Руководства, Инструкции, Бланки

морфологический разбор существительного 3 класс образец img-1

морфологический разбор существительного 3 класс образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Материал ( класс) на тему: Морфологический разбор имён существительных

Материал ( класс) на тему:
Морфологический разбор имён существительных
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Морфологический разбор имен существительных и прилагательных. Синтаксический анализ предложений."

План – конспект дифференцированного урока по русскому языку в 4 классе УМК «Начальная школа 21 века» под ред. Н.Ф Виноградовой. Разработка поможет учителям начальных классов провести урок закрепления.

Урок в 4 классе "Морфологический разбор имени существительного" с использованием мультимедийной презентации.

урок русского языка УМК Перспектива 3 класс "Морфологический разбор имени существительного"

1.План - конспект урока2. Технологическая карта урока3. Приложение.

Большое внимание на уроках русского языка я уделяю языковым анализам. При изучении темы «Имя существительное», учащиеся знакомятся с морфологическим разбором имени существительного. С помощью мультиме.

Конспект урока русского языка. 3 класс. « Морфологический разбор имени существительного».

Поможет сформировать умение разбирать имя существительное как часть речи, работать по алгоритму самостоятельно, в парах и группах.

Развитие умения определять склонение имён существительных. Морфологический разбор имени существительного.

На уроке дети повторяют признаки имён существительных, самостоятельно выводят алгоритм морфологического разбота имён существительных. На уроке используются разнообразные виды деятельности, что позволя.

Другие статьи

Морфологический разбор существительного: Русский язык краткий теоретический курс для школьников Литневская Е

Морфологический разбор существительного

— число (для изменяющихся по числам),

3. Синтаксическая роль в предложении.

Дадим комментарий к разбору.

Существительное выписывается из текста в той форме, в которой оно стоит. Если существительное употреблено с предлогом, предлог может быть выписан вместе с существительным, однако его необходимо убрать в скобки, так как предлог является не частью формы существительного, а самостоятельным словом и отдельной частью речи.

Начальной формой существительного является форма И. п. единственного числа для существительных, изменяющихся по числам, и для существительных только единственного числа. Начальной формой существительных только множественного числа является, естественно, форма И. п. множественного числа.

Далее следует указать морфологические признаки существительного, разделив их на постоянные и непостоянные.

К постоянным признакам относятся разряд по значению, одушевленность, род, склонение, а для существительных, не изменяющихся по числам, и число.

К сожалению, в школьных учебниках признак числа в схеме морфологического разбора существительного указан только в непостоянных признаках. Так, в комплексе 3 приводится образец морфологического разбора существительного, в котором у слова небо признак единственного числа указан в непостоянных признаках. До недавнего времени в комплексе 1 в качестве образца морфологического разбора было приведено слово север с непостоянным признаком единственного числа. Это неверно.

При указании разрядов существительного по значению в школьных учебниках предлагается указывать только собственность / нарицательность существительного, а указание на его конкретность, абстрактность и т. д. опущено, хотя в ходе объяснения теоретического материала эти понятия используются. Это связано с тем, что для некоторых слов определение принадлежности к одному из разрядов является достаточно сложной задачей (см. например, слова деньги, мысль, звук и т. д.). В сложных случаях принадлежность слова к конкретным, абстрактным, вещественным или собирательным можно не указывать.

При морфологическом разборе слова любой части речи необходимо обратить особое внимание на две вещи. Первая — это необходимость разграничения грамматических признаков слова и информации о внеязыковой действительности.

Для существительного это положение особенно ярко проявляется при анализе таких морфологических признаков, как одушевленность, род и число.

Одушевленность, как уже было сказано, — это не разряд по значению, а собственно морфологический признак, выражающийся в соотношении форм И. п. Р. п. и В. п. у одушевленных в единственном числе (для муж. рода — и в множественном) В. п. совпадает и Р. п. а у неодушевленных — с И. п. Если же у существительного жен. рода или ср. рода представлены формы только единственного числа, оно формально не охарактеризовано по одушевленности. Именно поэтому в предложенной нами схеме разбора одушевленность стоит после рода и числа: комбинация постоянных признаков «жен. род, ед. число» или «ср. род, ед. число» автоматически влечет за собой формальную неохарактеризованность по одушевленности.

Род, как уже было сказано, формальная характеристика: для большинства существительных русского языка (все неодушевленные и часть одушевленных) род условен и определяется по окончаниям согласуемых с существительным слов. При определении рода надо быть особенно внимательными в том случае, когда грамматический признак рода и экстралингвистический признак пола лица не совпадают. Так, в предложении Он просто свинья существительное свинья женского рода, хотя и характеризует мужчину, поскольку можно сказать Он так-ая свинья и нельзя сказать *Он так-ой свинья. Род всегда является постоянным признаком существительных. Существительные — субстантивированные прилагательные или причастия (больной и больная, заведующий и заведующая) являются не формами одного слова, а разными словами.

Большого внимания требует морфологический признак числа. Для большинства существительных форма единственного числа обозначает один предмет, а форма множественного числа — множество объектов. Однако в некоторых случаях это соотношение нарушается.

Так, многие собирательные, обозначая совокупность предметов, называют ее формой единственного числа (листва, детвора).

Существительные, обозначающие парные предметы или предметы, состоящие из нескольких частей, формой множественного числа называют и один предмет, и множество предметов (ножницы).

Некоторые собственные существительные имеют только форму множественного числа и обозначают при этом один объект (Карпаты, Лужники).

В некоторых контекстах единственное число указывает на целый класс объектов, т. е. употребляется в несвойственном ему значении (Здесь рыба не водится).

Особого внимания требует определение числа существительных, управляемых количественными числительными. Так, числительные два, три и четыре управляют существительным в единственном числе (два, три, четыре стола), числительные пять и далее — формой множественного числа (пять столов).

Несклоняемые же существительные в некоторых своих употреблениях вообще не позволяют сделать вывод о том, в форме какого числа они стоят. Так, в предложении В магазине он стал примерять пальто нет внесловной информации, позволяющей определить число существительного пальто (ср. В магазине он стал примерять сер-ое пальто и В магазине он стал примерять вс-е сер-ые пальто).

Второе, на что необходимо обратить внимание при разборе слова любой части речи, — это специфика объекта морфологического описания. Для морфологии небезразлично значение, в котором выступают слова в конкретном тексте. Основной объект морфологического описания — не слово в целом, а слово в его определенном значении (лексико-грамматический вариант слова). Разные значения одного слова могут обладать различными морфологическими признаками (ср. слово гений в значении ‘свойство ума’ одушевленное, а в значении ‘человек, носитель этого признака’ неодушевленное).

При определении склонения существительного надо помнить о том, что помимо существительных субстантивных склонений (существительные I, II, III склонения, разносклоняемые, существительные просто субстантивного склонения — с формами только множественного числа) в русском языке представлены существительные, склоняющиеся как прилагательные (адъективное склонение), и существительные смешанного склонения (см. склонение).

При указании на синтаксическую функцию слова его можно выписать и подчеркнуть соответствующей чертой, а можно и описать словами. Второй способ предпочтительнее, так как часто слово является не членом предложения, а частью неоднословного члена предложения, в том числе обособленного оборота.

Приведем пример морфологического разбора существительного.

Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать; он ладонью стал сбивать пыль с пальто (по В. Набокову).

начальная форма — дама;

Образец разбора - Презентация 21519-14

Образец разбора

Ученики рисуют в альбоме >>

Образец разбора. I. Часть речи. II. Морфологический разбор: 1.Начальная форма (И. п. ед. ч.) 2. Постоянные признаки: - собст. нариц.; одуш. неодуш.; род (по н. ф.); склонение ( по н. ф.); 3. Непостоянные признаки: -число; падеж; III.Синтаксическая роль.

Слайд 14 из презентации «Морфологический разбор существительного» к урокам русского языка на тему «Существительное»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке русского языка, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Морфологический разбор существительного.ppt» можно в zip-архиве размером 901 КБ.

Существительное

краткое содержание других презентаций о существительном

«Существительное как часть речи» - Вставить пропущенную букву. Что обозначает имя существительное. Заполни таблицу. Дифференцированная работа. Творческая работа. Путешествие по стране имени существительного. Загадаю - отгадай. Решение проблемной ситуации. Работа с пословицей. Повторение пройденного материала.

«Имя существительное в русском языке» - Найди существительное женского рода. Разносклоняемые существительные. В этом существительном пишется суффикс –чик. Тренируйся. Это слово является существительным. Найди существительное общего рода. Какой падеж отсутствует. Это существительное пишется с НЕ раздельно. Книга – наш лучший друг. Существительное имеет Ь на конце слова после шипящих.

«Имя существительное - самостоятельная часть речи» - Шёпот, робкое дыханье, трели соловья. 3 склонения. Предмет. Имя существительное - хлеб языка. План. Значение имени существительного как части речи. План изучения темы. Определить перспективы изучения материала. Имя есть часть речи, обозначающая тело или вещь. Имя существительное – это самостоятельная часть речи.

«Характеристика имени существительного» - Падеж как морфологический признак существительных. Самостоятельная знаменательная часть речи. Какое существительное относится к мужскому роду. Морфологический разбор существительного. Согласуйте в формах рода определения и сказуемые. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Грамматические признаки слов.

«Задания «Имя существительное»» - Как проверить слова с безударной гласной? Не счастья меня преследовали. В плаванье - ІІ склонение, В.п. Капитану - ІІ склонение, Д. п. Гавани - ІІІ склонение, И.п. Записать по 3 слова собственных имен существительных. Проверка задания 7а (карточки). Обобщение изученного по теме « Имя существительное».

«Морфологический разбор существительного» - Ученики рисуют в альбоме. Собственное или нарицательное. Морфологические признаки. Образец разбора. Число; падеж. Постоянные признаки. Книга. Весной у зайчихи рождаются зайчата. Части речи. Синтаксическая роль. Морфологический разбор имени существительного. Род. Часть речи. Непостоянные признаки. Ученики.

Всего в теме «Существительное» 34 презентации

Морфологический разбор имён существительных: план и образец разбора

3.2.3. Морфологический разбор имён существительных

Образцы разбора имён существительных

В почтовом поезде, шедшем из Петербурга в Москву, в отделении для курящих ехал молодой поручик Климов (Чехов).

  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос в чём?
  2. Н. ф. – поезд .
    А) Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение.
    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, предложного падежа.
  3. В предложении выполняет роль обстоятельства места.

(шедшем) (из) Петербурга

  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос из чего?
  2. Н. ф. – Петербург .
    А) Постоянные признаки: собственное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение, не изменяется по числам – имеет форму только единственного числа.
    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме родительного падежа.
  3. В предложении выполняет роль обстоятельства места.

(шедшем) (в) Москву

  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос во что?
  2. Н. ф. – Москва .
    А) Постоянные признаки: собственное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение, не изменяется по числам – имеет форму только единственного числа.
    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме винительного падежа.
  3. В предложении выполняет роль обстоятельства места.

(ехал) в отделении

  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос в чём?
  2. Н. ф. – отделение .
    А) Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, средний род, существительное на -ие: 2-е склонение, но в предложном падеже окончание -и, как у существительных 3-го склонения.
    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, предложного падежа.
  3. В предложении выполняет роль обстоятельства места.

(в отделении) (для) курящих

  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос для кого?
  2. Н. ф. – курящий .
    А) Постоянные признаки: нарицательное, одушевлённое, данное существительное – субстантивированное причастие, поэтому изменяется по родам (курящий, курящая ) и склоняется как полное причастие.
    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме множественного числа, родительного падежа; рода нет, как у полных причастий во множественном числе.
  3. В предложении выполняет роль несогласованного определения.
  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос кто?
  2. Н. ф. – поручик .
    А) Постоянные признаки: нарицательное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение.
    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, именительного падежа.
  3. В предложении выполняет роль приложения.
  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос кто?
  2. Н. ф. – Климов .
    А) Постоянные признаки: собственное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение.
    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, именительного падежа.
  3. В предложении выполняет роль подлежащего.
Упражнение к теме «3.2.3. Морфологический разбор имён существительных»

Конспект урока по русскому языку Разбор имени существительного как части речи 3 класс

Конспект урока по русскому языку "Разбор имени существительного как части речи" 3 класс

МОБУ СОШ №10 город Нефтекамск РБ

учитель начальных классов

Тема урока: Разбор имени существительного как части речи

Цель: Формирование языковой компетентности младших школьников посредством углубления, обобщения и систематизации знаний об имени существительном и выработки практических умений

-обобщить и систематизировать знания об имени существительном, его существенных признаках,

-определить порядок морфологического разбора имени существительного, научить выполнять разбор имен существительных,

-активизировать речь, мышление учащихся,

-воспитывать эстетические чувства.

Оборудование: иллюстрации березы, ели, компьютер, проектор, магнитофон.

1. Организованное начало урока.

Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, а теперь посмотрите на меня, улыбнитесь. Сразу стало веселее и светлее. Много солнышек появилось в нашем классе.

Сегодня на уроке каждый из вас получит оценку. Оценивать себя будете сами на листке самооценки.

Откройте тетради по чистописанию, урок 72. Какие буквы нашли в многобукве? (О Г Б У)

Есть ли в ней строчные? (нет)

Запишите заглавные буквы.

Прочитайте предложение с доски:

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром. (С. Есенин)

-Эти строки из его стихотворения «Белая береза».

-Как понимаете выражение «принакрылась снегом, точно серебром»?

-Люди называют березу красавицей русских лесов. Она считается символом и гордостью России.

1слайд Рисунок березы

Запишите предложение. Проверьте написанное. Подчеркните орфограммы.

Оценивание 1. Поставьте себе 1-ую оценку на 1 строке.

3. Актуализация знаний.

-Какой частью речи является слово береза? (имя существительное)

Что такое имя существительное? (это часть речи, которая называет предметы и

отвечает на вопросы кто? что?)

Какую работу мы можем выполнить со словом береза?

(выполнить фонетический разбор)

Что значит фонетический? (звуко-буквенный)

(прикрепляю на доску карточку)

Позже вы узнаете, почему разбор так называется.

Как вы думаете, какую проблему мы должны решить? Чему вы должны научиться на уроке? (научиться выполнять морфологический

разбор имени существительного)

2) Постановка учебной задачи.

Проблема урока – научиться выполнять морфологический разбор имени существительного.

Самое интересное – это то, что вы это сами легко сделаете. Верите мне?

Как думаете, что нужно повторить для этого? (все об имени существительном)

4. Открытие нового знания. Решение учебной задачи.

Иней, метро, тарелка, серебряный, мужчина, блюдце, волшебный, кровать.

Прочитайте хором эти слова. Что их объединяет? (это словарные слова)

На какие группы их можно разделить? (существительные, прилагательные) Докажите.

(стираю имена прилагательные)

А как вы узнали, к какой части речи относится слово? (по вопросу)

Значит, 1 -ое ключевое слово урока -

Какой частью речи является слово под окном. (имя существительное)

Как узнали? Что вы сделали? (поставили в н.ф.)

Что значит н.ф. (форма ед. ч. отвечает на вопрос кто? или что?)

2 -ое ключевое слово урока -

3 слайд2. Начальная форма (в форме ед. ч.,

отвечает на вопрос кто? или что?)

Что мы определили по вопросу? (часть речи)

3 -ое ключевое слово урока -

Найдите среди оставшихся слов лишнее. (мужчина)

Докажите. (это - одушевленное имя существительное)

На какие вопросы отвечают одушевленные имена существительные? (кто?)

На какие вопросы отвечают неодушевленные имена существительные (что?)

Может ли одушевленное имя существительное стать неодушевленным именем существительным? (нет, это - постоянный признак)

Значит, у имени существительного есть постоянные признаки: одушевленность или неодушевленность.

4 -ое ключевое слово -

5 слайд 4. Постоянные признаки:

-одуш. или неодуш.

-Как можно сгруппировать имена существительные? (по родам)

-Сколько родов в русском языке?

-Как определить род? Назовите слова- помощники.

(м.р. – он, мой, ж.р. – она, моя, ср.р. – оно, моё)

Работа в тетрадях.

Откройте тетради, запишите число.

Запишите имена существительные в 3 столбика по родам.

( Один работает у доски, остальные в тетрадях)

Проверка с доски.

иней кровать блюдце

мужчина тарелка метро

Оценивание 2. Поставьте себе 2-ую оценку.

Может ли существительное м.р. стать существительным ж.р. и наоборот? (нет) Докажите.

Каким признаком является род имени существительного? (постоянным)

6 слайд 4. Постоянные признаки:

-одуш. или неодуш;

-Какое слово лишнее? (метро)

-Докажите. (не изменяется по числам)

-Как думаете, почему? (это слово пришло из другого языка)

-Приведите свои примеры. (кофе, какао…)

-А как узнать, изменяется слово или нет?

(нужно запомнить или заглянуть в словари:

орфографический, толковый или иностранных языков)

-Измените остальные имена существительные по числам, 1 ряд по цепочке.

Сделаем вывод, каким признаком является число имени существительного.

Вывод. Число - непостоянный признак

5 -ое ключевое слово -

7 слайд 5. Непостоянные признаки:

Как думаете, есть еще признаки у имени существительного?

Есть, но об этом узнаете в 5 классе.

Кто догадался, что мы с вами сейчас составили?

(порядок морфологического разбора имени существительного)

8 слайд Морфологический разбор имени существительного

Ребята, как думаете, почему он называется морфологический? Даю подсказку:

Морфология – это раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи

Значит, выполнить морфологический разбор – это сделать разбор имени существительного как части речи или по порядку указать признаки имени существительного, что мы и сделали в 4-ом и 5-ом пунктах.

А теперь еще раз прочитайте порядок морфологического разбора имени существительного

Что значит, выполнить морфологический разбор?

Выполнить морфологический разбор имени существительного – это значит сделать разбор имени существительного как части речи или по порядку указать признаки имени существительного.

Оценивание 3. Поставьте себе 3-ю оценку.

5. Первичное закрепление. Работа по учебнику.

Откройте учебник (с. 35).

Найдите порядок разбора имени существительного как части речи.

Сравните эти 2 алгоритма. Одинаковы они?

Почему название части речи дается только в 3 –ем пункте?

Теперь прочитаем образец записи морфологического разбора имени существительного береза с экрана

Обратите внимание на сокращения.

9 слайд Береза - (что?), н.ф. (что?) береза - сущ. неодуш. ж.р. ед.ч.

Как думаете, мы решили проблему урока?

(Нет, нужно самим научиться выполнять разбор)

Разбор слова под окном

Смотрим на образец с экрана

Один работает у доски, остальные в тетрадях

Физкультминутка. (под песни Винни –Пуха)

Песню какого сказочного героя услышали?

Во 2-ом классе мы с вами читали эту сказку. Кто ее написал?

(Алан Милн, а пересказал Борис Заходер) Он точно подметил характер Винни-Пуха и написал песенки.

Чем вам нравится Винни-Пух? (добрый, веселый, никогда не

унывает, радуется жизни, оптимист)

6. Вторичное закрепление.

Откройте учебники. Найдите упр. 263.

Беседа по содержанию.

-Почему горшок пустой? (Винни-Пух съел мед)

-Что значит, он никуда не денется? (Без меда он никому не нужен)

-О каких страданиях и разочарованиях говорит Винни-Пух?

(Если бы кто-то другой съел мед,

он бы огорчился)

Что значит «и сразу наступает хорошая погода?»

О какой погоде он говорит?

Здесь возможны 2 варианта: 1- ему нравится любая погода, 2 – это погода в его душе, его настроение,

Каким качествам характера можно научиться у Винни-Пуха?

(никогда не унывать, быть оптимистом, верить в себя и тогда любые преграды можно преодолеть)

Найдите имена существительные

Читают девочки 2-го ряда по одному слову с вопросом.

Морфологический разбор слова погода.

Смотрим на образец в книге или на экране. Обратите внимание на сокращения.

10 слайд Погода - (что?), н.ф. (что?) погода- сущ. неодуш. ж.р. ед.ч.

Оценивание 4. Поставьте себе 4 -ую оценку.

-А теперь мы решили проблему урока? (да, научились выполнять

морфологический разбор имени

Беседа с составлением схемы по теме урока.

Оцените уровень своих знаний.

Если легко составил – высокий уровень.

Испытывал затруднения – средний уровень.

Не составил – низкий уровень.

-Кто справился с работой?

-Кто испытывал трудности?

-Кто не смог составить схему?

Ребятам, справившимся на «отлично», предлагаю помочь своим товарищам: рассказать разбор на примере слова снег

Оценивание 5. Поставьте себе 5-ую оценку.

Посмотрите на свои оценки.

Если у вас больше пятерок, ставьте за урок оценку «5». Если больше четверок – «4». Кто поставил себе оценку «3»?

Поднимите руки, кто получил оценку «4». Молодцы.

Поднимите руки, кто получил оценку «5». Молодцы.

8. Творческая работа

Какая сегодня погода? (зимняя, теплая, ясная)

Кто из вас любит зиму? За что? Вспомните слова Сергея Есенина. Кто любит ее за красоту? Особенно красиво в лесу.

Работа в группах.

А сейчас поработаем в группах. (задание на листочках)

Составьте из слов предложение. Подчеркните имена существительные.

Писать нужно красиво, грамотно, быстро.

Задания для групп:

1 группа Белый, лежит, на ветвях, снег, берез, пушистый.

2 группа На вершинах, смолистые, елей, висят, шишки.

3 группа Шустрые, в сучьях, звонко, синицы, пищат.

4 группа Без синиц, зимний, мертвым, лес, кажется.

5 группа Старые, на головы, шапки, белоснежные, пни, надели.

6 группа На сугробах, следов, видны, заячьих, и, лисьи, узоры.

Проверим. Читаем предложение и называем имена существительные с вопросом

1 группа 11 слайдБелый пушистый снег лежит на ветвях берез.

2 группа 12 слайдНа вершинах елей висят смолистые шишки.

3 группа 13 слайдШустрые синицы звонко пищат в сучьях.

4 группа 14 слайдБез синиц зимний лес кажется мертвым.

5 группа 15 слайдСтарые пни надели на головы белоснежные шапки.

6 группа 16 слайдНа сугробах видны узоры заячьих и лисьих следов.

Что у нас получилось? (текст)

О чем текст? (о зиме)

Озаглавьте его. (Зимний лес)

17 слайд Все предложения.

Получился ли текст законченным?

Какое предложение нужно добавить в конце текста? (Красив зимний лес!)

18 слайд Весь текст и заголовок: Красив зимний лес!

Посмотрите, как красив лес на иллюстрациях.

(Показ иллюстраций зимнего леса)

-Чему учились на уроке?

-Назовите ключевые слова урока.

-На следующем уроке мы продолжим работу над разбором.

Ребята, я благодарю вас за хорошую работу.

А на память о сегодняшнем уроке дарю вам солнечные памятки с разбором имени существительного.

10. Домашнее задание.

С. 37, № 3. Что значит указать признаки?