Категория: Бланки/Образцы
Система ценностей определяет выбор средств удовлетворения потребностей и интересов, определяет предпочтение в стремлениях. А как индивид ведет себя в определенных ситуациях, как разрешает отдельные проблемы, чтобы не вступить в конфликт с другими, как разрешает конфликты, когда его интересы задеты,— это определяют «образцы» действий, или, шире, «образцы» поведения, установленные в рамках отдельной культуры.
Такой простой поступок, как приветствие, может принимать самые разнообразные формы в зависимости от группы, социального положения приветствующих друг друга — словом, от культуры или структуры общества, к которому они принадлежат. В нашем обществе мужчина, приветствуя встречную женщину, снимает шляпу; на островах Фиджи приветствие выражается потиранием носов; влюбленные в нашем обществе приветствуют друг друга поцелуем. Эти три примера дают нам три образца поведения в идентичной ситуации.
Проще говоря, образцы поведения — это определенные схемы, приспособленные к определенным ситуациям. Общественную жизнь можно рассматривать как непрерывный ряд ситуаций, в которых люди встречаются, воздействуют друг на друга, что-то сообщают друг другу, чего-то требуют друг от друга, стараются оказать какое-то влияние на поведение других, получить от них что-то и т. д. Каждая встреча с другими людьми — это новая ситуация. Прежде чем что-то сделать в этой ситуации, мы должны ее определить: есть ли это, например, совещание, или дружеская беседа, или требование чего-то. Определение ситуации необходимо для применения соответствующего образца деятельности и поведения. Образец — это способ поведения, признанный «нормальным» в данной ситуации, или, лучше сказать, диапазон поступков, признанных допустимыми и нормальными в данной ситуации. Образцы поведения, установленные в определенной культуре, создавая возможность взаимопонимания, делают понятным поведение других, позволяют успешно воздействовать на других людей. Они являются фактором, унифицирующим поступки индивидов и поведение коллективов.
Некоторые образцы были формализованы и установлены предписаниями, например придворный этикет, положения, регулирующие способ обращения к властям (скажем, подача прошений), войсковые уставы, правила, регулирующие движения на улицах и дорогах, и т.д.
Знание образцов позволяет предвидеть поведение людей и является основой ожидания «надлежащих» реакций со стороны наших ближних. Установленные образцы свидетельствуют о регулярности общественной жизни, ее «порядке», и делают возможным взаимное приспособление, ибо заранее известно, каков возможный диапазон поступков отдельных лиц в определенных ситуациях.
© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам
Rating: 4 / 5 based on 287 votes.
Общепризнанное правило или образец поведения это Вначале попросите сотрудника объяснить причину невыполнения задания, возможно, он приведет неизвестные вам факты объективного характера. Примечательно, что другой известный сторонник локальных культур Тойнби, предпочитает говорить уже о 21 культуре. Такое противоречие возникает вследствие неоднозначного влияния достижений культуры на прогресс человеческого общества техника, лекарственные препараты и т. Этические нормы и правила проявляются в отношениях между организацией и социальной средой; между организациями; внутри одной организации? Является ли коррупция нормой? Для резко преобладающего количества теоретиков и историков. западная культура начинается с Античности, с Древней Греции.
«Вместо монотонной картины линейнообразной всемирной истории, держаться за которую можно только если закрыть глаза на несоответствия и противоречивые факты, я вижу феномен множества культур, с первобытной силой вырастающей из недр породившей ее страны, к которой они привязаны на всем протяжении своего существования, и каждая из которых налагает свой материал — человечество — свою собственную форму, и у каждой собственная идея, собственные страсти, собственна жизнь, желания и чувствования, и. наконец, собственная смерть. Нормативная недостаточность — крайняя форма — аномия. Она включает физические объекты, созданные человеческими руками их называют артефактами. Императив — повеление, требование, долженствование, приказ, закон! Интерес и значение для человека явления приобретают в том случае, если служат удовлетворению их потребностей. В судебном порядке рассматриваются, в частности, споры: об авторстве изобретения, полезной модели, промышленного образца; об установлении патентообладателя; о нарушении исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец; о заключении и об исполнении договоров о Люди в современном цивилизованном обществе в своей повседневной жизни и деятельности руководствуются множеством различных норм и правил. Научный поиск, творческое дерзание, политическая активность — это неизбежно отклонения от статистической, количественной нормы. Так, средняя статистическая норма развития определенной психической функции например мышления — это такой уровень развития, который свойственен не менее 68% лиц данной популяции определенного возраста и пола. К важнейшим философским вопросам, касающихся взаимоотношений между Миром и человеком, относится и внутренняя духовна жизнь человека, те основные ценности, которые лежат в основе его существования. В самом общем плане ценности разделяются на материальные блага жилище, одежда, продукты питания и т. Пан первый начал состязание. Каждая этическая система может быть подвергнута системному анализу, в ней могут быть вылечены элементы н отношения между ними, среда, онтогенетические и филогенетические свойства, другие общие и специфические системные свойства и качества. Функциональная норма —своего рода индивидуальная норма развития. Самым крупным и влиятельным ее выразителем был германский культуролог Освальд Шпенглер.
Студопедия — О НОРМАЛЬНОМ И ОТКЛОНЯЮЩЕМСЯ РАЗВИТИИСпиралевидная модель — представляет собой цикл развития, по завершению которого общество проходит те же стадии и в той же последовательности, но на боле высоком уровне развития Дж. Снижается уровень правосознания, растет уровень правонарушений. В данном случае говорят о культурном комплексе. Иными словами, воля есть способность человека управлять своим поведением. Наличие определенных общественно значимых стимулов деятельности целей, идеалов, ценностей образцов или правил «нормального» для данной группы поведения и санкций за уклонение от них составляет основы социального контроля в любом сообществе. В культуре содержание, то есть, передаваема информация, важнее их материальной формы. По Фрейду, это способ психологической защиты личности от неблагоприятной информации, называемый "отрицание" "ничего хорошего этот человек не имел в виду".
«Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» Государственная радиовещательная компания «Маяк». Их совокупность представляет собой этическую систему того или иного субъекта индивида, группы, общности, организации, социума, парода и т. Выделим некоторые общепризнанные нравственные эталоны и образцы этичного поведения. К сожалению, социальная диагностика может вскрывать негативные факты, которые иногда яростно отвергаются не только представителями органов управления, но и шокированной общественностью. Они тоже результат деятельности людей и тоже артефакты. но созданы не руками, а разумом и чувствами.
Этим Кант ставит общество выше личности. Императив — повеление, требование, долженствование, приказ, закон! Проведя исследование, мы выявили, что большинство ярославцев не обращают внимание на «мелкие» правонарушения и считают это нормой, они предпочитают открыто не предотвращать правонарушения, не порицают правонарушителей. Нормативность нашей белорусской культуры гораздо слабее, чем английской. В этом случае коррупция трактуется как некий общий дефект системы государства, общества и т. Факторы этичности управления В экономике можно заметить такие точки зрения на этичность бизнеса согласно М. Ни типологизация Тойнби, ни типологизация Шпенглера ни к чему не обязывают. Уже в конце XIX в. Объекты материальной культуры специфичны для эпохи, социальной группы, нации, для индивида. Культура жизнеобеспечения составляют постройки, предметы быта, одежда. Этические нормы предстают в основном в виде правил писаных и неписаных. образцов поведения, установившихся традиций, ритуалов. Моральные нормы как вид социальных норм регулируют нравственное поведение и взаимоотношения людей служат основанием оценки их поступков. Формационная ступени развития человеческой культуры. Оно устанавливает, фиксирует, определяет меру человеческого в Золотая середина — середина между крайностями, единство противоположностей, исключающее крайности.
Культура и регуляция человеческого поведения.
1. Образцы поведения, обычаи и нормы.
2. Понятия и сущность ценности.
1. Плаханов В. Д. Норма и отклонения в обществе. СПб. 2011.
2. Динамика ценностей населения реформируемой России. М. 2003.
3. Инглхарт Р. Вельцель К, Модернизация, культурные изменения и демократия. М. 2011.
4. Лукьянов Вячеслав Георгиевич, Лялин В. С. Урсу И. С. Социология. СПб. 2010.
Поведение людей, в отличие от животных не определяется исключительно инстинктом.
Социокультурная среда программирует поведение человека.
Культура – это карта поведения человека с утра до вечера, от рождения и до смерти.
В фундаменте морали, религии и других сфер культуры находятся основные регуляторы человеческого поведения (1,2 вопрос лекции).
Образцы поведения – это определенные схемы поведения в конкретных жизненных ситуациях, типичные для данной культуры.
1. Принимаются добровольно и часто не осознаются носителями культуры.
2. Могут быть положительными или отрицательными.
3. Многие образцы поведения формализуются и имеют четкие предписания – воинский устав, дипломатический этикет и др.
Обычаи – это определённый стереотип поведения, превратившийся в привычку и передающий из поколения в поколения накопленный социальный опыт.
1. К обычаям относят формы жизненного уклада, формы поведения, воспитания, правила гигиены и др.
2. Обычаи формируется в разных сферах жизни человека и со временем изменяются.
3. В качестве основного регулятора поведения О. выступают в архаическом обществе.
Это общепринятые правила поведения устанавливающие его допустимые границы и являющиеся условием принадлежности индивида группе.
1. Нормы функционируют на 2 уровнях:
· Эмоциональном (в форме обычая);
· Рациональном (что предполагает сознательную оценку и выбор варианта поведения).
2. Нормы складываются в нормативные системы. Чем сложнее общество, тем более дифференцированной является его нормативная система.
3. В процессе быстрых и глубоких социальных изменений нормативные системы теряют стабильность, разрушаются, и утрачивают свою регулятивную функцию. Возникает аномия.
Основание классификации Типы норм
1. Специфика субъекта нормотворчества
Ценность – личностно окрашенное отношение к миру, возникающее у человека на основе собственного жизненного опыта и связанное с определённым материальным или идеальным объектом носителем ценности.
1. Ценности возникают у человека как ответ на вопрос: к чему следует стремиться и чего следует избегать.
2. Во всякое зрелой культуре существуют механизмы внедрения одних ценностей и отторжения других.
3. Главная функция ценностей – создание упорядоченной и осмысленной картины мира.
4. Ценности принимаются добровольно и связаны со свободным выбором индивида.
Ценности индивиду необходимы для поддержания душевного равновесия. Потеря ценностей воспринимается как утрата смысла жизни.
Различаются три формы существования ценностей, переходящих одна в другую:
1. Общественные идеалы, выработанные общественным сознанием и присутствующие в нем как обобщенные представления о совершенстве в различных сферах общественной жизни.
2. Предметное воплощение этих идеалов в деяниях или произведениях конкретных людей.
1. Специфика «S» ценностного отношения
Ценности индивидуальные, групповые, классовые, конкретного общества, общечеловеческие
2. Специфика «О» ценностного отношения
Ценности экономические, нравственные, художественные, религиозные, политические, правовые и др.
3. Роль ценностей в жизнедеятельности индивида
· Витальные (жизнь, здоровье);
· Терминальные (дружба, семья, любовь и др.);
· Инструментальные (трудолюбие и др.).
4. Роль ценностей в жизнедеятельности общества
Интегрирующее обществ; дифференцирующее общество; двойственные.
1. Кульутра осуществляет регуляцию поведения человека посредством формирования и внедрения образцов поведения, обычаев, норм и ценностей.
2. Нормативно-ценностые системы регулируют поведение людей в рамках определенных социальных институтов
3. Нормативно – ценностные системы делают понятным и предсказуемым поведение других, делают возможным взаимное приспособление индивидов.
Знакомство с институтом брака начнем с нескольких определений.
Брак — это одобренные обществом образцы поведения, с помощью которых создается семья.
Брак — социально одобряемые сексуальные отношения между мужчиной и женщиной.
Брак — это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности.
(Сравните приведенные определения. Подумайте, какую особенность брака как социального института подчеркивает каждое из них. Какое из определений наиболее широкое?)
В зависимости от формы брака исследователи различают моногамную и полигамную семью. Моногамный брак (от греч. monos — один) предусматривает существование брачной пары — мужа и жены (брак одного мужчины с одной женщиной в одно время). Полигамный брак (от греч. poly — много) предполагает, что у мужа или жены есть право иметь нескольких жен или мужей одновременно. В современном обществе существуют как моногамные браки, так и отдельные виды полигамии: групповой брак (например, на Маркизских островах), полиандрия, или многомужество (например, в некоторых племенах Южной Индии
и Тибета), полигиния, или многоженство (например, в мусульманских странах).
Большинство древних цивилизаций видели в браке средство продолжения рода и механизм передачи прав собственности. Брак «привязывал» женщину к мужчине и гарантировал, что дети являются биологическими наследниками мужа. История знает множество династических браков и экономических брачных союзов. Нередко брак становился предметом торга, инструментом перераспределения имущества и власти.
Брак, как уже отмечалось, эволюционирует вместе с об ществом. Брак долго считался союзом на всю жизнь, и во многих странах разводы были запрещены. Всего 30 лет назад ни одна женщина не могла подать в суд на мужа за изнасилование; брак закреплял доминирование мужчины над женщиной. Сегодня в ряде современных государств женщина пользуется равными правами со своим супругом.
Рассмотрев эти примеры эволюционирования брака, мы можем сформулировать еще одно его определение: бракпредставляет собой эволюционирующее социальное партнерство мужчины и женщины, регулируемое законами и правилами общества в конкретных исторических условиях.
Желание семейной пары быть вместе, принимать совместные решения, нести ответственность друг за друга уважается и поощряется законом. В большинстве государств закон требует оформления (регистрации) брака в государственных органах. В некоторых государствах правовое значение придается также браку, заключенному по религиозным обрядам.
В России признается законным брак, зарегистрированный в государственных органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС). (До 1944 г. к зарегистрированному приравнивался так называемый фактический — незарегистрированный — брак.) Только заключенный на законных основаниях брак обеспечивает права супругов (например, право на совместное имущество, право наследования в случае смерти супруга и др.).
В развитых странах серьезно обсуждается вопрос однополых браков. Их сторонники утверждают, что институт брака постоянно эволюционировал, поэтому запрет брака мужчины с мужчиной и женщины с женщиной — это попытка остановить развитие цивилизации. Противники таких браков уверены, что официальное признание однополых семей знаменует собой конец традиционного брака.
Права однополых семей полностью приравнены к правам разнополых в Швеции, Норвегии, Дании, Нидерландах и
Бельгии. В 2002 г. Германия легализовала гражданские союзы для однополых партнеров, предоставив им те же права, что и обычным семьям, кроме права усыновлять и удочерять детей. Однополые браки стали регистрировать в некоторых штатах США. В то же время в большинстве штатов приняты законы, запрещающие создание подобных брачных союзов.
ТРАДИЦИОННЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ
На протяжении истории менялись конкретные формы семьи, однако семья как социальный институт не исчезала. Стабильность семьи связывают с наличием в ней устойчивой системы ценностей и механизмов преемственности ценностной системы в рамках семьи: от родителей — детям. Вспомним: в общефилософском понимании «ценность» представляет собой термин, указывающий на человеческое,социальное и культурное значение определенных явлений действительности. Философы подразделяют ценности на интегрирующие, т. е. консолидирующие поведение субъектов, и дифференцирующие, выявляющие особенности их поведения в обществе. В семейные ценности, согласно одному из последних исследований отечественных социологов, могут быть включены: 1) ценности супружества; 2) ценности, связанные с демократизацией отношений в семье; 3) ценности родительства, воспитания детей; 4) ценности родственных связей; 5) ценности, связанные с саморазвитием; 6) ценности внесемейных коммуникаций; 7) ценности профессиональной занятости.
Видит ли молодежь ценность супружества? Одно из исследований на эту тему провели несколько лет назад британские социологи. Они опросили почти две с половиной тысячи студентов и студенток колледжей (поровну и тех и других) в возрасте от 18 до 23 лет. 84% девушек и 70% юношей выразили желание со временем вступить в брак. Только 5% юношей и 2% девушек посчитали институт брака устаревшим. 86% девушек и 79% юношей пожелали в перспективе оставаться женой или мужем одного человека на протяжении всей жизни. (Сделайте вывод, представляет ли брак ценность для британской молодежи. Представьте, что подобный вопрос задан российским студентам. Как вы думаете, какими будут их ответы?)
Российские ученые также изучают проблему ценностей. Они отмечают, что молодое поколение по принципиальным ценностным ориентирам разделяет взгляды своих родителей. Ценностные характеристики личности, воспитываемые родителями, в сопоставлении с качествами, признанными молодежью, показывают абсолютное совпадение первых пяти позиций: хорошие манеры, трудолюбие, чувство ответ-
ственности, порядочность, терпимость и уважение к другим людям. Несмотря на это, существуют расхождения в ценностях между поколениями. В частности, они выявлены в оценке правил морали, определении значимости секса, важности отдельных качеств личности. Более ценными для молодых людей представляются независимость, решительность, настойчивость. Для их родителей более значимы бережливость, экономное отношение к деньгам и вещам, послушание.
Говоря о ценностях, социологи фиксируют в России совершенно нетипичную для взаимоотношений между поколениями ситуацию: в связи с резкими социально-экономическими изменениями родители нередко обращаются к несовершеннолетним детям за консультацией по жизненным вопросам и корректируют через детей свои представления о реальных ценностях современного российского общества. Дети становятся проводниками современных ценностей общества в сферу семьи.
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СЕМЬИВ СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
В наши дни во всех странах, особенно в странах Запада, семья переживает качественные изменения в связи с глобальными социальными и экономическими процессами (индустриализацией, урбанизацией и др.)-
Для большинства стран Европы, США, России характерна нуклеарная семья (жена, муж и дети) с добавлением одного или двух родителей супругов. Этот вариант семьи, очевидно, возник как попытка справиться с некоторыми типичными для современной городской жизни проблемами. Правда, в сельской местности все еще сохраняется большая неразделенная семья, состоящая из нескольких семейных групп. Они обычно расселяются по соседству и принимают участие в общей деятельности (например, обработке земельных участков).
Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, сменяются ролями, при которых множество женщин участвуют в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимают равное, а иногда ведущее участие в семейных решениях.
В настоящее время единство семьи все меньше зависит от социальных норм и санкций (законов, нравов, обычаев, общественного мнения, традиций, разработанных ритуалов) и все больше — от межличностных отношений, взаимной привязанности, взаимопонимания. Фактически происходит
разделение институтов брака и семьи. Уменьшается число лиц, вступающих в законный брак. Растет количество «свободных», юридически не оформленных семейных союзов и рожденных в них детей.
В современных обществах индустриального типа происходит снижение ценности семьи с детьми и единства всех семейных поколений. Падает рождаемость, растет количество разводов, увеличивается частота добрачных половых связей, ранних рождений. Отмечают рост числа отказов от детей и даже случаи их убийств, нарастание эмоционального отчуждения между членами семьи. Растет предпочтение так называемых альтернативных форм брачной и семейной жизни, включая рост числа одиночек, неполных семей, брачных сожительств. Усиливается девиантное поведение в семье — злоупотребления алкоголем и наркотиками, семейное насилие. Эти негативные явления и тенденции наблюдаются и в России, и в странах с благоприятной экономической и социально-политической ситуацией — в США, в странах Европы и др.
Анализируя причины отмеченных явлений и тенденций, ученые разделились на две группы.
Представители первой считают позитивные и негативные изменения частными проявлениями общего и в целом прогрессивного процесса модернизации семьи, смены одного ее типа (традиционного) другим (современным). Сторонники данного подхода говорят о временных и локальных проблемных семейных ситуациях, связанных главным образом с неодинаковой скоростью модернизации различных подсистем общества на отдельных территориях и в отдельные периоды.
Представители другой группы те же самые семейные изменения рассматривают как исторически конкретные выражения системного кризиса семьи, вызванного не какими-то случайными негативными явлениями и ситуациями, а коренными, сущностными чертами индустриально-рыночной цивилизации. Кризис, охвативший семью и ценности семейного образа жизни, сторонники этого подхода считают глобальной проблемой современности.
Ситуацию в России некоторые социологи считают катастрофической. Распадается каждый второй брак. 70% разводов приходится на молодые семьи. Каждый третий ребенок рождается вне брака. Ежегодно рассматриваются десятки тысяч заявлений о лишении родительских прав. Младенческая, детская и материнская смертность остается пока на значительно более высоком по сравнению с развитыми странами уровне.
Особо остро стоят проблемы неполной семьи, В такой семье воспитывается каждый седьмой ребенок в России. В ре-
зультате роста смертности мужчин в молодых возрастах, разводов и внебрачной рождаемости увеличивается числонеполных семей. Эти семьи имеют меньшие возможности для содержания и воспитания детей. За 1990—2000 гг. вдвое увеличилось (до 637 тыс.) число детей в государственных интернатах. Только 10% находящихся в них детей не имеют родителей. Остальные являются социальными сиротами, т. е. имеют живых кровных родителей. Значительная их часть — дети из неполных семей.
Важнейшая причина социального сиротства — рост бедности. В 2000 г. реальные доходы населения составили только 35,8% от уровня 1990 г. коэффициент дифференциации доходов увеличился с 4,5 до 14 раз. Наряду с традиционными бедными — неполными семьями, семьями пенсионеров и инвалидов, многодетными семьями, студенческими семьями, семьями с малолетними детьми, в России появились так называемые «новые бедные» — полные семьи с работающими родителями и 1—2 детьми; они составляют половину бедных семей. Это семьи работников бюджетных отраслей, предприятий, задерживающих выплату заработной платы, семьи безработных.
Проблема укрепления семьи стоит чрезвычайно остро. Возможности ее решения видятся в поддержке семьи со стороны государства и общества.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ
Государство в современном обществе заинтересовано в укреплении семьи как социального института. С этой целью правительства ряда стран принимают специальные меры. Государственная поддержка семьи осуществляется и в России: учреждены дополнительные отпуска (в связи с рождением ребенка, по уходу за маленькими или больными детьми и др.); установлены денежные пособия (например, по уходу за ребенком, по беременности и родам); введены особые льготы (например, перевод беременных женщин, а также женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, в соответствии с медицинскими требованиями на более легкую работу без уменьшения заработной платы) и др. Вместе с тем выделяемые государством средства на эти цели пока явно недостаточны.
Традиционная для нашей страны экономическая поддержка семьи государством не единственный и даже не главный вид социальной (экономической в данном случае) помощи. В экономическом плане главное — меры, направленные на подъем экономической самостоятельности семьи, расширение ее собственных возможностей в производстве, распределении и использовании семейного дохода. В целом
же государственная поддержка семей в последнее времявключает содействие в реализации различных потребностейсемей, в разрешении проблем и кризисных ситуаций любойприроды, не только экономических.
Все семьи на разных стадиях своего жизненного пути сталкиваются, например, с проблемами социальными, медицинскими, психологическими, юридическими, образовательными и т. д. Любое нормальное, естественное событие в жизни семьи (вступление в брак, рождение ребенка, поступление ребенка в школу, чья-то смерть или болезнь и т. д.) с неизбежностью порождает те или иные проблемные ситуации. Скажем, для молодой семьи типично наличие материальных и жилищных трудностей, психологических проблем общения, трудностей с продолжением образования, профессиональным ростом.
Другие проблемы семьи порождаются случайными семейными событиями (болезнь, преждевременная смерть, длительная разлука, развод, потеря работы и т. п.) или событиями внешней среды (стихийные бедствия, политические и экономические кризисы, инфляция, военные действия и т. д.).
Многие семьи не в состоянии самостоятельно справиться с проблемами и сохранить свою целостность. Такие семьи должны стать объектами поддержки со стороны государства и общества. Так, нуждаются в поддержке молодые семьи, разводящиеся, семьи с одним родителем, с отчимом или мачехой, с приемными родителями, семьи, имеющие детей-инвалидов, семьи, имеющие маленьких детей, семьи, в которых имеет место насилие по отношению к детям или другим членам, семьи с детьми-подростками, имеющими склонность к правонарушениям, семьи алкоголиков, безработных и др. (Возможно, опираясь на социальный опыт, вы можете продолжить этот перечень.)
Поддержка семьи ведется на федеральном и региональном уровнях. Согласно Конституции РФ, региональные и муниципальные органы власти и местного самоуправления разрабатывают экономические, медицинские, психологические, образовательные и другие программы поддержки семьи.
Развивается и семейное законодательство. Оно различно в разных странах, но суть его одна — защита детей, поощрение семьи и долговременности брака, ограничение причин, ведущих к распаду семьи, создание препятствий для разводов.
НИ Основные понятия: семья и брак как социальные институты. ¦МТермины: семейная роль, неполная семья.
1) Почему для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений? 2) Какие нормы регулируют отношения в семье? 3) Каково социальное назначение института брака? 4) Что можно отнести к традиционным семейным ценностям? 5) Какие изменения переживает семья в современном мире? 6) В чем заключается государственная поддержка семьи?
Подумайте, обсудите, сделайте
Какие важнейшие социальные потребности удовлетво
ряет институт семьи?
Социальные институты называют «фабриками воспро
изводства общественных отношений». Какие ролевые отно
шения воспроизводят институты семьи и брака? Каким об
разом это воспроизводство происходит?
Опираясь на знания обществоведческого курса, курса
права и социальный опыт, приведите примеры социальных
норм, регулирующих семейные отношения, которые закреп
лены законодательно, и тех, которые поддерживаются тра
дициями, обычаями, общественным мнением.
Считаете ли вы актуальной проблему подготовки мо
лодежи к браку? Является ли серьезное отношение к обя
занностям будущих супругов непременным условием благо
получной семьи?
Существует мнение: «Брак — это не контракт между
двумя людьми, брак — это контракт между супружеской па
рой и обществом». Выскажите свое отношение к этому суж
дению.
Поработайте с источником
Прочтите фрагмент статьи современного российского социолога.
Подростки готовы заимствовать из родительской системы ценностей модель родственных связей (готовы принять 70% подростков, не готовы — 7%). Достаточно высок также рейтинг такой семейной ценности, как профессиональные интересы, отношение к работе (готовы следовать такой родительской модели поведения в среднем 62%, отвергают ее 14% подростков). Следующая семейная ценность, принимаемая детьми в качестве образца поведения, — внесемейное общение, и прежде всего отношения с друзьями (принимают 51% подростков, отвергают — 14%). Несколько меньше половины подростков (46%) одобряют систему воспитания, принятую в родительской семье. <. > Не пользуются поддержкой детей эмоциональные взаимоотношения между родителями: положительно оценивают их лишь 17% подростков при 33% негативных оценок. Наконец, совсем не одобряют подростки
формы проведения родителями своего свободного времени. <. >
В условиях меняющегося общества традиционные ценности семьи зачастую становятся тормозом при усвоении новых жизненных реалий. В такой ситуации процесс трансформации семейных ценностей, их приспособление к новым условиям жизни часто происходят при активном участии младшего поколения в семье. Такой социальный феномен имеет место сегодня в российском обществе: наблюдается нетипичная ситуация признания родителями высокой компетентности детей в ряде вопросов, связанных с реальными ценностями нового социума. Таким образом, в переходном российском обществе следует говорить не столько о традиционной передаче семейных ценностей от родителей детям, сколько о разнонаправленном их участии в этом процессе. На межпоколенном уровне наряду с усвоением детьми базовых ценностей происходит трансформация ценностной системы родителей.
Дементьева И. Ф. Трансформация ценностных ориентации
в современной российской семье/Вестник РУДН.
Серия Социология. — 2004. — № 6—7. — С. 158—159.
1|§1| Вопросы и задания к источнику. 1) Какое положение параграфа дополняет и расширяет документ? 2) Проранжируйте на основе текста семейные ценности молодого поколения. 3) Как понимает автор разнонаправленное участие родителей и детей в передаче ценностей? Что вы можете отнести к ценностям вашей семьи? Каково ваше личное отношение к ценностям старших поколений?
§12.Быт и бытовые отношения
в чем проявляется взаимосвязь потребностей и интересов человека? Что такое межличностное взаимодействие? Каковы его основные типы? Что характеризует психологию семейных взаимоотношений? Как тендер влияет на поведение человека?
Ч еловек живет в мире повседневных, повторяющихся изо дня в день дел и забот. Структура повседневности — наиболее полная и насыщенная. Она характеризуется определенным укладом, который включает жилище человека, его питание и одежду, досуг и домашнюю работу и т. п.
В процессе повседневной жизни человека складываются бытовые отношения. Бытовые отношения — это устойчиваясистема повседневных непроизводственных связей междулюдьми по поводу удовлетворения их первоочередных по-
требностей (в пище, одежде, жилище, поддержании здоровья, уходе за детьми, а также освоении духовных благ,культуры, общении, отдыхе, развлечениях, физическом икультурном развитии).
Бытовые условия имеют большое значение для сохранения здоровья и работоспособности человека. Вот почему быт и бытовые отношения стали предметом изучения различных наук. Социология рассматривает бытовые отношения на различных уровнях общественной организации: семья, соседи; изучает сложившиеся стандарты быта. Бытовые отношения изучает и социальная психология. Ее ракурс — мотивы поведения людей, межличностная коммуникация в сфере бытовых отношений. Как рационально вести домашнее хозяйство, распределить домашние работы и обязанности? На эти и другие аналогичные вопросы отвечает экономическаянаука. Под влиянием социально-экономических и географических условий у различных народов вырабатывается комплекс бытовых норм, традиций, обычаев, обрядов. Поэтому быт изучает и такая наука, как этнография.
Ценности быта представляют собой качества, которые обеспечивают комфорт, доставляют радость. Обустройство быта, в том числе жилья, является одной из главных забот повседневной жизни. Социально-бытовые интересы человека направлены на те предметы и явления, которые способны удовлетворить его потребности, лежащие за пределами производственной сферы.
Существуют различные классификации социально-бытовых интересов. Приведем примеры некоторых из них.
В зависимости от качества потребностей различают социально-бытовые интересы, направленные на удовлетворение материальных потребностей, и интересы, связанныес нуждами развития человека, определяемые уровнем развития человека и его самосознания. К числу первых относят интересы, ориентированные на обеспечение человека продуктами питания, обувью, одеждой, предметами быта; оплату жилья, коммунальные и транспортные услуги; заботу о сохранении и поддержании здоровья; сюда также относят и жилищные интересы человека (строительство собственного дома, дачи или гаража, ремонт квартиры и т. п.), а также интересы, связанные с бытовым трудом (ведение домашнего хозяйства, ведение личного подсобного хозяйства (покупка минеральных удобрений, скота, корма, семян, саженцев, строительство помещений и т. п.). Ко второй группе традиционно относят досуговые интересы человека (посещение театров, концертов и т. п.), а также интересы, позволяющие
создать наиболее оптимальные условия для повышения уровня образования и т. п. (Вспомните другие духовные потребности человека и предположите, какие интересы в социально-бытовой сфере они порождают.)
В зависимости от типов социального объединения и общения выделяют бытовые интересы семьи, соседей, товарищеских компаний, молодежных групп и т. д.
По территориальному признаку различают социально-бытовые интересы городских, сельских жителей, жителей мегаполисов, крупных, средних и небольших городов и т. п.
Демографический признак лежит в основе выделения социально-бытовых интересов детей, молодежи, представителей среднего возраста, пожилых людей и т. п.
Конечно, предметы и способы удовлетворения потребностей различны. Одному человеку необходим минимальный набор продуктов, для него питание — лишь способ поддержания нормального уровня функционирования организма. Для другого важно хорошо и вкусно поесть. К тому же способы удовлетворения одной и той же потребности одного человека варьируются в разных условиях. В то же время процессы, происходящие в сфере быта, приводят к стандартизации некоторых его элементов. Это порождает сходный образ жизни у представителей определенных социальных и профессиональных групп.