧФ - человеческий фактор ПФ - производственный фактор
Узлы в пересечениях линий, отражающих величину соответствующих факторов, образуют "решетку", в которой можно выделить 5 наиболее характерных позиций:
1-1 (один ЧФ и один ПФ) - тип слабого руководителя, не умеющего задействовать ни производственный, ни человеческий факторы. Руководитель мало заботится и о производстве и о людях, прилагает минимальные усилия для выполнения лишь самой необходимой работы (бездарный стиль).
9-1 - тип производственника, как правило, с авторитарным стилем руководства, не учитывающий человеческие факторы и не считающийся с ними. Этот тип руководства известен как "технократический", ориентирован лишь на работу. "Делай, как приказали" - девиз такого руководителя. Руководитель уделяет максимум внимания производству и минимум людям. Производственные результаты могут быть достаточно высоки, но удовлетворенности людей работой нет.
5-5 - средний руководитель, учитывающий 50 % человеческого и производственного факторов, не полностью использует потенциал производства и коллектива, создает приемлемую организацию. В такой организации достаточно высокий уровень производственных результатов и удовлетворительный моральный настрой.
1-9 - руководитель с либеральным стилем руководства, учитывающий человеческий фактор, однако явно недостаточное внимание уделяющий производству (создает "дом отдыха" на работе). Его девиз - "Делай, как хочешь".
9-9 - руководитель, полностью использующий как производственные так и человеческие факторы, как правило, с демократическим стилем руководства, создает команду. Его девиз - "Делай, как договорились!" Руководитель нацеливает всех работников на достижение производственных целей на основе доверия и уважения к ним, развивает самостоятельность, ответственность, создавая дух единой команды.
Стили руководства, определяемые личностью руководителя
Направленность руководителя на результат
короткий срок, а затем вынужденных с нею распроститься. «Вы здесь - калиф на час, а я земский человек!» - пренебрежительно говорит одному назначенному свыше чиновнику - губернатору предводитель дворянства, местный уроженец, в одной из повестей писателя Н. Лескова. Этим он хотел сказать: вас отсюда уберут, а я останусь. Заимствовано из арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Знаменитый герой восточных легенд калиф (царь) Багдада Гарун-аль-Рашид снизошел к желанию одного из подданных - хотя на короткий срок стать калифом. Человека этого усыпили, перенесли во дворец, а когда он очнулся, начали воздавать ему царские почести. Однако эта комедия продолжалась недолго: вскоре новоявленного калифа усыпили снова и вернули в его хижину. Эта сказочная история и породила в дальнейшем нашу ироническую поговорку.
Авторитет завоевывается долго, а теряется быстро Власть - возможность влиять на поведение других лиц Баланс властиРуководитель имеет власть над подчиненными потому, что последние зависят от него в таких вопросах, как повышение заработной платы, рабочие задания, продвижение по службе, расширение полномочий, удовлетворение социальных потребностей и т.П.
Руководитель зависит от подчиненных в таких вопросах, как необходимая для принятия решений информация, неформальные контакты с людьми в других подразделениях, чье содействие необходимо для руководителя, влияние, которое подчиненные могут оказывать на своих коллег, и способность подчиненных выполнять задания.
Стили руководства в управленииГоворя о стиле руководства, мы подразумеваем устойчивую манеру поведения руководителя по отношению к подчиненным, позволяющую оказывать на них влияние и побуждать их к достижению целей организации.
Стиль руководства определяет систему методов, приемов, образцов поведения, с помощью которых руководитель организует межличностные отношения в коллективе и воздействует на подчиненных для решения поставленных задач.
Принятый стиль может служить характеристикой качества деятельности руководителя и руководящего органа, их способности создавать и воспроизводить в коллективе атмосферу, способствующую высокопроизводительной работе.
В основе своей стиль объективен, так как определяется совокупностью социальных и экономических требований к руководящей деятельности. Но в то же время он, стиль, окрашен индивидуальными качествами руководителя и неизбежно субъективен, индивидуален.
Воздействие на стиль руководства оказывают такие индивидуальные характеристики руководителя:
физиологические (возраст, здоровье, пол);
психологические (властность, эмоциональность, смелость, упорство, харизма);
интеллектуальные (образованность, гибкость мышления, инновационность, проницательность);
деловые (предприимчивость, коммуникабельность, ответственность, работоспособность, такт, профессионализм).
Стиль руководства в значительной степени определяет результаты деятельности организации. Существует много примеров того, как руководитель, возглавив отстающий коллектив и правильно выбрав стиль руководства, преобразовывает ситуацию, пробуждает творческие силы и энергию сотрудников. И наоборот, при ином стиле можно разрушить эффективно работающий до того коллектив. Таким образом, опираясь на личные качества, каждый руководитель вырабатывает индивидуальный стиль работы. Но различия стилей не безграничны, поскольку зарождаются и изменяются в границах, определяемых объективными потребностями организации.
Классификация стилей руководства по различным признакам обусловлена существованием множества стилей руководства. Наиболее распространена классификация, определяемая характером отношений между руководителем и подчиненным. По этому признаку принято выделять три стиля руководства:
директивный (авторитарный, автократический);
Руководитель директивного стиля предпочитает воздействовать на людей посредством приказов. Обычно он догматичен, непременно жаждет подчинения людей своей воле, не терпит возражений, часто вмешивается в работу подчиненных, жестко контролирует их действия, требует пунктуального следования его указаниям. Не выносит критики и не признает своих ошибок, работает много, но при этом заставляет работать и других. Присущие автократу методы и приемы работы могут в то же время вызывать симпатию и уважение, ибо он оперативен в решении задач, способен брать всю ответственность на себя, идти на расчетливый риск, четко действовать по плану и реализовывать его вопреки любым препятствиям.
Либеральный стиль руководства отличают отсутствие размаха в деятельности, безынициативность и постоянное ожидание указаний сверху, нежелание принимать на себя ответственность за решения и их последствия. Такой руководитель недостаточно требователен, непоследователен в действиях, склонен отступать от ранее принятых решений. Он не проявляет организаторских способностей, нерегулярно контролирует подчиненных. Во взаимоотношениях с подчиненными он вежлив и доброжелателен, относится к ним уважительно, старается решить их проблемы. Редко пользуется своим правом говорить "нет", легко раздает невыполнимые обещания, опасается ссор и конфликтов.
Вместе с тем либерал может оказаться творческой личностью, целиком захваченной какой-либо проблемой.
Демократический стиль наиболее продуктивный. Руководитель демократического стиля расположен к делегированию полномочий, предоставляет подчиненным принимать участие в реализации фирменных идей. Ради дела такой руководитель смело идет на риск. Твердо убежден, что в умело организованном процессе обсуждения всегда могут быть найдены оптимальные решения. Хорошо разбирается в достоинствах и недостатках подчиненных, спокойно выслушивает возражения относительно собственной позиции, при необходимости идет на уступки и признает свои ошибки. Опираться предпочитает на то, "что сопротивляется", т.е. на имеющих и отстаивающих свое мнение. Руководитель-демократ ориентируется на возможности подчиненного, в котором он видит соратника, единомышленника, на его естественное стремление к самовыражению посредством реализации своего интеллектуального и профессионального потенциала. Конфликты такой руководитель воспринимает как закономерное явление и старается извлечь из них пользу на будущее, вникая в их первопричину и суть. Но такой стиль предъявляет к лидеру больше всего требований, соответствовать которым способен далеко не каждый.
Стиль руководства не зависит от вида организации. В каждой организации могут быть реализованы различные стили. Однако некоторые организации тяготеют к тому или иному стилю. В крупных иерархических организациях, как правило, преобладает директивный стиль. В небольших инновационных организациях - демократический.
В числе факторов, определяющих стиль руководства, выделяются:
цели и задачи организации;
общие условия труда;
место рабочей группы в организации;
Установка (смена) управленческих парадигм связана с личностными предпочтениями индивидуумов или групп индивидуумов. Принадлежность руководителя к определенному типу личности создает почву либо для конфликтов, либо для сотрудничества.
Какой стиль руководства можно считать наиболее современным? Организации нового типа в литературе последних лет называют по-разному: организация с сетевой структурой; обучающаяся организация; виртуальная корпорация; преобразованная корпорация; интеллектуальное предприятие; человеческая сеть. Последнее наименование особенно показательно, так как доступ к информационным источникам, повышение критичности общества, необходимость оперативного принятия решений, увеличение полномочий на разных уровнях управления - эти и другие факторы диктуют сегодня стиль руководства, направленный на освобождение потенциала, корпоративное поведение всех сотрудников, координацию коллективных и индивидуальных усилий.
Таким образом, суть "менеджмента в глобальной экономике" (с точки зрения стиля руководства) состоит в выборе между гармонией и деспотией, т.е. в принципиально новом отношении к людям. На смену руководителю экономическому (США) и социальному (Япония) приходит руководитель информационный, гармоничный, гибкий, самореализующийся. Это в полной мере можно отнести к руководителям органов государственного управления, потому что именно представители государства создают прецеденты в области управления, которые служат лекалом и проецируются на все общество. Кроме того, авторитарный стиль, в основном определяющий государственную практику управления, происходит, как правило, от недостаточного уровня профессионализма, общей культуры руководства
Рекомендации, направленные на удовлетворение потребностей в общении, принадлежности
1. Создавайте хорошее рабочее окружение.
2. Давайте сотрудникам такую работу, которая позволила бы им общаться.
3. Периодически проводите с подчиненными собрания.
4. Не старайтесь разрушить возникшие неформальные группы, если они не наносят организации реального ущерба.
5. Создавайте условия для неформального общения людей,
Рекомендации, направленные на удовлетворение потребностей в признании, уважении
1. Ищите и находите формы признания достоинств работников.
2. Предлагайте подчиненным более содержательную работу.
3. Обеспечивайте обучение и переподготовку, которая повышает уровень компетентности.
4. Делегируйте подчиненным дополнительные полномочия.
5. Продвигайте подчиненных по служебной лестнице.
6. Привлекайте сотрудников к управлению.
7. Создавайте условия для соревнования групп и сотрудников.Рекомендации, направленные на удовлетворение потребности в самовыражении
1. Обеспечивайте подчиненным возможности для обучения и развития, которые позволили бы полностью использовать и потенциал.
2. Давайте подчиненным сложную и важную работу, требующую от них полной отдачи.
3. Поощряйте и развивайте у подчиненных творческие способности.
Основные факторы эффективности стимулирования:
1. Знание менеджерами потребностей, интересов, нужд работников.
2. Установление справедливой непосредственной связи между результатами и вознаграждением.
3. Безотлагательность вознаграждения.
4. Степень удовлетворения ожиданий.
Тема16. "Стили руководства"
Стиль руководства - характерные черты поведения, приемов, действий, используемых руководителем в процессе управления.
Определяемых личностью руководителя
Определяемых особенностями коллектива – ситуационное лидерство
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Забота о производстве
Рис. 14. Решетка менеджмента
Примечание: 1.1. Руководитель мало заботится о производстве и людях. Результаты крайне невысоки. Моральный дух коллектива низок, т.е. руководитель прилагает минимальные усилия для выполнения лишь самой необходимой работы (бездарный стиль).
9.1. Руководитель уделяет максимальное внимание производству и минимальное людям. Производственные результаты могут быть достаточно высоки. Производственные результаты могут быть достаточно высоки. Но удовлетворенности людей нет, что создает массу проблем (жесткий стиль).
1.9. Огромное внимание со стороны руководителя к людям, создание дружеского коллектива, «единой семьи». Но при этом интересы организации отходят на задний план («клубный стиль»).
9.9. Руководитель нацеливает всех работников на достижение производственных целей на основе доверия и уважения к ним. Развивается самостоятельность, ответственность, создается дух единой команды (прогрессивный стиль).
5.5. Руководитель умело балансирует, обеспечивая достаточно высокий уровень производственных результатов и удовлетворительный моральный настрой.
Более детальная характеристика стилей руководства, определяемых личностью руководителя, может быть осуществлена на основе четырех признаков: направленность руководителя на результат, способы мотивации, привлечение подчиненных к управлению, требовательность.
Важен только результат
Мотивация, основанная на беспрекословном подчинении
Подчиненные не привлекаются к управлению
Важны и результа-ты, и спо-собы достиже-ния
Мотивация, основанная на использовании материальных и социально-психологических потребностей
Подчиненные активно и по существу привлекаются к управлению
Требователь-ность в сочетнаии с доверием
Результаты не важны
Мотивация практические отсутствует
Создается вид, что подчиненные участвуют в управлении
рис. 15. Стили руководства
Авторитарный («жесткий») стиль может быть оправдан в группе с неразвитыми материальными и высшими потребностями, а также в экстремальных ситуациях.
Демократический («прогрессивный»)стиль следует применять при условии заинтересованности работников в получении результатов, инициативности и ответственности.
Применение либерального («клубного»)стиля свидетельствует о нечеткости в определении целей группы и ее роли в производственном процессе.
Определение эффективного стиля руководства должно происходить с учетом многих факторов: психологических особенностей личности самого руководителя, потребностей и интересов подчиненных, степени их квалификации и ответственности, внутренних и внешних факторов, воздействующих на организацию. Выбор адекватного ситуации стиля руководства с учетом наиболее существенных факторов может быть определен как ситуационное лидерство.
Ситуационное лидерство – определение стиля руководства в зависимости от уровня зрелости рабочей группы: степени квалификации и стремления к ее росту (табл. 29).
Уровень зрелости рабочей группы
Соответствующий стиль руководства
Предоставление самостоятельности (опре-деление функций и ответственности раб-отников, совместное обсуждение результатов)
Достаточно квалифицированная и продолжающая овершенствоваться
Участие в принятии решений (привлечение работников к постановке целей, консультации и поощрение самостоятельности)
Малоквалифицирован-ная, но стремящаяся к повышению квалификации
Координация (менее глубокий инструктаж и контроль, поощрение инициативы и деловых контактов)
Уровень зрелости рабочей группы
Соответствующий стиль руководства
Указывание (тщательный инструктаж и детальный контроль, поощрение исполнительности и личных достижений)
Современный руководитель должен научиться применять любой стиль руководства, адекватный целям, стоящим перед рабочей группой, и ее особенностям - квалификации, ответственности, потребностям и т.п.
Рекомендации руководителю по совершенствованию стиля руководства.
1. Вырабатывайте ценностные установки и личные цели.
2. Планируйте текущую деятельность и этапы саморазвития.
3. Регулярно анализируйте достигнутые результаты.
4. Развивайте коммуникативные умения: слушать, читать, говорить, писать.
5. Развивайте наблюдательность, учитесь разбираться в людях.
6. Ежедневно выбирайте время для мышления, записывайте свои мысли.
7. Расширяйте общение с людьми других профессий.
8. Учитесь сосредотачиваться на главном.
9. Будьте решительным, упорным и настойчивым.
10. Постоянно ищите новые возможности, проявляйте инициативу.
© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам