Руководства, Инструкции, Бланки

высшее руководство вс рф img-1

высшее руководство вс рф

Категория: Руководства

Описание

Презентация к уроку (6 класс) по теме: Структура ВС РФ

Презентация к уроку (6 класс) по теме:
Структура ВС РФ

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1
Общее руководство ВС РФ осуществляет Верховный главнокомандующий. Конституция и Федеральный закон «Об обороне» устанавливают, что Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами является Президент России.
Руководство ВС РФ

Слайд 2
Также он осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Конституция РФ.
- утверждает концепцию армии и флота; - назначает и освобождает от должности высшее военное командование; - объявляет состояние войны в случае нападения на РФ; - отдаёт приказы Вооружённым Силам на ведение военных действий.
Верховный Главнокомандующий

Слайд 3
Непосредственное руководство ВС РФ осуществляет Министр обороны РФ через Министерство обороны. Министерство обороны реализует политику в области строительства ВС РФ в соответствии с решениями высших органов государственной власти Российской Федерации.
Шойгу Сергей Кужугетович Министр обороны Российской Федерации, генерал армии

Слайд 4
Вооружённые Силы Российской Федерации состоят из: органов управления, объединений, соединений, воинских частей, учреждений, а также военно-учебных заведений.
Состав ВС РФ

Слайд 5
1. Сухопутные войска (СХ)
3. Военно-Морского Флота (ВМФ).
2. Военно-воздушные силы (ВВС)
Структурно ВС РФ делятся на виды

Слайд 6
Ракетные войска стратегического назначения (РВСН)
Воздушно-десантных войск (ВДВ)
Космические войска (КВ)
В настоящее время Вооружённые Силы РФ состоят из трёх родов войск:

Слайд 7
Тыл ВС – это силы и средства, осуществляющие тыловое и техническое обеспечение армии и флота в мирное и военное время. В состав тыла входят различные части, учреждения и подразделения, необходимые для выполнения следующих основных задач:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по ОБЖ, 10 класс. Структура ВС. Другие войска РФ.

Данный тест содержит вопросы по теме:"Другие войска РФ".

уставы ВС РФ

Презентация на тему: "Уставы ВС РФ". Хорошо подходит для объяснения материала в 10 классе.

Методическая разработка урока по теме: "Боевые традиции ВС РФ.Дни воинской Славы". Героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия.

СТРУКТУРА ВС РФ

Структура ВС РФ (с использованием интернет и официального сайта МО РФ)

Тема урока: Структура Вооруженных сил Российской Федерации. Строевая тренировка согласно план-конспекту по строевой подготовке (в коридоре школы, перед классом). Повторение выполнени.

презентация структура СВ ВС РФ

презентация показывает структуру современных Сухопутных войск Вооруженных сил РФ.

"Организационная структура ВС. Виды ВС. Рода войск и их предназначение."

Презентация к учебному занятию по теме: "Организационная структура ВС. Виды ВС. Рода войск и их предназначение.".

Другие статьи

Презентация - Структура вооруженных сил РФ - 10 класс скачать бесплатно

Презентация "Структура вооруженных сил РФ" 10 класс Домашняя работа: § 33 ВС РФ состоят из трёх видов :
  • ВС РФ состоят из трёх видов :
  • Сухопутные войска;
  • Военно-Воздушные силы;
  • Военно-Морской флот.
  • И трёх родов войск :
  • Ракетные войска стратегического назначения;
  • Воздушно-Десантные войска;
  • Войска воздушно-космической обороны,
  • а также войска,
  • не входящие в виды и рода ВС,
  • Тыл Вооруженных Сил,
  • Служба расквартирования и обустройства МО РФ.
Сухопутные войска.
  • Сухопутные войска.
  • Это вид ВС, предназначенный для ведения боевых действий преимущественно на суше. Это самый многочисленный вид ВС.
  • В состав СВ ВС РФ сегодня входят:
  • Рода войск – мотострелковые, танковые, ракетные войска и артиллерия, войска ПВО, авиация;
  • Специальные войска – разведывательные, связи, радиоэлектронной борьбы, инженерные, радиационной, химической и биологической защиты, ядерно – технические, технического обеспечения, автомобильные и охраны тыла.
  • Воинские части и учреждения тыла.
  • Флаг Сухопутных войск России
Военно – Воздушные силы.
  • Военно – Воздушные силы.
  • Это вид ВС, предназначенный для нанесения ударов по авиационным, сухопутным и морским группировкам противника. А также для ведения воздушной разведки и воздушных перевозок.
  • В настоящее время ВВС включают в себя рода авиации: бомбардировочную, истребительно-бомбардировочную, штурмовую, истребительную, разведывательную, транспортную, а также Войска ПВО.
  • Войска ПВО предназначаются для борьбы с воздушным противником, для защиты от ударов с воздуха.
Военно-Морской флот.
  • Военно-Морской флот.
  • Это вид ВС, предназначенный для нанесения ударов по промышленным центрам и важным военным объектам противника и разгрома его военно-морских сил на океанских и морских театрах военных действий.
  • Организационно ВМФ состоит: из Северного, Тихоокеанского, Черноморского, Балтийского флотов, и Каспийской флотилии.
  • ВМФ состоит из родов сил: подводных, надводных, морской авиации, береговых ракетно-артиллерийских войск и морской пехоты. Главными родами сил являются подводные силы и морская авиация.
Ракетные войска стратегического назначения.
  • Ракетные войска стратегического назначения.
  • Основное предназначение РВСН – выполнение стратегических задач.
  • Основой вооружения РВСН являются стационарные (60%) и мобильные ракетные комплексы. Организационно РВСН состоят из ракетных армий и дивизий, полигонов, военно-учебных заведений, предприятий и учреждений.
  • Основная задача – немедленный успешный пуск ракет и одновременно, обеспечение ядерной безопасности страны и мира.
  • Флаг Ракетных войск стратегического назначения (РВСН)
Воздушно-Десантные войска.
  • Воздушно-Десантные войска.
  • Это высокомобильный род войск ВС РФ, предназначенный для охвата противника по воздуху и ведения боевых действий в его тылу. ВДВ состоят из боевых соединений и воинских частей, специальных войск, частей обеспечения органов военного управления, военно-учебных заведений и учебных частей.
  • Флаг Воздушно-десантных войск (ВДВ) России
Космические войска
  • Космические войска
  • Это род войск, предназначенный для прикрытия важных объектов государственного и военного управления от ракетно-ядерного нападения противника, обеспечения боевых действий других видов ВС РФ и выполнения специальных задач.
  • Состоят из объединений ракетно-космической обороны, воинских частей запуска и управления космическими аппаратами.
  • Флаг космических войск России
ВС России начали создаваться в соответствии с указом Президента от 7 мая 1992 г. на основе бывших ВС СССР, дислоцированных на территории России.
  • ВС России начали создаваться в соответствии с указом Президента от 7 мая 1992 г. на основе бывших ВС СССР, дислоцированных на территории России.
  • Общее руководство ВС РФ осуществляет Верховный Главнокомандующий, которым, по российскому законодательству, является Президент РФ.
В обязанности президента РФ входит:
  • В обязанности президента РФ входит:
  • 1. Осуществление оборонной политики;
  • 2. Утверждение концепции, планов строительства и применения армии и флота;
  • 3. Назначение и освобождение от должности высшего военного командования (от командира соединения и выше);
  • 4. Присвоение высших воинских званий (от генерал-майора и выше);
  • 5. Издание указов о призыве граждан РФ на военную службу;
  • 6. Объявление войны в случае вооруженного нападения на нашу страну;
  • 7. Отдача приказов ВС на ведение боевых действий.
Непосредственное руководство ВС РФ осуществляет министр обороны РФ через Министерство обороны, которое реализует политику государства в области строительства ВС в соответствии с решениями высших органов государственной власти.
  • Непосредственное руководство ВС РФ осуществляет министр обороны РФ через Министерство обороны, которое реализует политику государства в области строительства ВС в соответствии с решениями высших органов государственной власти.
  • Министру обороны подчиняются главнокомандующие видами ВС. Они являются его заместителями.
Основным органом оперативного управления войсками и силами ВС РФ является Генеральный штаб. Он осуществляет руководство по вопросам планирования, применения войск в целях обороны, совершенствование оперативного оборудования страны, её мобилизационной подготовки, координации планов строительства, других войск для решения главной задачи – обороны России.
  • Основным органом оперативного управления войсками и силами ВС РФ является Генеральный штаб. Он осуществляет руководство по вопросам планирования, применения войск в целях обороны, совершенствование оперативного оборудования страны, её мобилизационной подготовки, координации планов строительства, других войск для решения главной задачи – обороны России.
  • Органы управления ВС РФ предназначены для руководства войсками в различных звеньях. К ведущим органам управления войсками относятся: командования, штабы, управления, отделы и другие постоянно или временно создаваемые структуры.
Материалы из категории:

Высшее руководство обороной страны - Презентация 23876-23

Высшее руководство обороной страны

<< В состав Вооруженных Сил СССР входили виды

Военные реформы 90-х годов >>

Основное содержание реформ: Высшее руководство обороной страны и Вооруженными Силами СССР осуществлял ЦК КПСС и высшие органы государственной власти (Верховный Совет СССР и Совет Министров СССР). Непосредственное руководство Вооруженными Силами СССР осуществляло Министерство обороны СССР. Появились новые вид Вооруженных Сил – Ракетные войска стратегического назначения;

Слайд 23 из презентации «История ВС РФ» к урокам обществознания на тему «Вооруженные силы»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке обществознания, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «История ВС РФ.ppt» можно в zip-архиве размером 1263 КБ.

Вооруженные силы

краткое содержание других презентаций о вооруженных силах

«Кроссворд «Армия»» - Противодействие нападению противника. Стремительное нападение на неприятеля. Кроссворд «Армия». Самое младшее солдатское звание. Рядовой военнослужащий. Синоним слова «лётчик». Высший военный армейский чин. Рядовой военно-морского флота. Лицо командного состава армии и флота. Начальник, командующий военным подразделением.

«История ВС РФ» - Новый вид вооруженных сил СССР – ракетные войска. Совершенствование и укрепление Вооруженных Сил. Строительство ВС РФ намечалось в три этапа. Предпринимались усилия по техническому переоснащению вооруженных сил. История создания вооруженных сил Российской Федерации. Год проведения реформ. Высшее руководство обороной страны.

«Федеральная таможенная служба» - Неисполнение должностными лицами таможенных органов обязанностей. Федеральная таможенная служба. Всесторонняя подготовка подразделений силового блока. Основные функции. Заблаговременное определение мест возможных захоронений. Создание и обеспечение НАСФ. Поддержание в состоянии постоянной готовности.

«Вопросы о вооружённых силах» - Беспосадочный перелёт из СССР в США. Министр обороны РФ. Сухопутные войска. Министром обороны РФ. Когда граждане РФ приводятся к Военной присяге. Дома офицеров. Алексей Михайлович. Орден Святой Великомученицы Екатерины. Рокоссовский К.К. Пропущенные слова. Сколько подводных лодок имеется в составе ВМФ России.

«Угроза военной безопасности России» - Военная угроза национальной безопасности России. Обеспечение военной безопасности РФ является важнейшим направлением. Внешние угрозы. Трансграничные угрозы. Развертывание группировок сил и средств. Превращение России. Внутренние угрозы. Демонстрация военной силы вблизи границ России. Оборона государства.

«ВПК РФ» - Назовите основные даты и события в формировании российской армии. ВПК частично включает производства других комплексов. Состав ВПК в СССР. Какие причины вынуждают вооружаться Россию. Принципы и факторы размещения предприятий ВПК. Закрытые города России. Альберт Эйнштейн. География предприятий ВПК. ВПК России.

Всего в теме «Вооруженные силы» 36 презентаций

Структура Вооруженных Сил РФ

Вооруженные силы в любом государстве являются ключевым элементом обеспечения обороноспособности страны. Надлежащее управление ими зависит от правильной их организации. Структура Вооруженных Сил РФ обеспечивает быстрое и правильное выполнение функций, возложенных законодательно на государственную военную организацию страны.

Структура ВС РФ

Вооруженные Силы – военная организация Российской Федерации, основной функцией которой является отражение военной агрессии с целью обеспечения территориальной целостности, а также выполнения задач согласно международным обязательствам России. ВС РФ созданы 7 мая 1992 года. Верховным главнокомандующим является Президент Российской Федерации. В соответствии с Указом Президента от 2008 года численность ВС России установлена в количестве 2 019 629 человек, из которых 1,3 миллиона военнослужащие.

Организационно Вооруженные силы состоят из трех видов, трех отдельных родов войск, Тыла, а также Службы расквартирования, которая не является видом ВС. Кроме того Структура Вооруженных Сил РФ создана и по территориальному принципу: территория РФ разделена на 4 военных округа.

Территориальная структура

На сегодняшний день в РФ существует четыре военных округа, которые предполагает территориальная структура ВС:

  1. Западный военный округ. Командование и штаб находятся в Санкт-Петербурге.
  2. Восточный военный округ. Командование и штаб находятся в Хабаровске.
  3. Центральный военный округ. Командование и штаб находятся в Екатеринбурге.
  4. Южный военный округ. Командование и штаб находятся в Ростове-на-Дону.

Основным элементом Вооруженных Сил являются виды ВС. В военном ведомстве России законом установлено наличие трех видов вооруженных сил: Военно-воздушных сил, Сухопутных войск и Военно-Морского Флота.

Сухопутные войска

На сегодняшний день Сухопутные войска являются самым многочисленным видом вооруженных сил России. Основная их функция - ведение наступательных действий, целью которых является разгром противника, захват и удержание его территории, отдельных районов и рубежей, отражение вторжения на территорию страны противника и его крупных десантов, нанесения артиллерийских и ракетных ударов на большую глубину. В свою очередь Сухопутные войска организационно состоят из родов войск. Данные рода войск могут выполнять задачи самостоятельно или же совместно.

Мотострелковые войска (МСВ) – наиболее многочисленный род войск в составе Сухопутных войск. Также являются наиболее многочисленным родом войск. На сегодняшний день на вооружении мотострелковых войск находятся БТР и БМП, которые должны обеспечить мобильность пехоты. МСВ организационно состоят из мотострелковых подразделений, частей и соединений.

Мотострелковые, танковые, артиллерийские и прочие подразделения и части могут входить в состав МСВ.

Танковые войска (ТВ) - главная ударная сила, отличающаяся высокой мобильностью, маневренностью и устойчивостью к воздействию оружия массового поражения, в том числе и ядерного. Главные задачи, исходя из технического оснащения ТВ: осуществление прорыва, развитие оперативного успеха. В составе ТВ могут действовать артиллерийские, мотострелковые, ракетные, танковые части и подразделения.

Ракетные войска и артиллерия (РВиА). ядерное и огневое поражение противника является главной задачей. На вооружении состоит реактивная и ствольная артиллерия. В составе РВиА находятся подразделения, части и соединения гаубичной, реактивной, пушечной, противотанковой артиллерии, а также структурных элементов обеспечения, управления, минометов и артиллерийской разведки.

Войска ПВО Сухопутных Войск (ПВО СВ) – этот род войск должен обеспечить защиту Сухопутных войск от удара с воздуха, а также противодействие воздушной разведки противника. Буксируемые, мобильные, переносные зенитно-пушечные системы и зенитно-ракетные системы стоят на вооружении ПВО СВ.

Также организационная структура ВС предполагает наличие в ВС специальных войск и служб, которые выполняют узкоспециальные задачи с целью обеспечения повседневной и боевой деятельности сухопутных войск.

  • Войска связи,
  • Войска радиоэлектронной борьбы,
  • Инженерные войска,
  • Автомобильные войска,
  • Железнодорожные войска и т.д.

являются специальными войсками.

Военно-воздушные силы

Военно-воздушные силы аналогично Сухопутным войскам состоят из родов авиации, которые обеспечивают выполнение задач возложенных на ВВС.

Дальняя авиации предназначена для нанесения удара и поражения на стратегическую и оперативную глубину военных группировок противника, его важных районов в экономическом и стратегическом отношении, в том числе и с помощью ядерного оружия.

Фронтовая авиация действует на оперативной глубине. Выполнять может задачи как самостоятельно, так и при проведении совместных операций на суше и на море.

Армейская авиация осуществляет поддержку сухопутных войск путем уничтожения бронированных и подвижных объектов противника. Также силы Армейской авиации обеспечивают мобильность Сухопутных войск.

Военно-транспортная авиация осуществляет перевозку грузов, войск и техники, а также привлекается к проведению военно-воздушных операций. В мирное время главной функцией является обеспечение жизнедеятельности Вооруженных Сил, а в военное – мобильности ВС.

Структура вооруженных сил РФ предполагает наличие в составе ВВС Специальной авиации. Зенитно-ракетных войск и Радиотехнических войск. которые существенно расширяют спектр задач, возложенных на Военно-воздушные силы.

Военно-морской флот

Военно-морской флот - главная сила Вооруженных Сил Российской Федерации для защиты интересов России в Исключительной морской (экономической) зоне, проведения поисково-спасательных операций, а также ведение боевых действий на море.

В состав ВМФ входят:

  • Подводные силы,
  • Надводные силы,
  • Береговые войска,
  • Морская авиация,
  • части и соединения специального назначения.

ВМФ также организационно делятся на:

  • Балтийский флот,
  • Черноморский флот,
  • Северный флот,
  • Тихоокеанский флот,
  • Каспийскую флотилию.
Самостоятельные рода войск

Для выполнения некоторых задач требуется специальная техника и обученный персонал. Структура Вооруженных Сил предполагает наличие самостоятельных родов войск:

  1. Воздушно-десантные войска;
  2. Ракетные войска стратегического назначения;
  3. Войска воздушно-космической обороны.

Войска воздушно-космической обороны

Самый молодой род войск. Хотя наша держава освоение космоса начала еще в 1960-х, но только в 21 веке Войска воздушно-космической обороны были выделены в отдельный род войск из состава Ракетный войск стратегического назначения.

Самыми главными задачами считаются:

  • выявление ракетного удара;
  • управление группировкой космических аппаратов;
  • противоракетная оборона столицы России.
Ракетные войска стратегического назначения

На сегодняшний день являют собой главный сухопутный компонент ядерных сил России. Главной функцией считается сдерживание возможной агрессии. Но в случае необходимости могут нанести упреждающий удар по важным экономическим и военным объектам противника, а также уничтожение его военных группировок.

Воздушно-десантные войска

Были созданы еще в 1930-х годах. На сегодняшний день на них возложена функция проведения десантных операций и ведение боевых действий в тылу противника.

Комментарии

Президент Российской Федерации – высшее должностное лицо государства, Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Силами

Главная - Боевая подготовка - Общественно-Государственная подготовка (ОГП) - Президент Российской Федерации – высшее должностное лицо государства, Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Силами

Президент Российской Федерации – высшее должностное лицо государства, Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Силами

Президент Российской Федераций - высшее должностное лицо государства

Президент (от латинского - сидящий впереди) - выборный глава государства в современных странах с республиканской формой правления.

Должность президента получила распространение в целом ряде государств мира. Многие современные республики имеют в системе органов высшей государственной власти такое должностное лицо. Правда, в некоторых странах президент избирается органами законодательной власти (Федеративная республика Германия, Италия). Там он в своей деятельности во многом зависит от воли парламента и подотчетен ему. Не случайно эти государства принято называть парламентскими республиками.

В системе высших органов государственной власти президентских республик есть вполне самостоятельное, независимое от парламента должностное лицо - президент, избираемый непосредственно населением страны (Франция) либо путем косвенных выборов - через коллегию выборщиков, формируемых населением (США). Здесь глава государства играет очень важную роль в управлении делами всего общества. Так, в США президент совмещает в своем лице полномочия главы государства и главы правительства, ему подконтрольны все органы исполнительной власти страны. Президент Франции хотя и не возглавляет лично правительство республики, но вправе назначать по своему усмотрению главу (премьер-министра) и членов правительства. Президентскую республику отличает сильная исполнительная власть, действующая наравне с ее законодательной и судебной ветвями.

В Российской Федерации должность Президента была учреждена 24 апреля 1991 года Законом «О Президенте РСФСР».
Первые президентские выборы в Российской Федерации прошли в июне 1991 года.

В 1991 году Президент Российской Федерации избирался на 5 лет. После поправок к Конституции, вступивших в силу 31 декабря 2008 года, со следующих выборов он будет избираться на шестилетний срок.

Основным документом при организации и проведении выборов Президента Российской Федерации является Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации», который устанавливает четкий порядок организации и проведения выборов.

Согласно Конституции РФ и вышеназванному закону военнослужащие имеют равные с другими гражданами избирательные права. Особенности участия военнослужащих в выборах Президента РФ, оговоренные в законе, обусловлены специфическим характером военной службы, но при этом их избирательные права не ущемляются.

Президент Российской Федерации избирается гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Кандидатом на должность Президента может быть гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в данной стране не менее 10 лет. У одного и того же лица нет возможности занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

Вновь избранный Президент вступает в должность на тридцатый день со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией РФ общих результатов выборов. С момента принятия им присяги он исполняет свои полномочия до истечения срока пребывания в должности и до момента принятия присяги вновь избранным Президентом.

В соответствии с занимаемой должностью Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами. Он ключевая фигура в системе органов государственной власти, гарант Конституции Российской Федерации.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 80) Президент Российской Федерации является главой государства. В силу занимаемой должности и возлагаемых на него задач Президент РФ выступает гарантом безопасности Российской Федерации. Перед ним стоит задача сохранять устойчивость государства в целом, его суверенитет и государственную целостность, что создает условия для осуществления своих полномочий в нормальном конституционном режиме всем иным органам государственной власти и должностным лицам.

При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу: «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».

Президент РФ формирует исполнительную власть - Правительство РФ, которое руководит работой федеральных министерств, агентств, служб и контролирует их деятельность.

Он обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Руководствуясь жизненно важными интересами России и в соответствии с международными и национальными правовыми нормами, Президент Российской Федерации может санкционировать установленным порядком (согласно Конституции Российской Федерации) применение Вооруженных Сил и других войск в целях:

- пресечения любого противоправного вооруженного насилия, направленного против государственного суверенитета и конституционного строя, территориальной целостности страны, прав, свобод и законных интересов граждан России, общества и государства, объектов Российской Федерации на территории страны и за ее пределами, в том числе в Мировом океане и космическом пространстве;

- обеспечения свободы деятельности в Мировом океане и космическом пространстве, доступа к важным для России международным экономическим зонам и коммуникациям в соответствии с нормами международного права;

- выполнения союзнических обязательств в рамках совместной обороны от внешней агрессии в соответствии с заключенными международными договорами;

- поддержания и восстановления мира и стабильности в важных для России регионах по решению Совета Безопасности ООН или других структур коллективной безопасности, членом которых является Россия.

Согласно Конституции Российской Федерации Президент назначает и освобождает от должности министра обороны, а также высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации (командующие видами и родами войск, командующие военных округов и др.).

Он присваивает высшие воинские звания, а также производит награждение государственными наградами России.

Согласно статье 83 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации. Этот конституционный орган осуществляет подготовку решений Президента по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведение единой государственной политики в области обеспечения безопасности. Под руководством Президента Российской Федерации Советом Безопасности определяются жизненно важные интересы государства, внутренние и внешние угрозы объектам безопасности, разрабатывается стратегия обеспечения безопасности России.

Для принятия Президентом государства решений по вопросам внутренней и внешней политики, предотвращения чрезвычайных ситуаций, о введении и отмене чрезвычайного положения, координации деятельности федеральных органов исполнительной власти Совет Безопасности готовит ему обоснованные предложения. Совет Безопасности рассматривает на своих заседаниях стратегические проблемы внутренней, внешней и военной политики Российской Федерации, вопросы обеспечения безопасности в экономической, общественной, оборонной, пограничной, информационной, экологической и иных сферах.

В поле своего зрения Президент РФ держит вопросы охраны здоровья населения, прогнозирования и предотвращения межнациональных и социальных конфликтов и преодоления их последствий, обеспечения общественного согласия, законности и правопорядка. Совет Безопасности готовит рекомендации ему по осуществлению стратегии и текущей политики обеспечения национальной безопасности, координирует деятельность системы обеспечения национальной безопасности в вопросах военно-технического сотрудничества и информационной безопасности и осуществляет контроль по реализации намеченных мероприятий федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации.

Решения Совета Безопасности по важнейшим вопросам оформляются Указами Президента Российской Федерации. Секретарь Совета Безопасности проводит рабочие совещания с членами Совета Безопасности. Он руководит деятельностью аппарата Совета Безопасности, который является самостоятельным подразделением Администрации Президента Российской Федерации. В состав аппарата, кроме Секретаря Совета Безопасности, входят его заместители, руководитель аппарата, семь управлений (внутренней государственной и общественной безопасности; международных отношений; экономических проблем безопасности; оборонно-промышленной безопасности; военного строительства; военной инспекции; информационных проблем безопасности) и секретариат Совета Безопасности.

Полномочия Президента России в области обеспечения обороны страны

Президент Российской Федерации как высшее должностное лицо в государстве и как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами наделен широкими полномочиями, и на него возложены важнейшие обязанности в области обеспечения обороны государства.

Среди направлений военной политики Российской Федерации, которые определяет Президент, важнейшее место занимают проблемы создания, укрепления и совершенствования военной организации, технического оснащения Вооруженных Сил, определения перспектив развития военной техники, мобилизационных возможностей государства.

Организация обороны государства представляет собой разнообразную деятельность Президента страны, различных ветвей власти, Совета Безопасности Российской Федерации, органов Вооруженных Сил и других войск и воинских формирований. Она включает прогнозирование и оценку военной опасности и военной угрозы; разработку основных направлений военной политики и положений военной доктрины Российской Федерации; правовое регулирование в области обороны. Важным элементом организации обороны страны являются строительство, подготовка и поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил, совершенствование систем управления, отработка вопросов; перевода деятельности государства с мирного на военное время. В мирное время под контролем Президента России планируются и осуществляются мероприятия по гражданской и территориальной обороне, проводится оперативное оборудование территории государства для его обороны.

Для укрепления обороны государства развиваются отрасли науки, координируются действия органов государственной власти. Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной обороны. Конституционным правом на Президента возлагается утверждение военной доктрины как составной части концепции национальной безопасности. В военной доктрине он объявляет официально принятые в государстве оценки по отношению войны и ее предотвращения, подготовку Вооруженных Сил к отражению агрессии.

При введении военного положения Президент Российской Федерации немедленно сообщает об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Указ Президента о введении военного положения должен быть утвержден Советом Федерации.

Существует два уровня органов управления обороной страны: 1) совещательные - вырабатывают решения в области обороны страны на основе предложений, подготовленных органами государственной власти Российской Федерации. В военное время они становятся высшими органами руководства Вооруженными Силами. К ним относятся: в мирное время -Совет Безопасности Российской Федерации и межведомственные комиссии в области обороны страны и военного строительства при Президенте и Правительстве Российской Федерации. В военное время на базе совещательных органов управления обороной страны создается Ставка Верховного Главного командования;

2) оперативные - вырабатывают предложения для принятия решений руководством государства по вопросам обороны страны и организуют выполнение этих и других .решений (после их принятия) и ^осуществляют оперативное управление вооруженными формированиями страны. К ним относятся Генеральный штаб и штабы (органы оперативного управления федеральных органов исполнительной власти, имеющие в своем составе вооруженные формирования). Генеральный штаб является основным рабочим органом управления, координирующим выработку предложений в области обороны страны. В военное время Генеральный штаб становится рабочим органом Ставки ВГК. Генеральный штаб совместно с федеральными органами исполнительной власти разрабатывает предложения, которые рассматриваются совещательными органами управления обороной страны и являются основой принимаемых Президентом Российской Федерации решений.

Среди полномочий Президента немало таких, которые самым непосредственным образом влияют на боевую готовность Вооруженных Сил. Он утверждает военную доктрину Российской Федерации, концепции и планы строительства и развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований. Только Президенту государства как Верховному Главнокомандующему дано право утверждать такой основополагающий документ, как План применения Вооруженных Сил Российской Федерации. Не менее важным является рассмотрение и утверждение Президентом Мобилизационного плана Вооруженных Сил, который по своей сути является директивным документом по переводу всего государственного механизма, а не только Вооруженных Сил, к функционированию в условиях военного времени.

Планом определяется порядок работы органов государственной власти России, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и экономики страны в военное время. В условиях мира готовится и утверждается Президентом Федеральная государственная программа оперативного оборудования территории Российской Федерации, планируется создание запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов. Кроме того, он утверждает Положение о территориальной обороне и План гражданской обороны. Как глава государства в своей внешнеполитической деятельности Президент ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации в области обороны, включая и договоры о совместной обороне, коллективной безопасности, сокращении и ограничении Вооруженных Сил и вооружений, об участии Вооруженных Сил Российской Федерации в операциях по поддержанию мира и международной безопасности, а также утверждает федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса.

Планы размещения на территории Российской Федерации объектов с ядерными зарядами, объектов по ликвидации оружия массового уничтожения и ядерных отходов также утверждаются Президентом страны. Им же утверждаются все программы ядерных и других специальных испытаний. Ни одно подобное испытание не может быть проведено без санкции Президента. Все места дислокации (расположения) соединений и более крупных формирований Вооруженных Сил, других войск, а также вопросы их перемещения в другие пункты дислокации рассматриваются Президентом Российской Федерации. Осуществляя непосредственное управление Вооруженными Силами, он утверждает структуру и состав Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований до объединения включительно, а также штатную численность военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Он же обладает правом назначения военнослужащих на должности и присвоения им высших офицерских званий.

Наиболее важные документы, такие как общевоинские уставы, положения о Боевом знамени воинской части, Военно-морском флаге Российской Федерации, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, утверждаются Президентом
Российской Федерации и являют собой законы армейской и флотской жизни. Дважды в год Президент издает Указы о призыве граждан на военную службу, а также об увольнении с военной службы военнослужащих, проходящих службу по призыву.

Глава страны устанавливает количество и границы военного округа как военно-административной единицы. На территории округа могут дислоцироваться объединения, соединения, воинские части.

Как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Президент страны наделен правом оперативно принимать важнейшие решения, связанные с обороной страны и обеспечением безопасности граждан. Он в соответствии с Законом РФ о военном положении вводит в действие нормативные правовые акты военного времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет органы исполнительной власти на период военного времени в соответствии с федеральным конституционным законом о военном положении.

В случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации издает приказ о введении военного положения. Оно может быть введено на территории всей страны или в отдельных местностях, которые подверглись нападению либо им угрожает нападение, или оно имеет особое значение для обороны страны. Вводя военное положение, Президент наделяет особыми полномочиями органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации.

При введении военного положения могут создаваться специальные органы военного управления, власть которых распространяется и на гражданских лиц. Всем органам и должностным лицам предписывается оказывать содействие военному командованию в использовании сил и средств данной территории для обороны, обеспечения безопасности и порядка. Могут быть ограничены некоторые конституционные права граждан (например, свобода собраний, демонстраций, свобода печати).

Президент Российской Федерации в соответствии с федеральными законами вправе принять решение о привлечении Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований к выполнению задач с использованием сил и средств не по их предназначению.

Выполняя свои конституционные обязанности и задачи, возложенные на него Федеральным законом «Об обороне», Президент Российской Федерации - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации обеспечивает подготовку страны к отражению возможной агрессии, управляет всеми сторонами процесса поддержания армии и флота России в боеготовом состоянии, соответствующем уровню угроз национальной безопасности страны.

Таким образом, Президент Российской Федерации занимает самостоятельное и исключительно важное место в системе обеспечения безопасности государства и вооруженной защиты его граждан. Его полномочия направлены на обеспечение согласованного взаимодействия всех ветвей власти по охране государственного суверенитета России, укреплению обороноспособности Вооруженных Сил. На Президента Российской Федерации как Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами возлагается особая ответственность перед народом за состояние Вооруженных Сил России и их готовность защитить свое государство и свой народ.

Во вступлении целесообразно подчеркнуть важность государственных функций, исполняемых Президентом Российской Федерации.
При освещении первого вопроса необходимо раскрыть общие полномочия Президента РФ как гаранта Конституции. Именно ему принадлежат основные правомочия по определению основных направлений внутренней и внешней политики государства в области обороны и безопасности, формировании с этой целью исполнительной ветви власти - Правительства РФ, которое руководит работой федеральных министерств, агентств, служб и контролирует их деятельность.

В ходе рассмотрения второго вопроса важно, используя конституционно-правовые положения, законы РФ, раскрыть основные правомочия Президента РФ - Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ в связи с проведением комплекса взаимосвязанных мероприятий в мирное и военное время, в исключительных обстоятельствах угрожающего периода по применению Вооруженных Сил РФ.

В заключение необходимо сделать краткие выводы по теме, ответить на вопросы слушателей.

1. Конституция Российской Федерации. - М. 1993.

2. Федеральный закон № 19-ФЗ от 10 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации».

3. Хачатрян А. Законодательство Российской Федерации о порядке выборов Президента России и особенности участия в них военнослужащих // Ориентир. - 2008. - № 1.

4. Бурковский В. Президент Российской Федерации - высшее должностное лицо государства, Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами // Ориентир. - 2006. - № 12.

5. Леншин С. Президент Российской Федерации - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации // Ориентир. - 2004. -№ 12.

6. Политология. Под редакции М. Василика. М. 2005.

Подполковник запаса,обозреватель журнала «Ориентир»
Арам ХАЧАТРЯН