Категория: Бланки/Образцы
Главная / 1984 / Ноябрь / 13 / "Методические рекомендации по организации и проведению оперативного контроля за состоянием охраны труда в органах, учреждениях, организациях и на предприятиях системы Министерства здравоохранения СССР"
"Методические рекомендации по организации и проведению оперативного контроля за состоянием охраны труда в органах, учреждениях, организациях и на предприятиях системы Министерства здравоохранения СССР"Документ по состоянию на август 2014 г.
Утверждаю
Заместитель Министра
здравоохранения СССР
А.Г.САФОНОВ
от 13 ноября 1984 г. N 06-14/14
Согласовано
ЦК профсоюза
медицинских работников
протокол N 33
от 25 октября 1984 года
Вводятся в действие
с 1 января 1985 года
Настоящие Методические рекомендации содержат основные положения по организации оперативного контроля за состоянием охраны труда.
Рекомендации подготовлены Отделом охраны труда и техники безопасности Министерства здравоохранения СССР и Отделом охраны труда ЦК профсоюза медицинских работников.
Рекомендации вводятся в действие с 1 января 1985 года.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1.1. Оперативный контроль в системе управления охраной труда является основной формой контроля руководителей органов, учреждений, организаций и предприятий системы Министерства здравоохранения СССР совместно с комитетами профсоюза за состоянием условий и безопасности труда, соблюдением всеми должностными лицами и работающими требований трудового законодательства, стандартов безопасности труда, правил, норм, инструкций и других нормативно-технических документов по охране труда на рабочих местах, в отдалениях, лабораториях, кабинетах и других структурных подразделениях, а также в учреждениях, организациях и на предприятиях.
1.2. Оперативный контроль не исключает проведение административного контроля в соответствии с должностными обязанностями руководителей органов, учреждений, организаций и предприятий в соответствии с Положением об организации работы по охране труда и технике безопасности в органах, учреждениях, организациях и на предприятиях системы министерства здравоохранения СССР, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения СССР от 30.08.82 N 862 и общественного контроля комитетов профсоюза в соответствии с Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, а также положительного опыта, накопленного рядом органов, учреждений, организаций и предприятий в области проведения оперативного контроля за состоянием охраны труда.
1.3. Оперативный контроль направлен на:
- усиление работы по предупреждению производственного травматизма;
- повышение личной ответственности руководителей хозяйственных и профсоюзных организаций за обеспечение здоровых и безопасных условий труда работающих;
- обеспечение постоянного участия в этой работе широкого актива общественности.
1.4. Состав комиссий, порядок организации и конкретные сроки (графики) проведения оперативного контроля на местах определяются руководителями органов, учреждений, организаций и предприятий совместно с профсоюзными комитетами.
2. ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ ОПЕРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ2.1. Первая ступень контроля осуществляется руководителем структурного подразделения и общественным инспектором по охране труда данного подразделения, которые ежедневно перед началом работы и в течение рабочей смены обходят рабочие места, выявляют нарушения правил техники безопасности и записывают их в журнал первой ступени оперативного контроля (Приложение N 1) с указанием сроков их устранения и ответственных лиц.
2.2. Устранение выявленных нарушений, как правило, должно производиться незамедлительно под непосредственным надзором руководителя структурного подразделения. Если недостатки, выявленные проверкой, не могут быть устранены силами структурного подразделения, то его руководитель должен доложить об этом руководителю учреждения для принятия соответствующих мер.
В случае грубого нарушения правил и норм охраны труда, которое может причинить ущерб здоровью работающих или привести к аварии, работа приостанавливается до устранения этого нарушения.
2.3. На первой ступени контроля рекомендуется проверить:
- выполнение мероприятий по устранению нарушений, выявленных предыдущей проверкой;
- состояние и правильность организации рабочих мест;
- наличие у работающих удостоверений по технике безопасности, нарядов-допусков на выполнение работ с повышенной опасностью;
- наличие и соблюдение работающими инструкций по технике безопасности;
- состояние уголков (стендов) по охране труда, наличие и состояние плакатов по охране труда, сигнальных цветов и знаков безопасности;
- своевременность и качество проведения инструктажа работающих по безопасности труда;
- наличие и состояние защитных, противопожарных средств, устройств и контрольно-измерительных приборов;
- наличие и правильность использования работающими средств индивидуальной защиты;
- требования безопасности при эксплуатации медицинского оборудования, электронагревательных приборов, оборудования хозяйственного назначения, сосудов, работающих под давлением, грузоподъемных и транспортных средств;
- исправность и работу приточно-вытяжной вентиляции и местных вентиляционных устройств;
- соблюдение работающими правил электробезопасности при работе на электроустановках и с электроприборами;
- соблюдение правил безопасности при работе с вредными, пожаровзрывоопасными, радиоактивными, ядовитыми веществами и с заразным материалом;
- состояние санитарно-бытовых помещений и устройств;
- соблюдение установленного режима и отдыха, трудовой дисциплины; охрану труда женщин и подростков.
3. ВТОРАЯ СТУПЕНЬ ОПЕРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ3.1. Вторая ступень контроля проводится комиссией, возглавляемой руководителем учреждения, организации, предприятия и председателем профсоюзного комитета с привлечением председателя комиссии охраны труда профсоюзного комитета и соответствующих специалистов, которая не реже одного раза в квартал производит проверку состояния охраны труда в структурных подразделениях и выполнение мероприятий по обеспечению безопасного проведения работ, устранению нарушений, записанных в журнале первой ступени оперативного контроля.
3.2. Результаты проверки записываются в журнале второй ступени оперативного контроля (Приложение N 2). По выявленным нарушениям комиссия намечает мероприятия, а руководитель учреждения назначает исполнителей и сроки исполнения (при необходимости издается приказ по учреждению, организации, предприятию).
Если намеченные мероприятия не могут быть выполнены силами учреждения, то руководитель учреждения по окончании работы комиссии обязан доложить об этом руководителю вышестоящего органа или учреждения для принятия соответствующих мер.
В случае грубого нарушения правил и норм охраны труда, которое может причинить ущерб здоровью работающих или привести к аварии, работа приостанавливается комиссией до устранения этого нарушения.
3.3. На второй ступени контроля рекомендуется проверять:
- организацию и результаты работы первой ступени контроля;
- выполнение мероприятий, намеченных в результате проведения второй и третьей ступеней контроля;
- выполнение приказов и распоряжений руководителя органа, учреждения решений профсоюзного комитета, предложений общественных инспекторов по вопросам охраны труда;
- выполнение мероприятий по предписаниям и указаниям органов надзора и контроля;
- выполнение мероприятий по материалам расследования несчастных случаев;
- своевременность и качество проведения обучения и инструктажа работающих по безопасности труда;
- состояние уголков по технике безопасности, наличие и состояние плакатов по охране труда, сигнальных цветов и знаков безопасности;
- наличие и состояние защитных, сигнальных и противопожарных средств и устройств, контрольно-измерительных приборов;
- наличие и правильность использования работающими средств индивидуальной защиты;
- исправность и соответствие медицинского, технологического, грузоподъемного и другого оборудования требованиям стандартов безопасности труда и другой нормативно-технической документации по охране труда и соблюдение графиков планово-предупредительных ремонтов медицинского и технологического оборудования;
- соблюдение работающими правил электробезопасности при работе на электроустановках и с электроприборами;
- соблюдение правил безопасности при работе с вредными, пожаровзрывоопасными, радиоактивными, ядовитыми веществами и с заразным материалом;
- состояние санитарно-бытовых помещений и устройств;
- состояние переходов и галерей;
- правильность заполнения паспорта санитарно-технического состояния условий труда в учреждении;
- соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины, охрану труда женщин и подростков.
4. ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ ОПЕРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ4.1. Не реже двух раз в год вышестоящий орган здравоохранения совместно с республиканским (краевым, областным, городским) комитетом профсоюза заслушивают отчеты руководителей подведомственных учреждений, организаций, предприятий и председателей профсоюзных комитетов о проделанной работе по созданию безопасных условий труда, о проведении оперативного контроля предыдущих ступеней и о выполнении ранее принятых решений.
4.2. Заслушиванию отчетов предшествует проверка организации работы по созданию безопасных условий труда в подведомственных учреждениях, организациях, предприятиях.
4.3. По результатам рассмотрения издается приказ (информационное письмо), который доводится до подведомственных учреждений, организаций, предприятий для выполнения принятых решений и устранения недостатков.
4.4. На третьей ступени контроля рекомендуется проверять:
- организацию и результаты работы первой и второй ступеней контроля;
- выполнение мероприятий, намеченных в результате проведения третьей ступени контроля;
- выполнение приказов и распоряжений вышестоящих хозяйственных органов, постановлений и решений профсоюзных органов, предписаний и указаний органов надзора и контроля, приказов руководителя учреждения, организации, предприятия и решений профсоюзного комитета по вопросам охраны труда;
- выполнение мероприятий, предусмотренных комплексными планами, коллективными договорами, соглашениями по охране труда;
- выполнение мероприятий по материалам расследования тяжелых и групповых несчастных случаев и аварий;
- наличие и правильность ведения паспорта санитарно-технического состояния условий труда в учреждении;
- организацию внедрения стандартов безопасности труда;
- состояние кабинетов по охране труда;
- состояние стендов по охране труда, своевременное и правильное их оформление;
- организацию и качество проведения обучения и инструктажей работающих по безопасности труда;
- техническое состояние и содержание зданий, сооружений, помещений подразделений и прилегающих к ним территорий в соответствии с требованиями нормативно-технической документации по охране труда, состояние проезжей и пешеходной частей дорог, тоннелей, переходов и галерей, обеспеченность работающих санитарно-бытовыми помещениями и устройствами;
- обеспеченность работающих спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, правильность их выдачи, хранения, организации стирки, чистки и ремонта;
- соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины, охрану труда женщин и подростков.
5. Контроль за внедрением и проведением оперативного контроля осуществляют министерства здравоохранения союзных республик и республиканские комитеты профсоюза медицинских работников.
6. Настоящие Методические рекомендации разрешается размножить в необходимом количестве.
ФОРМА ЖУРНАЛА ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ОПЕРАТИВНОГО КОНТРОЛЯПримечание: 1. На обложке журнала записывается наименование структурного подразделения, даты начала и окончания ведения журнала.
2. На первой странице рекомендуется привести памятку по проведению ступени контроля, на второй странице - выдержки из Положения об общественном инспекторе по охране труда.
ФОРМА ЖУРНАЛА ВТОРОЙ СТУПЕНИ ОПЕРАТИВНОГО КОНТРОЛЯПримечание: 1. На обложке журнала записывается наименование учреждения, организации, предприятия, ф.и.о. руководителя учреждения, организации, предприятия, даты начала и окончания ведения журнала.
2. На первой странице рекомендуется привести памятку по проведению второй ступени контроля.
за состоянием охраны труда.
В августе 1973 г. Совет Министров УССР утвердил и ввел в действие Положение об оперативном административно-общественном контроле за состоянием охраны труда, предусматривающем на предприятии три уровня (три ступени) контроля. Первая ступень — на рабочем месте, вторая ступень — на участке и третья ступень — в цехе предприятия.
В условиях социалистического способа хозяйствования этот контроль показал высокую эффективность, в большой мере способствовал повышению уровня организации работы по охране труда, ответственности руководителей всех звеньев за создание здоровых и безопасных условий труда на производстве.
Сегодня в Украине другая социально-политическая обстановка, но этот вид контроля не утратил своего значения, логично вписался в действующую СУОТ на предприятиях, и это при том, что контролирующие и надзорные органы не особо настаивают на его функционировании.
Оперативный контроль — это совместный контроль за состоянием охраны труда, осуществляемый администрацией и профкомом предприятия. Он введен в действие с целью обеспечения соблюдения законодательных и нормативно-правовых актов по охране труда и является составной частью системы управления охраной труда на предприятии.
Оперативный контроль включает три ступени.
Первая ступень оперативного контроля. Ежедневно до начала работы непосредственный руководитель работ (мастер) совместно с общественным инспектором по охране труда смены (участка) обходит рабочие места, выявляет нарушения правил безопасности, принимает меры к их устранению. Обнаруженные нарушения записываются в журнал оперативного контроля. Если нарушения не обнаружены, делается соответствующая запись. Все записи скрепляются подписью мастера и общественного инспектора. Для устранения нарушений, которые мастер не может осуществить своими силами, следует подать заявку начальнику цеха.
На планерке мастер анализирует нарушения, при необходимости проводит инструктаж, перед началом работы проверяет наличие и состояние спецодежды, спецобуви, других СИЗ, приспособлений, удостоверений о проверке знаний по вопросам охраны труда и других документов, дающих право но выполнение работ. В конце смены мастер докладывает руководству цеха о состоянии охраны труда в смене, на участке. Примерный перечень вопросов, подлежащих контролю первой ступени, приведен в приложении 1.
Если в течение рабочей смены предстоит выполнение другой розовой роботы за пределами территории участка, мастер также обязан осуществить проверку рабочих мест в объеме первой ступени.
Вторая ступень оперативного контроля. Начальник цеха совместно с председателем профкома цеха (старшим общественным инспектором по охране труда), механиком и электриком один раз в неделю (рекомендуется — в пятницу, в конце дневной смены) обходит участки, проверяет состояние оборудования, санитарно-бытовых помещений, выполнение мероприятий по охране труда, намеченных ранее, проведение инструктажей, наличие инструкций, знаков безопасности и т. д. Выявленные нарушения и недостатки в работе записываются в журнал оперативного контроля.
Проверка проводится в присутствии мастеров. По результатам проверки начальник цеха проводит совещание с инженерно-техническими работниками, принятые решения оформляются распоряжением по цеху.
Один раз в месяц начальник цеха и председатель профкома отчитываются перед руководством предприятия о состоянии охраны труда.
Третья ступень оперативного контроля. Один раз в месяц руководитель предприятия совместно с председателем профкома с привлечением соответствующих заместителей руководителя и специалистов проверяет состояние охраны труда в одном или нескольких цехах согласно графику проверок цехов третьей ступени контроля. Результаты проверки оформляются актом.
Отчеты начальников проверенных цехов и результаты проверки рассматриваются на совещании (дне охраны труда). Принятые решения оформляются протоколом или приказом по предприятию. Материалы третьей ступени должны находиться в отдельной папке и храниться в службе охраны труда.
С чего начинать?
Инженеру по охране труда следует начинать с поиска положения об этом виде контроля. Если на предприятии нет положения, надо обратиться в службу охраны труда соседнего предприятия, где нормально поставлена работа по охране труда.
Изучив документ, необходимо разработать проект Положения об оперативном административно-общественном контроле за состоянием охраны труда предприятия, согласовать его с председателем профкома и утвердить у первого руководителя.
В Положении определяются задачи и порядок проведения всех трех ступеней, планирования работы третьей ступени контроля. Инженер по охране труда знакомит соответствующих должностных лиц и специалистов предприятия с Положением, обеспечивает все цехи журналами оперативного контроля. В дальнейшем он осуществляет контроль за проведением первой и второй ступеней, организовывает проведение третьей ступени, обеспечивает внесение обязанностей по осуществлению оперативного контроля в должностные инструкции соответствующих должностных лиц и специалистов.
Планирование работы третьей ступени контроля
Ежегодно в последней декаде декабря на основании анализа травматизма и состояния охраны труда на производстве в текущем году инженер по охране труда составляет график обследования цехов третьей ступени на будущий год. График составляется с таким расчетом, чтобы на крупных предприятиях в течение года каждый цех был обследован и результаты рассмотрены на дне охраны труда как минимум один раз, на предприятиях с небольшой численностью работающих — один раз в полугодие.
Одновременно с рассмотрением вопроса о состоянии охраны труда в конкретном цехе рекомендуется составлять план рассмотрения вопросов соблюдения соответствующих правил безопасности в целом по предприятию. Например, рассматривая электроремонтный цех, рекомендуется вторым вопросом рассматривать соблюдение Правил безопасной эксплуатации электроустановок потребителей с отчетом главного энергетика; если ремонтно-строительный цех,—то соблюдение требований СНиП Ш-4-80* с отчетом инженера по надзору за зданиями и сооружениями; если транспортный цех,— то соблюдение Правил охраны труда на автомобильном транспорте, ПДЦ и т. д.
График проверки цехов подписывают инженер по охране труда и старший общественный инспектор по охране труда предприятия, согласовывает председатель профкома, утверждает первый руководитель. С графиком в начале года должны быть ознакомлены начальники цехов, другие должностные лица. Рабочий экземпляр вывешивается в кабинете охраны труда или возле рабочего места инженера по охране труда.
День охраны труда предприятия
Третья ступень оперативного контроля по охране труда состоит из двух этапов. Первый — проверка состояния охраны труда в цехе, второй — заслушивание отчета начальника цеха и обсуждение результатов проверки но дне охраны труда. Порядок проведения дня охраны труда может устанавливаться отдельным положением, его рекомендуется проводить в один и тот же день. Например, третий четверг каждого месяца.
Роль инженера по охране труда в осуществлении третьей ступени оперативного контроля
Инженер по охране труда контролирует выполнение графика проверки цехов, собирает членов комиссии, участвует в обследовании цехов, записывает нарушения. По итогам проверки оформляет акт, готовит материалы для руководителя предприятия на день охраны труда, а также свои предложения по улучшению работы, состояния охраны труда, привлечению должностных лиц к ответственности.
Инженер по охране труда оформляет протокол совещания, проект мероприятий или приказа и в дальнейшем контролирует их выполнение.
Журнал оперативного контроля
Кроме записей, которые заносятся в журнал по итогам первой и второй ступени, в журнал могут заноситься записи о результатах проверок, осуществляемых уполномоченными по охране труда, руководящими работниками и специалистами предприятия, работниками служб охраны труда, органов госнадзора, если они приняли решение не вручать предписание или акт проверки.
Журнал должен находиться на рабочем столе руководителя смены (участка) и передаваться по смене. Журнал нужно пронумеровать, прошнуровать и скрепить печатью.
На первой странице журнала обязательно вклеивается вкладыш с текстом Положения об оперативном административно-общественном контроле. Форма журнала прилагается (приложение 2).
Проведение оперативного контроля на предприятии с бесцеховой структурой
Значительная часть предприятий не имеет цеховой структуры. Там подразделениями и его отдельными участками могут руководить одни и те же должностные лица. Иногда сам руководитель предприятия (фирмы, кооператива) исполняет обязанности и начальника подразделения, и непосредственного руководителя работ.
Такие предприятия не вписываются в схему трехуровневого управления охраной труда, а значит, и в схему трехступенчатого контроля. В этих случаях необходимо совмещение ступеней,
Начальник отдельного подразделения должен осуществлять и первую, и вторую ступень контроля, имея в виду, что проверки состояния охраны труда на рабочем месте следует проводить ежедневно до начала работы, а на участке — один раз в неделю.
Если же на всех трех уровнях руководство производством осуществляется руководителем фирмы, кооператива, он обязан проводить и первую, и вторую, и третью ступени контроля. В этом случае количество оформляемых документов, очевидно, будет минимальным — записи по всем трем ступеням делаются в журнале оперативного контроля.
Практика показывает,что оперативный контроль на разных предприятиях (там, где он вообще проводится) осуществляется по-разному. Типичные недостатки следующие:
первая ступень на большинстве предприятий проводится не в полной мере. Мастера хотя и обходят участки перед началом работы, мало уделяют внимания вопросам безопасности труда на рабочих местах, мало что делают для выявления и устранения нарушений. Записи в журналах оперативного контроля в большинстве случаев носят эпизодический характер, фиксируются несущественные недостатки, записи чаще всего выглядят так: «замечаний нет»;
вторая ступень оперативного контроля проводится лучше, однако проверки участков носят поверхностный характер. Начальники цехов не принимают мер, направленных на регулярное и качественное проведение первой ступени мастерами;третья ступень на многих предприятиях осуществляется в целом удовлетворительно, чему способствуют эффективность СУОТ и участие самих служб охраны труда предприятий. Типичные отступления от установленного порядка следующие:первые руководители, как правило, лично не участвуют в проверках цехов, перепоручают эту работу своим заместителям;в работе комиссий не всегда принимают участие заместители руководителя и даже главные специалисты. Проверки цехов нередко проводятся силами работников служб охраны труда;представители общественных организаций в первой и второй ступенях контроля, кок правило, не участвуют, а там, где принимают участие, особой активности не проявляют;инженеры по охране труда недостаточно влияют на качество проведения первой ступени контроля;нередко инженеры по охране труда нарушения и недостатки, обнаруженные в цехах по третьей ступени, доводят до руководителей подразделений в виде предписаний за своей подписью. Это неправильно. Третья ступень — это работа руководителя предприятия, распорядительные документы по итогам оперативного контроля должен подписывать он. В данном случае целесообразно готовить мероприятия, утвердив их у первого руководителя.
Как положительный факт необходимо отметить, что первые руководители предприятий, их заместители, руководители отделов и служб активно участвуют во втором этапе третьей ступени — в работе совещаний, обсуждают работу руководителей цехов, предлагают меры по улучшению состояния охраны труда.
Предложения по улучшению работы
Для повышения эффективности оперативного контроля за состоянием охраны труда необходимо:
инженеру по охране труда активизировать свою работу в части контроля за проведением первой и второй ступеней;
поскольку инженер по охране труда не в состоянии заставить первого руководителя и других должностных лиц принимать участие в третьей ступени, работу следует организовать так, чтобы при активном участии специалистов других технических служб (желательно — их руководителей) проверки цехов проводились качественно и квалифицированно, на день охраны труда выносились конструктивные вопросы, позволяющие руководству принимать меры, дающие положительные результаты. Очень важно, чтобы эта работа проводилась регулярно, носила комплексный и системный характер.
В любом случае эффективность осуществления административно-общественного контроля за состоянием охраны труда на предприятии зависит в первую очередь от организаторских способностей инженера по охране труда, уровня его ответственности и желания работать.
Хорошо организованный оперативный контроль за состоянием охраны труда способствует улучшению профилактической работы по предупреждению несчастных случаев на производстве. Кроме того, он способствует созданию положительного имиджа руководства предприятия, что немаловажно и для самих служб охраны труда. Документы, подтверждающие работу администрации, особенно по третьей ступени, могут сыграть решающую роль при оценке деятельности предприятия в период проверки состояния охраны труда надзорными органами и еще большую — в период работы комиссии по специальному расследованию несчастных случаев. Поэтому Положение об оперативном административно-общественном контроле за состоянием охраны труда на предприятии должно соблюдаться, и это зависит в первую очередь от инженера по охране труда.
Примерный перечень вопросов, которые подлежат проверке на первой ступени:
1. Наличие заземления оборудования и исправность запорных устройств электрошкафов.
2. Наличие и исправность защитных ограждений и экранов оборудования.
3. Наличие указательных надписей на органах управления оборудования.
4. Состояние органов управления и средств техники безопасности оборудования.
5. Наличие и исправность светильников местного освещения, если они предусмотрены в паспорте оборудования.
6. Наличие и состояние инструмента, вспомогательных устройств и т. д.
7. Исправность грузоподъемных и транспортных механизмов, съемных грузозахватных приспособлений, технологической тары.
8. Состояние проходов и проездов рабочих мест.
9. Наличие щитов перекрытий каналов
10. Складирование заготовок, деталей и сырья.
11. Освещение рабочих мест.
12. Техническое состояние вентиляционных систем.
13. Наличие у рабочих спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты.
14. Соответствие профессий работников виду выполняемых работ.
15. Наличие у работников свидетельств на право выполнения работ повышенной опасности (электрики, газоэлектросварщики, стропальщики, машинисты кранов, водители транспортных средств и др.).
16. Исправность водоснабжения: аппаратов газированной воды, фонтанчиков с питьевой водой.
17. Наличие справки медицинского учреждения о здоровье работников и возможности выполнения ими работы.
(предприятие, учреждение, организация)
за состоянием охраны труда