Руководства, Инструкции, Бланки

заявление о передаче административного дела по подсудности образец img-1

заявление о передаче административного дела по подсудности образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

КАС РФ, Статья 27

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 03.07.2016)

КАС РФ, Статья 27. Передача административного дела, принятого судом к своему производству, в другой суд

1. Административное дело, принятое судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть разрешено им по существу, хотя бы в дальнейшем оно станет подсудным другому суду.

2. Суд передает административное дело на рассмотрение другого суда, если:

1) административный ответчик, место жительства или место нахождения которого не было известно ранее, заявит ходатайство о передаче административного дела в суд по месту его жительства или месту его нахождения;

2) при рассмотрении административного дела в данном суде выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности;

3) после отвода одного или нескольких судей либо по другим причинам замена судей или рассмотрение административного дела в данном суде стали невозможными. Передача административного дела в этом случае осуществляется вышестоящим судом.

3. О передаче административного дела в другой суд или об отказе в передаче административного дела в другой суд выносится определение суда, которое может быть обжаловано. Передача административного дела в другой суд осуществляется по истечении срока обжалования этого определения, а в случае подачи частной жалобы - после вынесения определения суда об оставлении жалобы без удовлетворения.

4. Административное дело, направленное из одного суда в другой, должно быть принято к рассмотрению судом, в который оно направлено. Споры о подсудности между судами в Российской Федерации не допускаются.

Открыть полный текст документа

Другие статьи

Решение № 12-44

Решение № 12-44/2014 от 7 мая 2014 г.


РЕШЕНИЕ по жалобе на определение по делу об административном правонарушении город Колпашево Томской области 07 мая 2014 года

Судья Колпашевского городского суда Томской области Дайнеко А.М. рассмотрев жалобу Лушникова А.В. на определение мирового судьи судебного участка № Колпашевского судебного района. исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка № Колпашевского судебного района. от 11 февраля 2014 года,

Определением мирового судьи судебного участка № Колпашевского судебного района. исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка № Колпашевского судебного района. от д.м.г. дело об административном правонарушении в отношении Лушникова А.В. привлекаемого к административной ответственности по ч. 1 ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 12. Административные правонарушения в области дорожного движения > Статья 12.8. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения' target='_blank'>12.8 КоАП РФ, передано на рассмотрение мировому судье судебного участка № Октябрьского судебного района

Лушников А.В. с указанным определением не согласился, обратился в Колпашевский городской суд с жалобой, в которой указал, что он постоянно проживает по адресу. поэтому он просил передать дело об административном правонарушении в отношении него на рассмотрение по месту жительства в ; адвокат Тимофеев И.Н. без согласования с ним, заявил о передаче дела на рассмотрение мировому судье судебного участка № Октябрьского судебного района. Считает, что определение о передаче дела не обосновано и подлежит отмене, просит его отменить, а дело направить на новое рассмотрение по существу мировому судье судебного участка № Колпашевского судебного района .

В судебном заседании Лушников А.В. изложенные в жалобе доводы поддержал, полагая определение, вынесенное мировым судьей судебного участка № исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка № Колпашевского судебного района. от д.м.г. необоснованным, так как он проживает по адресу своей регистрации по месту жительства.

Представитель Лушникова А.В. – адвокат Тимофеев И.Н. действующий на основании ордера № от д.м.г. – доводы жалобы Лушникова А.В. поддержал в полном объёме, в пояснениях добавив, что действительно не согласовал с Лушниковым А.В. ходатайство о передаче дела по месту жительства, и что Лушников А.В. проживает по адресу: ; считает, что определение подлежит отмене.

Судья, заслушав Лушникова А.В. адвоката Тимофеева И.Н. исследовав представленные материалы, приходит к следующему выводу.

Несмотря на отсутствие в КоАП РФ нормы, которая предусматривает возможность обжалования определений о передаче дела об административном правонарушении по подсудности, исходя из общих принципов осуществления правосудия, такие определения могут быть обжалованы, поскольку их вынесение может повлечь нарушение права на судебную защиту лиц, участвующих в деле, а также нарушение права указанных лиц на рассмотрение дела тем судом, к подсудности которого оно отнесено. Пересмотр указанных определений осуществляется в порядке, предусмотренном КоАП РФ. В соответствии с ч. 1 ст. Раздел IV. Производство по делам об административных правонарушениях > Глава 30. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях > Статья 30.6. Рассмотрение жалобы на постановление по делу об административном правонарушении' target='_blank'>30.6 КоАП РФ жалоба рассматривается судьей районного суда единолично.

В соответствии с частью 1 статьи Раздел IV. Производство по делам об административных правонарушениях > Глава 29. Рассмотрение дела об административном правонарушении > Статья 29.5. Место рассмотрения дела об административном правонарушении' target='_blank'>29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.

Как видно из материалов, Лушников А.В. зарегистрирован по адресу (л.д. 17).

д.м.г. в судебном заседании мировому судье судебного участка № Колпашевского судебного района. исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка № Колпашевского судебного района. поступило ходатайство от адвоката Тимофеева И.Н. действующего в интересах Лушникова А.В. удостоверения и ордера №, о передаче материалов административного дела по подсудности мировому судье судебного участка № Октябрьского судебного района. так как Лушников А.В. проживает с семьёй и получает корреспонденцию по адресу:

При вынесении определения мировой судья сослался на то, что в судебном заседании из заявления защитника было установлено, что Лушников А.В. проживает с семьёй и получает корреспонденцию по адресу:

Согласно ст. Раздел I > Глава 2. Права и свободы человека и гражданина > Статья 47' target='_blank'>47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Поскольку лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, законом предоставлено право на рассмотрение дела по месту его жительства, то право лица должно быть реализовано и соответствующее ходатайство лица должно быть судом удовлетворено.

Статьи 2 и 3 названного Федерального закона устанавливают, что регистрация осуществляется, в том числе, в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод и исполнения обязанностей. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Согласно позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 2 февраля 1998 г. N 4-П, сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей, регистрация является лишь предусмотренным федеральным законом способом учёта граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 6 октября 2008 года № 619-О-П, на основании ранее высказанных в его постановлениях позиций, регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учёта граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.

Следовательно, в целях определения территориальной подсудности дела судья правильно руководствовался сведениями о фактическом проживании Лушникова А.В. полученными от его защитника – адвоката Тимофеева И.Н.

Поскольку всеми процессуальными правами по делу об административном правонарушении наделены только участники производства по делу об административном правонарушении, лица, уполномоченные на это законом, либо лица, представляющие их интересы, судья при поступлении ходатайства о рассмотрении дела об административном правонарушении по месту жительства лица, привлекаемого к административной ответственности, должен установить факт заявления такого ходатайства именно тем лицом, в отношении которого ведется производство по делу, либо его защитником, уполномоченным в установленном порядке на совершение таких действий, то есть проверить достоверность волеизъявления такого лица об изменении подсудности рассмотрения дела («Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2010 года» утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 08.12.2010).

Согласно положениям ст.ст. Раздел IV. Производство по делам об административных правонарушениях > Глава 25. Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности > Статья 25.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении' target='_blank'>25.1. Раздел IV. Производство по делам об административных правонарушениях > Глава 25. Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности > Статья 25.5. Защитник и представитель' target='_blank'>25.5 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, вправе пользоваться юридической помощью защитника, в качестве которого к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат, чьи полномочия удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении и вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

Адвокат Тимофеев И.Н. участвовал в качестве защитника Лушникова А.В. на основании ордера №

Таким образом, надлежащее оформление полномочий адвоката Тимофеева И.Н. мировым судьёй были проверены, и оснований сомневаться в их объёме при рассмотрении ходатайства о передаче дела по подсудности у судьи не имелось.

Так как жалоба содержит требование об отмене судебного решения в связи с тем, что оно, по мнению заявителя, является незаконным, то, исходя из положений пункта 4 части 1 статьи Раздел IV. Производство по делам об административных правонарушениях > Глава 30. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях > Статья 30.7. Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении' target='_blank'>30.7 КоАП РФ, такое решение может быть отменено и дело возвращено на новое рассмотрение при условии существенного нарушения судьёй процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Однако в данном случае суд не находит, что мировым судьей были допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ.

Из материалов дела усматривается, что материалы об административном правонарушении представлены в соответствии с требованиями о подсудности, установленными частью 1 статьи Раздел IV. Производство по делам об административных правонарушениях > Глава 29. Рассмотрение дела об административном правонарушении > Статья 29.5. Место рассмотрения дела об административном правонарушении' target='_blank'>29.5 КоАП РФ, так как по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.

О месте и времени рассмотрения дела мировым судьей судебного участка №. исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка № участники производства по делу об административном правонарушении были извещены, защитник Лушникова А.В. – адвокат Тимофеев И.Н. – полномочия которого были оформлены надлежащим образом, явился в судебное заседание, где, будучи ознакомленным с правами и обязанностями, выразил свою позицию по настоящему делу об административном правонарушении и месте его рассмотрения.

Право на обжалование судебного решения лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, реализовано.

При вынесении определения мировой судья судебного участка №. исполняющая обязанности мирового судьи судебного участка № обстоятельства, подлежащие установлению, определила правильно; заявленное защитником ходатайство о передаче дела на рассмотрение по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, судьёй удовлетворено; мотивы, по которым судья пришла к выводам о необходимости передачи дела, изложены в судебном решении.

Таким образом, у судьи, пересматривающего решение по данному делу, не имеется оснований полагать, что мировым судьёй судебного участка № Колпашевского судебного района. исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка № существенно нарушены процессуальные требования, предусмотренные КоАП РФ, которые могли бы повлечь отмену определения.

Иных оснований для отмены судебного решения и направлении дела на новое рассмотрение Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит.

Определение мирового судьи судебного участка № Колпашевского судебного района. исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка № Колпашевского судебного района. от д.м.г. о передаче дела об административном правонарушении в отношении Лушникова А.В. привлекаемого к административной ответственности по ч. 1 ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 12. Административные правонарушения в области дорожного движения > Статья 12.8. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения' target='_blank'>12.8 КоАП РФ, на рассмотрение мировому судье судебного участка № Октябрьского судебного района. оставить без изменения, а жалобу Лушникова А.В. – без удовлетворения.

Судья: А.М. Дайнеко

Колпашевский городской суд (Томская область) (подробнее)

Ответчики: Судьи дела:

Дайнеко Александр Михайлович (судья) (подробнее)

Статья 29

Статья 29.5 КоАП РФ. Место рассмотрения дела об административном правонарушении

Кодекс РФ об административных правонарушениях:

Статья 29.5 КоАП РФ. Место рассмотрения дела об административном правонарушении

1. Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.

1.1. В случаях, предусмотренных международным договором, дело об административном правонарушении рассматривается по месту выявления административного правонарушения, если местом его совершения является территория другого государства, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.3 настоящей статьи.

1.2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 19.3. 20.2 и 20.2.2 настоящего Кодекса, рассматриваются по месту выявления административного правонарушения .

1.3. Дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.28 настоящего Кодекса и совершенном за пределами Российской Федерации, рассматривается по месту нахождения органа, возбудившего указанное дело.

2. Дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

3. Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, а также об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.35. 6.10. 20.22 настоящего Кодекса, рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

4. Утратил силу. - Федеральный закон от 23.07.2010 N 175-ФЗ.

5. Дело об административном правонарушении, предусмотренном главой 12 настоящего Кодекса, или административном правонарушении в области благоустройства территории, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации, совершенном с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, рассматривается по месту нахождения органа, в который поступили материалы, полученные с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.

6. Дело об административном правонарушении, совершенном в Антарктике, рассматривается по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Вернуться к оглавлению. КоАП РФ с последними изменениями (в действующей редакции)

Комментарии к статье 29.5 КоАП РФ. судебная практика применения

При определении подсудности необходимо также учитывать закрепленные в статье 29.5 КоАП РФ правила о территориальной подсудности дел об административных правонарушениях.

В части первой этой статьи закреплено общее правило, в соответствии с которым дело рассматривается по месту совершения правонарушения. Местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер, - место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.

При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со статьей 54 ГК РФ. Вместе с тем подсудность дел об административных правонарушениях, возбужденных в отношении юридических лиц по результатам проверки их филиалов, определяется местом нахождения филиалов, в деятельности которых соответствующие нарушения были выявлены и должны быть устранены.

Общая территориальная подсудность в соответствии с частью 1 статьи 29.5 КоАП РФ может быть изменена по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о передаче дела для рассмотрения по месту жительства данного лица… Далее см. п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

В случае заявления ходатайства о направлении дела для рассмотрения его по месту жительства при составлении протокола, такое ходатайство заносится в протокол об административном правонарушении, который направляется на рассмотрение по подведомственности (позиция Верховного Суда РФ):

«Вопрос 11: Вправе ли должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, при возбуждении им дела об административном правонарушении обсудить ходатайство лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о направлении дела для рассмотрения по месту его жительства?

Ответ: Согласно ч. 1 ст. 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.

Из системного толкования ст. 23.1. 28.2. 28.3. 29.1 и ч. 6 ст. 29.7 КоАП РФ следует, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности обсуждения ходатайства лица, привлекаемого к административной ответственности, о передаче дела на рассмотрение по месту его жительства должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении.

Таким образом, удовлетворение ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, недопустимо.

В случае заявления такого ходатайства при составлении протокола об административном правонарушении должностное лицо, возбудившее дело об административном правонарушении, должно занести его в протокол об административном правонарушении, который должен быть направлен на рассмотрение по подведомственности в сроки, предусмотренные статьей 28.8 КоАП РФ » ("Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2008 года", утвержден Постановлениями Президиума Верховного Суда РФ от 25.03.2009, от 04.03.2009, Извлечение)

Суд обязан удовлетворить ходатайство о рассмотрении дела по месту жительства привлекаемого к административной ответственности лица или по месту учета транспортного средства (позиция Верховного Суда РФ):

«Вопрос 13: Может ли судья отказать лицу в удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела об административном правонарушении по месту жительства привлекаемого к административной ответственности лица или по месту учета транспортного средства?

Ответ: Согласно ч. 1 ст. 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.

Дело об административном правонарушении, влекущем лишение права управления транспортным средством, может быть рассмотрено по месту учета транспортного средства (ч. 4 ст. 29.5 Кодекса).

Указанные нормы предусматривают альтернативную подсудность рассмотрения дел об административных правонарушениях.

Согласно ст. 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Поскольку лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, законом предоставлено право на рассмотрение дела по месту его жительства, а по делу об административном правонарушении, влекущем лишение права управления транспортным средством, - также право на рассмотрение дела по месту учета транспортного средства, право лица должно быть реализовано и соответствующее ходатайство лица должно быть судом удовлетворено» ("Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2006 года", утвержден Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 29.11.2006, извлечение)

В каких случаях право лица на рассмотрение дела по месту его жительства может быть ограничено? … (позиция Верховного Суда РФ):

«Вопрос 9: В каких случаях судья (должностное лицо) может отказать лицу в удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела об административном правонарушении по месту жительства привлекаемого к административной ответственности лица?

Произвольный отказ в удовлетворении соответствующего ходатайства не допускается.

При этом в определении об отказе в удовлетворении соответствующего ходатайства должны быть приведены основания, которые препятствуют рассмотрению дела об административном правонарушении по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Таким образом, право лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на рассмотрение дела по месту его жительства может быть ограничено при необходимости защиты публичных интересов или интересов других участников производства по делу об административном правонарушении, в частности, в следующих случаях:

1) при проведении по делу об административном правонарушении административного расследования, поскольку в данном случае на основании части 2 статьи 29.5 КоАП РФ такие дела рассматриваются по месту нахождения органа, проводившего административное расследование;

2) при совершении лицом административного правонарушения, санкция за совершение которого предусматривает назначение наказания в виде административного ареста, поскольку из системного толкования положений части 3 статьи 25.1. части 4 статьи 29.6. статьи 32.8 КоАП РФ следует, что такие дела рассматриваются в день получения протокола об административном правонарушении и с обязательным присутствием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;

3) если производство ведется по делу об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена законом субъекта Российской Федерации;

4) если лицо привлекается к административной ответственности за нарушение скоростного режима на участках дорог или полосах движения для отдельных видов транспортных средств, когда по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешено повышение скорости на этих участках дорог или полосах и установлены соответствующие знаки (пункт 10.2 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (с последующими изменениями и дополнениями));

5) при наличии по делу об административном правонарушении потерпевшего, не согласного с передачей дела по месту жительства лица, привлекаемого к административной ответственности, поскольку часть 2 статьи 25.2 КоАП РФ предоставляет потерпевшему процессуальные права, аналогичные правам лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Положения части 3 статьи 25.2 КоАП РФ предусматривают обязательное привлечение потерпевшего в качестве участника производства по делу об административном правонарушении. В данном случае удовлетворение ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства может повлечь нарушение права потерпевшего на судебную защиту;

6) при установлении фактов недобросовестного пользования своими процессуальными правами лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, выражающегося, например, в последовательном заявлении этим лицом ходатайств об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении по каким-либо основаниям, а впоследствии о рассмотрении дела об административном правонарушении по месту жительства. Такое поведение приводит к необоснованному нарушению баланса публичных и частных интересов;

7) если адрес, указанный в ходатайстве, не совпадает с адресом, указанным при составлении протокола об административном правонарушении, и при этом не представлены доказательства об изменении адреса места жительства» ("Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года", утвержден Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.09.2009, извлечение)

Можно ли ходатайство о рассмотрении дела по месту жительства направить в суд телеграммой. (позиция Верховного Суда РФ):

«Вопрос 4. Может ли судья, орган, должностное лицо отказать лицу, привлекаемому к административной ответственности, в удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела об административном правонарушении по месту его жительства в случае, если такое ходатайство было направлено в суд телеграммой?

Ответ: …Поскольку всеми процессуальными правами по делу об административном правонарушении наделены только участники производства по делу об административном правонарушении, лица, уполномоченные на это законом, либо лица, представляющие их интересы, судья при поступлении телеграммы с ходатайством о рассмотрении дела об административном правонарушении по месту жительства лица, привлекаемого к административной ответственности, должен установить факт заявления такого ходатайства именно тем лицом, в отношении которого ведется производство по делу, либо его защитником, уполномоченным в установленном порядке на совершение таких действий, то есть проверить достоверность волеизъявления такого лица об изменении подсудности рассмотрения дела.

В связи с этим, обсуждая ходатайство, судья должен располагать подтверждением того, что телеграмма направлена лицом, в отношении которого ведется производство по делу.

Поэтому в случае заявления ходатайства путем направления телеграммы необходимо руководствоваться Правилами оказания услуг телеграфной связи, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2005 г. N 222 (далее - Правила), которые являются обязательными как для операторов связи, так и для ее пользователей.

В соответствии с п. 44 Правил при необходимости передачи адресату данных о фамилии и адресе лица, направившего телеграмму, эти данные должны включаться отправителем в текст телеграммы.

В связи с тем, что информация о месте жительства (адресе) лица, заявившего ходатайство о рассмотрении дела по месту его жительства, а также о его фамилии, имени и отчестве является необходимой для идентификации его как участника производства по делу об административном правонарушении и решении вопроса о направлении дела по территориальной подсудности в случае удовлетворения соответствующего ходатайства, данные сведения должны быть указаны в тексте телеграммы в обязательном порядке.

По общему правилу, ходатайство, заявленное в письменном виде, помимо сведений о лице, его заявившем, должно содержать и подпись такого лица.

Учитывая вышеизложенное, телеграмма заявителя о подаче соответствующего ходатайства должна быть оформлена в соответствии с п. 51 Правил, то есть его подпись должна быть заверена оператором связи.

На бланке телеграммы вида "заверенная оператором связи" делаются служебные отметки - выписки из документов, удостоверяющих личность отправителя. Все заверяющие записи, сделанные оператором связи, включаются в текст заверенной телеграммы (п. 51).

Таким образом, ходатайство по делу об административном правонарушении должно быть подано путем направления в суд телеграммы с учетом перечисленных выше требований.

При условии, что в телеграмме содержатся указанные выше сведения о таком лице и его подпись, заверенные в установленном порядке оператором связи, а также отсутствуют какие-либо иные основания для отказа в удовлетворении соответствующего ходатайства, судья, орган, должностное лицо не вправе отказать лицу, привлекаемому к административной ответственности, в удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела об административном правонарушении по месту его жительства только на том основании, что ходатайство было направлено в суд телеграммой ("Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2010 года", утвержден постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 08.12.2010, извлечение)


Copyright © Logos-pravo.ru
При копировании гиперактивная ссылка "Logos-pravo.ru" обязательна.