Руководства, Инструкции, Бланки

обзор литературных источников по теме исследования образец img-1

обзор литературных источников по теме исследования образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Аналитический обзор литературы - Студопедия

Аналитический обзор литературы

Раздел «Аналитический обзор литературы» является теоретической частью курсовой работы и должен содержать полное и систематизированное изложение состояния вопроса по выбранной теме. Сведения, содержащиеся в этом разделе, должны давать полное представление о состоянии и степени изученности поставленной в работе проблемы.

Данный раздел по существу должен представлять собой аналитический обзор имеющихся литературных источников по исследуемой в работе проблеме, позволяющий найти пути решения поставленных задач и выявить умение автора обобщать и критически рассмотреть имеющиеся теоретические сведения и экспериментальные данные.

В зависимости от темы работы в данном разделе могут рассматриваться вопросы, связанные с характеристикой современного состояния рынка товаров, основными тенденциями его развития и проблемами формирования товарного рынка в современных условиях; анализом структуры или классификацией ассортимента товаров; факторами, формирующими и сохраняющими качество; характеристикой дефектов товаров, причин их возникновения и способов предупреждения. В данном разделе могут рассматриваться вопросы относительно идентификации и фальсификации товаров, безопасности товаров и др.

Написание аналитического обзора проводится на базе предварительно подобранных литературных источников, в которых освещаются вопросы, в той или иной степени раскрывающие тему работы. Подбор необходимой научной литературы проводится с использованием библиотечных каталогов, реферативных журналов, научных журналов по специальности и соответствующему научному направлению, а также монографий, справочников, нормативной документации, патентной литературы и других публикаций.

Для обзора литературы, в первую очередь, необходимо проанализировать статьи, опубликованные в последние 5 лет.

После изучения 25-30 литературных источников конспекты (рефераты) систематизируют в соответствии с планом раздела, разработанным совместно с руководителем работы. Отсутствие плана неизбежно приводит к бессистемному изложению материала. Этот раздел может иметь подразделы (подзаголовки) по группам вопросов.

Изложение материала в обзоре литературы должно быть последовательным и цельным. Объем аналитического обзора, состоящего, как правило, из нескольких подразделов, не должен превышать 15-20 страниц. Если приведенные в разделе материалы не могут быть сформулированы словами в виде закономерностей и зависимостей, то допускается использовать иллюстрации, графический и табличный материал.

Другие статьи

Литературный обзор

Литературный обзор

Как правило, объем литературного обзора составляет 15-20% от объема всей работы. Таким образом, если вы пишете диплом объемом предположительно 80 листов формата А4, то литературный обзор должен занимать максимум (. ) 20. Попадаются индивиды, которые не ограничиваются 40-50%. но это говорит лишь об отсутствии способности думать и отсутствии материалов, полученных в ходе исследования, а значит, и об отсутствии такового. Не допускайте подобных ошибок и не раздувайте обзор до таких размеров, которые ему не свойственны. Литературный обзор - это та часть вашей работы, которая практически никак не зависит от вас и материалов вашего исследования. Именно в этой части вы должны максимально подробно «пройтись» по всем использованным источникам литературы. Чем больше выдержек из прочитанных книг вы приведете, тем лучше. Поэтому не забывайте, что при упоминании работ какого-либо автора необходимо указать, откуда вы это взяли. На каждой странице литературного обзора рекомендуется давать не менее 5 ссылок на источники, указанные в списке использованной литературы. А вообще, чем больше, тем лучше, так как изрядное число ссылок будет говорить о том, что вы не просто сели и что-то сделали, а сели, почитали, подумали и только потом что-то сделали. Возникает вопрос: зачем надо было читать столько литературы по выбранной вами теме? Ответ: чтобы знать, что творится в выбранной вами научной области, какие там существуют проблемы, какие из них решены и как, какие нет и почему. Вследствие этого, литературный обзор, как правило, содержит примерно четыре одинаковых по объему подраздела:

а) очерк основных этапов и переломных периодов в развитии научной мысли по выбранной проблеме;
б) максимально точное определение места вашего исследования среди прочих;
в) критическое освещение работ предшественников, посвященных решению вашей проблемы;
г) резюме о тех конкретных задачах, которые вы хотите поставить и разрешить в ходе всей работы. Подраздел (а) не подразумевает ничего сверхъестественного. Его целью является описание общей картины развития того научного направления, в рамках которого вы выполняете исследование. Как правило, в этой части говорят о том, что данная область науки одна из древнейших (или наоборот, очень юная), о том, как много великих ученых известны своими работами в области этой науки (не забываем ссылаться на их работы из вашего списка); как много в рамках этого научного направления было сделано (опять ссылки), как много еще предстоит сделать (опять ссылки) и прочее в таком духе. Чем больше корифеев вы вспомните, тем лучше.

Подраздел (б) один из самых важных, так как определяет место вашего исследования среди прочих. Если вы неверно определите свое «место под солнцем», это может поставить крест на всей вашей работе даже при условии того, что она весьма качественная и грамотная в остальных отношениях. Как правило, в каждой науке есть несколько конфликтующих течений: укажите, в рамках какого из них будет выполнена ваша работа. Как правило, в каждой науке есть ряд методов, которыми выполняются исследования: укажите, к сторонникам какого метода принадлежите вы и т. д. После прочтения этого подраздела должно стать предельно ясно то, что вы будете делать и к какому разделу науки это относится. Чем сильнее вы ограничите область вашей деятельности, тем будет лучше и для вас, и для тех, кто будет вашу работу читать и, возможно, ею пользоваться. Подраздел (в), посвященный критическому освещению работ предшественников, является одним из наиболее важных. Именно в нем вам потребуется указать на то, что было сделано в рамках поставленной вами проблемы, указать на то, почему это все не годится, и наконец, не забыть указать на то, чем результаты вашего исследования будут отличаться от уже сделанных.

Практика показывает, что этот этап оказывается наиболее провальным как у дипломников, так и у авторов курсовых работ. Грамотная комиссия понимает, что работа дипломника не напрасна. Однако то обстоятельство, что он не может ничего сказать об отличии своей работы от других наводит на мысли о том, что либо он все это сделал не сам, либо ничего из сделанного не понимает и не видит в этом смысла, а значит. лучше бы вообще ничего не делал.

Одним из наиболее краеугольных участков на этом этапе является поиск недостатков в работе предшественников. От чего зависят какие-либо недостатки чего-либо? Правильно, от того, где это что-либо будет применяться.

Например, какой-то гениальный конструктор смастерил замечательный многофункциональный шкаф размерами 5x10x20м. А проблема, решаемая в рамках выполняемой вами работы, заключается в оптимальном подборе мебели для квартир типа «хрущоба». Естественно, шкаф с указанными габаритами малопригоден для квартир указанного типа, вот в этом и будет его недостаток, который вам следует указать. А от чего зависит этот недостаток? Естественно, от поставленной перед вами задачи. Если бы требовалось оборудовать спортивный зал для проведения 0лимпиады-2014, то этот шкаф оказался бы к месту. Подобная ситуация и с любыми другими разработками, посвященными выбранной вами проблеме.

При написании этой части работы не следует скупиться на «гадости» в адрес своих коллег, но в границах разумного. Повторно разрабатывать гаечный ключ только из-за того, что вам не нравится его цвет, наверное, глупо. В то же время если вы найдете 20 недостатков в исследовании какого-нибудь всемирно известного нобелевского лауреата, то вряд ли комиссия, принимающая вашу работу, это оценит. Так что по числу и значимости недостатков пытайтесь найти ту самую «золотую середину». Желательно при перечислении недостатков работ предшественников случайно упоминать, что это не недостатки разработок, а недостатки использования разработок для решения вашей конкретной проблемы (почувствуйте разницу). Последний подраздел литературного обзора, как правило, содержит резюме о тех конкретных задачах, которые вы хотите поставить и решить в ходе всей работы. По сути дела в этом месте по результатам прочитанной литературы ставится цель предстоящего исследования. Делается это примерно в такой форме: «Задачей проводимого исследования является то-то и то-то для решения такой-то проблемы в такой-то области такого-то научного направления. В результате анализа литературы было установлено, что в настоящий момент для решения обозначенной нами проблемы используется то, вон то и вот это. Применительно к данному случаю, использование имеющихся методов (средств и т. п.) не представляется возможным, потому что так мол и так. Таким образом, целью данной работы является разработка (изучение, исследование и т. п.) того-то и того-то, что позволит решить проблему такую-то в таких-то условиях».

На этом литературный обзор следует завершить, его цель достигнута: на основании изучения литературы вы пришли к выводу, что все имеющиеся для решения вашей проблемы средства никуда не годятся, и вы берете на себя ответственность разработать новое, лучше всех остальных, имеющихся в распоряжении человечества на сегодняшний день.

Как писать литературный обзор? Литературный обзор в дипломе

Как писать литературный обзор? Литературный обзор в дипломе
  • Компьютер или ноутбук
  • Знание правил написания литобзора
  • Источники литературы по теме работы

Правильно подобрать список литературы - половина успеха при написании абсолютно любого научного труда, будь то курсовая, дипломная работа, научное исследование, кандидатская или докторская диссертация. Обзор источников литературы, как правило, делается в начале работы - во введении или в первой главе. Объем, который занимает литературный обзор, может занимать от десяти до тридцати процентов всей работы. Структура обзора обычно выглядит следующим образом. Сначала дается общая оценка тому, насколько изучена тема. В случае, если литературы по данной теме совсем мало, это говорит о высокой степени научной новизны работы. Однако, это значительно усложнит процесс научного исследования, потому что возможностей сослаться на мнение различных авторов будет проблематично. Если же на данную тему существует множество различных научных работ, это, с одной стороны, облегчает написание работы, а с другой - ставит под сомнение научную новизну, что может вообще лишить смысла написание работы. Таким образом, оптимальным вариантом состава списка литературы будет следующий: один-два фундаментальных труда по теме и несколько современных источников, которыми могут являться как книги и научные работы, так и статьи в периодических изданиях и на специализированных веб-ресурсах.

Обзор литературы в дипломе, как правило, приводится во введении к работе, а в кандидатской или докторской диссертациях обзору отведен целый параграф. Ниже приведен пример обзора литературы в дипломе, на примере темы "PR-сопровождение ребрендинга". «Говоря о степени изученности проблемы, с уверенностью констатировать, что ребрендинг изучен и представлен в теоретической и практической литературе весьма широко. Практически в каждом труде, посвященном брендингу и бренд-менеджменту, большое внимание уделяется ребрендингу. Базовыми работами на эту тему можно назвать «Позиционирование. Битва за узнаваемость» Джека Траута и Эла Райса, «Бренд навсегда. Создание, развитие, поддержка ценности бренда» Жана-Ноэля Капферера, «22 закона создания бренда» Эла Райса, «Вовлечение в бренд. Как заставить покупателя работать на компанию», автор Алекс Випперфюрт, «Системный бренд-менеджмент» Грошева И. В. и Краснослободцева А. А. «Бренд-интегрированный менеджмент» Тульчинского Г. Л. Терентьевой В. И. прочих. Однако нельзя не отметить, что вопрос PR-сопровождения ребрендинга в данных трудах только упоминается. То же самое можно сказать относительно статей на тему ребрендинга. Использование методов, инструментов и технологий PR в ребрендинге сравнительно системно изложено, пожалуй, лишь в работе Овчинниковой О. Г. «Ребрендинг». Данный пример обзора по объему отвечает требования ГОСТа к написанию дипломной работы, к тому же в достаточной степени отражает степень владения темой автором. Таким образом, обзор литературы в дипломе является очень важной его частью, хотя и занимает не более страницы текста. Конечно, в конце работы приводится полный список трудов, которые использовались при написании исследования, и большинство из них не упоминается в литобзоре. Именно поэтому важно для литературного обзора важно выбрать только основные труды, которые в наибольшей степени отвечают теме работы.

Популярные видео

Требования и структура обзора литературы

/ требования и структура обзора литературы

Структура и требования к обзору литературы по теме дипломной работы.

Обзор литературы является обязательной составляющей любой научной работы. В нем анализируются существующие в настоящий момент точки зрения на вопрос, который поднимается в дипломе (курсовой). Задача автора - изучить взгляды разных ученых и найти место своей работы среди них, выявить ее особенность (уникальность). Обзор может быть представлен во введении или оформлен как отдельная глава.

Главная цель обзора литературы - определение текущих границ познания в избранной области науки, а также вскрытие противоречий в данных предшественников или выявление их данных, не подтвержденных независимыми исследователями. В конце обзора могут быть сделаны выводы о перспективах дальнейших исследований.

Как сделать обзор литературы

Изучить максимальное количество литературы по теме, о которой собираетесь писать научную работу. (Обязательно посещать библиотеку, а не только пользоваться интернет-ресурсами). Лучше всего пользоваться оригинальными изданиями.

После изучения каждого источника составить небольшой конспект, в котором изложить основное содержание прочитанного источника. Кроме того, необходимо выписывать необходимые цитаты и тезисы.

Работу над обзором необходимо начинать заранее.

Сначала определить порядок, в котором должны представляться литературные источники в научной работе. Это зависит от логики, в которой развиваются ваши собственные рассуждения по выбранной теме.

Можно взять за основу хронологический принцип и строить ознакомление с историей вопроса в хронологическом порядке. Описать, какие взгляды на проблему, изучаемую вами, существовали, как они эволюционировали. Назвать основных представителей научной мысли, которые работали над этим вопросом, чего они добились в своих исследованиях.

Анализировать труды необходимо критически. Указать слабые места в их трудах, выявить, какие из вопросов остались не рассмотренными. Указать причины, по которым авторы не рассмотрели ту или иную сторону вопроса. Таким образом, можно определить место своей работы внутри этого вопроса.

Кратко описать научные задачи, которые ставили перед собой исследователи. Насколько им удалось или не удалось достигнуть желаемых результатов. Сформулировать причины, по которым вы решили продолжить исследования данной темы.

Писать литературный обзор можно на протяжении всей работы над дипломом Так будет легче корректировать его, дополнять и вносить изменения на финальном этапе.

Основные требования к литературному обзору

1) Обзор целесообразно писать в два приема. Предварительный вариант, по стилю близкий к реферату, есть смысл подготовить вначале и предоставить для предварительной рецензии научному руководителю с целью обсуждения вариантов систематизации информации, необходимых доработок, дополнительного поиска. После указанной доработки обзор предоставляется научному руководителю. С его согласия включается в курсовую, дипломную работу

2)Объем литературного обзора зависит от темы и вида курсовой (дипломной), включая список литературы, на которые делаются ссылки. В обзоре желательно использование данных российских и зарубежных периодических научных изданий.

3)Обзор не должен ограничиваться литературой, посвященной узкой теме исследования. Источниками при написании обзора должны быть, в первую очередь, монографии, диссертации, научные статьи, также могут быть использованы наиболее авторитетные справочные издания и учебники, публикации, содержащие материалы конкретных исследований.

5) Обзор публикаций, содержащих результаты конкретных исследований, можно начать с краткого описания тех проектов, материалы которых используются в вашем обзоре, и с перечисления основных публикаций по их результатам. Располагать описания лучше в хронологическом порядке. Необходимо указать, кто (какое учреждение) проводило исследование, в какой период, кратко охарактеризовать объект исследования и объем выборки, а также назвать руководителя проекта. Этот раздел не содержит рассмотрения конкретных проблем и результатов данных исследований. Он необходим для того, чтобы читатель представлял, когда, кем и на каком объекте проведено исследование, в котором получены те или иные конкретные результаты, и при необходимости мог бы обратиться к цитируемым материалам.

6) Анализ результатов исследований необходимо строить вокруг проблем, а не публикаций. Это значит, что нельзя просто излагать содержание прочитанных статей и отчетов.Обзор литературы -это аналитический, а не реферативный документ.Главная его задача - выявить те проблемы, которые нашли отражение в результатах предшествующих исследований, показать расхождения в материалах разных исследований (если таковые имеются), сопоставить полученные результаты с теоретическими разработками, приведенными в первой части литературного обзора, выявить те недостаточно изученные аспекты проблемы.

7)Не следует одинаково подробно рассматривать в обзоре все сюжеты, встречающиеся в использованной литературе - сосредоточиться необходимо на тех, которые имеют непосредственное отношение к вашей теме.

8) Особое внимание необходимо уделять цитированию текстов. Использование чужих опубликованных текстов регулируется Гражданским кодексом (Раздел IV «Авторское право»): «Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях…

Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения. но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:

8.1. Ц итирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических или информационных целях правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати».

8.2. В обзоре, как и в других авторских текстах, категорическизапрещено (и этически и юридически) прямое воспроизведение смысловых кусковбез кавычек и точного указания. откуда эта цитата заимствована.

8.3. Обзор лучше писать «своими словами», по возможности четко придерживаясь терминологии описываемой работы.Прямое цитирование не должнопревышать 5-10% текста обзора. Принятаянорма цитирования в пределах своего текстасоставляетне более 300 знаководногоавтора (около 50-60 слов) .

8.4. Ссылаясь на какой-либо результат или гипотезу, необходимо обращаться к работам, где они впервые появились, или формулировка которых признана классической. Если такой возможности нет, и вы цитируете «из вторых рук» (например, приводите положение или результат из учебника, справочника или обобщающей монографии), необходимо указать не только «первоисточник» (автора и/или издание), но и то, откуда вы заимствуете цитату. Это не только этично и соответствует правовым нормам, но и избавляет вас от обвинений в неточности (если таковая имеет место), допущенной автором обобщающего издания, из которого вы почерпнули сведения.

8.5. Обзор обязательнодолжен завершаться краткими выводами. в которых сформулированы положения, вытекающие из вашего анализа литературы, и имеющие непосредственное отношение к формулировке проблемы и гипотез вашего исследования, а также к выбору объекта исследования.

9)Список используемой литературы должен располагаться в конце работы и отвечать следующим требованиям:

9.1. Работы в списке обычно располагаются в алфавитном порядке по первым буквам фамилии автора (если авторов несколько - то по фамилии того из авторов, который в самой книге (статье) указан первым, если больше 3-х, то в алфавите названий ).

9.2. Литература на русском языке располагается раньше литературы на иностранных языках.

9.3. Перечень использованной литературы должен иметь нумерацию. Нумерация облегчает ориентацию в списке, но затрудняет введение новых названий в список, особенно если они появляются в самом конце подготовки обзора (например, новая публикация).

9.4. Сведения о статье или книге оформляются в соответствии со стандартными правилами библиографического описания, определяемыми принятыми стандартами. (В соответствии с ГОСТ 7.0.5-2008 Библиографическая ссылка)

9.5. При описании источника в обзоре необходимо обращать внимание на два фактора:

• разделительные знаки между элементами.

Оформление списка использованных источников

В первую очередь, в списке располагают нормативные или правовые документы, если таковые использовались. Такие документы располагаются в списке не по алфавиту, а по юридической силе документа. (Например, Конституция РФ, Федеральные законы, Законы, Указы президента, Постановления Правительства, и т.д.)

Затем располагают книги, статьи из сборников, периодических изданий, Интернет-источники располагаются в списке в алфавитном порядке.

Описание в списке также необходимо делать в соответствии с ГОСТ 7.0.5-2008 Библиографическая ссылка)

Суммируя, стоит выделить основные необходимые элементы обзора:

• сопоставление точек зрения различных авторов по обозреваемым вопросам;

•различные точки зрения по заявленной теме с максимальной объективностью изложения этих точек зрения;

• авторское отношение к взглядам, рассматриваемым в обзоре;

• достоинства и недостатки в работах обозреваемых авторов, противоречия в их суждениях, алогизмы, степень достоверности, новизны и полезности публикаций для дипломной работы.

Начинать следует с более общих понятий и проблем исследования (например сфера PR, которой посвящена дипломная работа), а затем рассматривать источники информации об остальных ключевых понятиях, которые включены в предмет и проблему.

1 раздел - общий анализ проблематики исследований по данному направлению. Здесь необходимо:

• указать наиболее актуальные, с точки зрения мировой науки, проблемы и задачи независимо от того, исследуются ли они в России, и описать важнейшие результаты;

• описать проблематику и важнейшие результаты исследований, проводимых в России;

• охарактеризовать степень влияния российских ученых на решение указанных выше проблем (определяющее, значительное, заметное, несущественное, отсутствует);

• дать качественную характеристику состояния отечественного потенциала в данном направлении (т.е. оценить обеспеченность научными кадрами и научным оборудованием по проблемам).

2 раздел - наличие научных школ в данном направлении. При этом необходимо отразить следующие аспекты:

• сгруппировать научные источники по принадлежности к научным школам

• описать основные характеристики выявленных научных школ

• назвать лидеров научных школ и их публикации

• описать важнейшие достижения указанных научных школ

3 раздел - важнейшие научные результаты, описанные в научных публикациях

• оценить важнейшие научные результаты по данному направлению

• указать основные методологические достижения.

Титульный лист оформляется по правилам реферата, только вместо слова «реферат» пишется «контрольная работа».

Обязательное условие – обзор литературы должен быть показан научному руководителю дипломной работы и подписан им. Только после этого он может быть сдан в качестве контрольной работы по предмету «Теория и практика связей с общественностью».

Презентация на тему: Обзор литературы (6 шагов)

Обзор литературы (6 шагов). Любая исследовательская работа начинается с обзора литературы по исследуемой проблеме. - презентация

2 Любая исследовательская работа начинается с обзора литературы по исследуемой проблеме.

3 1) прежде чем писать работу, надо разобраться в том, что уже написано, сделано другими. Только тогда становится ясным, что еще не сделано по теме работы 2) В литературных источниках находят числовые данные, которые необходимы для иллюстрации своей работы, осуществления различных оценок и расчетов. 3) Анализ работ других авторов по теме работы должен присутствовать в качестве составной части вашей работы. Цель

4 Шаг 1. Уточните требования Сколько источников вы должны включить в обзор? Надо ли определенное количество источников каждого типа? Должны ли они быть современными? Обсуждая тему, вы просто подводите итоги или делаете критический анализ? Некоторые обзоры требуют тезисов, некоторые могут не требовать. Нужно ли высказывать свое мнение? Должны ли вы предоставить справочную информацию, например, определения или хронология, чтобы помочь аудитории понять тему? Есть ли требования к количеству страниц или слов?

5 Шаг 2. Уточните тему Ограничьте тему насколько это возможно, в то же время оставляя достаточное количество необходимых источников. Используйте современные источники. Если вы пишете обзор по истории, гуманитарным или социальным наукам, вы можете позволить себе не беспокоиться о времени выхода источника. Просматривайте текущие библиографические обзоры литературы по теме, чтобы получить представление о том, что происходит в дисциплине.

6 Шаг 3. Найдите основную мысль Вы не просто собираете источники и суммируете то, о чем в них говорится. Вы должны понять, какие темы и идеи связывают источники вместе. Думайте об этих книгах, как о группе друзей, спорящих на одну и ту же тему. Что все они предполагают? Что у них общего и чем они отличаются? Читайте между строк. Не обязательно искать скрытое содержание. Есть ли какой-либо аспект, который отсутствует? Придерживаются ли все ваши источники одной конкретной теории? Видите ли вы вырисовывающиеся тенденции? Ответы на эти вопросы помогут вам построить ваше исследование, указывая на цель вашей работы.

7 Шаг 4. Постройте свои тезисы Теперь, когда вы определили основную идею, пора сформулировать тезисные утверждения. Вы можете подумать, что литературные обзоры не имеют тезисных утверждений. Это отчасти и так, и не так: в них есть тезисы, но они совершенно другие. Ваше тезисное утверждение не обязательно аргументирует какую-либо позицию или мнение, а скорее наоборот, оно будет выступать за определенную точку зрения на материал. Вы не анализируете материал, сообщая ваш собственный, свежий взгляд на него. Вы просто действуете как компьютер – отмечаете модели, предположения, которые все ваши источники раскрывают.

8 Тезисы могут начинаться следующими речевыми формами: Известно, что… Следует отметить, что… Однако… При этом важно, что… Предполагается, что… Специалисты ставят своей задачей… Основная информация в тезисах может объединяться с помощью следующих соединительных лексических средств: Ставит вопрос… Считает… Сравнивает… Приводит пример… Перечисляет… Характеризует… Подчеркивает…

9 Шаг 5. Оцените свои источники Вы можете иметь самые лучшие намерения и форму повествования, которая убеждает самых ярых скептиков, но если ваши источники не являются жизнеспособными, ничего не получится. Убедитесь, что ваши источники являются признанными на нескольких уровнях. Каковы полномочия автора? Как его аргументы подтверждаются (комментарии, статистика, исторические факты, результаты исследований и т.д.)? Является ли точка зрения автора беспристрастной и объективной? Не игнорирует ли он/она любые данные, чтобы укрепить свою точку зрения? Насколько они убедительны? Не выдают ли они желаемое за действительное? Приводит ли их работа к большему пониманию предмета?

10 Рекомендации по редактированию текста Проанализируйте содержание текста: достаточно ли точно переданы факты, нет ли ухода от темы обзора, обладает ли текст законченностью, завершенностью. Проверьте последовательность изложения содержания: не нарушена ли логика развертывания темы, нет ли неоправданной перестановки частей текста, достаточно ли четко выражена связь между ними, правильно ли членится текст на абзацы, не нарушена ли связь предложений в каждом абзаце. Уточните, правильно ли употреблены слова: уточняем лексическое значение слов, проверяем их лексическую сочетаемость, уместность выбора синонимов из возможных. Определите, не нарушено ли стилевое единство текста: не употреблены ли слова, не соответствующие стилю текста и его идее. Проведите орфографический и пунктуационный анализ текста: находим слова, трудные в орфографическом отношении, применяем правила, проверяем употребление прописной буквы именах собственных, рассматриваем предложения с т.з. обоснованности употребления в них знаков препинания.

11 Сжатие (сокращение) текста – это извлечение основной информации без потери связности. Сокращение текста происходит за счет: - исключения малоинформативных частей текста; - трансформации (конденсации) оставшейся части путем: - исключения информации обеспечения (примеры, аналогии, уточнения, пояснения и т.п.); - замены используемых языковых средств «вместительными» синонимичными (вместо нескольких простых предложений - одно сложное; вместо перечисления однородных членов - обобщающее слово и т. п.).