Руководства, Инструкции, Бланки

заявление об уменьшении кадастровой стоимости земельного участка образец img-1

заявление об уменьшении кадастровой стоимости земельного участка образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Уменьшение кадастровой стоимости земельного участка \ Консультант Плюс

Уменьшение кадастровой стоимости земельного участка

Подборка наиболее важных документов по запросу Уменьшение кадастровой стоимости земельного участка (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты. Уменьшение кадастровой стоимости земельного участка

Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ
(ред. от 03.07.2016, с изм. от 05.07.2016)
"Об оценочной деятельности в Российской Федерации"
(с изм. и доп. вступ. в силу с 01.09.2016) Статья 24.18. Рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости

Федеральный закон от 03.07.2016 N 237-ФЗ
"О государственной кадастровой оценке" Статья 22. Рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости

Статьи, комментарии, ответы на вопросы. Уменьшение кадастровой стоимости земельного участка

Ситуация: Как оспорить кадастровую стоимость земельного участка?
("Электронный журнал "Азбука права", 2016)

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Путеводитель по судебной практике. Аренда. Общие положения 7.20. Вывод из судебной практики: Муниципальные образования не вправе увеличивать ставки арендной платы в отношении принадлежащих им земельных участков из-за уменьшения их кадастровой стоимости, если такое увеличение связано исключительно с необходимостью сократить бюджетные потери и получить дополнительные доходы.

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Другие статьи

Снижение кадастровой стоимости

О снижении кадастровой стоимости земельного участка

Дата написания: 2013-07-30

В последнее время в судебной практике появилась относительно новая категория дел - снижение кадастровой стоимости земельного участка путем установления его рыночной стоимости на дату установления кадастровой стоимости этого земельного участка. Насколько это актуально сегодня. Правомерно ли вообще собственникам земельных участков обращаться в суд с таким иском. Ведь уменьшение собственником кадастровой стоимости земельного участка, в большинстве своем, в глазах государства зло. Вопрос далеко не тривиален и на сегодня достаточно судебной практики неоднозначной и порой противоречивой. Дело в том, что в этом вопросе, как часто это бывает, происходит столкновение интересов. Это и собственники земельных участков, которые одновременно являются плательщиками земельного налога, это и местные власти которые пополняют свой бюджет посредством земельного налога, который напрямую зависит от кадастровой стоимости земельных участков. Одни желают исчислять налог как можно меньше, справедливо полагая, что бремя которое несет собственник должно быть посильно ему. Другие напротив же желают иметь налоговые платежи как можно выше, как правило, не сильно заботясь о посильности бремени собственников.

Кто прав? На чьей стороне закон и здравый смысл? Где проходит та золотая середина, которая устроила бы все стороны. Исходя из анализа сложившейся практики, а также правовой природы такого объекта как земельный участок, могу с полной ответственностью сказать, что такой середины нет. Если быть точнее - нет для "всех земельных участков в целом", но есть для каждого в отдельности. Земельный участок представляет собой имущество, которое всегда индивидуализировано, со своим набором технических, правовых и экономических данных, нет двух одинаковых кадастровых номеров, соответственно и оценка его стоимости должна быть индивидуальна.

Напротив методика расчета кадастровой стоимости носит массовый характер, без учета индивидуальных признаков объекта недвижимости (нечто вроде "средней температуры по больнице").

Вот и получается, что где то для ряда земельных участков кадастровая стоимость превышает рыночные цены, а где то она занижена. Но это в теории, на практике же, в большинстве своем наблюдается завышение. Порой это расхождение превышает в разы.

Для быстрого вхождения в тему и понимания общей схемы оспаривания кадастровой стоимости, а также учитывая последние изменения в законодательстве по этому вопросу (т.е. передача дел данной категории судам общей юрисдикции), я записал специальный видеокурс по оспариванию кадастровой стоимости. где приложил в текстовом формате примерный образец заявления в суд.

Если обратимся в этом вопросе к законодательным актам то получим следующее:

С одной стороны есть п. 3 ст. 3 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ)

Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Как следует из вышеуказанной нормы все достаточно прозрачно - земельный налог, в том числе его налоговая база должны иметь реальное экономическое основание, произвольные данные недопустимы.

С другой стороны согласно ст. 391 НК РФ

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Но как известно методика расчета кадастровой стоимости основана на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Она не учитывает индивидуальные особенности конкретного земельного участка. А индивидуальные особенности конкретного объекта недвижимости в конечном счете могут сильно изменить его экономическую ценность в любую сторону.

Понимая эту проблему законодатель не раз пытался найти выход из сложившийся ситуации. И вот спустя девять лет были внесены изменения в Земельный кодекс РФ (далее - ЗК РФ). Теперь согласно п. 3 ст. 66 ЗК РФ

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

С этого момента официально установлен приоритет рыночной стоимости земельного участка над его кадастровой. Прекрасно, но на практике применение этой нормы оказалось затруднительным. В правоприменении была чехарда по поводу понимания способа защиты в суде и ряда других моментов. И только во второй половине 2011 года вопрос стал более менее проясняться. С момента появления Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11 у собственников появилась реальная возможность снижения кадастровой стоимости своих земельных участков определив их равными рыночной стоимости.

То что кадастровые стоимости земельных участков в подавляющем большинстве превосходят их рыночные стоимости легко выявляется

Достаточно обратить внимание на совершаемые сделки по земельным участкам с участием государственных и местных властей. Суммы сделок, как по выкупу земельных участков у частных лиц, так и по продаже земельных участков с торгов, почти во всех случаях меньше их кадастровых стоимостей.

Спрашивается почему? Если кадастровая стоимость отражает реальную рыночную стоимость, тогда на каком основании распродается государственная собственность по заниженным ценам? Или почему выкуп земельных участков у частных лиц не осуществляется по кадастровой стоимости? Да потому что она давно уже оторвалась от реалий и не равна в большинстве случаев реальной рыночной стоимости. Она выполняет лишь служебную функцию - формирует налоговую базу.Благо теперь эти два показателя (кадастровая и рыночная стоимости) можно привести к одному значению.

Порядок снижения кадастровой стоимости земельного участка можно осуществить двумя способами: в судебном и административном порядке.

Общая схема снижения кадастровой стоимости в судебном порядке такова

  1. Определение независимым оценщиком рыночной стоимости земельного участка
  2. Получение положительного заключения эксперта СРО на отчет независимого оценщика
  3. Подача искового заявления
  4. Проведение судебной экспертизы (в случае необходимости)
  5. Внесение сведений в ГКН о рыночной стоимости земельного участка

Первым делом необходимо определить рыночную стоимость земельного участка на дату установления кадастровой стоимости для него. Для этого обращаются к институту независимых оценщиков. Независимого оценщика следует выбирать очень тщательно, идеальный вариант - по рекомендациям. Ведь от грамотности и профессионализма оценщика в какой то степени будет зависеть судьба всего судебного процесса. Определить рыночную стоимость возможно различными методами, но, как правило, используют сравнительным метод, его оспорить сложнее. Результаты работы оценщика оформляются в форме отчета, который он (в случае заказа) отправляет в свое СРО (Саморегулируема организация оценщиков).

После прохождения экспертизы СРО отчет независимого оценщика по определению рыночной стоимости можно считать достаточно надежным доказательством в суде. Чтобы его оспорить нужны будут очень существенные основания.

Далее подаем в суд исковое заявление о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка, прилагаем к нему отчет и положительное экспертное заключение на него.

В судебном разбирательстве, как правило, если все сделано правильно, суд на основании представленных доказательств (отчета об установлении рыночной стоимости и положительного заключения эксперта на этот отчет) выносит решение об удовлетворении исковых требований. Но если есть основание не доверять отчету и экспертизе, т.е. будут найдены существенные нарушения (ошибки) в этих документах, или иные основания, суд по собственной инициативе или и по инициативе одной из сторон может назначить судебную экспертизу.

Вместе с тем бывают случаи, когда и без существенных оснований суд все-таки назначает экспертизу. Полагаю это процессуальным нарушением, но тем неменее такое случается, и что печальнее всего, иногда это поддерживают и вышестоящие суды. Однако это не должно смущать и вводить в заблуждение, правовая позиция в судебном разбирательстве должна быть ясной и однозначной. Показательным судебным решением в этом вопросе является, например,

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан по делу № A65-6218/2013

В данном деле судом правомерно было указано на заведомо необоснованное ходатайство о назначении судебной экспертизы, более того, суд указал и причины, когда такая экспертиза могла бы быть назначена. В судебном процессе никогда нельзя терять бдительности и если судебная экспертиза все-таки будет назначена судом даже при наличии нормальных отчета и экспертизы СРО, желательно чтобы это было осуществлено на основании вашего ходатайства.

Здесь необходимо отметить, если все-таки экспертиза будет проведена, следует тщательно изучить заключение эксперта. Оно может и не соответствовать действующим требованиям ни по форме, ни по содержанию, особенно если экспертиза проводилась по ходатайству ответчика или третьих лиц в так называемом "карманном" экспертном учреждении. Интересна и показательна в этом отношении судебная практика. Например,

Определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.06.2013 по делу № A65-2982/2013

При наличии веских оснований, например, сделанные экспертом выводы противоречат выбранной методологии, может быть заявлено ходатайство о проведении повторной экспертизы.

После удовлетворения исковых требований ждем вступления в силу решение суда. Далее вступившее в законную силу решение отправляется с заявлением в учреждение уполномоченное на ведение государственного кадастра недвижимости.

Хотя конечно уполномоченное учреждение на ведение государственного кадастра недвижимости обязано внести изменение в реестр без всякого заявления, на основании решения суда, но тем не менее в некоторых регионах просят в дополнение к решению суда написать заявление.

Снижение кадастровой стоимости земельного участка в административном порядке несколько отличается от судебного. Здесь собственнику необходимо обратиться в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Такие комиссии создаются органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Порядок пересмотра результатов государственной кадастровой оценки предусмотрен главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее ФЗ-135).

Так согласно ст. 24.19 ФЗ-135

Для обжалования результатов определения кадастровой стоимости заявитель обращается в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (далее - заявление о пересмотре кадастровой стоимости).

К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются:

  1. Кадастровый паспорт объекта недвижимости
  2. Нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
  3. Документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;
  4. Отчет в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
  5. Положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет

На мой взгляд, судебный порядок снижения кадастровой стоимости более предпочтителен. Судебное разбирательство, как известно, основано на равноправии сторон, а значит есть возможность влиять на исход дела.

Административный порядок, также имеет свои плюсы, он, как правило, менее затратный.

Справедливости ради необходимо отметить, к какому бы методу Вы не склонялись в своем предпочтении, снижение кадастровой стоимости все-таки необходимо начинать с изучения специфики региона в котором находится данный земельный участок. Это первое что необходимо сделать, а далее уже на основании проведенного анализа принимать решение о целесообразности выбора той или иной стратегии.

Категории по темам

Уменьшение кадастровой стоимости земельного участка: судебная практика

Уменьшение кадастровой стоимости земельного участка: судебная практика

Судебная практика свидетельствует о том, что одним из самых популярных видов споров, касающихся вопросов земли и ее использования, является пересмотр кадастровой стоимости земельных участков. Это связано с тем, что размер и земельного налога, и платы за аренду земли, и выкупная стоимость исчисляется исходя именно из кадастровой стоимости. Чаще всего ее стоимость не соответствует рыночной и является чрезмерно завышенной.

Происходит это из-за несовершенного порядка расчета кадастровой цены, которую определяют путем умножения площади земельного участка на стандартные удельные данные по целому кадастровому участку без учета особенностей отдельно взятого объекта, а именно:

  • наличия удобных подъездов;
  • значимости расположенных на оцениваемых участках объектов недвижимости;
  • установления ограничений на ведение какой-либо деятельности на объекте;
  • истории объекта в правовом поле, наличие необходимых документов.

Также стоимость объекта может завышаться из-за ошибочного определения его назначения. В любом случае неверный расчет кадастровой стоимости земли может закончиться финансовыми потерями, исчисляемыми миллионами для лиц, которые обладают правами на нее или, вообще, заблокировать некоторые из вариантов использования земельных участков. Чтобы защитить себя от такого развития событий, правообладателям стоит как можно скорее после определения несправедливой стоимости предпринимать меры по ее обжалованию и снижению.

Совет: учитывая то, что уменьшенная цена на земельный участок будет влиять на будущие периоды расчета земельного налога или платы за аренду, затягивать с пересмотром дела не следует. Лучше начинать процесс в первой половине года, чтобы к концу периода решение суда уже было на руках и смогло повлиять на изменение ставок. Если иск удовлетворяется в начале года, когда все платежи уже установлены, то получить выгоду от снижения можно будет только через год.

Судебная практика: прошлое и настоящее

Своего пика проблема достигла в 2007 году, когда практически во всех российских регионах прошла государственная оценка земельных участков и ее результаты стали неожиданными для многих. В некоторых областях стоимость земли выросла в десятки раз. Объяснялось все очень просто, с помощью увеличения стоимости объекта местные власти стремились наполнить бюджет, так как большая часть налога на землю остаётся в местных бюджетах. В результате этих действий судебные органы были завалены внушительным количеством исков землевладельцев, требующих пересмотра стоимости, так как многие из них оказались под угрозой разорения. Судебная практика тех лет свидетельствует о том, что защитить свои интересы, выиграть дело и добиться снижения стоимости удавалось немногим. Как правило, суд вставал на сторону государственных оценщиков.

Возможность справедливо разрешить этот сложный вопрос появилась с принятием Постановления ВАС РФ от 28.06.2011 №913/11, где были определены основные законодательные позиции, положительные для лиц, пользующихся земельным участком. В частности, в этом документе предусмотрели возможность оспаривания рассчитанной кадастровой стоимости в судах, провели прямую связь между справедливой рыночной стоимостью и кадастровой, внеся изменения в ГКН, защитили права пользователей землей. Только после принятия этого документа региональная судебная практика стала проходить по более-менее похожему сценарию, как и в случаях, когда рассматриваются семейные дела или другие распространённые споры.

Прошедшая в 2012–2013 годах очередная государственная кадастровая переоценка и изданные по ее результатам акты говорят о том, что местные органы власти пока не готовы входить в положение землепользователей в вопросе снижения налогового и прочего финансового бремени. Поэтому сейчас, так же, как и в прошлые годы, первостепенной задачей для владельцев земельных участков и прочих лиц, имеющих право пользования этим ресурсом, является оспаривание действий муниципалитета и уменьшение кадастровой стоимости земельного участка. А уже последующие действия будут направлены на пересмотр размера налога или платежа за аренду земли.

Основания для снижения стоимости

На основании действующего на сегодняшний день законодательства РФ право на снижение цены земельного участка наступает, если:

  • при проведении кадастровой оценки использовались недостоверная информация об объекте;
  • на дату, когда проводилась кадастровая оценка объекта, являющегося предметом спора, была установлена его рыночная стоимость.
Методы оспаривания

Прежде чем начинать судебный процесс об оспаривании кадастровой стоимости, землепользователю можно обратиться с заявлением в Комиссию по решению споров об итогах проведения кадастровой оценки. Существование таких структур определено Законом РФ «Об оценочной деятельности», принятом еще в 2011 году.

Административный порядок оспаривания споров был принят, чтобы разгрузить суды от заваливающих их исков. В работе Комиссии есть ряд преимуществ:

  • отсутствие обязательной уплаты госпошлины;
  • более короткие сроки рассмотрения заявки;
  • дополнительная возможность обжаловать решение в судебной инстанции.

Если комиссия не найдет причин для пересмотра кадастровой стоимости, заявитель имеет все права обратиться с претензией в судебные инстанции. Также землепользователь может подавать иск в суд сразу, без обращения в комиссию по пересмотру результатов оценки.

Эта категория исков относится к судам общей юрисдикции, и подлежит решению в областных, краевых или верховных судах Республик. Дела, касающиеся установления справедливой стоимости земельных участков, подлежат рассмотрению в исковом, а не публичном порядке, и поэтому в соответствии с позицией ВАС не требуют оспаривания действий государственных оценщиков, повлекших за собой нарушение прав. Стороне, подающей исковое заявление, необходимо указать конкретное требование о приведении кадастровой стоимости земельного участка к реальной рыночной стоимости.

Истцами в этих спорах могут выступать лица (физические, юридические), имеющие законные права на использование земельных участков, владения ими. Ответчиком в спорах выступает орган, на которого возложена обязанность проведения кадастровой оценки – Росреестр. Из-за того, что часть функций этой организации была возложена на Федеральную кадастровую палату Росреестра, время от времени возникают затруднения в определении структуры, которой следует предъявлять претензию.

Обзор судебной практики свидетельствует, что чаще всего ответчиком по делу выступает именно Росреестр в соответствующем регионе.

Согласно ст. 131 ГПК РФ истцу в подаваемом заявлении следует как можно подробней указать, почему стоимость земельного участка, указанная в кадастре не отвечает действительности, где были нарушены интересы землепользователя и права, а также, в случае обращения в Комиссию, причину несогласия с ее решением. Так же нужно документально подтвердить указанные в заявлении факты. Кроме того, согласно ст.132 ГПК истцу необходимо подготовить следующие документы:

  • Копии исковых заявлений для каждого из участников процесса;
  • Документы, подтверждающие претензионные требования и их копии для каждого участника;
  • Квитанцию, подтверждающую уплату госпошлины. На сегодняшний день ее размер составляет 300 рублей. Если земельных участков несколько, то пошлина уплачивается за каждый.

Лицо, по отношению к которому предъявляется иск, вправе не согласиться с выдвигаемыми претензиями и потребовать проведения независимой оценки земли.

Особенности судебной практики

Судебное разбирательство по вопросам уменьшения стоимости земельных участков подразумевает наличие подготовительных этапов, которые состоят из:

  1. Обращения в организацию по проведению оценки с просьбой подготовить отчет о рыночной стоимости объекта спора. Оценщики еще до заключения договора и проведения работ на основании имеющихся данных могут составить для вас первичный отчет, оценивающий перспективность дела и шансы на уменьшение стоимости. Заказанная землепользователем независимая экспертиза будет отличаться от той, что проводят государственные оценщики более глубоким подходом и анализом. При подготовке заключения будут учитываться особенности каждого конкретного участка, которые оказывают прямое влияние на его стоимость, бухгалтерские документы, свидетельствующие о его доходности или убыточности, прочие показатели.
  2. Обращения непосредственно в комиссию или суд с заявлением и начала судебной практики.

Совет: не стоит начинать заниматься оспариванием стоимости участка самостоятельно, если вы не являетесь профессионалом в этой области. Процесс оспаривания кадастровой стоимости земли может показаться несложной только при поверхностном ее изучении. На самом деле в юридической практике эта категория дел относится к такой, которая требует основательной глубокой подготовки и знаний. Для достижения желаемого результата следует в совершенстве разбираться в методах оценки, структуре отчета и его содержании, уметь грамотно составить иск и изложить требования, поэтому помощью грамотного юриста в этом в вопросе не следует пренебрегать.

Многих землепользователей также интересует вопрос, существует ли процедура пересмотра уплаченного ранее (за прошлый период) налога или арендной платы за землю, в случае уменьшения стоимости земли и его возврата, так как ее рыночная стоимость устанавливается на дату расчета кадастровой. Обзор судебной практики говорит о том, что это невозможно. Причина прежде всего кроется в том, что ФЗ «Об оценочной деятельности» запрещает пересмотр задним числом размеров платежей.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка

Решение вопросов, связанных с изменением кадастровой стоимости земельного участка

Кадастровая стоимость земли – это сумма денег за участок, которая получена из данных о категории и удельных показателях. Сегодня часто встречаются случаи, когда кадастровая стоимость завышена, что может возникнуть по многим причинам. Если вы видите значительное изменение кадастровой стоимости земельного участка и хотите оспорить этот факт, вы можете обратиться в нашу земельную юридическую компанию, в которой опытные специалисты подскажут оптимальное решение проблемы. Следует помнить, что у вас есть возможность уменьшить кадастровую стоимость, даже в судебном порядке. Изменение кадастровой стоимости земельного участка позволит вам значительно сэкономить личный бюджет или бюджет компании, владеющей данной площадью.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка: права, о которых вы должны знать

Сегодня законодательство Российской Федерации позволяет изменять и оспаривать кадастровую стоимость участка в административном порядке и суде. Наши специалисты готовы предоставить вам услуги по оценке кадастровой стоимости земли. Мы определим категорию и вид пользования участком, который разрешен, а после этого утвердим кадастровую стоимость. В Российской Федерации закон об изменении кадастровой стоимости земельного участка закреплен в Земельном Кодексе, согласно ему (ст. 65), чтобы выкупить землю, находящуюся в федеральной и муниципальной собственности, необходимо уточнить кадастровую стоимость для целей налогообложения и других случаев, предусмотренных Федеральным Законом.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка происходит при внесении таких изменений в сведения об участке, как:

  • перевод земельного участка в другую категорию;
  • изменение площади земли при упорядочивании ее границ;
  • изменение разрешенного вида использования участка.

Если возникла ошибка в документах, принимают определенные меры для ее устранения. Таким образом, кадастровую ошибку возможно исправить или оспорить:

  • на основании решения суда;
  • в порядке, который установлен для учета изменения характеристики участка;
  • в порядке информационного взаимодействия.

Наши юристы готовы помочь вам и решить вопрос изменения кадастровой стоимости земельного участка в выгодную для вас сторону.

Довольно часто собственники или просто пользователи земельных участков получая выписку из государственного кадастра недвижимости на землю видят завышенную кадастровую стоимость на земельный участок .

Если кадастровая стоимость не соответствует реальной рыночной стоимости земельного участка, завышаются налоги на землю, завышаются ставки по аренде, цена на выкуп земельного участка у государства и многие другие денежные затраты.

Стоит знать и помнить, что всегда есть возможность уменьшения кадастровой стоимости, в том числе в судебном порядке.

Уменьшение кадастровой стоимости - это значительная экономия бюджета компании или личного бюджета лица, пользующегося или владеющего земельным участком.

Законодательство сегодня позволяет оспаривать и изменять кадастровую стоимость земли и в суде и в административном порядке. Изменения в законодательство, позволившие совершать процедуры оспаривания кадастровой стоимости земельных участков были внесены в нормативные акты в конце 2010 года.

Распространенные случаи завышения кадастровой стоимости .

1. Завышен удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка для конкретного вида разрешенного использования.

Случается, когда Росреестр указывает в кадастровом паспорте или кадастровой выписке на землю удельный показатель кадастровой стоимости данного земельного участка в несколько раз превышающий тот, что установлен нормативно-правовыми актами для конкретного вида разрешенного использования.

Например, для земельного участка с видом разрешенного использования «для размещения производственных и административных зданий» удельный показатель будет установлен как для земельного участка с видом разрешенного использования «для размещения офисов». Удельный показатель кадастровой стоимости для данного земельного участка будет завышен почти в три раза.

Обнаружив данные несоответствия в своих документах необходимо их исправить. Указанные ошибки признаются кадастровой или технической ошибкой и подлежат исправлению в заявительном порядке.

В том случае, если орган кадастрового учета откажет в исправлении ошибки, только тогда можно обращаться в суд и исправлять их в судебном порядке.

Уменьшение кадастровой стоимости производится как во вне судебном порядке так и в суде.

2. Неверно определен вид разрешенного использования земельного участка и как следствие установлен завышенный удельный показатель кадастровой стоимости.

Одной из причин завышения кадастровой стоимости земельного участка может являться неверное определение его разрешенного использования. Такие случаи принципиальны, как правило, для застроенных земельных участков.

Столкнувшись с такой ошибкой следует иметь в виду, что вид разрешенного использования для застроенного земельного участка определяется в соответствии с функциональным назначением строения на нем расположенного. Если у вас на участке стоит нежилое офисное здание, то и вид разрешенного использования должен быть определен как «для размещения офисов». Назначение здания можно всегда определить по записи в техническом паспорте на конкретный объект недвижимого имущества.

Органы государственной власти практически не соблюдают данное правило и как следствие - не правильно определен удельный показатель кадастровой стоимости и завышенная кадастровая стоимость земельного участка.

В данном случае кадастровая стоимость земельного участка будет снижена после обращения в уполномоченный государственный орган с заявлением о приведении вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с функциональным назначением строения на нем расположенного. После определения правильного вида разрешенного использования следует внести изменения в государственный кадастр недвижимости и как следствие произойдет уменьшение кадастровой стоимости земельного участка.

Отказ во внесении изменений может послужить основанием для обращение в суд с исковым заявлением.

Уменьшение кадастровой стоимости производится как во вне судебном порядке так и в суде.

3. Кадастровая стоимость земельного участка выше чем его рыночная стоимость

1.В соответствии с Постановлением Верховного Арбитражного Суда Российской Федерации

Следует признавать кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости с момента определения его рыночной стоимости.

2. Кадастровая стоимость земельного участка, определенная до 22 июля 2010 года может быть установлена в судебном порядке в размере его рыночной стоимости, определенной на основании отчета независимого оценщика.

3. Кадастровая стоимость земельного участка, определенная после 22 июля 2010 года также может быть установлена в судебном порядке в размере его рыночной стоимости на основании отчета независимого оценщика.

4. Кадастровая стоимость земельного участка определена после 22.07.2010 года и завышена

22 июля 2010 года вступили в законную силу правовые нормы позволяющие обжаловать и изменять кадастровую стоимость земельных участков без суда. Процедуру по пересмотру кадастровой стоимости осуществляет специализированная комиссия в административном порядке.

Следует учесть, что результаты кадастровой оценки, утвержденные до 22 июля 2010 года в таких комиссиях не оспариваются.

Если собственник или пользователь земельного участка полагает, что кадастровая стоимость определена неверно, то в течение шести месяцев с момента внесений сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости можно оспорить данные в специализированной комиссии.

Комиссия не только пересмотрит кадастровую стоимость земельного участка по вашему заявлению, но и утвердит новый размер кадастровой стоимости.

Комиссия пересмотрит кадастровую стоимость земельного участка только в двух случаях:

- Когда имеются данные, что для кадастровой оценки были применены недостоверные сведения;

- Когда имеется заключение независимого оценщика об определении рыночной стоимости земельного участка.

Заявление специализированной комиссией рассматривается в течение одного календарного месяца.