Руководства, Инструкции, Бланки

положение о трудоустройстве инвалидов в организации образец img-1

положение о трудоустройстве инвалидов в организации образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Об утверждении Положения о порядке квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов в организациях, расположенных на территории Республики Тата

Об утверждении Положения о порядке квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов в организациях, расположенных на территории Республики Татарстан

В целях реализации Закона Республики Татарстан от 24 июля 2006 N 60-ЗРТ "О квотировании и резервировании рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите" Кабинет Министров Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов в организациях, расположенных на территории Республики Татарстан.

2. Министерству финансов Республики Татарстан при формировании бюджета Республики Татарстан на очередной финансовый год предусматривать ассигнования на частичную компенсацию расходов работодателей на создание квотируемых рабочих мест.

3. Предложить органам местного самоуправления Республики Татарстан:

при формировании проектов бюджетов на очередной финансовый год предусматривать средства на финансирование расходов, связанных с созданием работодателями квотируемых рабочих мест, а также на предоставление льгот по налогам и сборам, зачисляемым в местные бюджеты, для организаций, осуществляющих прием граждан в соответствии с установленными квотами;

разработать и утвердить порядок материального и иного стимулирования работодателей, выделяющих (создающих) рабочие места для трудоустройства инвалидов в пределах установленных квот.

4. Организациям, среднесписочная численность работников которых составляет более 100 человек, в целях установления квоты на 2007 год в месячный срок со дня вступления в силу настоящего Постановления представить в центры занятости населения городов (районов) информацию, предусмотренную пунктом 2.3 указанного Положения.

5. Установить, что разъяснения по применению указанного Положения дает Министерство труда и занятости Республики Татарстан.

6. Признать утратившими силу Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан:

от 07.02.2003 N 78 "Об утверждении Временного порядка квотирования рабочих мест на предприятиях, в организациях и учреждениях, расположенных на территории Республики Татарстан, для граждан, особо нуждающихся в социальной защите";

от 29.09.2005 N 471 "О внесении изменений в Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.02.2003 N 78 "Об утверждении Временного порядка квотирования рабочих мест на предприятиях, в организациях и учреждениях, расположенных на территории Республики Татарстан, для граждан, особо нуждающихся в социальной защите";

от 02.02.2004 N 49 "О внесении изменений во Временный порядок квотирования рабочих мест на предприятиях, в организациях и учреждениях, расположенных на территории Республики Татарстан, для граждан, особо нуждающихся в социальной защите, утвержденный Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.02.2003 N 78 "Об утверждении Временного порядка квотирования рабочих мест на предприятиях, в организациях и учреждениях, расположенных на территории Республики Татарстан, для граждан, особо нуждающихся в социальной защите";

от 21.07.2003 N 380 "О внесении изменения во Временный порядок квотирования рабочих мест на предприятиях, в организациях и учреждениях, расположенных на территории Республики Татарстан, для граждан, особо нуждающихся в социальной защите, утвержденный Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.02.2003 N 78 "Об утверждении Временного порядка квотирования рабочих мест на предприятиях, в организациях и учреждениях, расположенных на территории Республики Татарстан, для граждан, особо нуждающихся в социальной защите".

7. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Министерство труда и занятости Республики Татарстан.

Премьер-министр Республики Татарстан Р.Н.МИННИХАНОВ

Утвержден Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 4 мая 2007 г. N 170

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ КВОТИРОВАНИЯ РАБОЧИХ МЕСТ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ В ОРГАНИЗАЦИЯХ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Положение о порядке квотирования рабочих мест для инвалидов в организациях, расположенных на территории Республики Татарстан (далее - Положение), разработано в соответствии с Законом Республики Татарстан от 24 июля 2006 г. N 60-ЗРТ "О квотировании и резервировании рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите" и определяет порядок квотирования рабочих мест и установление минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

1.2. Основные термины и понятия, используемые в настоящем Порядке, применяются в том же значении, что и в Законе Республики Татарстан от 24 июля 2006 г. N 60-ЗРТ "О квотировании и резервировании рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите".

2. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК КВОТИРОВАНИЯ РАБОЧИХ МЕСТ

2.1. Квоты для приема на работу инвалидов устанавливаются организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, расположенным на территории Республики Татарстан, среднесписочная численность работников которых составляет более 100 человек, за исключением органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций, в том числе хозяйственных товариществ и обществ, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, а также организаций, в отношении которых в установленном законодательством порядке принято решение об их ликвидации.

2.2. Квота устанавливается в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работающих в организации.

Среднесписочная численность работников организаций определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Федеральной службы государственной статистики.

2.3. Организации ежегодно, не позднее 25 августа текущего года, а вновь созданная организация по запросу центров занятости населения городов (районов) (далее - центры занятости) в месячный срок представляет в центр занятости информацию о среднесписочной численности работников, количестве инвалидов, работающих в организации, характере производства (взрыво- и пожаробезопасности, вредных и тяжелых условиях труда, сменности, связанной с непрерывностью технологического процесса, соблюдении требований охраны труда) по форме согласно приложению N 1 в настоящему Положению. Организация, в отношении которой принято решение о ее ликвидации, представляет из органа, осуществляющего регистрацию юридических лиц, справку об уведомлении указанного органа о нахождении организации на стадии ликвидации.

2.4. Центры занятости на основании полученной от организаций информации разрабатывают предложения об установлении им квоты для трудоустройства инвалидов, а также минимального количества специальных рабочих мест в пределах устанавливаемой квоты и направляют их в Министерство труда и занятости Республики Татарстан (далее - Министерство).

2.5. При разработке предложений об установлении указанной квоты и минимального количества специальных рабочих мест в пределах установленной квоты органы службы занятости учитывают количество рабочих мест, уже занятых инвалидами, а также характер производства (взрыво- и пожаробезопасность, вредные и тяжелые условия труда, сменность, связанную с непрерывностью технологического процесса, соблюдение требований охраны труда).

2.6. Министерство принимает решение об установлении квоты для трудоустройства инвалидов, а также минимального количества специальных рабочих мест в пределах установленной квоты, в котором определяются сроки ее введения, организации, на которых вводится квота, а также ее размер.

2.7. Квота, а также минимальное количество специальных рабочих мест устанавливаются на срок не менее одного календарного года с учетом ситуации, складывающейся на рынке труда по городу (району).

2.8. О введении квоты организации информируются не менее чем за 2 месяца до начала ее введения.

2.9. В течение срока действия квоты увольнение граждан, трудоустроенных по квотам, по инициативе работодателя осуществляется при обязательном уведомлении центра занятости, направившего граждан на данные рабочие места.

2.10. Ликвидация рабочих мест, созданных в рамках установленных квот, производится по согласованию с центрами занятости по согласованию Министерства.

2.11. При наступлении объективных условий (причин) невозможности выполнения квоты согласно Примерному перечню объективных условий (причин) невозможности выполнения квоты в соответствии с приложением N 2 к настоящему Положению организация обращается в центр занятости с ходатайством об уменьшении размера установленной квоты либо об отмене или приостановлении действия квоты с приложением копии документов, подтверждающих наличие объективных условий невозможности выполнения установленной квоты.

После анализа представленной организацией информации центр занятости вносит в Министерство предложение:

об уменьшении размера квоты, минимального количества специальных рабочих мест;

о сохранении установленного размера квоты, минимального количества специальных рабочих мест;

о приостановлении действия квоты на определенный период;

об отмене квоты.

Центры занятости, Министерство в целях установления объективных условий (причин) невозможности выполнения квоты вправе запрашивать дополнительную информацию у организаций, а также знакомиться с соответствующей документацией непосредственно в организации.

3. УЧАСТИЕ РАБОТОДАТЕЛЕЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗАНЯТОСТИ ИНВАЛИДОВ

3.1. Работодатели участвуют в реализации мероприятий, направленных на обеспечение занятости инвалидов, путем их трудоустройства на выделенные или созданные ими в пределах установленных квот рабочие места, в том числе специальные.

Работодатели в соответствии с установленными квотами обязаны в течение месяца со дня их введения выделить, а в случае необходимости создать рабочие места для трудоустройства инвалидов и представить в центры занятости информацию по форме согласно приложению N 3 к настоящему Положению. Инвалидам создаются условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Работодатели имеют право в пределах установленных квот трудоустраивать инвалидов на рабочие места (арендовать для граждан рабочие места) в других организациях.

Несколько организаций по договоренности между собой могут создавать за счет своих средств цех или участок на одной из них для трудоустройства граждан в соответствии с установленными квотами.

3.2. Работодатели в течение десяти дней со дня увольнения работника представляют центрам занятости населения информацию об освобождающихся рабочих местах, выделенных или созданных в рамках установленных квот по форме согласно приложению N 4 к настоящему Положению.

3.3. Центры занятости осуществляют учет граждан, трудоустраивающихся по направлениям центра занятости в пределах установленных квот.

Учет самостоятельно трудоустраивающихся в пределах установленной квоты граждан, в том числе на специальные рабочие места, осуществляется непосредственно работодателем с последующей ежемесячной передачей указанной информации центрам занятости.

3.5. Работодатели имеют право получать от центров занятости бесплатную информацию о состоянии рынка труда, в том числе информацию, необходимую при создании квотируемых рабочих мест.

4. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ

4.1. Контроль за представлением работодателями информации, необходимой для установления квоты, за своевременным выделением или созданием рабочих мест, в том числе специальных рабочих мест в пределах установленных организации квот, а также за представлением информации о высвобождающихся рабочих местах, выполнении квоты, принятием на работу в пределах установленных квот граждан, направляемых центрами занятости или трудоустраивающихся самостоятельно, осуществляется Министерством труда и занятости Республики Татарстан и центрами занятости.

Приложение N 1 к Положению о порядке квотирования рабочих мест для инвалидов в организациях, расположенных на территории Республики Татарстан

Приложение N 2 к Положению о порядке квотирования рабочих мест для инвалидов в организациях, расположенных на территории Республики Татарстан

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОБЪЕКТИВНЫХ УСЛОВИЙ (ПРИЧИН) НЕВОЗМОЖНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ КВОТЫ

Объективными условиями (причинами) невозможности выполнения квоты работодателями, учитываемыми при отмене квоты, или уменьшении ее размера, или приостановлении действия установленной квоты, являются:

процедура санации, банкротства организации;

неразмещение запланированного государственного заказа;

приостановление деятельности всей организации более чем на один месяц вследствие пожара, стихийного бедствия, а также по предписаниям органов государственного надзора и контроля.

Приложение N 3 к Положению о порядке квотирования рабочих мест для инвалидов в организациях, расположенных на территории Республики Татарстан

<1> Заполняется на основании результатов аттестации рабочих мест и (или) в соответствии с Руководством по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда Р 2.2.2006-05 (утв. и введено в действие Главным государственным санитарным врачом РФ 1 ноября2005 года с последующими дополнениями).

Приложение N 4 к Положению о порядке квотирования рабочих мест для инвалидов в организациях, расположенных на территории Республики Татарстан

<2> Заполняется на основании результатов аттестации рабочих мест и (или) в соответствии с Руководством по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда Р 2.2.2006-05 (утв. и введено в действие Главным государственным санитарным врачом РФ1 ноября 2005 года с последующими дополнениями).

Похожие документы:
  • Постановление КМ РТ от 02.02.2004 N 49 О внесении изменений во Временный порядок квотирования рабочих мест на предприятиях, в организациях и учреждениях, расположенных на территории Республики Татарстан, для граждан, особо нуждающихся в социальной защите, утвержденный Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.02.2003 N 78 "Об утверждении Временного порядка квотирования рабочих мест на предприятиях, в организациях и учреждениях,…
  • Постановление КМ РТ от 21.07.2003 N 380 О внесении изменения во Временный порядок квотирования рабочих мест на предприятиях, в организациях и учреждениях, расположенных на территории Республики Татарстан, для граждан, особо нуждающихся в социальной защите, утвержденный Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.02.2003 г. N 78 "Об утверждении Временного порядка квотирования рабочих мест на предприятиях, в организациях и…
  • Постановление КМ РТ от 20.05.2014 N 334 О внесении изменений в Порядок резервирования рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите, у работодателей, расположенных на территории Республики Татарстан, утвержденный Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.05.2007 N 194 "Об утверждении Порядка резервирования рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите, у…
  • Следующий документ Постановление Руководителя Исполкома муниципального образования "Тукаевский муниципальный район" от 05.05.2007 N 87
  • Предыдущий документ Распоряжение Президента РТ от 03.05.2007 N 130
Похожие документы Популярные документы

О подготовке к фестивалю технического творчества

О внесении изменений в отдельные решения Городского Совета в области новой системы оплаты труда

О законе Республики Татарстан "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" (проект N 617-4)"

Об установлении границ территориального общественного самоуправления "Константинова"

Об утверждении графика работ по формированию и проведению государственного кадастрового учета земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу или реконструкции до 01.01.2012 в связи с физическим износом в процессе...

Другие статьи

Образец положение о трудоустройстве инвалидов в организации - Разное на портале

У нас также ищут:

Прием на работу инвалидов в пределах квоты - деловой мир

Сведения об образовательной организации.Утвердить локальный акт (положение) о квотировании рабочих мест для. Центр квотирования готовит сводные статистические и другие отчеты о выполнении работодателями установленных квот для органа исполнительной власти, координирующего работу по квотированию рабочих мест. Основная цель ипр, определенная в федеральном законе, заключается в последующем. В каком верно ли то, что в истинное время личные предприниматели тоже должны трудоустраивать инвалидов, если численность наемных работников 8 и более человек? Ли для выполнения норм действующего законодательства трудоустроить инвалида по совместительству.

Фонд предоставляет информационно-консультационные услуги инвалидам, компаниям, учреждениям и организациям по вопросам, относящимся к его компетенции. Санкции при приеме дисквалифицированного работника очень суровые штраф 1 000 мрот и аннулирование всех документов, которые были этим работником подписаны.

Прием на работу инвалидов в пределах квоты что - hr-portal

Указаний по наполнению формы федерального статистического наблюдения 1-т сведения о численности и заработной плате работников. Тк рф установлен запрет завлекать инвалидов к работе в ночное время. Приказ о выделении рабочих мест для трудоустройства инвалидов в. Организаций публичных организаций инвалидов, физических лиц.

Организации) рабочих мест для приема на работу инвалидов, которые. но до этого чем перейти к рассмотрению порядка проведения проверок, остановимся на том, что такое квотирование рабочих мест для инвалидов, и какие обязанности в этой области имеются у работодателя. основная сведения об образовательной организации. В этих случаях законодательство определяет основное содержание, пределы, сферу, сроки их деяния, порядок их разработки и т. Ни примерная форма, ни содержание такового локального нормативного акта не разработаны, и многие региональные центры занятости советуют создавать их в случайной форме. Есть еще ряд документов, которые работодатель не имеет права добиваться у работника, но для его же блага может попросить. Москвы, предугадывает, что работодатели в согласовании с установленной квотой для приема на работу инвалидов должны создавать либо выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов. В нашей нынешней статье мы разглядим некие особенности, которые необходимо учесть работодателю при приеме на работу инвалида.

Кадровый портал КАДРОВИК

Программа профессиональной переподготовки «Управление персоналом (Профессиональный стандарт)»
Очно-дистанционный курс профессиональной переподготовки Национального союза кадровиков и Московского технологического университета (МИРЭА) в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Специалист по управлению персоналом». Диплом государственного образца государственного университета о прохождении профессиональной переподготовки и удостоверение Национального союза кадровиков.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КАЛЕНДАРЬ

Сообщение об ошибке 404:
Страница не найдена по адресу http://www.kadrovik.ru Извините, но запрошенной вами страницы, http://www.kadrovik.ru, не существует на сайте " кадровый портал КАДРОВИК.РУ "

Общие ошибки:
Наиболее часто встречающиеся ошибки при работе с сайтом кадровый портал КАДРОВИК.РУ:
  • Url заканчивается на .htm - все страницы на сайте "кадровый портал КАДРОВИК.РУ" заканчиваются на .php
  • Вы использовали СИМВОЛЫ ВЕРХНЕГО РЕГИСТРА - все имена на сайте используют нижний регистр

10 наиболее читаемых статей

Попробуйте перейти главную страницу: Вы может попробовать перейти на главную странизу сайта: кадровый портал КАДРОВИК.РУ И продолжить свой поиск оттуда.

© ВКК-Национальный союз кадровиков 2002-2016
Секретариат НСК тел. (495) 937 49 55
129164, Москва, а/я 23
e-mail: nsk@kadrovik.ru
При полном или частичном копировании материалов гиперссылка на страницу первоисточника обязательна.

веб-дизайн | оптимизация | продвижение

Время формирования страницы: 1482402283.3596 сек.

Обязательное выделение рабочих мест для инвалидов

Максакова Е. Н.,
практикующий бухгалтер

Обязательное выделение
рабочих мест для инвалидов

В настоящее время не все компании спешат принимать на работу инвалидов. Причин для этого достаточно много: это и необходимость предоставления дополнительных льгот, и отсутствие вакансий для инвалидов. Квотирование и прокурорские проверки не всегда помогают решить вопрос.

По данным Министерства труда и социальной защиты, в настоящее время в Российской Федерации насчитывается 12,8 млн инвалидов. Доля работающих инвалидов трудоспособного возраста составляет 31,9% в общей численности инвалидов трудоспособного возраста. Для сравнения: уровень занятости населения в Российской Федерации составляет 75% от численности граждан трудоспособного возраста.

Проблема занятости является одним из самых сложных вопросов, поскольку численность неработающих инвалидов постоянно растет.

Минтруд делает следующие выводы:

  • потребность в трудоустройстве незанятых инвалидов трудоспособного возраста очень высока – около 77% от численности опрошенных инвалидов нуждаются в трудоустройстве или смене работы, около 5% от численности опрошенных инвалидов хотят открыть собственное дело;
  • уровень профессионального образования инвалидов достаточно высокий – более 61,6% от численности опрошенных инвалидов имеют профессиональное образование, из них высшее профессиональное образование имеют 14,7%, среднее профессиональное образование – 46,9%;
  • потребность инвалидов в профессиональном обучении также довольно высокая – около 20% инвалидов изъявили желание пройти профессиональное обучение;
  • инвалиды испытывают большие трудности в поиске работы по сравнению с другими категориями граждан, так как доля инвалидов, ищущих работу более 1 года, составляет более 56%, в том числе ищущих работу более 3 лет – около 26%.

Обязанность создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах, а также предоставлять информацию, необходимую для организации занятости инвалидов, осуществляется в пределах квоты, установленной законодательством субъекта Российской Федерации.

Ситуацию с трудоустройством инвалидов стараются исправить на правительственном уровне.

Одним из механизмов решения проблемы занятости инвалидов является квотирование рабочих мест. Согласно Федеральному закону от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4% среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3% среднесписочной численности работников. При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и(или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.

Рабочие места, выделенные в счет квоты для инвалидов, долгое время могут оставаться незаполненными. И в этом нет никакого нарушения со стороны работодателя, поскольку он не обязан заниматься поиском и подбором инвалидов на подходящие должности.

Определение Верховного суда РФ от 22.05.2013 № 50-АПГ13-5.

Трудоустройство граждан на квотируемые рабочие места
(по данным Федеральной службы по труду и занятости)

Но на практике квотирование недостаточно эффективная мера – для работодателя не очень выгодно принимать на работу инвалидов даже при созданных квотированных местах. Дело в том, что инвалидам полагаются достаточно серьезные льготы. Согласно ст. 92 ТК РФ работникам-инвалидам I или II группы устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени, и она не может превышать 35 часов в неделю. Инвалиды III группы не упомянуты в данной статье, поэтому продолжительность их рабочего времени составляет 40 часов в неделю. Сокращенная продолжительность рабочего времени не влияет на оплату труда, т. е. оплата должна осуществляться в полном объеме, как за 40 часов.

Регионам РФ установят показатели по трудоустройству инвалидов

Для того чтобы улучшить ситуацию с занятостью инвалидов, Министерство труда России предлагает установить показатели по трудоустройству в регионах. Доля будет устанавливаться исходя из информации в ПФР, в фонде имеются показатели о количестве инвалидов в трудоспособном возрасте. На основании показателей о количестве инвалидов и будет рассчитываться доля по субъекту РФ. Ранее доля определялась в отношении граждан, обратившихся в службу занятости. Но, по мнению министерства, работу необходимо проводить не только в отношении инвалидов, которые обратились в службу занятости. Ведь некоторые инвалиды ищут работу впервые, некоторые категории инвалидов занимаются поиском работы через Интернет.

По мнению министерства, вся информация о занятости инвалидов должна содержаться в службе занятости, при этом приоритетом должно быть трудоустройство тех инвалидов, которые ищут работу в первый раз.

Ориентироваться региональные власти должны на показатели государственной программы «доступная среда», в соответствии с которыми к 2020 году доля занятых инвалидов трудоспособного возраста должна составить 40% от общей численности указанной категории лиц. На конец 2015 года, в соответствии с данными Росстата, этот показатель составлял 19,8%.

Вместе с тем необходимо отметить, что уже сегодня в регионах установлены квоты для инвалидов, и они отличаются в зависимости от региона.

Например, Законом Камчатского края от 11.06.2009 № 284 и постановлением Правительства Новосибирской области от 21.10.2013 № 456-п установлено, что если у работодателя заняты от 35 до 100 человек, то квота не превысит 3% среднесписочной численности работников. В Ставропольском крае для компании, в которой трудится более 100 человек, квота составит не менее 2%, но не более 4% среднесписочной численности работников. Такой максимальный размер квоты предусмотрен, в частности, законами Ставропольского края от 11.03.2004 № 14-кз и Ульяновской области от 27.04.2009 № 41-ЗО.

То есть фактически изменится только порядок установления квот. Но в связи с федеральной госпрограммой «доступная среда» регионы могут увеличить квоты.

Законодательством ряда субъектов РФ предусмотрено, что в случае невозможности выделения или создания работодателем на своем производстве рабочих мест для использования труда инвалидов в счет установленной квоты они арендуют или создают такие рабочие места у других работодателей (см. например, ч. 2 ст. 5 Закона Республики Коми от 28.11.2013 № 111-РЗ «О квотировании рабочих мест для инвалидов в Республике Коми», ч. 4 ст. 9 Закона Мурманской области от 29.12.2004 № 573-01-ЗМО «О мерах социальной поддержки инвалидов», ч. 3 ст. 3 Закона Орловской области от 06.12.2007 № 726-ОЗ «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Орловской области», ч. 1 ст. 3 Закона Республики Хакасия от 01.07.2011 № 61-ЗРХ «О квотировании рабочих мест для инвалидов в Республике Хакасия» и др.).

Что нужно сделать работодателям уже сегодня для приема инвалидов?

Минимальное количество таких рабочих мест определяется органами исполнительной власти субъектов РФ для каждого предприятия, учреждения, организации субъекта РФ в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов. Для того чтобы установить квоту для инвалидов, необходимо посмотреть закон региона, которым регулируются льготы. Так, в Москве (Закон от 22.12.2004 № 90) определена квота в размере 2% – для работодателей, численность работников которых составляет более 100 человек.

С июля 2016 года на территории Волгоградской области квота для приема на работу инвалидов работодателям, численность работников которых составляет 35 и более человек, устанавливается в размере двух процентов от среднесписочной численности работников. При определении квоты исходя из процентного соотношения десятичная дробь от 0,5 и выше округляется в сторону увеличения до целого значения числа.

Вторым этапом будет определение количества инвалидов, для которых должна быть установлена квота. Например, в компании работает 150 человек, соответственно, квота составит 3 человека. Соответственно, необходимо создать 3 подобных рабочих места.

Третьим этапом будет подбор подходящей для инвалидов работы. Подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.

Например, инвалид может осуществлять маркетинговые услуги по наполнению сайта компании. Также инвалид может работать в качестве программиста, специалиста по кадрам, юриста, бухгалтера. На практике достаточно большое количество инвалидов не могут устроиться на работу по специальности. Если инвалид не имеет какой-то определенной специальности, то ему может быть предложена низкоквалифицированная работа, например, он может работать в качестве сотрудника колл-центра.

Рабочие места для таких сотрудников создаются:

  • приказом по компании;
  • штатным расписанием;
  • локальными актами (например, коллективным договором).

В обязанности работодателя входит принятие локальных актов, содержащих сведения о таких рабочих местах (п. 1 ч. 2 ст. 24 Закона № 181-ФЗ).

Кроме того, необходимо трудоустроить на созданные рабочие места инвалидов. Для этого возможно трудоустроить инвалидов как через службу занятости, так и самостоятельно.

Если говорить о варианте трудоустройства через службу занятости, то служба должна искать инвалидов на открытые вакансии самостоятельно.

Для этого работодатель на основании п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 09.03.2016) «О занятости населения в Российской Федерации» предоставляет:

  • сведения о применении в отношении данного работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;
  • информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

А служба занятости, в свою очередь, предоставляет информацию обратившимся инвалидам о вакантных местах.

Работодатель вправе сократить должность, которую занимает работник-инвалид. При этом он обязан предлагать данному работнику все вакансии, которые отвечают его квалификации и состоянию здоровья, в том числе нижестоящие и нижеоплачиваемые.

Вторым вариантом трудоустройства является самостоятельный поиск кандидатов-инвалидов на должность. Для этого возможно размещение соответствующих вакансий на сайтах поиска работы. При обращении инвалида, уровень квалификации которого соответствует созданной вакансии, работодатель принимает его на работу и заключает трудовой договор.

Для заключения трудового договора требуется стандартный перечень документов.

Для оформления нового работника на основную работу потребуйте у него следующие документы (ст. 65 ТК РФ):

  • паспорт или заменяющий его документ (например, временное удостоверение личности (форма № 2П)). Если работник не представит такой документ, вы не можете принять его на работу;
  • трудовую книжку;
  • страховое пенсионное свидетельство.

Поскольку на работу принимается инвалид, то необходимо подтвердить, что на квотируемое место трудоустроен именно инвалид.

К таким документам относятся:

  • справка, подтверждающая факт установления инвалидности, либо в случае утраты или порчи справки ее дубликат, выдаваемые по установленной форме (для дубликата – с учетом дополнительных требований, указанных в абз.абз. 7–9 п. 9 Порядка составления формы справки);
  • индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальная программа реабилитации или абилитации ребенка-инвалида.

Часто инвалидов привлекают на дистанционную работу. В этом случае обмен документами может осуществляться также дистанционно. При заключении трудового договора о дистанционной работе путем обмена электронными документами документы, предусмотренные ст. 65 настоящего Кодекса, могут быть предъявлены работодателю лицом, поступающим на дистанционную работу, в форме электронного документа. По требованию работодателя данное лицо обязано направить ему по почте заказным письмом с уведомлением нотариально заверенные копии указанных документов на бумажном носителе. Если трудовой договор о дистанционной работе заключается путем обмена электронными документами лицом, впервые заключающим трудовой договор, данное лицо получает страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования самостоятельно.

Соответствующая информация о трудоустройстве инвалидов должна быть представлена в центр занятости.

За непредставление либо несвоевременное (не в полном объеме, искаженное) представление необходимых сведений в органы службы занятости предусмотрена ответственность в виде штрафа. Размер штрафа для должностного лица составляет от 300 до 500 руб. На юридическое лицо налагается штраф в размере от 3000 до 5000 руб.

В заключение необходимо отметить, что, к сожалению, установление региональных квот для инвалидов не будет иметь реального действия, поскольку квотируемые места могут годами оставаться незаполненными, а работодатели часто подходят к этому достаточно формально. И причина этого проста – отсутствие экономических выгод. Более эффективным механизмом стимулирования трудоустройства лиц с ограниченными возможностями, на наш взгляд, было бы предоставление налоговых льгот организациям при трудоустройстве инвалидов и льгот для развития самозанятости инвалидов.

Доступ к полным текстам статей осуществляется по подписке. Несколько статей каждого номера находятся в открытом доступе. Также Вы можете получить один из номеров журнала бесплатно. Если Вам понравился наш журнал, информацию по подписке можно получить здесь. Вот список подписок, которые позволяют читать эту статью: