Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция пэк в области охраны окружающей среды img-1

инструкция пэк в области охраны окружающей среды

Категория: Инструкции

Описание

Разработка инструкции пэк - У нас есть все

Разработка инструкции пэк

Услуги в области охраны окружающей среды в соответствии с СТБ 1803-2007 Сектор по оказанию услуг в области охраны окружающей среды Гродненского ЦСМС предлагает для предприятий, организаций индивидуальных предпринимателей услуги в области охраны окружающей среды: Разработка экологического паспорта предприятия. Организация производственного экологического контроля на предприятии с разработкой инструкции по ПЭК. Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Разработка проектов нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ. Проверка эффективности газоочистных установок. Разработка инструкций по эксплуатации газоочистных установок. Разработка нормативов образования отходов производства. Разработка инструкций по обращению с отходами производства. Разработка инструкций по обращению с ртутьсодержащими отходами люминисцентными лампами. Разработка проекта зоны санитарной охраны источников водоснабжения хозяйственно-питьевого назначения. Оформление документов для получения разрешения на спецводопользование. Разработка индивидуальных технологических нормативов водопотребления и водоотведения. Разработка проектов санитарно-защитных зон. Услуги в области охраны труда по измерению физических и химических факторов на рабочих местах, в жилых и общественных зданиях, на территории жилой застройки, на предприятиях. Данные измерения необходимы: при строительстве, проектировании, вводе в эксплуатацию объектов; реконструкции производственных объектов, жилых и общественных зданий; при организации новых рабочих мест; при аттестации рабочих мест; в порядке санитарно-эпидемиологического надзора; для производственного контроля. Измерения проводятся по следующим факторам: Измерения по физическим факторам Измерения по химическим факторам - уровни освещенности; - постоянный и непостоянный шум; - постоянный и непостоянный инфразвук; - общая и локальная вибрация; - электромагнитное и электростатическое поле, создаваемое ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ; - переменное электромагнитное поле промышленной частоты 50Гц; - параметры микроклимата температура воздуха, относительная влажность, скорость движения воздуха - определение концентрации пыли аэрозолей, преимущественно фиброгенного действия в воздухе рабочей зоны; - определение концентраций: оксида углерода, оксида азота, диоксида азота, сернистого ангидрида, сероводорода, аммиака в воздухе рабочей и санитарно-защитной зоны промышленных предприятий Стоимость работ в каждом конкретном случае определяется индивидуально. Для корректной работы обновите браузер до последней версии. Рекомендуем Grodno Center of Standardization Metrology and Certification Grodno CSMC.

В других проектах
  • Последнее изменение этой страницы: 11.08.2016

Другие статьи

ГОСТ Р 56062-2014 Производственный экологический контроль

ГОСТ Р 56062-2014 Производственный экологический контроль. Общие положения

Дата введения 2015-01-01

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Федеральный центр геоэкологических систем"

2 ВНЕСЕН техническим комитетом по стандартизации 409 "Охрана окружающей природной среды"

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

1 Область применения

1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает общие требования к организации и осуществлению производственного экологического контроля (ПЭК) (кроме радиационного контроля) субъектами хозяйственной и иной деятельности (далее - организациями).

Предназначен для должностных лиц организаций, осуществляющих разработку и применение организационно-распорядительных документов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Положения настоящего стандарта могут изменяться и дополняться по мере изменения законодательства, нормативных и методических документов в области охраны окружающей среды и природопользования.

2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 8.589-2001 Государственная система обеспечения единства измерений. Контроль загрязнения окружающей природной среды. Метрологическое обеспечение. Основные положения

ГОСТ Р 56061-2014 Производственный экологический контроль. Требования к программе производственного экологического контроля

ГОСТ Р 56059-2014 Производственный экологический мониторинг. Общие положения.

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения


В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль): Система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды [Федеральный закон от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". ст.1].

3.2 требования в области охраны окружающей среды (далее также - природоохранные требования): Предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды [Федеральный закон от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". ст.1].

3.3 инспекционная проверка: Действия должностных лиц организации, осуществляющих производственный экологический контроль, направленные на выявление и устранение нарушений природоохранных требований, контроль выполнения мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов.

3.4 производственный эколого-аналитический (инструментальный) контроль (ПЭАК): Составная часть ПЭК, предусматривающая получение данных о количественном и качественном содержании веществ и показателей с применением методов аналитической химии, физических измерений, санитарно-биологических методов, биотестирования, биоиндикации и других методов для контроля соблюдения установленных для организации нормативов допустимого воздействия на окружающую среду.

3.5 производственный экологический мониторинг (ПЭМ): По ГОСТ Р 56059 Производственный экологический мониторинг. Общие положения.

3.6 объекты производственного экологического контроля: Объекты и источники негативного воздействия на окружающую среду, связанные с процессами производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, вывода из эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, составляющих хозяйственную и иную деятельность организации, а также компоненты природной среды, природные ресурсы.

4 Основные требования к организации и осуществлению производственного экологического контроля

4.1 Цели ПЭК определены законодательством [1] :

- обеспечение выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов (далее - природоохранных мероприятий);

- обеспечение соблюдения требований, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

4.2 Основные задачи ПЭК:

- контроль за соблюдением природоохранных требований;

- контроль за выполнением мероприятий по охране окружающей среды, в том числе мероприятий по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях;

- контроль за обращением с опасными отходами;

- контроль за своевременной разработкой и соблюдением установленных нормативов, лимитов допустимого воздействия на окружающую среду и соответствующих разрешений;

- контроль за соблюдением условий и объемов добычи природных ресурсов, определенных договорами, лицензиями и разрешениями;

- контроль за выполнением мероприятий по рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов;

- контроль за соблюдением нормативов допустимых и временно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в системы коммунальной канализации, водные объекты, на водосборные площади;

- контроль за учетом номенклатуры и количества загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду в результате деятельности организации, а также уровня оказываемого физического и биологического воздействия;

- контроль за выполнением предписаний должностных лиц, осуществляющих государственный и муниципальный экологический контроль;

- контроль за эксплуатацией природоохранного оборудования и сооружений;

- контроль за ведением документации по охране окружающей среды;

- контроль за своевременным предоставлением сведений о состоянии и загрязнении окружающей среды, в том числе аварийном, об источниках ее загрязнения, о состоянии природных ресурсов, об их использовании и охране, а также иных сведений, предусмотренных документами, регламентирующими работу по охране окружающей среды в организациях;

- контроль за своевременным предоставлением достоверной информации, предусмотренной системой государственного статистического наблюдения, системой обмена информацией с государственными органами управления в области охраны окружающей среды.

- контроль за организацией и проведением обучения, инструктажа и проверки знаний в области охраны окружающей среды и природопользования;

- контроль эффективной работы систем учета использования природных ресурсов;

- контроль за соблюдением режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий (при их наличии);

- контроль за состоянием окружающей среды в районе объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;

- подтверждение соответствия требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности на основании собственных доказательств.

4.3 Организации разрабатывают и утверждают программы ПЭК и другие документы, регламентирующие ПЭК, осуществляют ПЭК в соответствии с установленными требованиями, документируют и обеспечивают хранение результатов ПЭК за счет собственных средств и иных источников финансирования, не запрещенных законодательством.

4.4 Структура ПЭК соответствует специфике деятельности организации и оказываемому ей негативному воздействию на окружающую среду [1] и в общем случае включает:

- ПЭК за соблюдением общих требований природоохранного законодательства;

- ПЭК за охраной атмосферного воздуха;

- ПЭК за охраной водных объектов;

- ПЭК в области обращения с отходами;

- ПЭК за охраной земель и почв.

В определенных случаях ПЭК может включать в себя:

- ПЭК за охраной объектов животного мира и среды их обитания;

- ПЭК за охраной лесов и иной растительности;

- ПЭК за соблюдением режимов особо охраняемых природных территорий.

4.5 При осуществлении ПЭК за охраной атмосферного воздуха регулярному контролю подлежат параметры и характеристики, нормируемые или используемые при установлении нормативов предельно допустимых и временно согласованных выбросов:

- источников выделения загрязняющих веществ в атмосферу;

- организованных и неорганизованных, стационарных и передвижных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;

- установок очистки газов;

- атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны (для производственных объектов, где имеются неорганизованные, линейные и/или плоские источники загрязнения атмосферы).

4.6 При осуществлении ПЭК за охраной водных объектов регулярному контролю подлежат нормируемые параметры и характеристики:

- технологических процессов и оборудования, связанных с образованием сточных вод;

- мест водозабора и учета используемой воды;

- выпусков сточных вод, в том числе очищенных;

- сооружений для очистки сточных вод и сооружений систем канализации;

- систем водопотребления и водоотведения;

- поверхностных и подземных водных объектов, пользование которыми осуществляется на основании разрешительной документации, а также территорий водоохранных зон и прибрежных защитных полос.

4.7 При осуществлении ПЭК в области обращения с отходами регулярному контролю подлежат нормируемые параметры и характеристики:

- технологических процессов и оборудования, связанных с образованием отходов;

- систем удаления отходов;

- объектов накопления, хранения и захоронения отходов, расположенных на промышленной площадке и (или) находящихся в ведении организации;

- систем транспортировки, обезвреживания и уничтожения отходов, находящихся в ведении организации.

4.8 При осуществлении ПЭК в области охраны земель и почв регулярному контролю подлежат нормируемые параметры и характеристики состояния:

- земель водного фонда в районах выпусков сточных вод в водные объекты и переходов трубопроводов через водные объекты;

- земель лесного фонда в районах расположения производственных объектов;

- земель сельскохозяйственного назначения с установленными нормами плодородия и степени загрязненности пестицидами и иными химическими веществами;

- земель промышленности, энергетики, транспорта и иного специального назначения, на которых расположены производственные объекты (включая санитарно-защитную зону) и/или проводятся строительные, геологоразведочные, испытательные, эксплуатационные и иные работы;

- земельных участков, используемых для складирования, хранения, захоронения и/или подготовки к переработке промышленных и бытовых отходов;

- земельных участков (земель транспорта и земель иных категорий), по которым проходят продуктопроводы;

- земельных участков, загрязненных в результате аварийных ситуаций;

- земельных участков, подлежащих рекультивации, и работы по рекультивации земель;

- земельных участков, находящихся в водоохраной зоне водного объекта.

4.9 При осуществлении ПЭК за охраной объектов животного и растительного мира и среды их обитания регулярному контролю подлежит деятельность, связанная с:

- воздействием на места обитания редких и эндемичных видов растений и животных, расположенные в зоне потенциального негативного воздействия производственных объектов;

- эксплуатацией технических устройств, служащих для обеспечения доступности путей миграции животных;

- обеспечением безопасности водных переходов трубопроводов и гидротехнических сооружений, действующих в местах обитания водных биологических ресурсов;

- реализацией защитных мероприятий на производственных объектах и на линиях электропередачи.

4.10 При осуществлении ПЭК за охраной лесов и иной растительности регулярному контролю подлежит деятельность, связанная с:

- использованием и охраной лесного фонда, кустарниковой и иной растительности, произрастающей в зоне расположения строящихся и эксплуатируемых производственных объектов;

- проведением работ на землях лесного фонда.

4.11 При осуществлении ПЭК за соблюдением режимов особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) регулярному контролю подлежит деятельность, связанная с потенциальным негативным воздействием производственных объектов на:

- особо охраняемые природные объекты;

- охранные зоны ООПТ.

4.12 Перечень конкретных объектов контроля, параметры и характеристики которых подлежат ПЭК по каждому направлению, определяется с учетом видов оказываемых организацией воздействий на окружающую среду согласно установленным нормативам и разрешительной документации.

4.13 ПЭК проводят в форме:

4.14 Инспекционный контроль осуществляют в виде плановых или внеплановых инспекционных проверок.

Внеплановые инспекционные проверки проводят в случае:

- проверки исполнения предписаний об устранении ранее выявленных нарушений природоохранных требований, невыполнения природоохранных мероприятий;

- получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан сведений о нарушениях природоохранных требований, негативном воздействии на окружающую среду, невыполнении природоохранных мероприятий;

- получения результатов ПЭАК и ПЭМ, свидетельствующих о фактах нарушения природоохранных требований, установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, невыполнения природоохранных мероприятий;

- возникновения неблагоприятных метеорологических условий;

- поступления из подразделений организации информации о возникновении (угрозе возникновения) аварийных ситуаций, сопровождающихся негативным воздействием на окружающую среду;

- распоряжения руководства организации.

4.15 Основная задача ПЭАК - инструментальный контроль соблюдения нормативов допустимого воздействия на окружающую среду и эффективности работы природоохранного оборудования.

- в соответствии с планами-графиками ПЭАК;

- при проведении инспекционной проверки.

В целях обеспечения достоверной информации об объемах и уровнях воздействия на окружающую среду при проведении ПЭАК на источниках выбросов, сбросов загрязняющих веществ применяют автоматизированные системы инструментального контроля.

4.16 Основная задача ПЭМ - контроль состояния компонентов окружающей среды, расположенных в пределах негативного воздействия деятельности организации на окружающую среду в соответствии с ГОСТ Р 56059 .

4.17 Для осуществления ПЭК назначают ответственное должностное лицо (лица) или формируют соответствующее подразделение (подразделения).

При наличии у организации территориально обособленных подразделений или филиалов в них для осуществления ПЭК назначают ответственных должностных лиц или формируют соответствующие подразделения.

Должностные лица, осуществляющие ПЭК, должны иметь соответствующую подготовку [1]. [2] .

Если осуществление ПЭК собственными силами невозможно или нецелесообразно, возможно привлечение специализированных организаций. Организации, привлекаемые для осуществления ПЭК (включая ПЭАК и ПЭМ), должны обладать компетентными специалистами [1]. [2]. необходимым техническим и методическим обеспечением, позволяющим решать задачи ПЭК (п.4.2).

4.18 Организация и осуществление ПЭАК и ПЭМ в части проведения эколого-аналитических (инструментальных) измерений входит в сферу государственного регулирования обеспечения единства измерений, что определяет необходимость соблюдения установленных требований системы обеспечения единства измерений [3]. ГОСТ Р 8.589-2001 .

В связи с этим лаборатории, осуществляющие ПЭАК и ПЭМ (в том числе привлекаемые), должны быть аккредитованы на проведение необходимых измерений.

4.19 Организациями разрабатываются и утверждаются документы, регламентирующие ПЭК:

- положение о ПЭК;

- инструкции работников, осуществляющих ПЭК.

4.20 Положение о ПЭК - документ, регламентирующий общие вопросы осуществления ПЭК, содержит в том числе:

- общую информацию об организации;

- перечень задач ПЭК;

- описание структуры ПЭК (направления контроля, соответствующие оказываемым видам негативного воздействия, п.4.4);

- сведения об ответственных подразделениях и/или должностных лицах, отвечающих за природоохранную деятельность, в том числе за проведение ПЭК;

- сведения о наличии соответствующей подготовки у должностных лиц, отвечающих за природоохранную деятельность, в том числе за проведение ПЭК;

- сведения о собственных и (или) привлекаемых аккредитованных лабораториях с указанием области аккредитации;

- перечень документов, регламентирующих проведение ПЭК в организации, в том числе ПЭАК и ПЭМ.

4.21 Результаты ПЭК должны быть оформлены в соответствии с документами, регламентирующими ПЭК, и доведены до руководства организации и должностных лиц, отвечающих за охрану окружающей среды и экологическую безопасность.

При выявлении в ходе проведения ПЭК, включая ПЭАК и ПЭМ, нарушений природоохранных требований, которые повлекли или могли повлечь причинение вреда жизни и здоровью человека, повреждение имущества других лиц, а также при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации руководство организации должно немедленно проинформировать орган государственного экологического надзора.

4.22 При организации и осуществлении ПЭК должностные лица организации руководствуются федеральными законами, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами органов государственной власти, приказами и распоряжениями организации, проектной документацией, иными нормативными правовыми актами и инструктивно-методическими документами в области охраны окружающей среды.

Библиография


__________________________________________________________________________
УДК 502.3:006.354 ОКС 13.020.01

Ключевые слова: производственный экологический контроль, природоохранные мероприятия, производственный экологический мониторинг
__________________________________________________________________________

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
официальное издание
М. Стандартинформ, 2014

ГОСТ Р 56062-2014 Производственный экологический контроль. Общие положения

Производственный экологический контроль - ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

Производственный экологический контроль

Высококвалифицированные специалисты ЭКО НЬЮСНАБ разработают Инструкцию по осуществлению производственного контроля в области охраны окружающей среды.

Постоянным клиентам СКИДКА.

За более подробной информацией о предоставляемых услугах свяжитесь с нашим Отделом продаж:

8 (017) 285 30 93

8 (044) 585 44 49 8 (029) 389 44 49

8 (029) 874 44 49

Также можете отправить нам сообщение с помощью формы обратной связи .

Одной из основных задач эколога на предприятии является проведение производственного экологического контроля.

Обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих вредное воздействие на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности (далее – природопользователь), проводить производственный контроль в области охраны окружающей среды установлена в ст. 94 Закона Республики Беларусь от 26 ноября 1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды» и постановлении Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 11.10.2013г. №52.

Нарушение обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов и нормативов в области охраны окружающей среды влечет наложение штрафа в размере от пяти до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от двадцати до ста базовых величин, а на юридическое лицо – до пятисот базовых величин.

Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль, ПЭК ) включает в себя контроль за использованием и охраной:

  • Земель (включая почвы);
  • Недр;
  • Поверхностных и подземных вод;
  • Атмосферного воздуха;
  • Озонового слоя;
  • Лесов;
  • Объектов растительного и животного мира;
  • Особо охраняемых природных ландшафтов;
  • Контроль за обращением с отходами.

В нее так же включается организация мест отбора проб и проведения измерений, в соответствии со спецификой хозяйственной и иной деятельности природопользователей, характером вредного воздействия этой деятельности и фактическим состоянием окружающей среды в зоне воздействия.

Таким образом, обязанность по проведению ПЭК возникает у большинства юридических лиц. Отсутствие у природопользователя отдела по охране окружающей среды или специалиста-эколога не освобождает его от обязанности обеспечивать организацию и осуществление ПЭК .

ПЭК должен осуществляться природопользователями за счет собственных средств самостоятельно, а при необходимости – с привлечением организаций, имеющих право проводить измерения в области охраны окружающей среды.

Документом, регламентирующим проведение ПЭК на предприятии, является инструкция по осуществлению производственного контроля в области охраны окружающей среды (далее – Инструкция по осуществлению ПЭК), которая должна иметь титульный лист и следующие обязательные разделы:

  • «Организация производственного экологического контроля»;
  • «Объекты производственного экологического контроля»;
  • «Планирование и проведение производственного экологического контроля»;
  • «Планирование мероприятий по охране окружающей среды и контроль за их выполнением»;
  • «Учет и отчетность в области охраны окружающей среды»;
  • «Снижение и ликвидация вредного воздействия на окружающую среду, связанного с угрозой загрязнения окружающей среды, в том числе в период технологических залповых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду, неблагоприятных метеорологических условий, аварий, инцидентов»;
  • «Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка работников природопользователей, организация проведения инструктажа, предусмотренного законодательством».

Природопользователи обязаны разработать и утвердить Инструкцию по осуществлению производственного контроля в области охраны окружающей среды своим решением(приказом, распоряжением) - ЭКО НЬЮСНАБ поможет Вам ее разработать! обращайтесь к нам! Мы делаем профессионально и в установленные сроки по приемлемой цене!

Объекты производственного экологического контроля

В зависимости от специфики хозяйственной деятельности организации в перечень объектов ПЭК, подлежащих регулярному наблюдению и оценке, могут входить:

  • Природные ресурсы, а также топливо,сырье, материалы, реагенты, препараты, используемые в хозяйственной или иной деятельности;
  • Методы эксплуатации и управления производственными объектами;
    • Технологические процессы, источники выделения загрязняющих веществ;
    • Источники образования отходов, в т.ч. производства, цеха, участки, технологические процессы и отдельные технологические стадии;
    • Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками и источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая газоочистные установки и системы очистки отработанных газов мобильных источников выбросов, контрольно-измерительные приборы;
    • Сбросы сточных вод в водные объекты,источники сбросов сточных вод, в т.ч. в системы канализации и сети водоотведения; системы очистки сточных вод;
    • Системы поворотного и оборотного водоснабжения;
    • Поверхностные воды в районе расположения источников сбросов сточных вод;
    • Земли(включая почвы) в районе расположения выявленных или потенциальных источников их загрязнения;
    • Системы рециркулирования сырья, реагентов и материалов; регенерации(рециклинга) озоноразрушающих веществ;
    • Объекты по использованию отходов, объекты хранения, захоронения, обезвреживания отходов;
    • Объекты растительного мира;
    • Природные объекты и комплексы, в т.ч. особо охраняемые природные территории и их охранные зоны,типичные и редкие природные ландшафты и биотопы, места обитания диких животных и места произрастания дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, расположенные в пределах промышленной площадки, территории(акватории), где осуществляется природопользование, а также в зоне воздействия объектов природопользователя;
    • Готовая продукция и т.д

Подводя итог, можно сказать, что каждое юридическое лицо, независимо от отсутствия отдела по охране окружающей среды или специалиста-эколога необходимо обеспечивать организацию и осуществление производственного экологического контроля, а также разработать и утвердить инструкцию по осуществлению производственного контроля в области охраны окружающей среды.