Руководства, Инструкции, Бланки

как играть на комусе инструкция img-1

как играть на комусе инструкция

Категория: Инструкции

Описание

Научите играть на камусе (комусе? ) PDA - Littleone 2006-2009

Купил себе камус (комус?). Енто такой инструмент музыкальный, на нем брацкие народы севера, буряты, алтайцы играют. С его помощью ихние шаманы с духами апщаюцца.
Его засовывают сибе в рот и дергают за пимпочку пальцем, издавая при этом горловые звуки типа “бееееу-у-у…”.

Уж больно хочецца поиграть на нем, штоп соседи постигли глубину моих чувств и штоп в офисе знали, кто тут главный.

Советы постучать столовой ложкой об унитаз, советы поиграть на швабре и ведре помойном, а также советы поесть мухоморов и ударить в бубен принимацца не будут.

Заранее благодарен за канструктивные атветы.

а можно фотку ентого инструмента. оченно любопытственно, как он выглядет.

Фотку сделать не могу, нечем в данный момент. Он из себя представляет металлический стержень, согнутый пополам, посередине между частями стержня приделана металлическая мембрана, которая переходит в загнутую под прямым углом пимпочку (на ней и играют), но я не могу из него извлечь звук. Не понятно, к чему его прижимать (к губам, к зубам) и как правильно в него дуть.
Тут главное звук извлечь, дальше я разберусь.

Вот, нашел сцылку, там фотки есть: http://www.trv-muji.ru/nutro/004_5_8.html

Ох ты оспидя. Учу, записывай


Его засовываешь себе в рот и дергаешь за пимпочку пальцем, издавая при этом горловые звуки типа “бееееу-у-у…”.


Потом отсчитаешься, как получилось

Судя по описанию, это тот самый инструмент, который в Чувашии зовется кубыз или варган. Если я правильно поняла, и это- оно самое, то я в детстве пробовала играть (хотя, слово играть тут не совсем уместно).

Там фишка в том, что когда правильно пропеваешь гортанные звуки, то этот инструмент как бы резонирует и возвращает их внутрь тебя. После нескольких минут такой игры вонзникает трансовое состояние, потому что, во-первых, тип дыхания там соответствующий ,а во-вторых, резонируют звуки в голову и сносят крышу мгновенно. То есть это даже сложно назвать музыкальным инструментом, скорее, это способ вхождения в транс через звуки.

Сорри за столь странное описание, но у меня было впечатление, что это музыка не наружу направленная, а во внутрь. Вибрации в голове и теле весьма и весьма сильные.
Или это потому, что я не умела на нем играть.

ЗЫ. Его прижимают к зубам (не засовывают в рот, а прижимают к внешней стороне зубов) и ударяют пальцем. Не дергают, а именно ударяют. И звук у него тихий. Там фишка в том, что он внутри головы воспринимается громко, а на самом деле, звук совсем тихий.
Ну, во всяком случае, у нас так играли.
Вот такие детские воспоминания.): Я бы тоже поиграла, если бы кто-нибудь научил.

Базовая позиция: низ - жестко фиксирован, верх - почти свободен. Можно извлекать звуки разного тона, у виртуозов получается даже петь.

Нижнюю часть инструмента положить на нижнюю губу, чтобы внутренний край касался зубов, фиксируем; верхнюю часть обнимает, обволакивает верхняя губа.
Старайтесь низ прижать плотно и крепко. дерните за язычок тихонько.
Если все правильно - звук передастся по костям черепа и в голове тихонько зазвенит, если неправильно - зазвенят только зубы, можно с непривычки разбить губу или прищемить язык, ну, или просто не извлечь никакого звука.

Когда получится извлекать звук, можно учиться менять тон - опускаем нижнюю челюсть => объем полости рта меняется.

Научилась на Колыме у шаманов. У чукчей и якутов такая штука называется "хомУз" или хамУс".

Другие статьи

Как играть на варгане?

Как играть на варгане?

Прежде чем начинать учиться играть на варгане, необходимо научиться правильно его держать. Самый оптимальный способ выглядит следующим образом. Нужно положить на указательный и средний палец округлую часть варгана, затем большим пальцем следует крепко зафиксировать инструмент в том месте, где крепится язычок. Данный способ отлично подходит для держания большинства варганов. После того, как вы научитесь держать варган, можно приступить к обучению игры на нем. Давайте рассмотрим, как играть на варгане.

С чего начать
  • Вначале, нужно нажать на язычок пальцем и попробовать завести его за зубы. При этом язычок должен свободно двигаться. Совершаемые по нему удары должны быть непродолжительными и отрывистыми. Во время прямого удара язычок при движении к себе задевается пальцем.
  • Локоть необходимо опустить, указательный палец направить вверх, а остальные пальцы подобрать в кулак. Затем следует начать совершать по язычку удары ребром или подушечкой указательного пальца. При этом нужно сгибать и разгибать в запястье кисть.

Данный способ игры на варгане является универсальным и позволяет играть в любом темпе и с любой динамикой.

Для игры в разном темпе

Существует еще один способ игры на варгане.

  • Необходимо подобрать все пальцы, за исключением указательного, в кулак.
  • Затем нужно ребром указательного пальца начать совершать удары по язычку, вращая кистью в запястье.

Этот способ позволяет играть на варгане в разном темпе.

Неспешная игра на варгане

Следующий способ игры на данном инструменте выглядит так.

  • Нужно опустить локоть и сложить пальцы «лодочкой», накрывая ими язычок варгана.
  • Затем следует отвести немного в сторону большой палец и начать совершать по язычку удары серединой отведенного большого пальца.
  • При этом необходимо разгибать и сгибать руку в локте. Такой способ подходит для неспешной и размеренной игры.
Самый простой способ

И последний способ игры на варгане.

  • Нужно приподнять локоть до уровня плеч, расслабить кисть, после чего расположить ее немного выше варгана. Она должна свободно нависать над ним.
  • Большой палец необходимо расположить напротив виска.
  • Теперь следует начать совершать удары по язычку варгана, поочередно сгибая указательный, безымянный и средний пальцы. Во время игры кисть должна оставаться неподвижной.
Как сделать варган своими руками
  • Вначале, нужно изготовить язычок. Его необходимо выпилить из обычной пилы, толщиной 0,86 мм.
  • Затем следует изготовить рамку. Для этого следует взять железный прут и отпилить от него нужную длину.
  • После этого необходимо выполнить конусные сужения. Чтобы сделать это следует зажать заготовку и сделать обточку на электроточиле. Затем прут следует согнуть ровно посередине. Загиб с малым радиусом выполняется ковкой. Нижнюю поверхность конусов нужно вывести на бруске и обточить на наждаке грани деки.
  • После этого, нагрев заготовку, следует придать ей правильную форму.

Теперь вы знаете, как сделать варган своими руками, не забудьте про загибание колечка языка и колена.

  • Выполняется загиб с помощью маленьких плоскогубцев.
  • Далее нужно сделать круглую часть рамки плоской, после чего отполировать ее и язычок.
  • В завершении следует установить язычок, обеспечивая при этом небольшой зазор с декой.
  • Затем необходимо завальцевать края паза и обрезать лишний край. Варган готов!

Помните, в игре на варгане нет ничего сложного, как и в любом деле, главное здесь - практика. Начните с самого простого способа, а затем усовершенствуйте свои навыки меняя темп игры на этом удивительном инструменте. Научившись играть на варгане, вы сможете удивить друзей и покорить сердце любимой девушки.

Простенький самоучитель игры на варгане

Вы стали счастливым обладателем варгана. Теперь нужно научиться на нем играть. Для этого нет необходимости знать ноты, собственно и слух вам не понадобится. Варган – очень специфический инструмент. Он не только восстанавливает здоровье всего организма, он успокаивает. Варган поможет настроиться на необходимое состояние. Специфические вибрации, извлекаемые вами с варгана, помогут отдохнуть и расслабится.

Как держать варган. Есть много способов. Округлую часть положите на указательный и средний палец. Зафиксируйте большим пальцем в месте крепления язычка. Главное, обеспечить плотное прижатие двух направляющих варгана к зубам. Язычок варгана при игре должен двигаться без препятствий, и ни к чему не прикасаясь.

Прижмите варган к зубам, отведите язычок и отпустите. Вот это его голос. Попытайтесь извлечь из него как можно больше разнообразных звуков. Во время игры попробуйте поэкспериментировать.

Подвигайте языком. Прижмите его к небу. Прижмите сильно, или едва касаясь. Звук будет отличаться. Перемещайте язык со стороны в сторону. Попробуйте засунуть язык в горло.

Измените объем внутреннего пространства рта. Закройте горло, как будто у вас во рту вода. Играйте на вдохе и выдохе. Звук получается намного громче. После одного удара по язычку варгана, глубоко вдохните. Вибрирующий звук можно пролить до минуты. Ровно столько, сколько длится вдох или выдох.

Во время игры попробуйте издать звук горлом, так называемое горловое пение. Соедините два звука в один. А теперь, импровизируйте, экспериментируйте, это очень интересное занятие.

С помощью варгана можно решать разные вопросы. Вибрирующий звук открывает глубины подсознания, и ответ находиться сам собой. Необходимо только во время игры мысленно удерживать сам вопрос. Древние шаманы с помощью варгана, могли перемещаться в другие миры. Лечить болезни, и наставлять на путь истинный.

Если же вы находитесь в Санкт-Петербурге и хотите научиться играть наиболее эффективно, приходите в школу варгана Обертон Про - это ускорит процесс на несколько лет и избавит вам от многочисленных проб и ошибок.

Все текстовые, фото и аудио материалы, размещенных на этом сайте, защищены Законом об авторских и смежных правах РФ. Полное или частичное использование допускается только с указанием активной ссылки на источник или письменным разрешением (для печатных изданий).
Приглашаем к сотрудничеству изготовителей варганов - пишите (см. раздел "контакты")!

Самоучитель игры на варгане - Варганы мастерской Валерия Ерошева

Самоучитель игры на варгане

Варган звучит, когда его располагают возле рта и приводят в движение его язычок. Ротовая полость служит резонатором и многократно усиливает звук, тогда как сам по себе инструмент звучит чуть слышно, почти неразличимо. Изменение объёма ротовой полости, положения языка, использование дыхания, позволяет изменять звук и извлекать разнообразные обертоны (призвуки, дополняющие основной тон инструмента особым оттенком, тембром). Варганы предоставляют широкие возможности для импровизационной игры. И даже не смотря на то, что большинство варганов способны звучать лишь на одной единственной ноте, умело используя обертоны, можно наиграть практически любое музыкальное произведение.

Многим хватит и четверти часа, чтобы научиться играть на варгане, понять основные принципы извлечения и изменения звука. Однако, нет предела в совершенствовании техники игры, нет границ в использовании всевозможных приёмов и звучных обертонов.

В статье описаны все базовые навыки, освоив которые можно легко сделать первые шаги в мире варганной музыки или может быть просто почерпнуть для себя что-то новое. Итак, вот, о чем вы узнаете из статьи:
— как держать варган,
— как извлекать звук, ударяя по язычку варгана,
— как видоизменять звук и получать разнообразные обертоны,
— как использовать дыхание при игре,
— как разнообразить музыку, комбинируя различные приёмы игры.

Как держать варган

Первое, чему необходимо научиться — уверенно и удобно располагать инструмент в руке. В какой именно руке находится варган не имеет значения, но обычно, если основная рука правая, инструмент держат в левой руке, и наоборот. Способов держать варган существует достаточно много, наиболее распространённый из них приведён ниже.

Варган удерживается кончиками указательного и среднего пальцев в местах изгиба основания варгана так, чтобы закругленное окончание язычка варгана оказалось с внешней стороны ладони. Большой палец упирается в основание в месте крепления язычка. Пальцы не должны находиться на пути движения язычка, а для того, чтобы рука меньше уставала, они должны обхватывать варган округло, без излишних усилий и напряжения. Такой способ держать варган подходит практически любым дуговым варганам.

Положение варгана при игре

При игре основание варгана прижимают к зубам или к губам. Челюсти размыкаются так, чтобы между ними было достаточно пространства для свободного движения язычка варгана. Кончик язычка варгана при этом должен оказаться примерно посередине рта. Именно в этом положении можно получить наиболее чистый и открытый звук.

Когда варган прижат к зубам, его звучание наиболее громкое, яркое и длительное. Контроль над звуком максимальный. Губы при этом должны слегка обхватывать варган, дополнительно фиксируя его в этом положении.

Когда варган прижат к губам, его звучание более тихое и мягкое, но и менее продолжительное. Причем чем меньше напряжены губы, тем быстрее колебания язычка будут угасать, тем звук будет тише и короче. Этот способ также рекомендуется, если, прижимая варган к зубам при игре, возникают какие-либо неудобства.

Сила, с которой прижимается инструмент должна быть выбрана такой, чтобы с одной стороны не чувствовать напряжения в руке, на зубах или губах, а с другой стороны, чтобы инструмент был жестко зафиксирован и самопроизвольно не смещался при игре. Следуя этим простым правилам, можно неустанно музицировать в течение многих часов и без какого-либо вреда для здоровья.

Если же не контролировать в достаточной мере положение варгана при игре, то его язычок при движении может иногда зацеплять губы или ударять по зубам, или же сам варган будет дребезжать, задевая зубы и вызывая тем самым неприятные ощущения.

В первые дни знакомства с варганом вполне возможны непривычные ощущения от его вибраций после долгой игры. Эти ощущения через некоторое время исчезнут сами собой. Беспокоиться из-за них не стоит.

Основы извлечения звука

Новичкам, перед тем как в первый раз ударить по язычку, следует убедиться в том, что на его пути нет никаких препятствий. Для этого нужно слегка нажать на язычок пальцем и попробовать завести его за зубы и обратно. Язычок должен двигаться свободно в обоих направлениях.

Язычок варгана приводят в движение, крепко удерживая инструмент в одной руке, и ударяя по язычку пальцем второй руки в соответствии с одним из приведенных ниже способов. Удары должны быть не сильными, но резкими, непродолжительными и отрывистыми.

Если палец задевает язычок при движении к себе, удар называется прямым, при движении от себя — обратным. В обоих случаях варган будет звучать одинаково, за исключением лишь редких ситуаций. Попеременное сочетание обоих ударов позволяет вести игру с высоким темпом или сложным ритмическим рисунком. Требуется определенное время, чтобы научиться точно и с нужной силой попадать по уже движущемуся язычку, сохраняя громкость и динамику звука.

Способ первый: Локоть опущен. Указательный палец направлен вверх, и слегка напряжен, а остальные пальцы подобраны в кулак. Удары по язычку совершаются подушечкой или ребром указательного пальца путём сгибания и разгибания кисти в запястье. Это наиболее распространённый в Европе и Америке способ. Он универсален и позволяет играть в любом темпе, с любой динамикой.

Способ второй: Локоть на уровне плеч или чуть выше. Кисть в расслабленном состоянии и находится немного выше варгана, свободно нависает над ним. Все пальцы кроме указательного подобраны в кулак. Удары по язычку совершаются ребром указательного пальца путём вращения кисти в запястье. Это наиболее распространённый в Азии способ. Он универсален, так же как и первый способ.

Способ третий: Локоть опущен. Пальцы сложены "лодочкой" и будто бы накрывают язычок варгана, большой палец немного отведен в сторону. Удары по язычку совершаются серединой большого пальца путём сгибания и разгибания руки в локте. Этот способ удобен для неспешной, размеренной игры или тогда, когда требуется скрыть варган от стихии или от посторонних глаз.

Способ четвертый: Локоть на уровне плеч или чуть выше. Кисть в расслабленном состоянии и находится немного выше варгана, свободно нависает над ним. Большой палец находится напротив виска. Удары по язычку совершаются путём поочерёдного сгибания двух или трёх пальцев: безымянного, среднего и указательного. Кисть при игре остаётся неподвижной. Этот непростой способ использую тогда, когда нужно извлекать звуки парами или тройками, ударяя по язычку лишь с одной стороны. В остальных же ситуациях он менее удобен, хотя и производит эффект.

Следует внимательно следить за тем, чтобы удары по язычку производились строго в плоскости его движения, иначе язычок будет задевать основание варгана, издавая при этом неприятный металлический лязг.

Все описанные способы по-своему хороши и удобны в различных ситуациях. Чередуя их во время игры, переходя от способа к способу с каждым ударом по язычку можно изобразить своеобразный танец играющей руки. В мастерском исполнении это зачаровывающее зрелище.

Любые изменения в положении органов дыхания и речи отразятся в музыке только если язычок варгана будет находиться в движении. Таким образом, при игре на варгане необходимо следить за тем, чтобы вибрации язычка не угасали, наносить удары по нему так часто, как требует этого динамика исполняемого произведения.

Варган с одним язычком может звучать лишь на одной ноте, эта нота называется основным тоном варгана. Изменяется только тембр (оттенок) звука, который зависит от объёма и формы нашего естественного резонатора — ротовой полости, положения языка в ней и от положения глотки. В различных ситуациях в сложном звуке выделяются и усиливаются те или иные обертоны.

Тембр звука различается, когда ротовая полость находится в положении произношения гласных букв: "А", "И", "О", "У", "Ы", "Э". Это основные и наиболее простые звуки, которые можно получить во время игры. Оставшиеся гласные "Я", "Ё", "Ю", "Е" звучат так же, как сочетания: "И-А", "И-О", "И-У" и "И-Е".

Высота звука напрямую зависит от объёма ротовой полости. При положении "У", когда объём резонатора максимален, звук предельно низкий, а при положении "И", когда объём существенно меньше, звук выше.

Удерживая в напряжении закрытую глотку, изменяя её положение можно получать красивый звук, отличающийся тембром от базового, однако, этот приём достаточно непрост в использовании, дыхание ртом при этом невозможно.

Положение языка способно существенно влиять на звучание варгана. Когда язык расположен близко к зубам, почти касаясь движущегося язычка варгана, ограничивая тем самым объём ротовой полости, тембр варгана становится выше. Изменения положения языка, характерные произношению согласных букв: "К", "Л", "Н", "Р", "Т" также в различной степени влияют на звук. Для примера можно попробовать сыграть следующие сочетания: "ЛИ-ЛИ", "ТА-КА-ТА", "РА-РА".

Основной тон варгана можно повысить плотно прижав к язычку палец удерживающей варган руки. Чем меньшая часть язычка будет находиться в движении, тем выше будет звук. Минус использования этого приёма состоит в том, что звук становится существенно более глухим и непродолжительным.

Количество звуков, которые можно извлечь на варгане не ограничивается количеством букв в алфавите. Благодаря устройству нашего речевого аппарата, одну лишь единственную букву мы можем сказать многими различными способами. Примерно те же принципы применимы и к варгану. У него нет жестко определённых позиций для различных звуков, одни обертоны плавно сменяются другими. Варган звучит при любых положениях ротовой полости, языка и глотки. Главное, чтобы язычок всё время находился в движении.

Громкость и длительность звука

Громкость и длительность звучания напрямую связанны с характером колебаний язычка и зависят как от силы удара по нему, так и от того, как держат сам инструмент.

Звук громкий, когда язычок варгана движется с максимальной амплитудой, сам варган прижат к зубам, а губы плотно обхватывают его так, что воздух проходит только между язычком и основанием варгана. Звук тихий, когда губы приоткрыты и не касаются варгана, приложенного к зубам, или тогда, когда язычок варгана движется с небольшой амплитудой.

Предельная длительность звучания достигается тогда, когда варган плотно прижат к зубам. Колебания язычка в таком случае длятся дольше, чем в случае, когда инструмент располагается на губах. Длительность уменьшается, когда варган прижат к губам, а не к зубам и сокращается до минимума, если палец удерживающей варган руки касается язычка рядом с местом его крепления к основанию инструмента.

Если требуется прервать звучание варгана раньше, чем язычок варгана остановится сам по себе, можно использовать один из описанных ниже приёмов:

— Отстранить варган ото рта. Причём, если варган прижимался к зубам, необходимо сначала отстранить его от зубов, по-прежнему придерживая его губами, и лишь потом отстранить от губ, — так исключается риск задеть зубы вибрирующим основанием варгана. Звук исчезнет сразу же.

— Прикоснуться к язычку пальцем руки, удерживающей варган, либо преградить язычку путь пальцем, наносящим по нему удары. Можно также использовать для этих целей язык. Звук со слышимым затуханием исчезнет почти сразу.

— Мощно и резко выдохнуть. Звук на какой-то момент станет громче, а потом, быстро затухая, исчезнет.

Ещё один способ способ управления громкостью и длительностью звука — использование дыхания при игре.

Используя дыхание при игре можно извлекать более продолжительные, более громкие звуки, а также значительно украсить и обогатить музыку. При дыхании носом тембр не изменяется совсем, но при дыхании ртом каждый малейший вдох или выдох заметно отражается в звучании варгана: тембр изменяется, дополняется особым бархатистым, объёмным оттенком. О дыхании ртом и пойдёт речь далее.

Максимальный эффект от использования дыхания возникает тогда, когда с помощью губ весь воздушный поток направляется исключительно между основанием и язычком варгана. В зависимости от направления, этот воздушный поток влияет на звучание варгана, усиливая или ослабляя колебания язычка.

Глубокий и резкий вдох делает звук громче и ярче, тогда как неспешный и равномерный вдох — продляет колебания язычка. Резкий же выдох в отличие от вдоха, останавливает движение язычка, более плавный и постепенный — отражается только на тембре варгана. Попеременно используя при игре длительный, размеренный вдох и выдох можно поддерживать амплитуду колебаний язычка на нужном уровне, достигая при этом красивого, непрерывного звучания и постоянной громкости.

Две важных составляющих позволяют в полной мере использовать дыхание при игре: большой объём лёгких и сила мышц брюшного пресса и диафрагмы. Большой объём лёгких даёт дополнительные возможности для громкой, мощной игры и для воспроизведения длительных музыкальных фрагментов на одном дыхании. Развитые мышцы брюшного пресса и диафрагмы помогают делать резкие, глубокие вдохи и выдохи, а также воспроизводить любые серии коротких, неглубоких вдохов и выдохов.

Какие-то из описанных эффектов от использования дыхания могут проявляться по-разному на разных варганах. Важным фактором является положение язычка у инструмента, и характер его изгиба.

На варганах, где язычок плотно подогнан к основанию, воздушным потоком можно не только усиливать или ослаблять колебания язычка, но и приводить его в движение из спокойного состояния ­ сильным и резким вдохом. Вторую руку при игре такой техникой можно вообще не использовать и управлять звуком, только лишь удерживая одной рукой варган возле рта.

Выше уже упоминалось, что дыхание при помощи носа никак не влияет на тембр варгана, но это не означает, что оно не используется музыкантами вовсе. Такой способ дыхания незаменим, когда например, после длительных фрагментов с активным использованием дыхания нужно вновь быстро набрать воздуха в легкие без изменений в звуке. Резкий вдох ртом исказит мелодию, тогда как вдох носом никак на ней не отразится.

Несколько советов для тех, кто хочет достичь максимального мастерства во владении варганом:

— Доведите до автоматизма технику извлечения и изменения звука. Это позволит вам не отвлекаться во время игры на сложные технические приёмы, играть долго, непрерывно, с красивым и чистым звуком.

— Следите за тем, чтобы во время игры не было слышно никаких призвуков. Язычок при движении не должен задевать основания варгана, а все те движения, которые вы производите при помощи органов дыхания и речи должны быть беззвучными, если иного не предполагает музыка.

— Избавьтесь от всякого физического напряжения во время игры. Поза, в которой вы играете должна быть удобной. Варган должен комфортно располагаться в руке, пальцы не должны уставать. Это правило является залогом глубокого эмоционального погружения в музыку, когда ничто не будет отвлекать вас во время игры.

— Старайтесь играть на качественных инструментах. Каким бы опытом не обладал исполнитель, многое зависит и от варгана, на котором он играет. На дорогом инструменте с первоклассным звучанием и широким диапазоном обертонов можно играть гораздо более разнообразную музыку, чем на недорогих сувенирных инструментах.

И напоследок самый важный совет. Вкладывайте в музыку свои мысли и переживания, ищите звук, близкий вам по духу и по настроению, экспериментируйте со сложными ритмами дыхания и ударов по язычку. Каждый человек со временем обретает свою неповторимую манеру игры. Каждый варган обретает своё особенное звучание в руках у мастера. Импровизируйте!

Лучшие статьи