Категория: Руководства
При угрозе и возникновении техногенной аварии или катастрофы одной из основных мер по экстренной защите населения от поражающих факторов чрезвычайной ситуации является его эвакуация из районов, в которых существует опасность для жизни и здоровья людей.
Эвакуация населения — это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон прогнозируемых или возникших чрезвычайных ситуаций и его временное размещение в заранее подготовленных безопасных районах.
Количество людей, подлежащих перемещению в безопасную зону, определяется местными органами исполнительной власти с учетом рекомендаций органов ГОЧС, которые исходят из конкретных условий обстановки, характера и масштабов чрезвычайной ситуации.
Эвакуация часто осуществляется в комплексе с другими мероприятиями:Особенности организации и проведения эвакуации определяются источником возникновения чрезвычайной ситуации, поражающими факторами, численностью эвакуируемого населения, временем и срочностью выполнения эвакомероприятий.
Поэтому виды эвакуации могут определяться по ряду признаков:По способам эвакуации она может проводиться различными видами транспорта, пешим порядком и комбинированным способом. При этом комбинированный способ позволяет осуществить эвакуацию из зон чрезвычайных ситуаций в более сжатые сроки. При комбинированном способе максимально возможное количество населения выводится пешим порядком с одновременным вывозом остальной его части имеющимся в наличии транспортом. Транспортные средства при комбинированном способе эвакуации используются прежде всего для вывоза детских учреждений, больных, женщин с детьми до 10 лет, людей, проживающих в домах престарелых.
По удаленности безопасного района эвакуация может быть:Упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения из зон возможных чрезвычайных ситуаций проводится при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения аварии на потенциально опасных объектах. Основанием для проведения упреждающей эвакуации является краткосрочный прогноз возникновения техногенной аварии на период от нескольких десятков минут до нескольких суток.
В случае возникновения чрезвычайной ситуации с опасными поражающими воздействиями проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация населения. Вывоз (вывод) населения из зоны чрезвычайной ситуации может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов.
Экстренная эвакуация населения также может проводиться в случае нарушения нормальных условий жизнеобеспечения населения, при котором возникает угроза жизни и здоровью людей. Критерием для принятия решения на проведение эвакуации в данном случае является превышение времени, необходимого для восстановления нормальных условий жизнеобеспечения людей, над временем, которое население может прожить при отсутствии этих условий без ущерба для жизни и здоровья.
Главная | О нас | Обратная связь
Эвакуация— это организованный вывоз или вывод людей из опасных районов в загородную зону.
Под загородной зоной понимается территория в пределах административных границ республик, краев или областей, расположенная вне зон возможных разрушений, химического заражения, катастрофических затоплений либо возможного радиоактивного заражении, пригодная для проживания населения.
Эвакуация осуществляется в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, при угрозе их возникновения, при стихийных бедствиях, катастрофах, крупных авариях, а также и случае возможного применения противником ядерного оружия.
Решение на эвакуацию городов принимает правительство. Эвакуация занятых в производственной сфере работников, а также членов их семей производится по производственному признаку, т.е. по месту работы. Остальная часть населения эвакуируется по территориальному признаку, т.е. по месту жительства.
Порядок эвакуации зависит от деления населения на группы:
1) рабочие и служащие, продолжающие работу в городе, а также члены их семей;
2) рабочие и служащие, переносящие производственную деятельность в загородную зону, а также члены их семей;
3) неработающее население и учащиеся.
Эвакуируют вначале первую группу, затем вторую и третью. В ближайшей зоне размещают первую группу, посередине размещают вторую группу и в дальней зоне — третью группу.
Каждому предприятию (организации, учреждению, учебному заведению и т.д.), из которого планируется эвакуация, в загородной зоне назначается район размещения. В зависимости от численности эвакуируемых этот район может включать один или несколько рядом расположенных населенных пунктов.
Для проведения эвакуации создаются эвакуационные, комиссии при правительстве, в областях, городах и на крупных объектах.
О предстоящей эвакуации население оповещается заблаговременно через средства массовой информации, т.е. через радиотрансляционную сеть, телевидение или другими способами.
Для эвакуации используются различные виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, включая личный, водный и воздушный. Эвакуация может осуществляться и пешим порядком. В этом случае ее проводят организованно, колонны ведут по специальным маршрутам. Если используют автотранспорт, вывоз планируется на расстояние до 100 километров, при этом формируют колонны по 25 — 30 машин.
В условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени эвакуация населения имеет свои особенности.
Эвакуацию планируют, организуют и проводят исполнительные органы власти и руководители предприятий и организаций. Основную роль берут на себя комиссии по чрезвычайным ситуациям. Планирование эвакуации осуществляется на основе прогнозов чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
Эвакуация осуществляется не просто в загородную зону, а в безопасные районы. Эвакуируются в первую очередь дети, старики, больные и т.д. Порядок эвакуации может быть любым и диктоваться будет конкретными обстоятельствами.
В целях быстрого и организованного проведения эвакуации необходимо предусмотреть и заблаговременно спланировать: транспортное обеспечение; материальное обеспечение; медицинское обеспечение; инженерное обеспечение; противорадиационное и противохимическое обеспечение; техническое обеспечение; охрану общественного порядка.
Транспортное обеспечение включает организацию и проведение вывоза населения, учреждений и материальных ценностей в загородную зону или в безопасные районы, перевозку рабочих смен из загородной зоны в город и обратно.
Материальное обеспечение предусматривает обеспечение всех видов транспорта, используемого для эвакуационных перепонок, топливом, смазочным и иными материалами, а эвакуируемого населения — продовольствием и предметами первой необходимости. В загородной зоне (безопасном районе) снабжение населения производится через местные органы торговли и общественного питания. Местным органам власти поручается расширить сеть магазинов, столовых, коммунально-бытовых учреждений, организовать их работу по уплотненному графику, используя для этого эвакуированных работников.
Медицинское обеспечение организуется на всех этапах эвакуации. Создаваемые медицинские пункты обязаны:
оказывать неотложную медицинскую помощь заболевшим людям;
выявлять и изолировать инфекционных больных с последующей эвакуацией в лечебные учреждения.
В состав эшелона (колонны) включаются 1 — 2 человека среднего медицинского персонала, несколько санитарных дружинниц, а при эвакуации на большие расстояния и врач. Сопровождающий население медицинский персонал обязан осуществлять медицинский контроль над питанием и водоснабжением эвакуированных людей, оказывать им медицинскую помощь. В местах расселения эвакуируемого населения медицинское обеспечение организуется за счет местных органов здравоохранения, усиленных медицинскими силами, прибывшими из города.
Инженерное обеспечение включает:
- содержание и ремонт дорог, мостов и дорожных сооружений;
- оборудование пунктов посадки и высадки, колонных путей на пешеходных маршрутах.
Противорадиационное и противохимическое обеспечение предусматривает:
- организацию радиационной и химической разведки в местах сбора, на станциях посадки и высадки, на маршруте и в местах расселения людей в загородной зоне (безопасном районе)
— укрытие населения по сигналу оповещения гражданской обороны в защитных сооружениях, обеспечение населения средствами индивидуальной защиты (СИЗ).
Техническое обеспечение заключается в организации технически правильной эксплуатации, технического обслуживания, текущего ремонта транспортных средств и других машин, используемых для выполнения мероприятий ГО, а также эвакуации неисправной техники на сборные пункты поврежденных машин, снабжении их запасными частями и ремонтными материалами. К выполнению указанных мероприятий привлекаются формирования технической службы (ремонтные предприятия, станции технического обслуживания, склады запасных частей).
Для поддержания общественного порядка на объектах, на станциях посадки и высадки, в местах расселения выставляются посты охраны общественного порядка, организуется патрулирование. На важных объектах может быть выставлено оцепление. К выполнению этих мероприятий привлекаются формирования охраны общественного порядка, создаваемые за счет ведомственной военизированной и сторожевой охраны и добровольных народных дружин.
Вопросы для самоконтроля
1. Что означает термин «эвакуация»?
2. В каких случаях осуществляется эвакуация населения?
3. Кто принимает решение об эвакуации населения города?
4. Каков порядок эвакуации населения из города?
5. Каковы особенности эвакуации населения в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени?
6. Как осуществляются транспортное и медицинское обеспечение эвакуации?
Иванов Сергей Валерьевич,
преподаватель Учебно-методического центра
ГО, ЧС и ПБ Санкт-Петербурга
В мирное время эвакуационные мероприятия проводятся при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Эвакуация населения в мирное время — это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон чрезвычайной ситуации или вероятной чрезвычайной ситуации (ЧС) природного и техногенного характера и его кратковременному размещению в заблаговременно подготовленных по условиям первоочередного жизнеобеспечения безопасных (вне зон действия поражающих факторов источника ЧС) районах (местах).
Эвакуация считается завершенной, когда все подлежащее эвакуации население будет вывезено (выведено) за границы зоны действия поражающих факторов источника ЧС в безопасные районы.
Для кратковременного размещения населения могут развертываться пункты временного размещения (ПВР) на объектах, способных вместить необходимое количество эвакуированных и обеспечить их первоочередное жизнеобеспечение на период от нескольких часов до нескольких суток.
Особенности проведения эвакуации определяются:
- характером источника ЧС (радиоактивное загрязнение или химическое заражение местности, землетрясение, снежная лавина, сель, наводнение),
- пространственно-временными характеристиками воздействия поражающих факторов источника ЧС,
- численностью и охватом вывозимого (выводимого) населения,
- временем и срочностью проведения эвакомероприятий.
В зависимости от времени и сроков проведения выделяются следующие варианты эвакуации населения:
Упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения проводится из зон возможного действия поражающих факторов (прогнозируемых зон ЧС). При получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения аварии на потенциально опасном объекте или стихийного бедствия проводится упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения из зон возможного действия поражающих факторов (прогнозируемых зон ЧС). Основанием для введения данной меры защиты является краткосрочный прогноз возникновения аварии или стихийного бедствия на период от нескольких десятков минут до нескольких суток, который может уточняться в течение этого срока.
В случае возникновения ЧС проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация населения. Вывоз (вывод) населения из зон ЧС может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов источника ЧС. Экстренная эвакуация проводится и при нарушении нормального жизнеобеспечения населения, при котором возникает угроза жизни и здоровья людей.
В зависимости от развития ЧС и численности выводимого из зоны ЧС населения могут быть выделены следующие варианты эвакуации: локальная, местная, региональная.
Локальная эвакуация проводится в том случае, если зона возможного воздействия поражающих факторов источника ЧС ограничена пределами отдельных городских микрорайонов или сельских населенных пунктов, при этом численность эвакуируемого населения не превышает нескольких тысяч человек. В этом случае эвакуируемое население размещается, как правило, в примыкающих к зоне ЧС населенных пунктах или непострадавших районах города (вне зон действия поражающих факторов источника ЧС).
Местная эвакуация проводится в том случае, если в зону ЧС попадают средние города, отдельные районы крупных городов, сельские районы. При этом численность эвакуируемого населения может составлять от нескольких тысяч до десятков тысяч человек, которые размещаются, как правило, в безопасных районах смежных с зоной ЧС.
Региональная эвакуация осуществляется при воздействии поражающих факторов на значительные площади, охватывающие территории одного или нескольких регионов с высокой плотностью населения и крупными городами. При проведении региональной эвакуации вывозимое (выводимое) из зоны ЧС на селение может быть эвакуировано на значительные расстояния от постоянного места проживания.
В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне ЧС, выделяют следующие варианты их проведения: общая эвакуация и частичная эвакуация (рассмотрим во втором учебном вопросе).
Необходимость принятия решения на эвакуацию населения и сроки ее осуществления в условиях, когда организация первоочередного жизнеобеспечения технически невозможна или нецелесообразна, определяются в соответствии с «Критериями принятия решения на эвакуацию населения в случае нарушения систем и объектов жизнеобеспечения населения в ЧС природного и техногенного характера» (табл. № 1).
Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях — комплекс экономических, организационных, инженерно-технических и социальных мероприятий, обеспечивающих создание и поддержание минимально необходимых условий для сохранения жизни, здоровья и работоспособности людей во время осуществления эвакуации, на ее маршрутах и в местах размещения эвакуированного населения.
КРИТЕРИИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ
на эвакуацию населения в случае нарушения систем и объектов жизнеобеспечения населения в ЧС природного и техногенного характера
При условии организации первоочередного жизнеобеспечения сроки проведения эвакуации определяются транспортными возможностями.
Выбор указанных вариантов проведения эвакуации определяется в зависимости от масштабов распространения и характера опасности, достоверности прогноза ее реализации, а также перспектив хозяйственного использования производственных объектов, размещенных в зоне воздействия поражающих факторов источника ЧС.
Право принятия решения на проведение эвакуации принадлежит руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, на территории которых возникла или прогнозируется ЧС. В случае крайней необходимости решение на проведение эвакуации могут принимать руководители работ по ликвидации ЧС.
Мероприятия по подготовке к эвакуации населения и разработка планов эвакуации населения проводится органами управления
Взаимодействие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями при подготовке и проведении эвакуации населения осуществляется в соответствии с федеральным законом Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», а также «Руководством по взаимодействию Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства обороны по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
При наличии соответствующих межгосударственных договоренностей размещение эвакуируемых граждан Российской Федерации может производиться на территории стран — участниц Содружества независимых государств и других сопредельных государств. В свою очередь территория Российской Федерации может быть предоставлена для размещения населения, эвакуируемого из других государств. Взаимодействие компетентных органов сотрудничающих государств основывается при этом на нормах международного права, условиях двусторонних или многосторонних межгосударственных договоренностей, законодательства Российской Федерации и других стран.
Вывод: Проведение эвакуации населения требует тщательно продуманного планирования эвакуационных мероприятий и заблаговременной всесторонней подготовки транспорта, дорог, безопасных районов размещения эвакуированного населения, эвакуационных органов, а также всесторонней подготовки населения в области защиты от ЧС.
Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!
Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.
Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!
Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ
по эвакуации населения в чрезвычайных
ситуациях природного и техногенного характера
Руководство устанавливает общие требования по организации, планированию, обеспечению и проведению эвакуации населения из зон чрезвычайных ситуаций, сложившихся в результате техногенных аварий, катастроф, стихийного или иного бедствия.
Руководство определяет виды эвакуации населения, перечень и структуру эвакоорганов и их обязанности, виды обеспечения эвакуации, министерства, ведомства, организации, ответственные за ее организацию и осуществление, требования по подготовке районов размещения к приему и первоочередному жизнеобеспечению эваконаселения в чрезвычайных ситуациях.
Эвакуация (реэвакуация) населения является сложной задачей. Успешность ее проведения определяется заблаговременной подготовкой эвакуационных органов, систем оповещения и связи, детальным планированием с учетом местных условий и особенностей, заблаговременной подготовкой сил и средств, тщательной проработкой всех мероприятий по обеспечению эвакуации. Задачи проведения эвакуации (реэвакуации) возложены на соответствующие штабы, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации, в компетенцию которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС.
для использования руководящим составом и органами управления федеральных, территориальных и региональных функциональных подсистем Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) при планировании, обеспечении, организации и проведении мероприятий по эвакуации населения из зон чрезвычайных ситуаций;
для подготовки руководящего состава административно-территориальных образований и объектов экономики, эвакуационных и транспортных органов, которые являются непосредственными исполнителями планов эвакуации и подготовки населения Российской Федерации в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Руководство подготовлено коллективом авторов в составе: к.т.н. Шевченко А.В. к.э.н. Леонов Н.М. к.т.н. Паращенко Н.И. Бычков А.Н. Золотухин А.В. Семенов В.В.
СОДЕРЖАНИЕ ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ…………………………………………… ЭВАКУАЦИОННЫЕ ОРГАНЫ, ИХ СТРУКТУРА И ЗАДАЧИ………………………………………………………………. ПЛАНИРОВАНИЕ ЭВАКУАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ……………… ПРИЛОЖЕНИЯ: Критерии принятия решения на эвакуацию населения в случае нарушения систем и объектов жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях мирного времени… Критерии принятия решений на эвакуацию населения из зон радиоактивного загрязнения…………………………………………………… населения из зон химического заражения…… населения из опасных зон при селях…………… Критерии принятия решения на эвакуацию из лавиноопасных зон………………………………… районное деление)………………………………………… образования (город, не имеющий районного деления, населенный пункт)………………………………………….. административно-территориального звена… Примерная схема организации эвакуационной комиссии объекта экономики……………………………… Основные задачи эвакуационной комиссии объекта экономики……………………………………… территориального образования (административного района, города)……………………………………………… административно-территориальных образований………………………………………………… Примерная схема приемной эвакуационной комиссии при органах местного самоуправления……… при органах местного самоуправления………………….. Примерная схема организации сборного эвакуационного пункта……………………………………. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ АДМИНИСТРАЦИИ сборного эвакуационного пункта……………………………… Примерная схема организации приемного Основные задачи администрации приемного эвакуационного пункта ……………………………… Примерная схема организации приемного эвакуационного пункта…………………………………… колонны при перевозке эвакуируемого населения……………………………………………………… Перечень исходных данных для планирования эвакуации………………………….… подлежащего эвакуации из районов землетрясения………………………………………………. населения при запроектной аварии реакторов различных типов…………………….1.1. Эвакуация населения - комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон чрезвычайной ситуации (ЧС) или вероятной чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера и его кратковременному размещению в заблаговременно подготовленных по условиям первоочередного жизнеобеспечения безопасных (вне зон действия поражающих факторов источника ЧС) районах - далее безопасные районы. Эвакуация считается завершенной, когда все подлежащее эвакуации население будет вывезено (выведено), за границы зоны действия поражающих факторов источника ЧС в безопасные районы.
1.2. Особенности проведения эвакуации определяются характером источника ЧС (радиоактивное загрязнение или химическое заражение местности, землетрясение, снежная лавина, сель, наводнение), пространственно-временными характеристиками воздействия поражающих факторов источника ЧС, численностью и охватом вывозимого (выводимого) населения, временем и срочностью проведения эвакомероприятий. Указанные признаки могут быть положены в основу классификации вариантов проведения эвакуации.
1.3. В зависимости от времени и сроков проведения выделяются следующие варианты эвакуации населения: упреждающая (заблаговременная), экстренная (безотлагательная).
1.4. При получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия проводится упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения из зон возможного действия поражающих факторов (прогнозируемых зон ЧС). Основанием для введения данной меры защиты является краткосрочный прогноз возникновения запроектной аварии или стихийного бедствия на период от нескольких десятков минут до нескольких суток, который может уточняться в течение этого срока.
1.5. В случае возникновения ЧС проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация населения. Вывоз (вывод) населения из зон ЧС может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов источника ЧС.
1.6. В случае нарушения нормального жизнеобеспечения населения, при котором возникает угроза жизни и здоровью людей, также проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация.
Необходимость принятия решения на эвакуацию населения и сроки ее осуществления в условиях, когда организация первоочередного жизнеобеспечения технически невозможна или экономически
нецелесообразна, определяются в соответствии с данными приложения 1. При условии организации первоочередного жизнеобеспечения сроки проведения эвакуации определяются транспортными возможностями.
1.7. В зависимости от развития ЧС и численности выводимого из зоны ЧС населения могут быть выделены следующие варианты эвакуации: локальная, местная, региональная.
1.8. Локальная эвакуация проводится в том случае, если зона возможного воздействия поражающих факторов источника ЧС ограничена пределами отдельных городских микрорайонов или сельских населенных пунктов, при этом численность эваконаселения не превышает нескольких тысяч человек. В этом случае эвакуируемое население размещается, как правило, в примыкающих к зоне ЧС населенных пунктах или непострадавших районах города (вне зон действия поражающих факторов источника ЧС).
1.9. Местная эвакуация проводится в том случае, если в зону ЧС попадают средние города, отдельные районы крупных городов, сельские районы. При этом численность эваконаселения может составлять от нескольких тысяч до десятков тысяч человек, которые размещаются, как правило, в безопасных районах смежных с зоной ЧС.
1.10. Региональная эвакуация осуществляется при условии распространения воздействия поражающих факторов на значительные площади, охватывающие территории одного или нескольких регионов с высокой плотностью населения, включающие крупные города. При проведении региональной эвакуации вывозимое (выводимое) из зоны ЧС население может быть эвакуировано на значительные расстояния от постоянного места проживания.
1.11. В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне ЧС, выделяют следующие варианты их проведения: общая эвакуация и частичная эвакуация.
1.12. Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны ЧС.
Частичная эвакуация осуществляется при необходимости вывода из зоны ЧС нетрудоспособного населения, детей дошкольного возраста, учащихся школ и ПТУ.
Выбор указанных вариантов проведения эвакуации определяется в зависимости от масштабов распространения и характера опасности, достоверности прогноза ее реализации, а также перспектив хозяйственного использования производственных объектов, размещенных в зоне действия поражающих факторов источника ЧС.
1.13. Основанием для принятия решения на проведение эвакуации является наличие угрозы жизни и здоровью людей, оцениваемой по
заранее установленным для каждого вида опасности критериям, приведенным в приложениях 1-5.
1.14. Право принятия решения на проведение эвакуации принадлежит руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, на территории которых возникла или прогнозируется ЧС.
В зависимости от масштабов ЧС и требований к срочности проведения эвакуации экстренная (безотлагательная) или упреждающая (заблаговременная) эвакуация, носящая местный или региональный характер, осуществляется по указанию (распоряжению) соответствующих руководителей органов исполнительной власти.
В случаях, требующих принятия безотлагательного решения, экстренная эвакуация, носящая локальный характер, может осуществляться по указанию (распоряжению) начальника дежурной (диспетчерской) службы потенциально опасного объекта.
1.15. Общее руководство эвакуацией населения осуществляется руководителями органов исполнительной власти (комиссиями по ЧС) территориальных, ведомственных, объектовых органов управления, а непосредственная организация и проведение эвакуационных мероприятий - эвакуационными органами, создаваемыми главами администраций субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органами управления объектов экономики через эвакуационные органы и отделы ГОЧС соответствующего уровня.
1.16. Проведение эвакуации населения требует тщательно продуманного планирования эвакомероприятий и заблаговременной всесторонней подготовки: транспорта, дорог, районов размещения эвакуированного населения в безопасных местах эвакуационных органов, а также всесторонней подготовки населения в области защиты от ЧС.
Эта подготовительная работа организуется и проводится руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов управления объектов экономики через эвакуационные органы и отделы ГОЧС.
1.17. Планы эвакуации населения оформляются в виде разделов планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС в мирное время на федеральном, региональном, территориальном, местном, объектовом уровнях.
Планы обеспечения эвакуации населения разрабатываются соответствующими постоянно действующими органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС. Порядок разработки, оформления, согласования и утверждения данных планов определяется Положением
"О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", и другими нормативными документами. Содержание разделов планов по эвакуации раскрывается в разделе III.
1.18. Эвакуация населения планируется, организуется и осуществляется по производственно-территориальному принципу, который предполагает, что вывоз (вывод) из зон ЧС рабочих, служащих, студентов, учащихся средних специальных учебных заведений и профессионально-технических училищ организуется по предприятиям, организациям, учреждениям и учебным заведениям, эвакуация остального населения, не занятого в производстве и сфере обслуживания - по месту жительства через жилищно-эксплуатационные органы.
В определенных случаях эвакуация осуществляется по территориальному принципу, т.е. непосредственно из мест нахождения населения на момент объявления эвакуации.
1.19. Способы эвакуации и сроки ее проведения зависят от масштабов ЧС, численности оказавшегося в опасной зоне населения, наличия транспорта и других местных условий. Население эвакуируется транспортом, пешим порядком или комбинированным способом, основанном на сочетании вывода максимально возможного количества людей с одновременным вывозом остальной части населения имеющимся транспортом. При этом транспортом планируется вывозить, как правило, население, которое не может передвигаться пешим порядком.
Комбинированный способ эвакуации в наиболее полной мере отвечает требованию по осуществлению эвакомероприятий из зон ЧС (при постоянной угрозе воздействия поражающих факторов источника ЧС) в максимально сжатые сроки.
1.20. Эвакуированное население размещается в безопасных районах до особого распоряжения, в зависимости от обстановки.
1.21. Взаимодействие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями при подготовке и проведении эвакуации населения осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера", постановлением Правительства Российской Федерации № 1113 от 5 ноября 1995 г. "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", а также "Руководством по взаимодействию Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства обороны по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
1.22. При наличии соответствующих межгосударственных договоренностей размещение эвакуируемых граждан Российской Федерации может производиться на территории стран - участниц Содружества независимых государств и других сопредельных государств. В свою очередь территория Российской Федерации может быть предоставлена для размещения населения, эвакуируемого из других государств. Взаимодействие компетентных органов сотрудничающих государств основывается при этом на нормах международного права, условиях двусторонних или многосторонних межгосударственных договоренностей, законодательств Российской Федерации и других стран.
IIОРГАНИЗАЦИЯ ЭВАКУАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ.
ЭВАКУАЦИОННЫЕ ОРГАНЫ, ИХ СТРУКТУРА И ЗАДАЧИ
2.1. Значительные объемы, сложность организации и проведения эвакомероприятий предъявляют повышенные требования к созданию эвакуационных органов и их своевременной и качественной подготовке к проведению эвакуации населения.
2.2. Планирование, организация и проведение эвакуации населения непосредственно возлагаются на эвакуационные органы, региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - региональные центры), отделы ГОЧС.
К эвакуационным органам относятся:
сборные эвакуационные пункты (СЭП):
приемные эвакуационные пункты (ПЭП);
промежуточные пункты эвакуации (ППЭ);
группы управления на маршрутах пешей эвакуации;
оперативные группы по вывозу (выводу) эваконаселения.
2.3. Эвакуационные комиссии создаются во всех субъектах Российской Федерации, звеньях, соответствующих административно-территориальному делению их территорий и на объектах экономики, где планируется эвакуация населения, рабочих и служащих.
В состав территориальных эвакуационных комиссий решением соответствующих глав администраций назначаются ответственные работники указанных административно-территориальных образований.
Председателем эвакуационной комиссии назначается, как правило, заместитель главы административно-территориального образования. Членами эвакуационных комиссий назначаются руководители (их заместители) органов здравоохранения, образования, социального обеспечения, транспортных организаций, управлений (отделов) внутренних дел, представители начальников гарнизонов и (или) военных комиссариатов.
Для ведения делопроизводства эвакокомиссий и технической работы назначается рабочий аппарат из сотрудников администраций территориальных органов управления. Рабочий аппарат эвакуационных комиссий комплектуется по направлениям работы и может состоять с учетом местных условий из нескольких групп: по учету вывозимого и выводимого населения, эвакотранспортной, по учету, приему и размещению эвакуируемого населения в безопасных районах,
обеспечения эвакомероприятий и др.
Объектовую эвакокомиссию возглавляет, как правило, один из заместителей директора (руководителя) предприятия, учреждения, организации. В состав объектовой эвакуационной комиссии назначаются начальники основных служб (отделов), начальники цехов или их заместители.
Примерная организационная структура и основные задачи эвакуационных комиссий при выполнении эвакуационных мероприятий из зон ЧС мирного времени приведены в приложениях 6-10.
2.4. Для разработки планов и организации непосредственного приема, размещения и обеспечения эвакуированного из зон ЧС населения в безопасных районах создаются эвакоприемные комиссии.
В состав эвакоприемных комиссий, формируемых при органах местного самоуправления, включаются представители местной администрации, а также предприятий, объединений, учреждений, организаций сферы материального производства или непроизводственной сферы независимо от их организационно-правовой формы (далее - объектов экономики).
Примерная организационная структура и основные задачи эвакоприемных комиссий при проведении эвакуации в ЧС приведены в приложениях 11-14.
Все эвакуационные и эвакоприемные комиссии подчиняются непосредственно соответствующим руководителям органов исполнительной власти и работают в тесном взаимодействии с отделами ГОЧС.
2.5. Сборные эвакуационные пункты (СЭП) предназначаются для сбора и регистрации эваконаселения, формирования эвакуационных колонн и эшелонов, посадки на транспорт и отправки в безопасные районы эвакуируемого населения.
СЭП размещаются вблизи железнодорожных станций, морских и речных портов, пристаней, вблизи маршрутов пешей эвакуации, в местах, обеспечивающих условия для сбора людей. Количество СЭП и их пропускная способность определяется с учетом численности эвакуируемого населения, количества маршрутов эвакуации, пунктов посадки на транспорт и интенсивности отправления с них автоколонн, эшелонов, судов. Для размещения СЭП используются различные общественные здания и сооружения. На СЭП или в непосредственной близости от него для защиты населения подготавливаются имеющиеся защитные сооружения (убежища, подвалы и другие заглубленные помещения), оборудуются простейшие укрытия.
СЭП создаются из расчета один СЭП вблизи каждой станции
(пункта) посадки на транспорт и маршрута эвакуации пешим порядком для обеспечения отправления 5-6 поездов в сутки или комплектования и подготовки к маршу двух (по 500 чел.) пеших колонн в час.
СЭП должен обеспечивать одновременное размещение людей не менее чем на один поезд (судно, колонну).
Каждому СЭП присваивается порядковый номер. За ним закрепляются объекты экономики, жилищно-эксплуатационные организации, а также пункты посадки, с которых организуется вывоз населения и маршруты пешей эвакуации.
СЭП обеспечиваются прямой связью с городскими, районными, объектовыми эвакуационными комиссиями, с пунктами посадки на транспорт и транспортными органами.
Для обеспечения работы СЭП назначается рабочий аппарат из числа сотрудников территориальных исполнительных органов, учреждений и организаций, на базе которых развертывается СЭП.