Руководства, Инструкции, Бланки

должностная инструкция помощника машиниста тепловоза img-1

должностная инструкция помощника машиниста тепловоза

Категория: Инструкции

Описание

Настоящая инструкция определяет порядок подготовки и назначения помощников машинистов для работы на тепловозах, основные обязанности и права помощнико

1. Общие положения

1.1. Настоящая инструкция определяет порядок подготовки и назначения помощников машинистов для работы на тепловозах, основные обязанности и права помощников машинистов тепловозов, а также порядок организации их работы.

1.2. Помощники машинистов тепловозов относятся к работникам локомотивных бригад.

1.3. Работники локомотивных бригад руководствуются в своей деятельности законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации, нормативными документами ОАО «РЖД», а также настоящей Инструкцией.

2. Назначение (освобождение) на должность помощника

2.1. Помощником машиниста тепловоза может быть назначено лицо, имеющее документы установленного образца о присвоении профессии помощника машиниста тепловоза и успешно прошедшего проверочные испытания в комиссии эксплуатационного локомотивного депо.

2.2. Перед назначением на должность помощника машиниста тепловоза кандидат в помощники машиниста проходит предварительный медицинский осмотр и профессиональный отбор.

2.3. Назначение (освобождение) на должность помощника машиниста тепловоза производится начальником эксплуатационного локомотивного депо по представлению машиниста-инструктора и согласованию с заместителем начальника локомотивного депо по эксплуатации.

3. Подготовка помощника машиниста тепловоза к самостоятельной работе в должности помощника машиниста тепловоза

3.1. Для назначения на должность помощника машиниста тепловоза кандидат в помощники машиниста тепловоза должен:

– иметь свидетельство помощника машиниста тепловоза установленного образца;

– пройти в установленном порядке предварительный медицинский осмотр, профессиональный отбор и аттестацию;

– иметь рекомендацию машиниста тепловоза, проводившего с ним практическую подготовку к работе в должности помощника машиниста;

– иметь акт о проведении испытаний при назначении на должность помощника машиниста.

3.2. Во время проведения практической подготовки кандидата в помощники машиниста, машинист-инструктор по подготовке и обучению работников локомотивных бригад, а при его отсутствии – машинист-инструктор прикрепленной колонны локомотивных бригад, проводит изучение с кандидатом в помощники машиниста нормативной документации, технико-распорядительных актов станций обслуживаемых участков, порядка действий в нештатных ситуациях, особенностей конструкции локомотива.

Обучение проводится по специальной программе и согласно графику, которые разрабатываются в каждом эксплуатационном локомотивном депо с учетом местных условий.

3.3. Машинист-инструктор после завершения практической подготовки и обучения кандидата в помощники машиниста проводит с ним собеседование в присутствии машиниста, проводившего с ним практическую подготовку, по результатам которого выдает кандидату в помощники машинисты письменную рекомендацию.

3.4. При наличии письменного заявления от кандидата в помощники машиниста, заключения психолога, положительной рекомендации машиниста, проводившего практическую подготовку кандидата в помощники машиниста, и положительной рекомендации машиниста-инструктора по подготовке и обучению работников локомотивных бригад, а при его отсутствии – машиниста-инструктора, кандидат в помощники машиниста допускается к прохождению испытаний в комиссии локомотивного депо.

Результаты испытаний заносятся в акт о проведении испытаний.

3.5. Машинист-инструктор представляет прошедшего практическую подготовку и испытания в комиссии эксплуатационного локомотивного депо кандидата в помощники машиниста заместителю начальника эксплуатационного локомотивного депо для проведения с ним собеседования.

По результатам собеседования начальник эксплуатационного локомотивного депо по согласованию с заместителем начальника локомотивного депо по эксплуатации издает приказ о назначении кандидата в помощники машиниста на должность помощника машиниста тепловоза.

4. Порядок формирования локомотивных бригад
и организации работы помощников машинистов тепловозов

4.1. Количественный состав локомотивных бригад и порядок обслуживания ими тепловозов устанавливаются начальником железной дороги в зависимости от наличия серий тепловозов и местных условий на основе утвержденных ОАО «РЖД» способов обслуживания тепловозов.

4.2. Состав локомотивной бригады в целях обеспечения безопасности движения поездов и четкого взаимодействия ее работников в процессе трудовой деятельности должен быть постоянным.

4.3. Персональный состав локомотивных бригад корректируется два раза в год (к летнему и зимнему графику движения поездов) с учетом деловых и моральных качеств, психологической совместимости работников, рекомендаций психолога и утверждается по представлению начальника эксплуатационного локомотивного депо приказом начальника отделения железной дороги, а при отсутствии в составе железной дороги отделений – заместителя начальника железной дороги по локомотивному хозяйству.

4.4. Копии списков персонального состава локомотивных бригад должны находиться у заведующего локомотивными бригадами (старшего нарядчика), дежурного по эксплуатационному локомотивному депо и нарядчиков.

4.5. Внесение изменений в персональный состав локомотивных бригад допускается:

– по приказу начальника эксплуатационного локомотивного депо при подготовке к новому графику;

– в виде исключения, при вынужденных обстоятельствах (увольнение, перевод на другую работу, болезнь одного из членов бригады) машинистом-инструктором по согласованию с психологом с разрешения начальника эксплуатационного локомотивного депо или заместителя начальника локомотивного депо по эксплуатации в дневное время суток с изданием приказа начальника эксплуатационного локомотивного депо о формировании локомотивных бригад.

4.6. Руководители эксплуатационного локомотивного депо обязаны лично провести предрейсовый инструктаж вновь сформированной локомотивной бригаде перед ее первой совместной поездкой в соответствии с утвержденной начальником эксплуатационного локомотивного депо программой. Формирование локомотивной бригады в ночное время разрешается только при возможности проведения предрейсового инструктажа или если такой инструктаж был проведен заранее.

4.7. В эксплуатационных локомотивных депо, обслуживающих исключительно пассажирское движение, с разрешения заместителя начальника железной дороги по локомотивному хозяйству машинисты тепловозов, не имеющие первого или второго класса квалификации, могут допускаться к работе в пассажирском движении. В этом случае локомотивная бригада может формироваться из машиниста тепловоза, имеющего третий класс квалификации или не имеющего класса квалификации и помощника машиниста, имеющего стаж работы не менее двух лет.

Помощники машинистов тепловозов, не имеющие свидетельства на право управления тепловозом, допускаются к работе с пассажирскими поездами в составе локомотивной бригады с машинистом первого или второго класса квалификации.

5. Обязанности помощника машиниста тепловоза

5.1. Помощник машиниста тепловоза обязан:

– знать и точно выполнять правила технической эксплуатации железных дорог, инструкции по сигнализации, движению поездов и маневровой работе на железных дорогах, другие нормативные акты Министерства транспорта Российской Федерации, нормативные документы ОАО «РЖД» по вопросам, относящимся к обязанностям работников локомотивных бригад, а также требования правил и инструкций по охране труда при эксплуатации, ремонте тепловозов, пожарной безопасности и настоящей Инструкции;

– повышать свою квалификацию и технические знания по вопросам технического обслуживания тепловозов, при сроке работы помощником машиниста тепловоза без получения свидетельства на право управления тепловозом более трех лет комиссией эксплуатационного локомотивного депо рассматривается вопрос о профессиональной пригодности этого работника;

– являться на работу в сроки, определяемые графиком работы или по вызову дежурного по эксплуатационному локомотивному депо;

– при выяснении обстоятельств, препятствующих явке на работу к установленному сроку, немедленно, но не позднее, чем за три часа, сообщить об этом дежурному по эксплуатационному локомотивному депо;

– проходить в установленном порядке предрейсовый медицинский осмотр, а также периодический медицинский осмотр, инструктаж по технике безопасности; перед каждым заступлением на работу знакомиться с вновь поступившими документами по вопросам, относящимся к обязанностям работников локомотивных бригад, и проходить инструктаж по безопасности движения поездов.

5.2. При выполнении должностных обязанностей иметь при себе:

– служебное удостоверение, а при наличии права управления локомотивом, с заверенной работником отдела кадров записью о сдаче свидетельства на право управления;

– удостоверение о допуске к работам на электроустановках;

– служебный и технический формуляры помощника машиниста;

– выписки об установленных скоростях движения поездов.

5.3. Выполнять оперативные распоряжения дежурных по эксплуатационному локомотивному депо, пунктов смены и явки локомотивных бригад, машинистов-инструкторов эксплуатационных локомотивных депо обслуживающих данный участок, машиниста.

5.4. При приемке и сдаче тепловоза, а также во время стоянок в пути следования производить его техническое обслуживание, строго соблюдая установленные требования нормативных документов и приказов.

5.5. При ведении поезда и выполнении маневровой работы помощник машиниста тепловоза обязан:

– руководствоваться законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации в области безопасности движения, нормативными документами ОАО «РЖД», а также настоящим Инструкцией;

– участвовать в соблюдении установленных режимов вождения поездов, обеспечивая при этом выполнение графика движения поездов и требований безопасности движения;

– контролировать в установленном порядке работу устройств безопасности, радиосвязи, узлов и агрегатов тепловоза, проверять их состояние, в том числе исправность средств пожаротушения;

– при выявлении неисправности на тепловозе или в составе поезда принимать все необходимые меры к быстрейшему ее устранению, а при невозможности устранения в установленное время – к освобождению перегона, не допуская сбоя графика движения поездов;

– не допускать вмешательства в работу устройств и систем безопасности, установленных на тепловозе;

– не покидать кабину управления тепловоза при следовании на запрещающий сигнал светофора, при следовании по станции, при проследовании мест ограничения скорости и во всех других случаях, определенных нормативными документами;

– вести учет и экономно использовать топливно-энергетические ресурсы, смазочные и другие материалы, содержать в исправном состоянии инвентарь, инструмент и индивидуальные средства защиты.

Обо всех неисправностях тепловоза, выявленных при его эксплуатации, производить запись в журнале формы ТУ-152 по указанию машиниста.

5.6. После завершения поездки (смены) помощник машиниста тепловоза обязан сдать дежурному по эксплуатационному локомотивному депо в установленном порядке служебный формуляр, а также подлежащие сдаче инструменты и инвентарь;

6. Права помощника машиниста тепловоза

6.1. Помощник машиниста тепловоза имеет право:

– пользоваться нормативной и технической документацией, имеющейся в эксплуатационном локомотивном депо, по вопросам, входящим в круг его обязанностей;

– пользоваться служебной телефонной, телеграфной, электронной связью для информирования причастных руководителей о выявленных недостатках по обеспечению графика и безопасности движения поездов;

– обращаться к должностным лицам ОАО «РЖД» с предложениями по совершенствованию работы.

7. Ответственность помощника машиниста тепловоза

7.1. Помощник машиниста тепловоза после приемки локомотива несет ответственность за его техническое обслуживание и выполнение правил его эксплуатации, сохранность инвентаря, инструмента и оборудования тепловоза.

7.2. За невыполнение или нарушение должностных обязанностей, предусмотренных настоящей Инструкцией, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными документами ОАО «РЖД».

Другие статьи

Помощник машиниста тепловоза

Помощник машиниста тепловоза § 61. Помощник машиниста тепловоза

Характеристика работ. Техническое обслуживание механического, электрического, тормозного и вспомогательного оборудования в соответствии с перечнем работ, установленным нормативным актом для помощника машиниста тепловоза. Участие в приемке и сдаче тепловоза. Экипировка, смазка узлов и деталей, подготовка тепловоза к работе. Сцепка тепловоза с первым вагоном: соединение концевых рукавов тормозной магистрали, открытие концевых кранов тормозной магистрали. Отцепка тепловоза от состава: расцепление автосцепок с предварительным разъединением тормозной магистрали. Выполнение поручений машиниста тепловоза по уходу за тепловозом и контролю за состоянием узлов и агрегатов в пути следования. Закрепление тепловоза или поезда для предотвращения самопроизвольного движения в соответствии с перечнем работ, установленным соответствующим нормативным актом. Наблюдение за свободностью железнодорожного пути, состоянием контактной сети, встречных поездов, правильностью приготовления поездного и маневрового маршрута, показаниями сигналов светофоров, сигнальных знаков, указателей в процессе движения поезда, сигналов, подаваемых работниками железнодорожного транспорта, повторение их с машинистом тепловоза и выполнение их. Подача установленных сигналов, выполнение оперативных распоряжений лиц, ответственных за организацию движения поездов, согласно нормативным документам. Участие в устранении неисправностей на тепловозе, возникших в пути следования, в объеме, установленном регламентом работы локомотивной бригады.

Должен знать: устройство и правила эксплуатации обслуживаемого оборудования тепловоза; технические характеристики тепловоза; порядок содержания и ухода за тепловозом в эксплуатации; устройство тормозов и технологию управления ими; профиль железнодорожного пути; путевые знаки; максимально допустимую скорость движения, установленную на обслуживаемом участке; инструкцию по техническому обслуживанию тепловозов в эксплуатации; способы выявления и устранения неисправностей в работе механического, электрического, тормозного и вспомогательного оборудования; правила сцепки и расцепки подвижного состава; правила пользования тормозными башмаками; правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации; инструкцию по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации; инструкцию по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации и другие нормативные акты, относящиеся к кругу выполняемых работ; техническо-распорядительные акты обслуживаемых железнодорожных станций, участков; график движения поездов; основы электротехники.

Требуется профессиональная подготовка и свидетельство помощника машиниста тепловоза.

Обязанности помощника машиниста

Обязанности помощника машиниста.

При приемке локомотива, помощник машиниста обязан убедиться, что локомотив заторможен и не может самопроизвольно прийти в движение. Ознакомиться с записями в бортовом журнале ТУ152, в котором записываются замеченные недостатки и неисправности, выявленные при работе локомотива.

Осмотреть экипажную часть локомотива. Удалить конденсат из главных резервуаров, влагосборников. При осмотре колесных пар обращать внимание на отсутствие ползунов, подрезов гребня, остроконечного наката, трещин и сколов в любой части колеса, оси колесной пары. При осмотре рессорного подвешивания убедиться в отсутствии трещин и изломов в рессорах, пружинах. Проверить целостность резьбовых соединений. Проверить состояние и нагрев на ощупь буксового узла. Болты на крышках должны быть все затянуты и законтрены проволокой. Следов вытекания смазки из-под крышек не должно быть. При необходимости смазать буксовые челюсти.

Проверить исправность тормозного оборудования, звуковых и световых сигналов, освещения, наличие и количества песка, охлаждающей воды, смазки, топлива. Наличие масла в компрессоре, распределительном редукторе, коническом редукторе. При необходимости добавить.

Проверить состояние дизель-генераторной установки. Прежде, чем запускать дизель, необходимо убедиться, что дизель-генераторная установка имеется в тепловозе, и она не разобрана, что все оборудование находится в исправном и комплектном состоянии. Что не производятся какие-либо работы ремонтными бригадами.

Проверить исправность контрольно-измерительных приборов и сигнальных ламп.

Наличие и исправность инструмента, противопожарного инвентаря, а также наличие обтирочных и смазочных материалов.

Обо всех замечаниях и недостатках доложить машинисту.

После запуска дизеля проверить работу дизель-генераторной установки, обратить внимание на наличие посторонних шумов и повышенной вибрации.

О приемке и сдаче локомотива, локомотивная бригада обязана расписаться в журнале технического состояния локомотива ТУ–152, записать количество сдаваемого топлива и выявленные недостатки и неисправности.

Своевременно и точно выполнять поручения машиниста по уходу за локомотивом и его техническому обслуживанию, закреплению локомотива (поезда) от самопроизвольного ухода. Следить за правильностью приготовления маршрута следования.

При следовании на запрещающий сигнал светофора стоя рядом с машинистом периодически напоминать машинисту показание сигнала, положение контроллера, величину давления воздуха в тормозной магистрали, разрешенную скорость движения. При отсутствии действий со стороны машиниста, самому принять меры для остановки поезда.

Напоминать машинисту об установленных скоростях движения, имеющихся предупреждениях об ограничении скорости. Установленных местах пробы автотормозов.

При внезапной утрате машинистом способности управлять локомотивом, остановить поезд, закрепить установленным порядком, передать по радио связи, либо другими возможными способами о происшествии дежурному по ближайшей станции, поездному диспетчеру.

Обеспечивать безопасность движения на основе неукоснительного выполнения требований ПТЭ, ИСИ, ИДП и других инструкций и указаний.

Выполнять установленный регламент переговоров.

По окончании работы необходимо заглушить дизель, затормозить локомотив пневматическими и ручными тормозами. Перекрыть кран масляного бака, закрыть жалюзи, отключить рубильник аккумуляторной батареи. Замерить количество топлива и записать результат в журнал ТУ-152. Осмотреть состояние тепловоза: дизель, механические передачи, экипажную часть. Все замеченные недостатки по работе локомотива, также записать в журнал. Убрать дизельное помещение, дизель и кабины от масла и грязи. Закрыть люки, окна, двери.

При следовании по участку железной дороги или маневровой работе помощник машиниста обязан первым докладывать, а машинист, убедившись в правильности информации, повторять.

РД -93 Типовая инструкция по охране труда для машиниста тепловоза

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ МАШИНИСТА ТЕПЛОВОЗА

Дата введения 1993-01-26

СОСТАВЛЕНО АО "Фирма по наладке, совершенствованию технологии и эксплуатации электростанций и сетей ОРГРЭС"

Исполнители Н.И. Михайлова (Смоленскэнерго), М.В. Сапожников, Т.В. Чурсинова, В.Г. Тимашов (ОРГРЭС)

СОГЛАСОВАНО с Всероссийским комитетом "Электропрофсоюз" (Постановление от 14.01.93 г. № 16)

УТВЕРЖДЕНО Отделом охраны труда и техники безопасности комитета электроэнергетики Минтопэнерго РФ 26.01.93 г.

Заместитель председателя И.А. Новожилов

В настоящей Типовой инструкции (далее Инструкция) приведены требования по охране труда для машиниста тепловоза.

Данная Инструкция предназначена для разработки местных инструкций с учетом конкретных условий труда.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Инструкция по охране труда является основным документом, устанавливающим для рабочих правила поведения на производстве и требования безопасного выполнения работ.

1.2. Знание Инструкции по охране труда обязательно для рабочих всех разрядов и групп квалификации, а также их непосредственных руководителей.

1.3. Администрация предприятия (цеха) обязана создать на рабочем месте условия, отвечающие правилам по охране труда, обеспечить рабочих средствами защиты и организовать изучение ими настоящей Инструкции по охране труда.

На каждом предприятии должны быть разработаны и доведены до сведения всего персонала безопасные маршруты следования по территории предприятия к месту работы и планы эвакуации на случай пожара и аварийной ситуации.

1.4. Каждый рабочий обязан:

соблюдать требования настоящей Инструкции;

немедленно сообщать своему непосредственному руководителю, а при его отсутствии - вышестоящему руководителю о происшедшем несчастном случае и обо всех замеченных им нарушениях требований Инструкции, а также о неисправностях сооружений, оборудования и защитных устройств;

помнить о личной ответственности за несоблюдение требований техники безопасности;

содержать в чистоте и порядке рабочее место и оборудование;

обеспечивать на своем рабочем месте сохранность средств защиты, инструмента, приспособлений, средств пожаротушения и документации по охране труда.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ выполнять распоряжения, противоречащие требованиям настоящей Инструкции и "Правилам техники безопасности при эксплуатации электроустановок " (ПТБ) - М. Энергоатомиздат, 1987.

2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

2.1. К работе на данную рабочую профессию допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие предварительный медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний к выполнению вышеуказанной работы.

2.2. Рабочий при приеме на работу должен пройти вводный инструктаж. До допуска к самостоятельной работе рабочий должен пройти:

первичный инструктаж на рабочем месте;

проверку знаний настоящей Инструкции по охране труда; Инструкции по оказанию первой помощи пострадавшим в связи с несчастными случаями при обслуживании энергетического оборудования; по применению средств защиты, необходимых для безопасного выполнения работ; ПТБ для рабочих, имеющих право подготавливать рабочее место, осуществлять допуск, быть производителем работ, наблюдающим и членом бригады в объеме, соответствующем обязанностям ответственных лиц ПТБ;

обучение по программам подготовки по профессии.

2.3. Допуск к самостоятельной работе должен оформляться соответствующим распоряжением по структурному подразделению предприятия.

2.4. Вновь принятому рабочему выдается квалификационное удостоверение, в котором должна быть сделана соответствующая запись о проверке знаний инструкций и правил, указанных в п. 2.2. и право на выполнение специальных работ.

Квалификационное удостоверение для дежурного персонала во время исполнения служебных обязанностей может храниться у начальника смены цеха или при себе в соответствии с местными условиями.

2.5. Рабочие, не прошедшие проверку знаний в установленные сроки, к самостоятельной работе не допускаются.

2.6. Рабочий в процессе работы обязан проходить:

повторные инструктажи - не реже одного раза в квартал ;

проверку знаний Инструкции по охране труда и действующей Инструкции по оказанию первой помощи пострадавшим в связи с несчастными случаями при обслуживании энергетического оборудования один раз в год;

медицинский осмотр - один раз в два года;

проверку знаний по ПТБ для рабочих, имеющих право подготавливать рабочее место, осуществлять допуск, быть производителем работ, наблюдающим или членом бригады - один раз в год.

2.7. Лица, получившие неудовлетворительную оценку при квалификационной проверке, к самостоятельной работе не допускаются и не позднее одного месяца должны пройти повторную проверку.

При нарушении правил техники безопасности в зависимости от характера нарушений проводится внеплановый инструктаж или внеочередная проверка знаний.

2.8. При несчастном случае рабочий обязан оказать первую помощь пострадавшему до прибытия медицинского персонала. При несчастном случае с самим рабочим, в зависимости от тяжести травмы, он должен обратиться за медицинской помощью в здравпункт или сам себе оказать первую помощь (самопомощь).

2.9. Каждый работник должен знать местоположение аптечки и уметь ею пользоваться.

2.10. При обнаружении неисправных приспособлений, инструмента и средств защиты рабочий должен сообщить своему непосредственному руководителю.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ работать с неисправными приспособлениями, инструментом и средствами защиты.

2.11. Во избежание попадания под действие электрического тока не следует наступать или прикасаться к оборванным, свешивающимся проводам.

2.12. Невыполнение требований Инструкции по охране труда для рабочего рассматривается как нарушение производственной дисциплины.

За нарушение требований инструкций рабочий несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

2.13. В процессе работы машиниста тепловоза могут иметь место следующие опасные и вредные производственные факторы: повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте, повышенное напряжение в электрической цепи, пониженная температура воздуха рабочей зоны, движущиеся и вращающиеся механизмы.

2.14. Для защиты от воздействия опасных и вредных факторов необходимо применять соответствующие средства защиты.

При повышенном уровне шума нужно применять противошумные наушники или вкладыши "Беруши", ограничивать время пребывания в зоне повышенного шума при работе вибратора.

Для защиты от пониженной температуры - теплая спецодежда и подогрев воздуха в кабине.

Для защиты от повышенного напряжения - блокировки двери, сигнализация, знаки безопасности.

На каждом тепловозе должны быть следующие защитные средства:

две пары диэлектрических перчаток;

два диэлектрических коврика, размером 0,5×0,6;

комплект противопожарного оборудования и сигнальных принадлежностей.

При работе возле вращающихся и движущихся частей или механизмов необходимо находиться на безопасном расстоянии в спецодежде, застегнутой на все пуговицы и не имеющей развевающихся частей.

2.15. Машинист тепловоза должен работать в спецодежде и применять средства защиты, выдаваемые в соответствии с действующими отраслевыми нормами.

2.16. Машинисту тепловоза бесплатно выдаются согласно отраслевым нормам следующие средства индивидуальной защиты:

костюм хлопчатобумажный - на 12 мес.;

рукавицы комбинированные - на 3 мес.;

валенки - по поясам;

куртка хлопчатобумажная на утепляющей прокладке - по поясам;

брюки хлопчатобумажные на утепляющей прокладке - по поясам;

очки защитные - до износа;

ботинки кожаные (сапоги кирзовые) - на 12 мес.

При выдаче двойного сменного комплекта спецодежды срок носки удваивается.

В зависимости от характера работ и условий их производства машинисту тепловоза бесплатно временно выдается дополнительная спецодежда и защитные средства для этих условий.

2.17. При следовании к рабочему месту по территории машинист тепловоза должен:

идти по дорожкам, специально предназначенным для пешеходного движения, придерживаясь при этом правой стороны (на дорогах, где нет пешеходных дорожек, необходимо идти по левой стороне навстречу движущемуся транспорту и при подходе автомашин сходить на обочину);

быть внимательным к сигналам движущегося транспорта и соблюдать требования дорожных и сигнальных знаков;

не перебегать дорогу впереди движущегося транспорта;

не находиться на путях;

не подлезать под вагонами, пользоваться только тормозными площадками вагонов;

прежде чем сойти с тормозной площадки на междупутье, убедиться в отсутствии движущихся по смежному пути на опасном расстоянии локомотивов, вагонов, дрезин;

садиться на тормозную площадку и специальную подножку и сходить с них можно только при остановке подвижного состава;

переходить железнодорожные пути только под прямым углом, не вставая на рельсы, предварительно убедившись в отсутствии с обеих сторон движущихся вагонов или локомотивов, не перебегая путь перед близко идущим подвижным составом. Стоящие на пути вагоны обходить на расстоянии не менее 5 м и под прямым углом, проходить между расцепленными вагонами при расстоянии между ними не менее 5 м;

руководствоваться сигналами звуковой и световой сигнализаций при переходе путей надвига груженых вагонов в районе вагоноопрокидывателей;

обходить на безопасном расстоянии места, где ведется работа на высоте или перемещается груз;

не заходить за ограждение опасной зоны;

подавать сигнал остановки поезду или маневрирующему составу во всех случаях, угрожающих жизни людей или безопасности движения, а при обнаружении неисправности сооружения или устройства, угрожающего безопасности движения, кроме того немедленно принять меры к ограждению опасного места и устранению неисправности.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

3.1. Перед приемом смены машинист тепловоза должен:

привести в порядок спецодежду. Рукава и полы спецодежды следует застегнуть на все пуговицы, волосы убрать под головной убор. Одежду необходимо заправить так, чтобы не было свисающих концов или развевающихся частей. Обувь должна быть закрытой и на низком каблуке. ЗАПРЕЩАЕТСЯ засучивать рукава спецодежды.

При осмотре тепловоз должен быть заторможен ручным тормозом или с помощью башмаков;

осмотреть все узлы и детали тепловоза;

ознакомиться с работой предыдущей смены, узнать от сдающего смену о всех неисправностях и замечаниях, имеющих место в их смене.

3.2. При приеме смены машинист тепловоза должен проверить:

работу песочниц, сигналов, систему смазки, противопожарных средств;

наличие, прочность крепления, ограждения вращающихся деталей, корпуса двигателя и других узлов;

наличие и прочность лестниц, площадок, состояние дверей;

наличие и исправность противопожарного инвентаря в тепловозе.

3.3. При осмотре аккумуляторной батареи следует применять переносную лампу. ЗАПРЕЩАЕТСЯ пользоваться открытым огнем, зажигать спички и курить.

3.4. Машинист тепловоза должен убедиться в наличии масла, охлаждающей жидкости двигателя и в основных узлах тепловоза.

3.5. О всех неполадках машинист должен доложить диспетчеру и с его разрешения принять смену.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

4.1. ЗАПРЕЩАЕТСЯ движение подвижного состава со скоростью, превышающей установленную. При неблагоприятных метеорологических условиях (сильный ветер, туман, метель), а также на неосвещенных путях маневровая работа производится с особой бдительностью со скоростью, обеспечивающей возможность немедленной остановки.

4.2. Во время движения поезда двери кабины должны быть закрыты, но не заперты. ЗАПРЕЩАЕТСЯ высовываться из окон кабины за пределы ветрового стекла, осматривать и смазывать движущиеся части тепловоза или исправлять какие-либо повреждения.

4.3. Движением маневрового локомотива может руководить только руководитель маневров (помощник машиниста тепловоза, составитель).

4.4. При производстве маневров разрешается приводить в движение локомотив только по получении сигнала от составителя. Если машинисту не понятен или не виден подаваемый сигнал, он должен прекратить передвижение локомотива и выяснить обстановку.

4.5. Производить маневры с вагонами, погрузка и выгрузка которых не закончена, допускается только по согласованию с работниками, распоряжающимися погрузочно-разгрузочными работами (бригадир грузчиков, начальник смены).

4.6. ЗАПРЕЩАЕТСЯ следование по путям маневровых составов без сопровождения составителя.

4.7. Скорость при маневрах должна быть не более 40 км/ч - при движении вагонами, прицепленными сзади по свободному пути; 25 км/ч - при движении вагонами впереди; 3 км/ч - при подходе локомотива к вагонам, постановке вагонов и вытаскивание их из разгрузочного сарая, с эстакад складов и размораживающего устройства; 2 км/ч - при взвешивании вагонов.

4.8. Передвижение вагонов, перегоняемых в ремонт с неисправностями, угрожающими безопасности движения, должно производиться под наблюдением работника вагонной службы, составителя или диспетчера со скоростью не более 3 км/ч.

4.9. ЗАПРЕЩАЕТСЯ устранение неисправностей и заливка масла в буксы движущегося вагона и при производстве маневровых работ.

4.10. Перед заездом маневрового состава или локомотива в разгрузочный сарай или размораживающее устройство, составитель должен получить разрешение на заезд от диспетчера, проверить надежность закрепления ворот в открытом положении, наличии свободного пути и габарита проезда.

4.11. При производстве маневров в местах работы путевых бригад с пересечением переездов на территории ГРЭС. маневровые бригады должны своевременно подавать сигналы при приближении к находящимся около пути или платформы людей, а также предупреждать работающих на погрузке-разгрузке, ремонте пути и т.д. В этих случаях при движении маневрового состава вагонами вперед составитель должен находиться на первой по движению тормозной площадке или подножке для подачи предупредительных сигналов, а при отсутствии тормозных площадок и подножек составитель должен идти по обочине или посередине междупутья, впереди передвигаемых вагонов.

4.12. Для освещения мест работы при осмотре и ремонте локомотива в пути следования в ночное время должно применяться переносное освещение напряжением не выше 42 В. ЗАПРЕЩАЕТСЯ пользоваться факелами.

4.13. Производить опробование тормозов и приводить локомотив в движение можно только убедившись, что локомотивно-составительная бригада находится на своих местах, а другие лица, находящиеся поблизости от локомотива или на его пути, отошли на безопасное расстояние.

4.14. ЗАПРЕЩАЕТСЯ отключать любое блокировочное или защитное устройство, предназначенное для обеспечения безопасности обслуживаемого персонала, а также прикасаться к проводам, частям машин, приборов и аппаратам, находящихся под напряжением, независимо от значения напряжения.

4.15. ЗАПРЕЩАЕТСЯ занимать посторонними предметами коридоры, проходы, кабины машиниста тепловоза во время движения.

4.16. ЗАПРЕЩАЕТСЯ хранить инструмент и другие посторонние предметы в местах установки аккумуляторов.

4.17. Управлением локомотивом при маневрах машинист может доверить помощнику машиниста только под своим наблюдением и под свою личную ответственность.

4.18. ЗАПРЕЩАЕТСЯ локомотивной бригаде при движении локомотива входить и сходить с него на ходу, а также проезжать стоя или сидя на подножках и других наружных частях локомотива.

4.19. При наборе песка и разравнивании его в резервуарах песочницы не допускается подгребание песка руками к клапанам ручного привода и приведение в действие песочницы во время набора.

4.20. ЗАПРЕЩАЕТСЯ на тепловозе проводить какие-либо работы в высоковольтной камере при работающем генераторе, а также заходить в шахту холодильника при включенном вентиляторе.

4.21. ЗАПРЕЩАЕТСЯ проверять заземление кожухов электрических приборов, аппаратов, к которым возможно прикосновение обслуживающего персонала.

4.22. Ввод тепловозов в депо и их вывод необходимо производить при неработающем дизеле.

4.23. На каждом тепловозе в кабине машиниста должны быть вывешены силовые и вспомогательные электрические схемы.

4.24. На тепловозе кожуха электрических приборов, аппаратов и корпусов вспомогательных машин, к которым возможно прикосновение обслуживающего персонала, должны быть надежно заземлены.

4.25. При сходе локомотива или вагонов с железнодорожного пути, при разливе мазута машинист обязан доложить об этом начальнику цеха и действовать согласно его указанию.

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. По окончании смены машинист тепловоза должен:

затормаживать ручным тормозом или тормозными башмаками тепловоз;

сдать смену следующему дежурному машинисту тепловоза;

проверить техническое состояние тепловоза. О выявленных неисправностях доложить механику, мастеру, а мелкие неисправности удалить самому;

доложить о сдаче смены диспетчеру. Сдача смены при технически неисправном и грязном состоянии тепловоза ЗАПРЕЩАЕТСЯ. Уход с рабочего места без сдачи смены не допускается.