Руководства, Инструкции, Бланки

образцы поведения это img-1

образцы поведения это

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Образцы деятельности и нормы поведения - Студопедия

Образцы деятельности и нормы поведения

Система ценностей определяет выбор средств удовлетворения потребностей и интересов, определяет предпочтение в стремлениях. А как индивид ведет себя в определенных ситуациях, как разрешает отдельные проблемы, чтобы не вступить в конфликт с другими, как разрешает конфликты, когда его интересы задеты,— это определяют «образцы» действий, или, шире, «образцы» поведения, установленные в рамках отдельной культуры.

Такой простой поступок, как приветствие, может принимать самые разнообразные формы в зависимости от группы, социального положения приветствующих друг друга — словом, от культуры или структуры общества, к которому они принадлежат. В нашем обществе мужчина, приветствуя встречную женщину, снимает шляпу; на островах Фиджи приветствие выражается потиранием носов; влюбленные в нашем обществе приветствуют друг друга поцелуем. Эти три примера дают нам три образца поведения в идентичной ситуации.

Проще говоря, образцы поведения — это определенные схемы, приспособленные к определенным ситуациям. Общественную жизнь можно рассматривать как непрерывный ряд ситуаций, в которых люди встречаются, воздействуют друг на друга, что-то сообщают друг другу, чего-то требуют друг от друга, стараются оказать какое-то влияние на поведение других, получить от них что-то и т. д. Каждая встреча с другими людьми — это новая ситуация. Прежде чем что-то сделать в этой ситуации, мы должны ее определить: есть ли это, например, совещание, или дружеская беседа, или требование чего-то. Определение ситуации необходимо для применения соответствующего образца деятельности и поведения. Образец — это способ поведения, признанный «нормальным» в данной ситуации, или, лучше сказать, диапазон поступков, признанных допустимыми и нормальными в данной ситуации. Образцы поведения, установленные в определенной культуре, создавая возможность взаимопонимания, делают понятным поведение других, позволяют успешно воздействовать на других людей. Они являются фактором, унифицирующим поступки индивидов и поведение коллективов.

Некоторые образцы были формализованы и установлены предписаниями, например придворный этикет, положения, регулирующие способ обращения к властям (скажем, подача прошений), войсковые уставы, правила, регулирующие движения на улицах и дорогах, и т.д.

Знание образцов позволяет предвидеть поведение людей и является основой ожидания «надлежащих» реакций со стороны наших ближних. Установленные образцы свидетельствуют о регулярности общественной жизни, ее «порядке», и делают возможным взаимное приспособление, ибо заранее известно, каков возможный диапазон поступков отдельных лиц в определенных ситуациях.

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам

Другие статьи

Общепризнанное правило или образец поведения это - Общая информация

Общепризнанное правило или образец поведения это Общепризнанное правило или образец поведения это

Rating: 4 / 5 based on 287 votes.

Общепризнанное правило или образец поведения это Вначале попросите сотрудника объяснить причину невыполнения задания, возможно, он приведет неизвестные вам факты объективного характера. Примечательно, что другой известный сторонник локальных культур Тойнби, предпочитает говорить уже о 21 культуре. Такое противоречие возникает вследствие неоднозначного влияния достижений культуры на прогресс человеческого общества техника, лекарственные препараты и т. Этические нормы и правила проявляются в отношениях между организацией и социальной средой; между организациями; внутри одной организации? Является ли коррупция нормой? Для резко преобладающего количества теоретиков и историков. западная культура начинается с Античности, с Древней Греции.

«Вместо монотонной картины линейнообразной всемирной истории, держаться за которую можно только если закрыть глаза на несоответствия и противоречивые факты, я вижу феномен множества культур, с первобытной силой вырастающей из недр породившей ее страны, к которой они привязаны на всем протяжении своего существования, и каждая из которых налагает свой материал — человечество — свою собственную форму, и у каждой собственная идея, собственные страсти, собственна жизнь, желания и чувствования, и. наконец, собственная смерть. Нормативная недостаточность — крайняя форма — аномия. Она включает физические объекты, созданные человеческими руками их называют артефактами. Императив — повеление, требование, долженствование, приказ, закон! Интерес и значение для человека явления приобретают в том случае, если служат удовлетворению их потребностей. В судебном порядке рассматриваются, в частности, споры: об авторстве изобретения, полезной модели, промышленного образца; об установлении патентообладателя; о нарушении исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец; о заключении и об исполнении договоров о Люди в современном цивилизованном обществе в своей повседневной жизни и деятельности руководствуются множеством различных норм и правил. Научный поиск, творческое дерзание, политическая активность — это неизбежно отклонения от статистической, количественной нормы. Так, средняя статистическая норма развития определенной психической функции например мышления — это такой уровень развития, который свойственен не менее 68% лиц данной популяции определенного возраста и пола. К важнейшим философским вопросам, касающихся взаимоотношений между Миром и человеком, относится и внутренняя духовна жизнь человека, те основные ценности, которые лежат в основе его существования. В самом общем плане ценности разделяются на материальные блага жилище, одежда, продукты питания и т. Пан первый начал состязание. Каждая этическая система может быть подвергнута системному анализу, в ней могут быть вылечены элементы н отношения между ними, среда, онтогенетические и филогенетические свойства, другие общие и специфические системные свойства и качества. Функциональная норма —своего рода индивидуальная норма развития. Самым крупным и влиятельным ее выразителем был германский культуролог Освальд Шпенглер.

Студопедия — О НОРМАЛЬНОМ И ОТКЛОНЯЮЩЕМСЯ РАЗВИТИИ

Спиралевидная модель — представляет собой цикл развития, по завершению которого общество проходит те же стадии и в той же последовательности, но на боле высоком уровне развития Дж. Снижается уровень правосознания, растет уровень правонарушений. В данном случае говорят о культурном комплексе. Иными словами, воля есть способность человека управлять своим поведением. Наличие определенных общественно значимых стимулов деятельности целей, идеалов, ценностей образцов или правил «нормального» для данной группы поведения и санкций за уклонение от них составляет основы социального контроля в любом сообществе. В культуре содержание, то есть, передаваема информация, важнее их материальной формы. По Фрейду, это способ психологической защиты личности от неблагоприятной информации, называемый "отрицание" "ничего хорошего этот человек не имел в виду".

«Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» Государственная радиовещательная компания «Маяк». Их совокупность представляет собой этическую систему того или иного субъекта индивида, группы, общности, организации, социума, парода и т. Выделим некоторые общепризнанные нравственные эталоны и образцы этичного поведения. К сожалению, социальная диагностика может вскрывать негативные факты, которые иногда яростно отвергаются не только представителями органов управления, но и шокированной общественностью. Они тоже результат деятельности людей и тоже артефакты. но созданы не руками, а разумом и чувствами.

Этим Кант ставит общество выше личности. Императив — повеление, требование, долженствование, приказ, закон! Проведя исследование, мы выявили, что большинство ярославцев не обращают внимание на «мелкие» правонарушения и считают это нормой, они предпочитают открыто не предотвращать правонарушения, не порицают правонарушителей. Нормативность нашей белорусской культуры гораздо слабее, чем английской. В этом случае коррупция трактуется как некий общий дефект системы государства, общества и т. Факторы этичности управления В экономике можно заметить такие точки зрения на этичность бизнеса согласно М. Ни типологизация Тойнби, ни типологизация Шпенглера ни к чему не обязывают. Уже в конце XIX в. Объекты материальной культуры специфичны для эпохи, социальной группы, нации, для индивида. Культура жизнеобеспечения составляют постройки, предметы быта, одежда. Этические нормы предстают в основном в виде правил писаных и неписаных. образцов поведения, установившихся традиций, ритуалов. Моральные нормы как вид социальных норм регулируют нравственное поведение и взаимоотношения людей служат основанием оценки их поступков. Формационная ступени развития человеческой культуры. Оно устанавливает, фиксирует, определяет меру человеческого в Золотая середина — середина между крайностями, единство противоположностей, исключающее крайности.

Культура и регуляция человеческого поведения

Культура и регуляция человеческого поведения

Культура и регуляция человеческого поведения.

1. Образцы поведения, обычаи и нормы.

2. Понятия и сущность ценности.

1. Плаханов В. Д. Норма и отклонения в обществе. СПб. 2011.

2. Динамика ценностей населения реформируемой России. М. 2003.

3. Инглхарт Р. Вельцель К, Модернизация, культурные изменения и демократия. М. 2011.

4. Лукьянов Вячеслав Георгиевич, Лялин В. С. Урсу И. С. Социология. СПб. 2010.

Поведение людей, в отличие от животных не определяется исключительно инстинктом.

Социокультурная среда программирует поведение человека.

Культура – это карта поведения человека с утра до вечера, от рождения и до смерти.

В фундаменте морали, религии и других сфер культуры находятся основные регуляторы человеческого поведения (1,2 вопрос лекции).

Образцы поведения – это определенные схемы поведения в конкретных жизненных ситуациях, типичные для данной культуры.

1. Принимаются добровольно и часто не осознаются носителями культуры.

2. Могут быть положительными или отрицательными.

3. Многие образцы поведения формализуются и имеют четкие предписания – воинский устав, дипломатический этикет и др.

Обычаи – это определённый стереотип поведения, превратившийся в привычку и передающий из поколения в поколения накопленный социальный опыт.

1. К обычаям относят формы жизненного уклада, формы поведения, воспитания, правила гигиены и др.

2. Обычаи формируется в разных сферах жизни человека и со временем изменяются.

3. В качестве основного регулятора поведения О. выступают в архаическом обществе.

Это общепринятые правила поведения устанавливающие его допустимые границы и являющиеся условием принадлежности индивида группе.

1. Нормы функционируют на 2 уровнях:

· Эмоциональном (в форме обычая);

· Рациональном (что предполагает сознательную оценку и выбор варианта поведения).

2. Нормы складываются в нормативные системы. Чем сложнее общество, тем более дифференцированной является его нормативная система.

3. В процессе быстрых и глубоких социальных изменений нормативные системы теряют стабильность, разрушаются, и утрачивают свою регулятивную функцию. Возникает аномия.

Основание классификации Типы норм

1. Специфика субъекта нормотворчества

Ценность – личностно окрашенное отношение к миру, возникающее у человека на основе собственного жизненного опыта и связанное с определённым материальным или идеальным объектом носителем ценности.

1. Ценности возникают у человека как ответ на вопрос: к чему следует стремиться и чего следует избегать.

2. Во всякое зрелой культуре существуют механизмы внедрения одних ценностей и отторжения других.

3. Главная функция ценностей – создание упорядоченной и осмысленной картины мира.

4. Ценности принимаются добровольно и связаны со свободным выбором индивида.

Ценности индивиду необходимы для поддержания душевного равновесия. Потеря ценностей воспринимается как утрата смысла жизни.

Различаются три формы существования ценностей, переходящих одна в другую:

1. Общественные идеалы, выработанные общественным сознанием и присутствующие в нем как обобщенные представления о совершенстве в различных сферах общественной жизни.

2. Предметное воплощение этих идеалов в деяниях или произведениях конкретных людей.

1. Специфика «S» ценностного отношения

Ценности индивидуальные, групповые, классовые, конкретного общества, общечеловеческие

2. Специфика «О» ценностного отношения

Ценности экономические, нравственные, художественные, религиозные, политические, правовые и др.

3. Роль ценностей в жизнедеятельности индивида

· Витальные (жизнь, здоровье);

· Терминальные (дружба, семья, любовь и др.);

· Инструментальные (трудолюбие и др.).

4. Роль ценностей в жизнедеятельности общества

Интегрирующее обществ; дифференцирующее общество; двойственные.

1. Кульутра осуществляет регуляцию поведения человека посредством формирования и внедрения образцов поведения, обычаев, норм и ценностей.

2. Нормативно-ценностые системы регулируют поведение людей в рамках определенных социальных институтов

3. Нормативно – ценностные системы делают понятным и предсказуемым поведение других, делают возможным взаимное приспособление индивидов.

Образцы поведения это

Знакомство с институтом брака начнем с нескольких оп­ределений.

Брак — это одобренные обществом образцы поведения, с помощью которых создается семья.

Брак — социально одобряемые сексуальные отношения между мужчиной и женщиной.

Брак — это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством ко­торой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные пра­ва и обязанности.

(Сравните приведенные определения. Подумайте, какую особенность брака как социального института подчеркивает каждое из них. Какое из определений наиболее широкое?)

В зависимости от формы брака исследователи различают моногамную и полигамную семью. Моногамный брак (от греч. monos — один) предусматривает существование брач­ной пары — мужа и жены (брак одного мужчины с одной женщиной в одно время). Полигамный брак (от греч. poly — много) предполагает, что у мужа или жены есть пра­во иметь нескольких жен или мужей одновременно. В со­временном обществе существуют как моногамные браки, так и отдельные виды полигамии: групповой брак (напри­мер, на Маркизских островах), полиандрия, или много­мужество (например, в некоторых племенах Южной Индии

и Тибета), полигиния, или многоженство (например, в му­сульманских странах).

Большинство древних цивилизаций видели в браке сред­ство продолжения рода и механизм передачи прав собствен­ности. Брак «привязывал» женщину к мужчине и гаранти­ровал, что дети являются биологическими наследниками мужа. История знает множество династических браков и экономических брачных союзов. Нередко брак становился предметом торга, инструментом перераспределения имуще­ства и власти.

Брак, как уже отмечалось, эволюционирует вместе с об ществом. Брак долго считался союзом на всю жизнь, и во многих странах разводы были запрещены. Всего 30 лет на­зад ни одна женщина не могла подать в суд на мужа за из­насилование; брак закреплял доминирование мужчины над женщиной. Сегодня в ряде современных государств женщи­на пользуется равными правами со своим супругом.

Рассмотрев эти примеры эволюционирования брака, мы можем сформулировать еще одно его определение: бракпредставляет собой эволюционирующее социальное парт­нерство мужчины и женщины, регулируемое законами и правилами общества в конкретных исторических условиях.

Желание семейной пары быть вместе, принимать совмест­ные решения, нести ответственность друг за друга уважает­ся и поощряется законом. В большинстве государств закон требует оформления (регистрации) брака в государст­венных органах. В некоторых государствах правовое значе­ние придается также браку, заключенному по религиозным обрядам.

В России признается законным брак, зарегистрирован­ный в государственных органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС). (До 1944 г. к зарегистрированному при­равнивался так называемый фактический — незарегистри­рованный — брак.) Только заключенный на законных осно­ваниях брак обеспечивает права супругов (например, право на совместное имущество, право наследования в случае смерти супруга и др.).

В развитых странах серьезно обсуждается вопрос однопо­лых браков. Их сторонники утверждают, что институт бра­ка постоянно эволюционировал, поэтому запрет брака муж­чины с мужчиной и женщины с женщиной — это попытка остановить развитие цивилизации. Противники таких бра­ков уверены, что официальное признание однополых семей знаменует собой конец традиционного брака.

Права однополых семей полностью приравнены к правам разнополых в Швеции, Норвегии, Дании, Нидерландах и

Бельгии. В 2002 г. Германия легализовала гражданские союзы для однополых партнеров, предоставив им те же пра­ва, что и обычным семьям, кроме права усыновлять и удочерять детей. Однополые браки стали регистрировать в некоторых штатах США. В то же время в большинстве шта­тов приняты законы, запрещающие создание подобных брачных союзов.

ТРАДИЦИОННЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ

На протяжении истории менялись конкретные формы се­мьи, однако семья как социальный институт не исчезала. Стабильность семьи связывают с наличием в ней устойчи­вой системы ценностей и механизмов преемственности ценностной системы в рамках семьи: от родителей — де­тям. Вспомним: в общефилософском понимании «ценность» представляет собой термин, указывающий на человеческое,социальное и культурное значение определенных явлений действительности. Философы подразделяют ценности на ин­тегрирующие, т. е. консолидирующие поведение субъектов, и дифференцирующие, выявляющие особенности их поведе­ния в обществе. В семейные ценности, согласно одному из последних исследований отечественных социологов, могут быть включены: 1) ценности супружества; 2) ценности, свя­занные с демократизацией отношений в семье; 3) ценности родительства, воспитания детей; 4) ценности родственных связей; 5) ценности, связанные с саморазвитием; 6) ценнос­ти внесемейных коммуникаций; 7) ценности профессиональ­ной занятости.

Видит ли молодежь ценность супружества? Одно из ис­следований на эту тему провели несколько лет назад бри­танские социологи. Они опросили почти две с половиной ты­сячи студентов и студенток колледжей (поровну и тех и других) в возрасте от 18 до 23 лет. 84% девушек и 70% юношей выразили желание со временем вступить в брак. Только 5% юношей и 2% девушек посчитали инсти­тут брака устаревшим. 86% девушек и 79% юношей поже­лали в перспективе оставаться женой или мужем одного че­ловека на протяжении всей жизни. (Сделайте вывод, представляет ли брак ценность для британской молодежи. Представьте, что подобный вопрос задан российским студен­там. Как вы думаете, какими будут их ответы?)

Российские ученые также изучают проблему ценностей. Они отмечают, что молодое поколение по принципиальным ценностным ориентирам разделяет взгляды своих родите­лей. Ценностные характеристики личности, воспитываемые родителями, в сопоставлении с качествами, признанными молодежью, показывают абсолютное совпадение первых пя­ти позиций: хорошие манеры, трудолюбие, чувство ответ-

ственности, порядочность, терпимость и уважение к другим людям. Несмотря на это, существуют расхождения в ценно­стях между поколениями. В частности, они выявлены в оценке правил морали, определении значимости секса, важ­ности отдельных качеств личности. Более ценными для мо­лодых людей представляются независимость, решитель­ность, настойчивость. Для их родителей более значимы бережливость, экономное отношение к деньгам и вещам, по­слушание.

Говоря о ценностях, социологи фиксируют в России со­вершенно нетипичную для взаимоотношений между поколе­ниями ситуацию: в связи с резкими социально-экономи­ческими изменениями родители нередко обращаются к не­совершеннолетним детям за консультацией по жизненным вопросам и корректируют через детей свои представления о реальных ценностях современного российского общества. Дети становятся проводниками современных ценностей об­щества в сферу семьи.

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СЕМЬИВ СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

В наши дни во всех странах, особенно в странах Запада, семья переживает качественные изменения в связи с гло­бальными социальными и экономическими процессами (ин­дустриализацией, урбанизацией и др.)-

Для большинства стран Европы, США, России характерна нуклеарная семья (жена, муж и дети) с добавлением одного или двух родителей супругов. Этот вариант семьи, очевидно, возник как попытка справиться с некоторыми типичными для современной городской жизни проблемами. Правда, в сельской местности все еще сохраняется большая неразделен­ная семья, состоящая из нескольких семейных групп. Они обычно расселяются по соседству и принимают участие в об­щей деятельности (например, обработке земельных участков).

Традиционные роли, при которых женщина вела домаш­нее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хо­зяином, часто единоличным собственником имущества и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, сме­няются ролями, при которых множество женщин участвуют в производственной, политической деятельности, экономиче­ском обеспечении семьи и принимают равное, а иногда ве­дущее участие в семейных решениях.

В настоящее время единство семьи все меньше зависит от социальных норм и санкций (законов, нравов, обычаев, общественного мнения, традиций, разработанных ритуалов) и все больше — от межличностных отношений, взаимной привязанности, взаимопонимания. Фактически происходит

разделение институтов брака и семьи. Уменьшается число лиц, вступающих в законный брак. Растет количество «сво­бодных», юридически не оформленных семейных союзов и рожденных в них детей.

В современных обществах индустриального типа проис­ходит снижение ценности семьи с детьми и единства всех семейных поколений. Падает рождаемость, растет количест­во разводов, увеличивается частота добрачных половых свя­зей, ранних рождений. Отмечают рост числа отказов от де­тей и даже случаи их убийств, нарастание эмоционального отчуждения между членами семьи. Растет предпочтение так называемых альтернативных форм брачной и семейной жиз­ни, включая рост числа одиночек, неполных семей, брачных сожительств. Усиливается девиантное поведение в се­мье — злоупотребления алкоголем и наркотиками, семейное насилие. Эти негативные явления и тенденции наблюдают­ся и в России, и в странах с благоприятной экономической и социально-политической ситуацией — в США, в странах Европы и др.

Анализируя причины отмеченных явлений и тенденций, ученые разделились на две группы.

Представители первой считают позитивные и негативные изменения частными проявлениями общего и в целом про­грессивного процесса модернизации семьи, смены одного ее типа (традиционного) другим (современным). Сторонники данного подхода говорят о временных и локальных проблем­ных семейных ситуациях, связанных главным образом с неодинаковой скоростью модернизации различных подсис­тем общества на отдельных территориях и в отдельные периоды.

Представители другой группы те же самые семейные из­менения рассматривают как исторически конкретные выра­жения системного кризиса семьи, вызванного не какими-то случайными негативными явлениями и ситуациями, а ко­ренными, сущностными чертами индустриально-рыночной цивилизации. Кризис, охвативший семью и ценности семей­ного образа жизни, сторонники этого подхода считают гло­бальной проблемой современности.

Ситуацию в России некоторые социологи считают катаст­рофической. Распадается каждый второй брак. 70% разво­дов приходится на молодые семьи. Каждый третий ре­бенок рождается вне брака. Ежегодно рассматриваются десятки тысяч заявлений о лишении родительских прав. Младенческая, детская и материнская смертность остается пока на значительно более высоком по сравнению с разви­тыми странами уровне.

Особо остро стоят проблемы неполной семьи, В такой се­мье воспитывается каждый седьмой ребенок в России. В ре-

зультате роста смертности мужчин в молодых возрастах, разводов и внебрачной рождаемости увеличивается числонеполных семей. Эти семьи имеют меньшие возможности для содержания и воспитания детей. За 1990—2000 гг. вдвое увеличилось (до 637 тыс.) число детей в государствен­ных интернатах. Только 10% находящихся в них детей не имеют родителей. Остальные являются социальными сиро­тами, т. е. имеют живых кровных родителей. Значитель­ная их часть — дети из неполных семей.

Важнейшая причина социального сиротства — рост бед­ности. В 2000 г. реальные доходы населения составили толь­ко 35,8% от уровня 1990 г. коэффициент дифференциации доходов увеличился с 4,5 до 14 раз. Наряду с традиционны­ми бедными — неполными семьями, семьями пенсионеров и инвалидов, многодетными семьями, студенческими семья­ми, семьями с малолетними детьми, в России появились так называемые «новые бедные» — полные семьи с работающи­ми родителями и 1—2 детьми; они составляют половину бедных семей. Это семьи работников бюджетных отраслей, предприятий, задерживающих выплату заработной платы, семьи безработных.

Проблема укрепления семьи стоит чрезвычайно остро. Возможности ее решения видятся в поддержке семьи со сто­роны государства и общества.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ

Государство в современном обществе заинтересовано в ук­реплении семьи как социального института. С этой целью правительства ряда стран принимают специальные меры. Государственная поддержка семьи осуществляется и в Рос­сии: учреждены дополнительные отпуска (в связи с рожде­нием ребенка, по уходу за маленькими или больными деть­ми и др.); установлены денежные пособия (например, по уходу за ребенком, по беременности и родам); введены осо­бые льготы (например, перевод беременных женщин, а так­же женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, в соот­ветствии с медицинскими требованиями на более легкую работу без уменьшения заработной платы) и др. Вместе с тем выделяемые государством средства на эти цели пока яв­но недостаточны.

Традиционная для нашей страны экономическая под­держка семьи государством не единственный и даже не главный вид социальной (экономической в данном случае) помощи. В экономическом плане главное — меры, направ­ленные на подъем экономической самостоятельности семьи, расширение ее собственных возможностей в производстве, распределении и использовании семейного дохода. В целом

же государственная поддержка семей в последнее времявключает содействие в реализации различных потребностейсемей, в разрешении проблем и кризисных ситуаций любойприроды, не только экономических.

Все семьи на разных стадиях своего жизненного пути сталкиваются, например, с проблемами социальными, меди­цинскими, психологическими, юридическими, образователь­ными и т. д. Любое нормальное, естественное событие в жизни семьи (вступление в брак, рождение ребенка, поступ­ление ребенка в школу, чья-то смерть или болезнь и т. д.) с неизбежностью порождает те или иные проблемные ситу­ации. Скажем, для молодой семьи типично наличие матери­альных и жилищных трудностей, психологических проблем общения, трудностей с продолжением образования, профес­сиональным ростом.

Другие проблемы семьи порождаются случайными семей­ными событиями (болезнь, преждевременная смерть, дли­тельная разлука, развод, потеря работы и т. п.) или собы­тиями внешней среды (стихийные бедствия, политические и экономические кризисы, инфляция, военные действия и т. д.).

Многие семьи не в состоянии самостоятельно справиться с проблемами и сохранить свою целостность. Такие семьи должны стать объектами поддержки со стороны государства и общества. Так, нуждаются в поддержке молодые семьи, разводящиеся, семьи с одним родителем, с отчимом или ма­чехой, с приемными родителями, семьи, имеющие детей-ин­валидов, семьи, имеющие маленьких детей, семьи, в кото­рых имеет место насилие по отношению к детям или другим членам, семьи с детьми-подростками, имеющими склонность к правонарушениям, семьи алкоголиков, безработных и др. (Возможно, опираясь на социальный опыт, вы можете про­должить этот перечень.)

Поддержка семьи ведется на федеральном и региональ­ном уровнях. Согласно Конституции РФ, региональные и муниципальные органы власти и местного самоуправления разрабатывают экономические, медицинские, психологичес­кие, образовательные и другие программы поддержки семьи.

Развивается и семейное законодательство. Оно различно в разных странах, но суть его одна — защита детей, поощ­рение семьи и долговременности брака, ограничение при­чин, ведущих к распаду семьи, создание препятствий для разводов.

НИ Основные понятия: семья и брак как социальные инсти­туты. ¦МТермины: семейная роль, неполная семья.

1) Почему для понимания семьи как социального инсти­тута большое значение имеет анализ ролевых отношений? 2) Какие нормы регулируют отношения в семье? 3) Каково социальное назначение института брака? 4) Что можно от­нести к традиционным семейным ценностям? 5) Какие из­менения переживает семья в современном мире? 6) В чем заключается государственная поддержка семьи?

Подумайте, обсудите, сделайте

Какие важнейшие социальные потребности удовлетво­
ряет институт семьи?

Социальные институты называют «фабриками воспро­
изводства общественных отношений». Какие ролевые отно­
шения воспроизводят институты семьи и брака? Каким об­
разом это воспроизводство происходит?

Опираясь на знания обществоведческого курса, курса
права и социальный опыт, приведите примеры социальных
норм, регулирующих семейные отношения, которые закреп­
лены законодательно, и тех, которые поддерживаются тра­
дициями, обычаями, общественным мнением.

Считаете ли вы актуальной проблему подготовки мо­
лодежи к браку? Является ли серьезное отношение к обя­
занностям будущих супругов непременным условием благо­
получной семьи?

Существует мнение: «Брак — это не контракт между
двумя людьми, брак — это контракт между супружеской па­
рой и обществом». Выскажите свое отношение к этому суж­
дению.

Поработайте с источником

Прочтите фрагмент статьи современного российского социолога.

Подростки готовы заимствовать из родительской систе­мы ценностей модель родственных связей (готовы при­нять 70% подростков, не готовы — 7%). Достаточно вы­сок также рейтинг такой семейной ценности, как про­фессиональные интересы, отношение к работе (готовы сле­довать такой родительской модели поведения в среднем 62%, отвергают ее 14% подростков). Следующая семейная ценность, принимаемая детьми в качестве образца поведе­ния, — внесемейное общение, и прежде всего отношения с друзьями (принимают 51% подростков, отвергают — 14%). Несколько меньше половины подростков (46%) одобряют систему воспитания, принятую в родительской семье. <. > Не пользуются поддержкой детей эмоциональ­ные взаимоотношения между родителями: положитель­но оценивают их лишь 17% подростков при 33% нега­тивных оценок. Наконец, совсем не одобряют подростки

формы проведения родителями своего свободного време­ни. <. >

В условиях меняющегося общества традиционные ценно­сти семьи зачастую становятся тормозом при усвоении но­вых жизненных реалий. В такой ситуации процесс транс­формации семейных ценностей, их приспособление к новым условиям жизни часто происходят при активном участии младшего поколения в семье. Такой социальный феномен имеет место сегодня в российском обществе: наблюдается не­типичная ситуация признания родителями высокой компе­тентности детей в ряде вопросов, связанных с реальными ценностями нового социума. Таким образом, в переходном российском обществе следует говорить не столько о тради­ционной передаче семейных ценностей от родителей детям, сколько о разнонаправленном их участии в этом процессе. На межпоколенном уровне наряду с усвоением детьми базо­вых ценностей происходит трансформация ценностной сис­темы родителей.

Дементьева И. Ф. Трансформация ценностных ориентации

в современной российской семье/Вестник РУДН.

Серия Социология. — 2004. — № 6—7. — С. 158—159.

1|§1| Вопросы и задания к источнику. 1) Какое положение парагра­фа дополняет и расширяет документ? 2) Проранжируйте на основе текста семейные ценности молодого поколения. 3) Как понимает автор разнонаправленное участие родителей и детей в передаче цен­ностей? Что вы можете отнести к ценностям вашей семьи? Каково ваше личное отношение к ценностям старших поколений?

§12.Быт и бытовые отношения

в чем проявляется взаимосвязь потребностей и интере­сов человека? Что такое межличностное взаимодейст­вие? Каковы его основные типы? Что характеризует психологию семейных взаимоотношений? Как тендер влияет на поведение человека?

Ч еловек живет в мире повседневных, повторяющихся изо дня в день дел и забот. Структура повседневности — наибо­лее полная и насыщенная. Она характеризуется определен­ным укладом, который включает жилище человека, его пи­тание и одежду, досуг и домашнюю работу и т. п.

В процессе повседневной жизни человека складываются бытовые отношения. Бытовые отношения — это устойчиваясистема повседневных непроизводственных связей междулюдьми по поводу удовлетворения их первоочередных по-

требностей (в пище, одежде, жилище, поддержании здоро­вья, уходе за детьми, а также освоении духовных благ,культуры, общении, отдыхе, развлечениях, физическом икультурном развитии).

Бытовые условия имеют большое значение для сохране­ния здоровья и работоспособности человека. Вот почему быт и бытовые отношения стали предметом изучения различных наук. Социология рассматривает бытовые отношения на раз­личных уровнях общественной организации: семья, соседи; изучает сложившиеся стандарты быта. Бытовые отношения изучает и социальная психология. Ее ракурс — мотивы по­ведения людей, межличностная коммуникация в сфере бы­товых отношений. Как рационально вести домашнее хозяй­ство, распределить домашние работы и обязанности? На эти и другие аналогичные вопросы отвечает экономическаянаука. Под влиянием социально-экономических и географи­ческих условий у различных народов вырабатывается ком­плекс бытовых норм, традиций, обычаев, обрядов. Поэтому быт изучает и такая наука, как этнография.

Ценности быта представляют собой качества, которые обеспечивают комфорт, доставляют радость. Обустройство быта, в том числе жилья, является одной из главных забот повседневной жизни. Социально-бытовые интересы челове­ка направлены на те предметы и явления, которые способ­ны удовлетворить его потребности, лежащие за пределами производственной сферы.

Существуют различные классификации социально-быто­вых интересов. Приведем примеры некоторых из них.

В зависимости от качества потребностей различают социально-бытовые интересы, направленные на удовлетво­рение материальных потребностей, и интересы, связанныес нуждами развития человека, определяемые уровнем разви­тия человека и его самосознания. К числу первых относят интересы, ориентированные на обеспечение человека про­дуктами питания, обувью, одеждой, предметами быта; опла­ту жилья, коммунальные и транспортные услуги; заботу о сохранении и поддержании здоровья; сюда также относят и жилищные интересы человека (строительство собственного дома, дачи или гаража, ремонт квартиры и т. п.), а также интересы, связанные с бытовым трудом (ведение домашнего хозяйства, ведение личного подсобного хозяйства (покупка минеральных удобрений, скота, корма, семян, саженцев, строительство помещений и т. п.). Ко второй группе тради­ционно относят досуговые интересы человека (посещение те­атров, концертов и т. п.), а также интересы, позволяющие

создать наиболее оптимальные условия для повышения уровня образования и т. п. (Вспомните другие духовные по­требности человека и предположите, какие интересы в со­циально-бытовой сфере они порождают.)

В зависимости от типов социального объединения и об­щения выделяют бытовые интересы семьи, соседей, товари­щеских компаний, молодежных групп и т. д.

По территориальному признаку различают социально-бытовые интересы городских, сельских жителей, жителей мегаполисов, крупных, средних и небольших городов и т. п.

Демографический признак лежит в основе выделения со­циально-бытовых интересов детей, молодежи, представите­лей среднего возраста, пожилых людей и т. п.

Конечно, предметы и способы удовлетворения потребно­стей различны. Одному человеку необходим минимальный набор продуктов, для него питание — лишь способ поддер­жания нормального уровня функционирования организма. Для другого важно хорошо и вкусно поесть. К тому же спо­собы удовлетворения одной и той же потребности одного человека варьируются в разных условиях. В то же время процессы, происходящие в сфере быта, приводят к стандар­тизации некоторых его элементов. Это порождает сходный образ жизни у представителей определенных социальных и профессиональных групп.