Руководства, Инструкции, Бланки

приказ об утверждении положения о бухгалтерской службе образец img-1

приказ об утверждении положения о бухгалтерской службе образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

ПОЛОЖЕНИЕ О БУХГАЛТЕРСКОЙ СЛУЖБЕ

ПОЛОЖЕНИЕ О БУХГАЛТЕРСКОЙ СЛУЖБЕ

Выбранная схема организации бухгалтерской службы должна быть закреплена в организационно-распорядительных документах. Для этого разрабатывается Положение о бухгалтерии.

Положение о бухгалтерии представляет собой локальный нормативный акт, определяющий порядок образования, права, обязанности и организация бухгалтерской службы, права и обязанности счетных работников.

Данный документ относится к унифицированной системе организационно-распорядительной документации; его форма имеет четко установленную структуру и форму.

Положения оформляются на общем бланке предприятия и содержат

• название вида документа («Положение»);

• дата и место составления;

• заголовок к тексту (наименование структурного подразделения);

• текст Положения должен содержать обязательные разделы;

• подпись руководителя структурного подразделения, для которого

Положение о бухгалтерии включает 8 разделов.

В разделе «Общие положения» указываются название подразделения (бухгалтерии), его место в организационной структуре организации, в чьем подчинении находится, кто им руководит, а также указывается порядок назначения на должность руководителя бухгалтерии, освобождения его от занимаемой должности, замещения в случае отсутствия (отпуск,

болезнь, командировка). Перечисляются нормативные инструктивно- методические материалы, которыми бухгалтерия руководствуется в своей деятельности, могут быть включены квалификационные требования к руководителю бухгалтерии.

Раздел «Основные задачи» содержит формулировку цели и задач осуществления бухгалтерского учета на предприятии.

Раздел «Структура» посвящен описанию структуры бухгалтерии и распределению обязанностей между его работниками.

Раздел «Функции» содержит перечисление функций, реализуемых в деятельности бухгалтерии. Раскрываются предположительно возлагаемые на бухгалтерскую службу по ведению бухгалтерского учета функции: организационная, методологическая, аналитическая, учетная, контрольная, расчетная, отчетная, исполнительская, архивная. В целях распределения всего объема работ между сотрудниками бухгалтерии функции должны быть четко определены. На основании перечисленных функций разрабатываются должностные инструкции работников бухгалтерии. Здесь же указывается степень самостоятельности бухгалтерии в решении конкретных вопросов.

В разделе «Взаимоотношения бухгалтерии с другими подразделениями организации» определяются взаимосвязи бухгалтерии в ходе осуществления своей деятельности. Указывается наименование документации, которой обмениваются подразделения, ее периодичность. В этом разделе приводится перечень подразделений, которые представляют информацию бухгалтерии, а также подразделения, которые получают информацию от нее, т. е. с которыми бухгалтерия взаимодействует:

• все структурные подразделения – по вопросам бухгалтерского учета;

• юридическая служба – по правовым вопросам, связанным с подготовкой документов;

• кадровая служба – по вопросам подбора кадров для бухгалтерии, расчета заработной платы персонала в соответствии с приказами о зачислении (принятии) на работу, увольнении, отпуске, перемещении в организации и т. д.;

• секретариат – по вопросам, связанным с предоставлением справок, сведений, сводок по запросам руководства, а также с представлением отчетов о результатах финансово-хозяйственной деятельности.

В этом же разделе отражаются внешние связи:

• с налоговыми, статистическими и социальными органами – представление соответствующей отчетности;

• с банковскими структурами – осуществление расчетов с помощью документов, оформляемых в бухгалтерии.

В разделе «Права» дается перечень прав, которыми наделены руководитель и другие должностные лица бухгалтерии в соответствии с установленным разделением труда. Очень важно отразить соответствие прав законодательству, постановлениям Правительства РФ, а также документам, регулирующим деятельность организации.

В разделе «Ответственность» устанавливается ответственность руководителя бухгалтерии за выполнение возложенных на подразделение задач, правильность применения тех или иных инструкций, рациональную организацию труда сотрудников бухгалтерии, состояние трудовой дисциплины и работу с кадрами.

В разделе «Организация работы» оговаривается порядок работы бухгалтерии, включая правила внутреннего распорядка работы бухгалтерии, порядок ее реорганизации и ликвидации. В тех случаях, когда организация попадает в число субъектов, подлежащих обязательному аудиту, в данный раздел вносится соответствующая информация.

Таким образом, Положение о бухгалтерии – многопрофильный документ, четко регламентирующий порядок ее работы. От тщательности и детализации его разработки зависит эффективность системы бухгалтерского учета в организации.

Положение о бухгалтерии составляется главным бухгалтером, согласовывается с заинтересованными должностными лицами (например, с юридическим отделом) и утверждается руководителем организации.

Срок действия утвержденного положения о бухгалтерии не ограничен. Но его содержание может быть изменено после реорганизации организации, после переименования или изменения структуры бухгалтерии. После внесения изменений в положение о бухгалтерии оно должно быть вновь утверждено приказом руководителя организации.

4? Формирование профессии совр. бух-ра
На протяжении довольно долгого времени роль бухгалтера сводилась к подсчету и учету вверенного ему имущества и чаще всего исполняющим реги­стратором каких-то хозяйственных дел; отсюда и одно из первых названий бухгалтера - счетовод.
С появлением и развитием технического прогресса, а, следовательно, и с развитием экономики, роль счетного работника стала изменяться характер­но развитию рыночного хозяйствования. Труд бухгалтера становится более сложным, необходимым, творческим, углубленным, а результаты данного труда очень сильно влияют на финансовое положение не только данного предприятия, но и общества (государства) в целом.
В Российской Федерации, во время правления тоталитарной системы вся деятельность бухгалтера была строго регламентирована инструкциями и положениями Министерства Финансов. Роль министерства сводилась к жест­кому контролю за сохранностью социалистической собственности, определе­нию степени выполнения плановых показателей (которыми долгое время яв­лялись показатели, характеризующие валовые объемы производства), не­укоснительному выполнению инструкций, запрету любого шага в сторону от того, что диктовалось сверху.
Переход нашей страны в новое экономическое будущее, с появлением частников - предпринимателей и дальнейший переход к рыночным отноше­ниям, существенно повлиял на суть и специфичность работы бухгалтера. После принятия нового плана счетов в 2001 году и Положения о бухгалтерском учете и отчетности - началось ослабление государственного контроля над разными видами экономической деятельности, в том числе учетной практики. В практике применяются различные варианты методик уче­та и операций в рамках нового Положения и Плана счетов. Все это способст­вовало и развитию учетной политики, в соответствии с которой у бухгалтера появилась возможность подойти к работе плодотворно и делать ее оп­тимальной на свой взгляд в соответствии с хозяйственной ситуацией. Конеч­но, это повысило ответственность бухгалтера за проделываемые учетные операции, но и, с другой стороны, расширило масштаб его возможностей.
Ведение бухгалтерского учета требует правильной организации и профессионализма бухгалтера. Достичь этого возможно при наличии, хотя бы двух положений, это:
1. соответствующей квалификации бухгалтера;
2. относительно стабильного законодательства по налогообложению.
В условиях перехода к рыночным отношениям бухгалтеры специализируются по четырем направлениям.
1. Управленческий и финансовый учет
. Бухгалтер работает по найму на предприятиях различных форм собственности, в бан­ках, в финансовых органах и в организациях внешнеэкономи­ческой деятельности. Благодаря широкому, всестороннему и глубокому взгляду на все стороны деятельности он оказывает значительное влияние на финансовые результаты, предотвра­щает отрицательные явления хозяйственной деятельности предприятий и организаций, выявляет внутрихозяйственные резервы и обеспечивает их финансовую устойчивость.
Бухгалтер по управленческому и финансовому учету обязан постоянно обновлять свои профессиональные знания в области бухгалтерского учета и аудита, анализа, налогообложения, фи­нансово-банковской деятельности и гражданского права, рос­сийских и международных норм и стандартов бухгалтерского учета. Он может подтверждать свою профессиональную компе­тентность и подготовку путем прохождения аттестации на по­лучение квалификации профессионального бухгалтера по управленческому и финансовому учету.
Международный опыт, традиции отечественного учета и сложившиеся экономические условия в России требуют приня­тия Кодекса профессиональной этики бухгалтеров. Такими ко­дексами давно уже пользуются ведущие профессиональные учетные объединения США, Великобритании, Австралии и других стран. Бухгалтер обязан объективно рассматривать все возникаю­щие ситуации и реальные факты по вопросам, входящим в его компетенцию. Он не должен допускать, чтобы личная предвзя­тость, предрассудки либо давление со стороны отражались на результатах его деятельности.
Независимостьпредполагает способность бухгалтера дейст­вовать честно и объективно: отражать действительное положе­ние дел предприятий независимо от каких-либо условий; вести бухгалтерский учет и формировать финансовые результаты, опираясь только на законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете.
Компетентность и честностьв работе — основа успеха в профессиональной деятельности бухгалтера. Если бухгалтер чувствует, что некомпетентен в тех или иных вопросах, то он обязан честно сказать об этом руководству предприятия и пригласить для оказания помощи в работе более компетентного специалиста. Дело чести каждого бухгалтера внимательно и серьезно относиться к своим обязанностям, соблюдать утвер­жденные бухгалтерские стандарты, поддерживать высокий уро­вень своих знаний, постоянно совершенствовать профессио­нальное мастерство.
2. Независимая бухгалтерская деятельность. Бухгалтер не рабо­тает на каком-либо предприятии или в учреждении, а предостав­ляет им свои профессиональные услуги платно. К этой категории в основном относятся бухгалтеры-аудиторы. Они оказывают плат­ные услуги по проведению аудиторских проверок, налогообложе­нию, консультируют по управленческому и финансовому учету и т.д. Престиж аудитора очень высок, однако, чтобы заняться ауди­торской деятельностью, необходимо получить аттестат или лицен­зию (индивидуальную) путем сдачи письменных и устных экзаме­нов и иметь опыт практической работы. Первый в России кодекс профессиональной этики аудиторов утвержден Аудиторской палатой России 4 декабря 1996 г.
3. Бюджетный учет. Бухгалтер по найму работает в прави­тельственных учреждениях всех уровней, общественных и доб­ровольных организациях, высших и средних учебных заведени­ях, больницах, школах и других бюджетных организациях. Он в основном занимается ведением бухгалтерского учета и состав­лением отчетности, контролирует законность и эффективность использования бюджетных и общественных средств.
4. Педагогическая деятельность. Подготовка бухгалтеров — творческая и почетная деятельность, которая может идти по трем направлениям:
Первое — в школах и на краткосрочных курсах. Здесь рабо­тают преподаватели, окончившие высшее учебное заведение по специальности, а также специалисты с опытом работы и сред­ним специальным образованием.
Второе — в колледжах и техникумах. Здесь могут работать преподаватели, окончившие университеты и институты по спе­циальности, профессиональные бухгалтеры и аудиторы, а также преподаватели с ученой степенью кандидата наук.
Третье — в университетах и в институтах. Здесь, как прави­ло, преподают люди, имеющие ученую степень кандидата или доктора по специальности.
Профессиональная этика бухгалтера.
Этика - одна из древнейших философских теорий, объектом изучения которой является мораль. Руководитель, специалист бухгалтер - это центральные фигуры сферы материального производства, что делает закономерной не только по­становку вопроса об усилении творческой отдачи, повышения их роли, авто­ритета и престижа их труда, но и о нравственной ответственности перед обществом.
В процессе выполнения служебных обязанностей работники бухгалтерских служб попадают в непростые ситуации связанные с взаимоотношениями внутри трудовых коллективов организаций и бухгалтерий, с органами налого­вой инспекции и полиции, контрагентами, вышестоящими организациями, органами государственной власти и другими. Бухгалтер работает в зоне посто­янного риска, ибо должен принимать иногда очень рискованные решения. В большинстве случаев этот риск навяз ывают бухгалтеру, как работодателю, так и представители сторонних организаций. Риск, связанный с проведением в жизнь этих решений огромен, отсюда рождается страх. Страх этот часто становится спутником жизни бухгалтера.
Нормы этики определяют задачи бухгалтерской профессии, которые помогают для достижения максимального уровня эффективности и в самую первую очередь, это, конечно для удовлетворения требований интересов об­щества, страны. Эти задачи требуют приемлемых основных пунктов, которые необходимы для развития и стабильности деятельности, это:
1. Правдоподобие или достоверность информации;
2. Профессионализм работника, особенно, главного бухгалтера;
3. Качество услуг, которые должны выполняться четко, эффективно ис­пользуя последнюю информацию;
4. Доверие, которое пользователи услуг оказывают профессиональным бухгалтерам - экономистам.
Для достижения задач профессиональные бухгалтеры должны соблю­дать необходимые условия, которые помогут им в дальнейшей работе и карь­ере.
1.
Целостность - когда профессиональный бухгалтер должен быть чест­ным и прямым при решении нелицеприятных вопросов;
2. Объективность - когда профессиональный бухгалтер должен быть правдивым и не вызывать несправедливое суждение влиять на кого-либо, чтобы не исказить действительность;
3. Профессиональная компетентность и внимание - когда бухгалтер-профессионал, соглашаясь выполнить определенные услуги клиенту, должен учитывать уровень необходимой компетенции для выполнения профессио­нальных работ. И, выполняя эти услуги, бухгалтер должен применить весь свой опыт, знание и мастерство с особым вниманием и старанием. Если же бухгалтер сам для себя считает, что он не совсем компетентен для выполне­ния каких-либо работ (услуг) и он не сможет получить от своих коллег совет и помощь, гарантированные для успешного проведения данной работы, он должен воздержаться от оказания данных услуг, чтобы не скомпрометировать не только себя, но и своих коллег и компаньонов по работе, таких как адвока­ты, оценщики, эксперты и другие.
Выполняя профессиональные услуги, профессиональный бухгалтер должен со вниманием и скрупулезностью поддерживать свое мастерство и знания на том уровне, которые гарантируют клиенту получения профессио­нальной услуги основанной на последних изменениях и новшествах. Профес­сиональную компетентность можно разделить на два подпункта:
· Приобретение профессиональной компетентности, когда требуется от бухгалтера выполнения высокого образца общего образования, специального образования, постоянного повышения уровня путем прохождения курсов квалификации, а также накопления опыта рабо­ты. Это должно быть обычным вопросом развития для профессиона­ла.
· Поддержание профессиональной компетентности, когда оно требует постоянного осмысления необходимости развития бухгалтерской профессии, включает соответствующие международные и нацио­нальные стандарты, нормативы, положения по учету, аудиту, и дру­гие работы и установленные законом требования.
4. Технические стандарты - когда профессиональный бухгалтер должен выполнять свою работу и предоставлять услуги в соответствии с определен­ными техническими и профессиональными стандартами. Профессиональные бухгалтеры обязаны выполнять работу со знанием инструкций и законов не только страны, но и клиента в той степени, в которой они совмещены с требо­ваниями объективности, целостности и независимости. Также они должны соответствовать техническим и профессиональным стандартам таких организа­ций как:
· МФБ (международные нормативы аудита).
· Комитет международных стандартов учета.
· Профессиональный орган член МФБ или другой регулирующий орган.
· Соответствующее законодательство.
5. Профессиональное поведение - когда профессиональный бухгалтер должен уметь вести себя и действовать, таким образом, которое необходимо, для того чтобы не дискредитировать свою профессию и соответствовать ее и своей хорошей репутации. А также выбрать линию поведения порядочного человека, который живет не в вакуумном пространстве, а среди людей таких же, как и он и должен своим участием, уважением и внимательностью подни­мать престиж профессионализма образования вообще.
6. Конфиденциальность (секретность) - когда профессиональный бух­галтер должен сохранять тайну информации полученной при выполнении своих профессиональных работ, услуг.

5? Правовой статус БС. Её место в стр- ре упр- я орг-ей. Формирование БС.

Дата добавления: 2015-05-08 ; просмотров: 556 | Нарушение авторских прав

Видео

Другие статьи

Внутренние положения по бухгалтерии

Нам необходимо разработать положения по бухгалтерии. Основная деятельность - оптовая торговля ломом цветных и черных металлов (Без НДС)Хотелось бы уточнить перечень положений, который должен быть обязательно, и особенности их формирования.По положению по подотчетным лицам вопрос: нужно ли перечислять в положении подотчетных лиц? Или это меняется приказом, который делается на основании положения? Если меняются подотчетные лица, меняется и приказ?Какое положение регламентирует учет основных средств?Как организовать положение по материалам? Должна ли комиссия (утвержденная приказом) утверждать их списывание ежемесячно?По учетной политике в налоговом учете интересует вопрос оформления налоговых регистров.

сообщаем следующее: 1) законодательство не обязывает организации разрабатывать какие-либо внутренние положения. Поэтому отсутствие таких положений не является нарушением. На практике организации разрабатывают следующие положения:

- Положение об оплате труда. В положении можно прописать систему оплаты труда, размер и сроки выдачи аванса, доплаты и надбавки;

- Положение о командировках. В положении можно предусмотреть дополнительные гарантии, единый порядок направления работников в служебные командировки, а также определить функций работников или подразделений, участвующих в оформлении командировок.

- Положение об архиве. В положении можно прописать правила хранения документов.

- Положение о бухгалтерии. Положение нужно для четкого взаимодействия с другими службами организации, делегирования полномочий и ответственности сотрудников бухгалтерии;

- Положение о премировании. Положение нужно для установления порядка выплаты премий сотрудникам организации. Систему премирования организация вправе разработать самостоятельно. Подробнее об этом Как оформить Положение о премировании сотрудников ;

- Положение о расчетах с подотчетными лицами. Положение нужно для обеспечения правильности учета, достоверности информации и контроля при расчетах с сотрудниками, получившими деньги под отчет;

- Положение по ведению складского учета. Положение регламентирует порядок складского учета МПЗ на складах (в подразделениях), а также устанавливает порядок предоставления информации и документов со складов (подразделений) в бухгалтерскую службу Организации и регламентирует взаимодействие с ней;

- Положение о внутреннем контроле. Положение нужно чтобы определить цели, задачи и принципы функционирования системы внутреннего контроля в организации;

- Положение об аттестации сотрудников. Положение нужно для определения порядка проведения аттестации и установления квалификационных требований к сотрудникам;

- Положение о разъездном характере работы. Положение нужно если в организации есть сотрудники, постоянная работа которых имеет разъездной характер;

- Положение о коммерческой тайне. Положение нужно чтобы не допустить разглашения информации, составляющей коммерческую тайну. Подробнее об этом Как оформить Положение о коммерческой тайне ;

- Правила трудового распорядка. Нужны для установления порядка приема и увольнения сотрудников, времени труда и отдыха, мер поощрения и взыскания, сроков выплаты зарплаты и т. д. Подробнее об этом Как оформить Правила трудового распорядка

Целесообразность введения данных положений должна определять администрация организации.

2) список подотчетников лучше утвердить отдельным документом (приказом), чтобы его можно было изменить в любое время;

3) внутреннее положение по учету основных средств и контролю за их использованием может регламентировать формы применяемых первичных учетных документов по поступлению, выбытию и внутреннему перемещению объектов основных средств, порядок их оформления (составления), перечень должностных лиц организации, на которых возложена ответственность за движение основных средств, а также порядок осуществления контроля за сохранностью и рациональным использованием основных средств в организации;

4) организация может разработать Положение по ведению складского учета. Положение регламентирует порядок складского учета МПЗ на складах (в подразделениях), а также устанавливает порядок предоставления информации и документов со складов (подразделений) в бухгалтерскую службу Организации и регламентирует взаимодействие с ней. Списание материалов с подотчета соответствующего подразделения организации и отнесение их стоимости на затраты производства (в зависимости от того, на какие цели израсходованы материалы) производится на основании акта. Конкретный порядок составления акта расхода материалов, а также перечень подразделений, для которых он предусмотрен, устанавливается организацией. Утверждать списывание МПЗ ежемесячно не нужно;

5) как оформить регистры налогового учета представлено в рекомендациях № 5 и 6 в полном ответе.

Дополнительно по этому вопросу см.:

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1.Рекомендация:Кому и сколько можно выдать денег под отчет

Кому можно выдать деньги под отчет

Организация обязана организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни (ч. 1 ст. 19 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ ). Порядок контроля за хозяйственными операциями, в том числе за выдачей денег подотчетным лицам. определяет руководитель организации. Поэтому именно он обычно ограничивает список сотрудников, имеющих право получать деньги под отчет. Для этого руководитель может издать приказ .

Главбух советует: Не делайте список сотрудников, имеющих право получать деньги под отчет, частью приказа об учетной политике.

Если список подотчетников утвердить отдельным документом, то его можно будет изменить в любое время. Вносить изменения в учетную политику можно только в строго ограниченных случаях (ч. 6 ст. 8 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ ).

Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса

2.Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина РФ от 13 октября 2003 года № 91н

«5. На основе настоящих Методических указаний организации разрабатывают внутренние положения, инструкции, иные организационно-распорядительные документы, необходимые для организации учета основных средств и контроля за их использованием. Указанными документами могут утверждаться:

формы применяемых первичных учетных документов по поступлению, выбытию и внутреннему перемещению объектов основных средств и порядок их оформления (составления), а также правила документооборота и технология обработки учетной информации;

перечень должностных лиц организации, на которых возложена ответственность за поступление, выбытие и внутреннее перемещение объектов основных средств;

порядок осуществления контроля за сохранностью и рациональным использованием объектов основных средств в организации».

3.Рекомендация:Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении отпуск материалов в эксплуатацию (производство)

Отпуск (передачу) материалов в эксплуатацию (производство) оформляйте следующими документами:

  • лимитно-заборная карта (форма № М-8 ) применяется при систематическом использовании материалов, когда утверждены нормы и планы их расходования;
  • накладная на отпуск материалов на сторону (форма № М-15 ) применяется в тех случаях, когда материалы передаются территориально удаленному подразделению;
  • требование-накладная (форма № М-11 ) или карточка складского учета (форма № М-17 ) применяется в остальных случаях.

Главбух советует: типовые формы документов, которые есть в альбомах унифицированных форм и утверждены постановлениями Госкомстата России, применять не обязательно. Поэтому организации вправе разработать единый акт на списание материалов. В нем можно указать лишь обязательные реквизиты и те, которые важны для организации исходя из специфики деятельности.

Этими же документами оформляйте списание имущества стоимостью до 40 000 руб. (другого установленного в учетной политике предела), которое по остальным признакам соответствует основным средствам. Это объясняется тем, что в бухучете его стоимость списывается аналогично материалам (абз. 4 п. 5 ПБУ 6/01. письмо Минфина России от 30 мая 2006 г. № 03-03-04/4/98 ).

Материалы, передаваемые в производство (эксплуатацию), списывайте на затраты в момент отпуска их со склада, то есть в момент составления документов на передачу материалов в эксплуатацию (производство) (п. 93 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н ).

Главбух советует: чтобы определить момент фактического использования материалов в производстве, можно применять дополнительные формы отчетности. Например, отчет об использовании материалов в производстве. Это позволит уменьшить расходы отчетного периода на стоимость материалов, обработка которых не начата.

Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса

4.Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные приказом Минфина РФ от 28 декабря 2001 года № 119н

«124. Списание материалов со счетов учета запасов может осуществляться в следующих случаях:

а) пришедшие в негодность по истечении сроков хранения;

б) морально устаревшие;

в) при выявлении недостач, хищений или порчи, в том числе вследствие аварий, пожаров, стихийных бедствий.

125. Подготовка необходимой информации для принятия руководством организации решения о списании материалов осуществляется Комиссией с участием материально ответственных лиц.

Комиссией осуществляются следующие функции:

а) непосредственный осмотр материалов;

б) установление причин непригодности к использованию материалов (нарушение условий сроков хранения, вследствие пожара, стихийных бедствий и т.д.);

в) выявление лиц, по вине которых материалы оказались непригодны к использованию или ограничены в использовании по прямому назначению;

г) определение возможности использования материалов на другие цели или их продажи;

д) составление акта на списание материалов (акт составляется по каждому подразделению организации по материально ответственным лицам);

е) представление акта на утверждение руководителю организации или уполномоченному им лицу;

ж) проведение совместно с экономическими службами (специалистами) организации оценки рыночной стоимости материалов при понижении их физических свойств (других случаев оценки, например, моральный износ материалов, изменение рыночной цены) и определение стоимости отходов (утиля, лома и т.п.),

з) осуществление контроля за утилизацией непригодных к дальнейшему использованию материалов».

5.Рекомендация:Как вести регистры налогового учета

Основания для формирования регистров

Для определения налоговой базы по налогу на прибыль нужны данные налогового учета. Сформируйте их на основании:
– первичных учетных документов (включая бухгалтерские справки);
– аналитических регистров налогового учета ;
– расчета налоговой базы.

Об этом сказано в статье 313 Налогового кодекса РФ.

Первичные документы налогового учета составляйте в соответствии с требованиями законодательства о бухучете (письмо Минфина России от 24 апреля 2007 г. № 07-05-06/106 ). В настоящее время порядок оформления первичных учетных документов регулируется статьей 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Обязательных форм (бланков) регистров налогового учета в законодательстве нет. Организация сама решает, какие регистры использовать в своей деятельности (ст. 314 НК РФ ).

Если различий между бухгалтерским и налоговым учетом нет, вести регистры налогового учета необязательно. Налоговый кодекс РФ позволяет формировать данные налогового учета на основе регистров бухучета (абз. 3 ст. 313 НК РФ ). Такое положение объясняется рядом причин. Во-первых, сведения для налогового учета берутся из тех же первичных документов, которые используются для отражения операций в бухучете. Во-вторых, из-за совпадения многих методов и способов оценки в налоговом и бухгалтерском учете составлять отдельныеналоговые регистры нецелесообразно. Для расчета налоговой базы можно использовать данные бухучета.

Таким образом, если отличий между бухгалтерским и налоговым учетом нет, налоговыерегистры не ведите. А в учетной политике для целей налогообложения укажите источники, из которых берутся данные для расчета налоговой базы (перечень бухгалтерских регистров).

Разрабатываемые организацией регистры налогового учета должны содержать ряд обязательных реквизитов:
– наименование регистра;
– период (дату) составления;
– измерители операций в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
– наименование хозяйственных операций;
– подпись (расшифровку подписи) сотрудника, ответственного за составление указанныхрегистров.

Таковы требования статьи 313 Налогового кодекса РФ.

Рекомендованные формы регистров

Налоговая служба разработала рекомендуемые образцы форм налоговых регистров. Они приведены в Методических рекомендациях МНС России от 27 декабря 2001 г. Использовать эти образцы необязательно, однако они могут послужить примером для оформления бланковрегистров, которые организация разрабатывает самостоятельно.

В любом случае в учетной политике для целей налогообложения укажите состав налоговыхрегистров (либо в виде перечня, если они из числа рекомендованных инспекторами, либо в виде приложения (альбома форм)). Кроме того, определите и другие источники данных дляналогового учета, если они используются (бухгалтерские регистры, данные аналитического учета и т. п.). Таковы требования статьи 314 Налогового кодекса РФ.

Ответственность за отсутствие регистров

Внимание: при выездной проверке инспекторы вправе затребовать у организации налоговые регистры, подтверждающие расчет налоговой базы (п. 1 ст. 93 НК РФ ). За непредставление этих документов в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного требования предусмотрена налоговая и административная ответственность (п. 3 ст. 93. ст. 120 НК РФ, ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ ).

Отсутствие налоговых регистров признается грубым нарушением правил учета доходов и расходов. Ответственность за него предусмотрена статьей 120 Налогового кодекса РФ.

Если такое нарушение было допущено в течение одного налогового периода, инспекция вправе оштрафовать организацию на сумму 10 000 руб. Если нарушение обнаружено в разных налоговых периодах, размер штрафа увеличится до 30 000 руб.

Нарушение, которое привело к занижению налоговой базы, повлечет за собой штраф в размере 20 процентов от суммы каждого неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб.

Кроме того, за непредставление налоговых регистров по заявлению налоговойинспекции суд может применить к должностным лицам организации (например, к ее руководителю) административную ответственность в виде штрафа на сумму от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 23.1. ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ). Налоговаяответственность за аналогичное нарушение установлена статьей 126 Налогового кодекса РФ. Однако пункт 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ предусматривает начисление штрафа за каждый непредставленный документ. Поскольку количество и форму регистров налогового учета организация определяет самостоятельно (ст. 313 НК РФ ), заранее установить, сколькорегистров должно быть представлено в инспекцию, невозможно. Следовательно, сумму штрафа в рассматриваемой ситуации определить нельзя. Некоторые арбитражные суды подтверждают такой вывод (см. например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 2 февраля 2004 г. № А13-6442/03-21 ).

Если у организации нет возможности представить требуемые документы в течение 10 рабочих дней со дня получения требования, об этом нужно письменно уведомить налоговую инспекцию. В уведомлении укажите причины и срок, в который документы могут быть представлены. На основании этого уведомления инспекция может (но не обязана) продлить срок представления документов. Решение о продлении (отказе в продлении) сроков инспекция должна принять в течение двух рабочих дней после получения уведомления от организации. Такие правила предусмотрены пунктом 3 статьи 93 и пунктом 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ.

Регистры налогового учета заполняйте в хронологическом порядке. Налоговые регистры можно вести в виде форм: самостоятельно разработанных таблиц, ведомостей, журналов. Делайте это на бумажных (машинных) носителях или в электронном виде.

Если в регистре налогового учета обнаружена ошибка, внести исправление вправе только сотрудник, ответственный за ведение регистра. Причем исправление должно быть не только заверено подписью последнего (с указанием даты), но и письменно обосновано.

Такой порядок предусмотрен в статье 314 Налогового кодекса РФ.

Каким способом внести исправления в налоговый регистр, Налоговый кодекс РФ не уточняет. Поэтому сделать это можно, например, путем включения исправительной записи (если регистрсформирован в электронном виде) или вычеркиванием неверной суммы (если регистрсоставлен на бумаге).

Елена Попова,
государственный советник налоговой службы РФ I ранга

6.Рекомендация. Как вести налоговые регистры для расчета НДФЛ

Утверждение единого образца налогового регистра для расчета НДФЛ законодательством не предусмотрено. Поэтому налоговый агент должен разработать эту форму самостоятельно.

Форма налогового регистра для расчета НДФЛ должна включать в себя следующие сведения:

  • наименование налогового агента;
  • персональные данные гражданина, которому выплачивается подлежащий обложению доход;
  • виды доходов, выплачиваемых гражданину (в соответствии с кодами, утвержденными ФНС России);
  • виды предоставляемых гражданину налоговых вычетов (в соответствии с кодами, утвержденными ФНС России);
  • суммы доходов и даты их выплаты;
  • налоговый статус гражданина;
  • даты удержания и перечисления налога в бюджет;
  • дату и номер платежного документа, на основании которого перечислен налог.

Такой порядок предусмотрен абзацем 2 пункта 1 статьи 230 Налогового кодекса РФ.

Главбух советует: при разработке формы регистра учитывайте, что его основное назначение – формирование показателей, необходимых для составления годовой справки о доходах физического лица (формы 2-НДФЛ). Поэтому, разрабатываярегистр налогового учета, старайтесь придерживаться структуры этой справки, а также справочников, приведенных в приложении к ней.

Пример заполнения налогового регистра для расчета НДФЛ

А.С. Кондратьев работает в организации «Альфа» с 1 августа 2011 года. Его данные: Александр Сергеевич Кондратьев, гражданин РФ, дата рождения – 15 июня 1978 года, паспорт серии 46 00 № 462135 выдан ОВД «Войковский» г. Москвы 23 ноября 2000 года, прописан по адресу: 125127, г. Москва, ул. 2-я Радиаторская, д. 5, к. 1, кв. 40, ИНН 703254479214.

Реквизиты «Альфа»:
Код по ОКТМО – 45338000;
ИНН 7708123456, КПП 770801001.

Директор – Александр Владимирович Львов, тел. (495) 154-60-90.

Кондратьев женат, имеет одного ребенка девяти лет. Сотруднику предоставляется стандартный налоговый вычет на ребенка в размере 1400 руб.

В течение года «Альфа» ежемесячно начисляет Кондратьеву зарплату в размере 15 000 руб. Выплаты происходят два раза в месяц: 20-го числа – аванс и 5-го числа следующего месяца – окончательный расчет.

15 мая по предоставленному больничному листку организация выплатила сотруднику пособие по временной нетрудоспособности в размере 4932 руб. Зарплата за отработанное время в мае составила 10 000 руб.

20 июня Кондратьеву была выплачена материальная помощь ко дню рождения в размере 6000 руб.

15 августа Кондратьеву был предоставлен очередной оплачиваемый отпуск на срок 14 дней. 13 августа организация начислила и выплатила отпускные в сумме 7200 руб.

Доходы, начисленные Кондратьеву в 2015 году, предоставленные ему вычеты, а также суммы удержанного и уплаченного НДФЛ отражены в налоговом регистре .

Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса

С уважением,
Чекалова Наталья, эксперт БСС «Системы Главбух».

Ответ утвержден Сергеем Гранаткиным, ведущим экспертом БСС «Система Главбух»

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.