Руководства, Инструкции, Бланки

руководство по эвакуации населения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера img-1

руководство по эвакуации населения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера

Категория: Руководства

Описание

Эвакуация населения

Эвакуация населения

При угрозе и возникновении техногенной аварии или катастрофы одной из основных мер по экстренной защите населения от поражающих факторов чрезвычайной ситуации является его эвакуация из районов, в которых существует опасность для жизни и здоровья людей.

Эвакуация населения — это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон прогнозируемых или возникших чрезвычайных ситуаций и его временное размещение в заранее подготовленных безопасных районах.

Количество людей, подлежащих перемещению в безопасную зону, определяется местными органами исполнительной власти с учетом рекомендаций органов ГОЧС, которые исходят из конкретных условий обстановки, характера и масштабов чрезвычайной ситуации.

Эвакуация часто осуществляется в комплексе с другими мероприятиями:
  • укрытием людей в защитных сооружениях;
  • использованием средств индивидуальной защиты;
  • проведением медицинской профилактики и противорадиационных, противопожарных и инженерных работ.

Особенности организации и проведения эвакуации определяются источником возникновения чрезвычайной ситуации, поражающими факторами, численностью эвакуируемого населения, временем и срочностью выполнения эвакомероприятий.

Поэтому виды эвакуации могут определяться по ряду признаков:
  • по видам опасности;
  • по способам эвакуации;
  • по удаленности безопасного района;
  • по длительности проведения;
  • по времени начала проведения.
По видам опасности эвакуация может проводиться:
  • из зон химического и радиоактивного заражения (загрязнения);
  • из зон возможных сильных разрушений и катастрофического затопления.

По способам эвакуации она может проводиться различными видами транспорта, пешим порядком и комбинированным способом. При этом комбинированный способ позволяет осуществить эвакуацию из зон чрезвычайных ситуаций в более сжатые сроки. При комбинированном способе максимально возможное количество населения выводится пешим порядком с одновременным вывозом остальной его части имеющимся в наличии транспортом. Транспортные средства при комбинированном способе эвакуации используются прежде всего для вывоза детских учреждений, больных, женщин с детьми до 10 лет, людей, проживающих в домах престарелых.

По удаленности безопасного района эвакуация может быть:
  • локальной (в пределах города, населенного пункта, района);
  • местной (в границах субъекта Российской Федерации, муниципального образования);
  • региональной (в границах федерального округа, который объединяет несколько субъектов Российской Федерации);
  • государственной (в пределах Российской Федерации).
По длительности проведения эвакуация может быть:
  • временной, с возвращением на постоянное место жительства в течение нескольких суток;
  • среднесрочной — до одного месяца;
  • продолжительной — более одного месяца.
Повремени начала проведения эвакуация может быть:
  • упреждающей (заблаговременной);
  • экстренной.

Упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения из зон возможных чрезвычайных ситуаций проводится при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения аварии на потенциально опасных объектах. Основанием для проведения упреждающей эвакуации является краткосрочный прогноз возникновения техногенной аварии на период от нескольких десятков минут до нескольких суток.

В случае возникновения чрезвычайной ситуации с опасными поражающими воздействиями проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация населения. Вывоз (вывод) населения из зоны чрезвычайной ситуации может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов.

Экстренная эвакуация населения также может проводиться в случае нарушения нормальных условий жизнеобеспечения населения, при котором возникает угроза жизни и здоровью людей. Критерием для принятия решения на проведение эвакуации в данном случае является превышение времени, необходимого для восстановления нормальных условий жизнеобеспечения людей, над временем, которое население может прожить при отсутствии этих условий без ущерба для жизни и здоровья.

Другие статьи

Эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций


Главная | О нас | Обратная связь

Эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций

Эвакуация— это организованный вывоз или вывод лю­дей из опасных районов в загородную зону.

Под загородной зоной понимается территория в пределах административных границ республик, краев или областей, расположенная вне зон возможных разрушений, хими­ческого заражения, катастрофических затоплений либо воз­можного радиоактивного заражении, пригодная для прожи­вания населения.

Эвакуация осуществляется в случае возникновения чрез­вычайных ситуаций, при угрозе их возникновения, при стихийных бедствиях, катастрофах, крупных авариях, а также и случае возможного применения противником ядерного ору­жия.

Решение на эвакуацию городов принимает правительство. Эвакуация занятых в производственной сфере работников, а также членов их семей производится по производственно­му признаку, т.е. по месту работы. Остальная часть населе­ния эвакуируется по территориальному признаку, т.е. по ме­сту жительства.

Порядок эвакуации зависит от деления населения на группы:

1) рабочие и служащие, продолжающие работу в городе, а также члены их семей;

2) рабочие и служащие, переносящие производственную деятельность в загородную зону, а также члены их семей;

3) неработающее население и учащиеся.

Эвакуируют вначале первую группу, затем вторую и тре­тью. В ближайшей зоне размещают первую группу, посере­дине размещают вторую группу и в дальней зоне — третью группу.

Каждому предприятию (организации, учреждению, учеб­ному заведению и т.д.), из которого планируется эвакуация, в загородной зоне назначается район размещения. В зависи­мости от численности эвакуируемых этот район может вклю­чать один или несколько рядом расположенных населенных пунктов.

Для проведения эвакуации создаются эвакуационные, ко­миссии при правительстве, в областях, городах и на крупных объектах.

О предстоящей эвакуации население оповещается заблаго­временно через средства массовой информации, т.е. через радиотрансляционную сеть, телевидение или другими спосо­бами.

Для эвакуации используются различные виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, включая личный, вод­ный и воздушный. Эвакуация может осуществляться и пе­шим порядком. В этом случае ее проводят организованно, колонны ведут по специальным маршрутам. Если используют автотранспорт, вывоз планируется на расстояние до 100 кило­метров, при этом формируют колонны по 25 — 30 машин.

В условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени эва­куация населения имеет свои особенности.

Эвакуацию планируют, организуют и проводят исполни­тельные органы власти и руководители предприятий и орга­низаций. Основную роль берут на себя комиссии по чрезвы­чайным ситуациям. Планирование эвакуации осуществля­ется на основе прогнозов чрезвычайных ситуаций природно­го или техногенного характера.

Эвакуация осуществляется не просто в загородную зону, а в безопасные районы. Эвакуируются в первую очередь дети, старики, больные и т.д. Порядок эвакуации может быть любым и диктоваться будет конкретными обстоятель­ствами.

В целях быстрого и организованного проведения эвакуа­ции необходимо предусмотреть и заблаговременно спланиро­вать: транспортное обеспечение; материальное обеспечение; медицинское обеспечение; инженерное обеспечение; противо­радиационное и противохимическое обеспечение; техническое обеспечение; охрану общественного порядка.

Транспортное обеспечение включает организацию и проведение вывоза населения, учреждений и материальных ценностей в загородную зону или в безопасные районы, пере­возку рабочих смен из загородной зоны в город и обратно.

Материальное обеспечение предусматривает обеспечение всех видов транспорта, используемого для эвакуационных пере­понок, топливом, смазочным и иными материалами, а эвакуируемого населения — продовольствием и предметами первой необходимости. В загородной зоне (безопасном районе) снабжение населения производится через местные органы торговли и об­щественного питания. Местным органам власти поручается расширить сеть магазинов, столовых, коммунально-бытовых учреждений, организовать их работу по уплотненному графи­ку, используя для этого эвакуированных работников.

Медицинское обеспечение организуется на всех этапах эвакуации. Создаваемые медицинские пункты обязаны:

оказывать неотложную медицинскую помощь заболев­шим людям;

выявлять и изолировать инфекционных больных с по­следующей эвакуацией в лечебные учреждения.

В состав эшелона (колонны) включаются 1 — 2 человека среднего медицинского персонала, несколько санитарных дружинниц, а при эвакуации на большие расстояния и врач. Сопровождающий население медицинский персонал обязан осуществлять медицинский контроль над питанием и водо­снабжением эвакуированных людей, оказывать им медицин­скую помощь. В местах расселения эвакуируемого населения медицинское обеспечение организуется за счет местных ор­ганов здравоохранения, усиленных медицинскими силами, прибывшими из города.

Инженерное обеспечение включает:

- содержание и ремонт дорог, мостов и дорожных соору­жений;

- оборудование пунктов посадки и высадки, колонных путей на пешеходных маршрутах.

Противорадиационное и противохимическое обес­печение предусматривает:

- организацию радиационной и химической разведки в местах сбора, на станциях посадки и высадки, на марш­руте и в местах расселения людей в загородной зоне (безопасном районе)

— укрытие населения по сигналу оповещения гражданской обороны в защитных сооружениях, обеспечение населе­ния средствами индивидуальной защиты (СИЗ).

Техническое обеспечение заключается в организации технически правильной эксплуатации, технического обслу­живания, текущего ремонта транспортных средств и других машин, используемых для выполнения мероприятий ГО, а также эвакуации неисправной техники на сборные пункты поврежденных машин, снабжении их запасными частями и ремонтными материалами. К выполнению указанных меро­приятий привлекаются формирования технической службы (ремонтные предприятия, станции технического обслужива­ния, склады запасных частей).

Для поддержания общественного порядка на объек­тах, на станциях посадки и высадки, в местах расселения вы­ставляются посты охраны общественного порядка, организу­ется патрулирование. На важных объектах может быть вы­ставлено оцепление. К выполнению этих мероприятий при­влекаются формирования охраны общественного порядка, соз­даваемые за счет ведомственной военизированной и стороже­вой охраны и добровольных народных дружин.

Вопросы для самоконтроля

1. Что означает термин «эвакуация»?

2. В каких случаях осуществляется эвакуация населения?

3. Кто принимает решение об эвакуации населения города?

4. Каков порядок эвакуации населения из города?

5. Каковы особенности эвакуации населения в условиях чрезвы­чайных ситуаций мирного времени?

6. Как осуществляются транспортное и медицинское обеспечение эвакуации?

Организация эвакуационных мероприятий в мирное время

Организация эвакуационных мероприятий в мирное время

Иванов Сергей Валерьевич,
преподаватель Учебно-методического центра
ГО, ЧС и ПБ Санкт-Петербурга

В мирное время эвакуационные мероприятия проводятся при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Эвакуация населения в мирное время — это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон чрезвычайной ситуации или вероятной чрезвычайной ситуации (ЧС) природного и техногенного характера и его кратковременному размещению в заблаговременно подготовленных по условиям первоочередного жизнеобеспечения безопасных (вне зон действия поражающих факторов источника ЧС) районах (местах).

Эвакуация считается завершенной, когда все подлежащее эвакуации население будет вывезено (выведено) за границы зоны действия поражающих факторов источника ЧС в безопасные районы.

Для кратковременного размещения населения могут развертываться пункты временного размещения (ПВР) на объектах, способных вместить необходимое количество эвакуированных и обеспечить их первоочередное жизнеобеспечение на период от нескольких часов до нескольких суток.

Особенности проведения эвакуации определяются:

- характером источника ЧС (радиоактивное загрязнение или химическое заражение местности, землетрясение, снежная лавина, сель, наводнение),

- пространственно-временными характеристиками воздействия поражающих факторов источника ЧС,

- численностью и охватом вывозимого (выводимого) населения,

- временем и срочностью проведения эвакомероприятий.

В зависимости от времени и сроков проведения выделяются следующие варианты эвакуации населения:

Упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения проводится из зон возможного действия поражающих факторов (прогнозируемых зон ЧС). При получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения аварии на потенциально опасном объекте или стихийного бедствия проводится упреждающая (заблаговремен­ная) эвакуация населения из зон возможного действия пора­жающих факторов (прогнозируемых зон ЧС). Основанием для введения данной меры защиты является краткосрочный прогноз возникновения аварии или стихийного бедствия на период от нескольких десятков минут до нескольких суток, который может уточняться в течение этого срока.

В случае возникновения ЧС проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация населения. Вывоз (вывод) населения из зон ЧС может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов источника ЧС. Экстренная эвакуация проводится и при нарушении нормаль­ного жизнеобеспечения населения, при котором возникает угроза жизни и здоровья людей.

В зависимости от развития ЧС и численности выводимого из зоны ЧС населения могут быть выделены следующие варианты эвакуации: локальная, местная, региональная.

Локальная эвакуация проводится в том случае, если зона воз­можного воздействия поражающих факторов источника ЧС огра­ничена пределами отдельных городских микрорайонов или сель­ских населенных пунктов, при этом численность эвакуируемого населения не превышает нескольких тысяч человек. В этом случае эвакуируемое население размещается, как правило, в примыкаю­щих к зоне ЧС населенных пунктах или непострадавших районах города (вне зон действия поражающих факторов источника ЧС).

Местная эвакуация проводится в том случае, если в зону ЧС попадают средние города, отдельные районы крупных городов, сельские районы. При этом численность эвакуируемого населе­ния может составлять от нескольких тысяч до десятков тысяч че­ловек, которые размещаются, как правило, в безопасных районах смежных с зоной ЧС.

Региональная эвакуация осуществляется при воздействии поражающих факторов на значительные площади, охватыва­ющие территории одного или нескольких регионов с высокой плотностью населения и крупными городами. При проведении региональной эвакуации вывозимое (выводимое) из зоны ЧС на селение может быть эвакуировано на значительные расстояния от постоянного места проживания.

В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями на­селения, оказавшегося в зоне ЧС, выделяют следующие варианты их проведения: общая эвакуация и частичная эвакуация (рассмотрим во втором учебном вопросе).

Необходимость принятия решения на эвакуацию населения и сроки ее осуществления в условиях, когда организация первооче­редного жизнеобеспечения технически невозможна или нецеле­сообразна, определяются в соответствии с «Критериями приня­тия решения на эвакуацию населения в случае нарушения систем и объектов жизнеобеспечения населения в ЧС природного и тех­ногенного характера» (табл. № 1).

Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях — комплекс экономических, организационных, инженерно-тех­нических и социальных мероприятий, обеспечивающих создание и поддержание минимально необходимых условий для сохране­ния жизни, здоровья и работоспособности людей во время осу­ществления эвакуации, на ее маршрутах и в местах размещения эвакуированного населения.

КРИТЕРИИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ

на эвакуацию населения в случае нарушения систем и объектов жизнеобеспечения населения в ЧС природного и техногенного характера

При условии организации первоочередного жизнеобеспечения сроки проведения эвакуации определяются транспортными возможностями.

Выбор указанных вариантов проведения эвакуации определя­ется в зависимости от масштабов распространения и характера опасности, достоверности прогноза ее реализации, а также пер­спектив хозяйственного использования производственных объ­ектов, размещенных в зоне воздействия поражающих факторов источника ЧС.

Право принятия решения на проведение эвакуации принадле­жит руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, на территории которых возникла или прогнозируется ЧС. В случае крайней необходимости решение на проведение эвакуации могут принимать руководители работ по ликвидации ЧС.

Мероприятия по подготовке к эвакуации населения и разработ­ка планов эвакуации населения проводится органами управления

Взаимодействие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями при подготовке и проведении эвакуации населения осуществляет­ся в соответствии с федеральным законом Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного харак­тера», постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», а также «Руководством по взаимодействию Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным си­туациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Ми­нистерства обороны по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

При наличии соответствующих межгосударственных догово­ренностей размещение эвакуируемых граждан Российской Фе­дерации может производиться на территории стран — участниц Содружества независимых государств и других сопредельных го­сударств. В свою очередь территория Российской Федерации мо­жет быть предоставлена для размещения населения, эвакуируемо­го из других государств. Взаимодействие компетентных органов сотрудничающих государств основывается при этом на нормах международного права, условиях двусторонних или многосто­ронних межгосударственных договоренностей, законодательства Российской Федерации и других стран.

Вывод: Проведение эвакуации населения требует тщательно проду­манного планирования эвакуационных мероприятий и заблагов­ременной всесторонней подготовки транспорта, дорог, безопас­ных районов размещения эвакуированного населения, эвакуа­ционных органов, а также всесторонней подготовки населения в области защиты от ЧС.

  1. Федеральный закон от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
  2. Постановление Правительства РФ от 22.06.2004 №303 «О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы».
  3. Эвакуация населения. Планирование, организация и проведение. ИРБ, Москва, 2009 г, 2012 г.
  4. Методические рекомендации по планированию, подготовке и проведению эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, под общей редакцией В.А. Пучкова, ДГЗ МЧС, 2005 г.
  5. Руководство по эвакуации населения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. МЧС, ВНИИ ГОЧС, 1996 г.
Добавить комментарий ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ

3 Приложение

/ Лекции ГОЧС / Эвакуация для объектов / Рек эвак в м-в / 3 Приложение

по эвакуации населения в чрезвычайных

ситуациях природного и техногенного характера

Руководство устанавливает общие требования по организации, планированию, обеспечению и проведению эвакуации населения из зон чрезвычайных ситуаций, сложившихся в результате техногенных аварий, катастроф, стихийного или иного бедствия.

Руководство определяет виды эвакуации населения, перечень и структуру эвакоорганов и их обязанности, виды обеспечения эвакуации, министерства, ведомства, организации, ответственные за ее организацию и осуществление, требования по подготовке районов размещения к приему и первоочередному жизнеобеспечению эваконаселения в чрезвычайных ситуациях.

Эвакуация (реэвакуация) населения является сложной задачей. Успешность ее проведения определяется заблаговременной подготовкой эвакуационных органов, систем оповещения и связи, детальным планированием с учетом местных условий и особенностей, заблаговременной подготовкой сил и средств, тщательной проработкой всех мероприятий по обеспечению эвакуации. Задачи проведения эвакуации (реэвакуации) возложены на соответствующие штабы, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации, в компетенцию которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС.

для использования руководящим составом и органами управления федеральных, территориальных и региональных функциональных подсистем Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) при планировании, обеспечении, организации и проведении мероприятий по эвакуации населения из зон чрезвычайных ситуаций;

для подготовки руководящего состава административно-территориальных образований и объектов экономики, эвакуационных и транспортных органов, которые являются непосредственными исполнителями планов эвакуации и подготовки населения Российской Федерации в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Руководство подготовлено коллективом авторов в составе: к.т.н. Шевченко А.В. к.э.н. Леонов Н.М. к.т.н. Паращенко Н.И. Бычков А.Н. Золотухин А.В. Семенов В.В.

СОДЕРЖАНИЕ ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ…………………………………………… ЭВАКУАЦИОННЫЕ ОРГАНЫ, ИХ СТРУКТУРА И ЗАДАЧИ………………………………………………………………. ПЛАНИРОВАНИЕ ЭВАКУАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ……………… ПРИЛОЖЕНИЯ: Критерии принятия решения на эвакуацию населения в случае нарушения систем и объектов жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях мирного времени… Критерии принятия решений на эвакуацию населения из зон радиоактивного загрязнения…………………………………………………… населения из зон химического заражения…… населения из опасных зон при селях…………… Критерии принятия решения на эвакуацию из лавиноопасных зон………………………………… районное деление)………………………………………… образования (город, не имеющий районного деления, населенный пункт)………………………………………….. административно-территориального звена… Примерная схема организации эвакуационной комиссии объекта экономики……………………………… Основные задачи эвакуационной комиссии объекта экономики……………………………………… территориального образования (административного района, города)……………………………………………… административно-территориальных образований………………………………………………… Примерная схема приемной эвакуационной комиссии при органах местного самоуправления……… при органах местного самоуправления………………….. Примерная схема организации сборного эвакуационного пункта……………………………………. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ АДМИНИСТРАЦИИ сборного эвакуационного пункта……………………………… Примерная схема организации приемного Основные задачи администрации приемного эвакуационного пункта ……………………………… Примерная схема организации приемного эвакуационного пункта…………………………………… колонны при перевозке эвакуируемого населения……………………………………………………… Перечень исходных данных для планирования эвакуации………………………….… подлежащего эвакуации из районов землетрясения………………………………………………. населения при запроектной аварии реакторов различных типов…………………….

1.1. Эвакуация населения - комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон чрезвычайной ситуации (ЧС) или вероятной чрезвычайной ситуации природного и техногенно­го характера и его кратковременному размещению в заблаговременно подготовленных по условиям первоочередного жизнеобеспечения безопасных (вне зон действия поражающих факторов источника ЧС) районах - далее безопасные районы. Эвакуация считается завершенной, когда все подлежащее эвакуации население будет вывезено (выведено), за границы зоны действия поражающих факторов источника ЧС в безопасные районы.

1.2. Особенности проведения эвакуации определяются характером источника ЧС (радиоактивное загрязнение или химическое зара­жение местности, землетрясение, снежная лавина, сель, наводнение), пространственно-временными характеристиками воздействия по­ражающих факторов источника ЧС, численностью и охватом вывозимого (выводимого) населения, временем и срочностью проведения эвакомероприятий. Указанные признаки могут быть положены в основу классификации вариантов проведения эвакуации.

1.3. В зависимости от времени и сроков проведения выделяются следующие варианты эвакуации населения: упреждающая (заблаговременная), экстренная (безотлагательная).

1.4. При получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия проводится упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения из зон возможного действия поражающих факторов (прогнозируемых зон ЧС). Основанием для введения данной меры защиты является краткосрочный прогноз возникновения запроектной аварии или стихийного бедствия на период от нескольких десятков минут до нескольких суток, который может уточняться в течение этого срока.

1.5. В случае возникновения ЧС проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация населения. Вывоз (вывод) населения из зон ЧС может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов источника ЧС.

1.6. В случае нарушения нормального жизнеобеспечения населения, при котором возникает угроза жизни и здоровью людей, также проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация.

Необходимость принятия решения на эвакуацию населения и сроки ее осуществления в условиях, когда организация первоочередного жизнеобеспечения технически невозможна или экономически

нецелесообразна, определяются в соответствии с данными приложения 1. При условии организации первоочередного жизнеобеспечения сроки проведения эвакуации определяются транспортными возможностями.

1.7. В зависимости от развития ЧС и численности выводимого из зоны ЧС населения могут быть выделены следующие варианты эвакуации: локальная, местная, региональная.

1.8. Локальная эвакуация проводится в том случае, если зона возможного воздействия поражающих факторов источника ЧС ограничена пределами отдельных городских микрорайонов или сельских населенных пунктов, при этом численность эваконаселения не превышает нескольких тысяч человек. В этом случае эвакуируемое население размещается, как правило, в примыкающих к зоне ЧС населенных пунктах или непострадавших районах города (вне зон действия поражающих факторов источника ЧС).

1.9. Местная эвакуация проводится в том случае, если в зону ЧС попадают средние города, отдельные районы крупных городов, сельские районы. При этом численность эваконаселения может составлять от нескольких тысяч до десятков тысяч человек, которые размещаются, как правило, в безопасных районах смежных с зоной ЧС.

1.10. Региональная эвакуация осуществляется при условии распространения воздействия поражающих факторов на значительные площади, охватывающие территории одного или нескольких регионов с высокой плотностью населения, включающие крупные города. При проведении региональной эвакуации вывозимое (выводимое) из зоны ЧС население может быть эвакуировано на значительные расстояния от постоянного места проживания.

1.11. В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне ЧС, выделяют следующие варианты их проведения: общая эвакуация и частичная эвакуация.

1.12. Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны ЧС.

Частичная эвакуация осуществляется при необходимости вывода из зоны ЧС нетрудоспособного населения, детей дошкольного возраста, учащихся школ и ПТУ.

Выбор указанных вариантов проведения эвакуации определяется в зависимости от масштабов распространения и характера опасности, достоверности прогноза ее реализации, а также перспектив хозяйственного использования производственных объектов, размещенных в зоне действия поражающих факторов источника ЧС.

1.13. Основанием для принятия решения на проведение эвакуа­ции является наличие угрозы жизни и здоровью людей, оцениваемой по

заранее установленным для каждого вида опасности критериям, приведенным в приложениях 1-5.

1.14. Право принятия решения на проведение эвакуации принадлежит руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, на территории которых возникла или прогнозируется ЧС.

В зависимости от масштабов ЧС и требований к срочности проведения эвакуации экстренная (безотлагательная) или упреждающая (заблаговременная) эвакуация, носящая местный или региональный характер, осуществляется по указанию (распоряжению) соответствующих руководителей органов исполнительной власти.

В случаях, требующих принятия безотлагательного решения, экстренная эвакуация, носящая локальный характер, может осуществляться по указанию (распоряжению) начальника дежурной (диспетчерской) службы потенциально опасного объекта.

1.15. Общее руководство эвакуацией населения осуществляется руководителями органов исполнительной власти (комиссиями по ЧС) территориальных, ведомственных, объектовых органов управления, а непосредственная организация и проведение эвакуационных мероприятий - эвакуационными органами, создаваемыми главами администраций субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органами управления объектов экономики через эвакуационные органы и отделы ГОЧС соответствующего уровня.

1.16. Проведение эвакуации населения требует тщательно продуманного планирования эвакомероприятий и заблаговременной всесторонней подготовки: транспорта, дорог, районов размещения эвакуированного населения в безопасных местах эвакуационных органов, а также всесторонней подготовки населения в области защиты от ЧС.

Эта подготовительная работа организуется и проводится руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов управления объектов экономики через эвакуационные органы и отделы ГОЧС.

1.17. Планы эвакуации населения оформляются в виде разделов планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС в мирное время на федеральном, региональном, территориальном, местном, объектовом уровнях.

Планы обеспечения эвакуации населения разрабатываются соответствующими постоянно действующими органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС. Порядок разработки, оформления, согласования и утверждения данных планов определяется Положением

"О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", и другими нормативными документами. Содержание разделов планов по эвакуации раскрывается в разделе III.

1.18. Эвакуация населения планируется, организуется и осуществляется по производственно-территориальному принципу, который предполагает, что вывоз (вывод) из зон ЧС рабочих, служащих, студентов, учащихся средних специальных учебных заведений и профессионально-технических училищ организуется по предприятиям, орга­низациям, учреждениям и учебным заведениям, эвакуация остального населения, не занятого в производстве и сфере обслуживания - по месту жительства через жилищно-эксплуатационные органы.

В определенных случаях эвакуация осуществляется по территориальному принципу, т.е. непосредственно из мест нахождения насе­ления на момент объявления эвакуации.

1.19. Способы эвакуации и сроки ее проведения зависят от масштабов ЧС, численности оказавшегося в опасной зоне населения, наличия транспорта и других местных условий. Население эвакуируется транспортом, пешим порядком или комбинированным способом, основанном на сочетании вывода максимально возможного количества людей с одновременным вывозом остальной части населения имеющимся транспортом. При этом транспортом планируется вывозить, как правило, население, которое не может передвигаться пешим порядком.

Комбинированный способ эвакуации в наиболее полной мере отвечает требованию по осуществлению эвакомероприятий из зон ЧС (при постоянной угрозе воздействия поражающих факторов источника ЧС) в максимально сжатые сроки.

1.20. Эвакуированное население размещается в безопасных районах до особого распоряжения, в зависимости от обстановки.

1.21. Взаимодействие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями при подготовке и проведении эвакуации населения осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера", постановлением Правительства Российской Федерации № 1113 от 5 ноября 1995 г. "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", а также "Руководством по взаимодействию Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства обороны по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".

1.22. При наличии соответствующих межгосударственных договоренностей размещение эвакуируемых граждан Российской Федерации может производиться на территории стран - участниц Содружества независимых государств и других сопредельных государств. В свою очередь территория Российской Федерации может быть предоставлена для размещения населения, эвакуируемого из других государств. Взаимодействие компетентных органов сотрудничающих государств основывается при этом на нормах международного права, условиях двусторонних или многосторонних межгосударственных договоренностей, законодательств Российской Федерации и других стран.

IIОРГАНИЗАЦИЯ ЭВАКУАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ.

ЭВАКУАЦИОННЫЕ ОРГАНЫ, ИХ СТРУКТУРА И ЗАДАЧИ

2.1. Значительные объемы, сложность организации и проведения эвакомероприятий предъявляют повышенные требования к созданию эвакуационных органов и их своевременной и качественной подготовке к проведению эвакуации населения.

2.2. Планирование, организация и проведение эвакуации населения непосредственно возлагаются на эвакуационные органы, региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - региональные центры), отделы ГОЧС.

К эвакуационным органам относятся:

сборные эвакуационные пункты (СЭП):

приемные эвакуационные пункты (ПЭП);

промежуточные пункты эвакуации (ППЭ);

группы управления на маршрутах пешей эвакуации;

оперативные группы по вывозу (выводу) эваконаселения.

2.3. Эвакуационные комиссии создаются во всех субъектах Российской Федерации, звеньях, соответствующих административно-территориальному делению их территорий и на объектах экономики, где планируется эвакуация населения, рабочих и служащих.

В состав территориальных эвакуационных комиссий решением соответствующих глав администраций назначаются ответственные работники указанных административно-территориальных образований.

Председателем эвакуационной комиссии назначается, как правило, заместитель главы административно-территориального образования. Членами эвакуационных комиссий назначаются руководители (их заместители) органов здравоохранения, образования, социального обеспечения, транспортных организаций, управлений (отделов) внутренних дел, представители начальников гарнизонов и (или) военных комиссариатов.

Для ведения делопроизводства эвакокомиссий и технической работы назначается рабочий аппарат из сотрудников администраций территориальных органов управления. Рабочий аппарат эвакуационных комиссий комплектуется по направлениям работы и может состоять с учетом местных условий из нескольких групп: по учету вывозимого и выводимого населения, эвакотранспортной, по учету, приему и размещению эвакуируемого населения в безопасных районах,

обеспечения эвакомероприятий и др.

Объектовую эвакокомиссию возглавляет, как правило, один из заместителей директора (руководителя) предприятия, учреждения, организации. В состав объектовой эвакуационной комиссии назначаются начальники основных служб (отделов), начальники цехов или их заместители.

Примерная организационная структура и основные задачи эвакуационных комиссий при выполнении эвакуационных мероприятий из зон ЧС мирного времени приведены в приложениях 6-10.

2.4. Для разработки планов и организации непосредственного приема, размещения и обеспечения эвакуированного из зон ЧС населения в безопасных районах создаются эвакоприемные комиссии.

В состав эвакоприемных комиссий, формируемых при органах местного самоуправления, включаются представители местной администрации, а также предприятий, объединений, учреждений, организаций сферы материального производства или непроизводственной сферы независимо от их организационно-правовой формы (далее - объектов экономики).

Примерная организационная структура и основные задачи эвакоприемных комиссий при проведении эвакуации в ЧС приведены в приложениях 11-14.

Все эвакуационные и эвакоприемные комиссии подчиняются не­посредственно соответствующим руководителям органов исполнительной власти и работают в тесном взаимодействии с отделами ГОЧС.

2.5. Сборные эвакуационные пункты (СЭП) предназначаются для сбора и регистрации эваконаселения, формирования эвакуационных колонн и эшелонов, посадки на транспорт и отправки в безопасные районы эвакуируемого населения.

СЭП размещаются вблизи железнодорожных станций, морских и речных портов, пристаней, вблизи маршрутов пешей эвакуации, в местах, обеспечивающих условия для сбора людей. Количество СЭП и их пропускная способность определяется с учетом численности эвакуируемого населения, количества маршрутов эвакуации, пунктов посадки на транспорт и интенсивности отправления с них автоколонн, эшелонов, судов. Для размещения СЭП используются различные общественные здания и сооружения. На СЭП или в непосредственной близости от него для защиты населения подготавливаются имеющиеся защитные сооружения (убежища, подвалы и другие заглубленные помещения), оборудуются простейшие укрытия.

СЭП создаются из расчета один СЭП вблизи каждой станции

(пункта) посадки на транспорт и маршрута эвакуации пешим порядком для обеспечения отправления 5-6 поездов в сутки или комплектова­ния и подготовки к маршу двух (по 500 чел.) пеших колонн в час.

СЭП должен обеспечивать одновременное размещение людей не менее чем на один поезд (судно, колонну).

Каждому СЭП присваивается порядковый номер. За ним закрепляются объекты экономики, жилищно-эксплуатационные организации, а также пункты посадки, с которых организуется вывоз населения и маршруты пешей эвакуации.

СЭП обеспечиваются прямой связью с городскими, районными, объектовыми эвакуационными комиссиями, с пунктами посадки на транспорт и транспортными органами.

Для обеспечения работы СЭП назначается рабочий аппарат из числа сотрудников территориальных исполнительных органов, учреждений и организаций, на базе которых развертывается СЭП.