Руководства, Инструкции, Бланки

бланк договору про повну матеріальну відповідальність в бюджетних установах img-1

бланк договору про повну матеріальну відповідальність в бюджетних установах

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Сотрудниками бюджетного учреждения в служебных целях используются личные вещи (предметы): электрочайники, стулья и другие

Новости и аналитика Правовые консультации (практика) Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Сотрудниками бюджетного учреждения в служебных целях используются личные вещи (предметы): электрочайники, стулья и другие. При увольнении сотрудник забирает свое имущество. Никакими документами до настоящего времени такое использование не оформлялось. Необходимо ли оформлять учет имущества сотрудников (поступление, выбытие, использование)? Если да, то по какой стоимости и какими документами?

Сотрудниками бюджетного учреждения в служебных целях используются личные вещи (предметы): электрочайники, стулья и другие. При увольнении сотрудник забирает свое имущество. Никакими документами до настоящего времени такое использование не оформлялось.
Необходимо ли оформлять учет имущества сотрудников (поступление, выбытие, использование)? Если да, то по какой стоимости и какими документами?

17 декабря 2014

По общему правилу на балансе бюджетного учреждения учитываются только те материальные ценности, которые закреплены за ним на праве оперативного управления (п.п. 38, 56 Инструкции, утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н)). Материальные ценности, находящиеся у учреждения, но не закрепленные за ним на праве оперативного управления, учитываются на забалансовых счетах в соответствии с абзацем 1 п. 332 Инструкции N 157н. В частности, на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование" учитываются объекты движимого и недвижимого имущества, полученные бюджетным учреждением в пользование (п. 333 Инструкции N 157н).
Учреждение вправе самостоятельно решить вопрос о необходимости и формах учета личного имущества, находящегося в учреждении. Однако в целях обеспечения сохранности данного имущества и во избежание нахождения неучтенных объектов основных средств при проведении инвентаризации или ревизии рекомендуем вести забалансовый учет имущества, принадлежащего работникам и находящегося в учреждении.
Личное имущество работников, необходимое для осуществления деятельности учреждения, может учитываться на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование".
Его движение (поступление, перемещение, списание) должно документироваться первичными документами установленных типовых форм или форм, самостоятельно разработанных учреждением (например актами приема-передачи, накладными, ведомостями) с соблюдением требований п. 7 Инструкции N 157н. На это имущество распространяются все требования бухгалтерского учета - документальное оформление материальной ответственности кладовщиков и иных материально ответственных лиц, проведение инвентаризаций, обеспечение надлежащих условий хранения и экономного использования и т.п.
В соответствии со ст. 188 Трудового кодекса РФ при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием. Таким образом, при использовании личных вещей сотрудников с последними могут быть оформлены соответствующие договоры (например договор аренды, ст. 606 ГК РФ).
В том случае, когда личные вещи используются не в интересах работодателя, например бытовые электроприборы (чайники, микроволновые печи и т.п.), указанная норма не применяется, компенсирующие выплаты не производятся.
Между тем вопрос использования личного имущества в целях, не совпадающих с интересами работодателя, может быть урегулирован, например, путем оформления соответствующего заявления работником либо посредством заключения с ним договора безвозмездного пользования имуществом (п. 1 ст. 689 ГК РФ). Таким договором могут быть определены стоимость имущества, период безмездного пользования вещью или условие ее возврата по требованию собственника.
Указанные документы наряду с актом приема-передачи (или иными документами, разработанными учреждением самостоятельно и закрепленными в его учетной политике) будут являться основанием для принятия к бухгалтерскому учету личного имущества работников, при этом делается запись по дебету счета 01 "Имущество, полученное в пользование". В момент возврата имущества операция отражается по кредиту счета 01 "Имущество, полученное в пользование".
Отметим, что материальные объекты нефинансовых активов, полученные учреждением в безвозмездное пользование, учитываются учреждением на забалансовом счете по стоимости, указанной (определенной) собственником имущества, а в случаях неуказания собственником стоимости - в условной оценке: один объект, один рубль.
Однако организация подобного учета, безусловно, должна быть обоснована служебной необходимостью, так как она потребует, как минимум, определенных трудозатрат работников бухгалтерии. Иными словами, принимая решение об отражении в учете данных о личном имуществе сотрудников, следует понимать цель такого учета и руководствоваться принципом результативности и эффективности использования бюджетных средств.
Напомним, данный принцип означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

К сведению:
Обратите внимание, используя в деятельности учреждения личное имущество сотрудников на условиях безвозмездности, существует риск возникновения претензий со стороны налоговых органов, так как у учреждения, безусловно, возникает определенная экономическая выгода в натуральной форме, которую проверяющие могут попытаться квалифицировать в качестве внереализационного дохода. Поэтому, с точки зрения минимизации налоговых рисков, целесообразно уплачивать сотрудникам арендную плату или компенсацию, размер которой может быть определен соглашением сторон.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга

28 ноября 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Другие статьи

Дебет-Кредит № 05

МНМА и МБП в бюджетных организациях

Малоценные предметы делятся на две группы: малоценные необоротные материальные активы (далее - МНМА), срок эксплуатации которых превышает один год и которые относятся к составу прочих необоротных материальных активов (п. 7 Инструкции №64), и малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, относящиеся к запасам (далее - МБП). Для отражения этих двух групп Планом счетов №114 предусмотрены разные счета. Рассмотрим их по порядку.

МНМА - что к ним относится

Для отражения таких активов Планом счетов №114 предусмотрен субсчет 113 "Малоценные необоротные материальные активы". В п. 23 Инструкции №64 приведен расширенный перечень МНМА, учитываемых на субсчете 113:

1) орудия лова (тралы, неводы, сети и др.);

2) бензомоторные пилы, сучкорезы, тросы для сплава;

3) специальные инструменты и специальные приспособления (для серийного и массового производства определенных изделий или для изготовления индивидуальных заказов);

4) предметы производственного значения стоимостью до 500 гривень за единицу (комплект) - рабочие столы, верстаки, кафедры, парты и др.; оборудование, способствующее охране труда; предметы технического значения, которые не могут быть отнесены к рабочим машинам (светокопировальные рамы и др.);

5) предметы, предназначенные для выдачи напрокат;

6) хозяйственный инвентарь стоимостью до 500 гривень за единицу (комплект) - предметы конторского и хозяйственного обустройства, конторское оборудование, переносные барьеры, вешалки, гардеробы, шкафы разные, диваны, столы, кресла, шкафы и ящики огнеупорные, печатные машины, ручные множительные и нумеровальные аппараты, переносные юрты, палатки (кроме кислородных), кровати (кроме кроватей со специальным оборудованием), ковры, портьеры, столовый, кухонный и прочий хозяйственный инвентарь, а также предметы противопожарного значения - гидропульты, стендеры, стремянки ручные и др.;

7) другие малоценные необоротные предметы, срок эксплуатации которых больше одного года, а стоимость за единицу не превышает 500 гривень, - телефоны, вычислительная техника, стиральная и швейные машины, холодильники и др.

Таким образом, можно сделать вывод: к МНМА относятся малоценные и необоротные предметы, срок эксплуатации которых превышает один год и стоимость которых не превышает 500 грн, и предметы для выдачи напрокат, которые имеют стоимость больше 500 грн и срок эксплуатации которых больше 1 года (например, лодка для катания на воде, выдаваемая напрокат), относящиеся к составу прочих необоротных материальных активов.

Документальное оформление МНМА

Поступление МНМА, как и прочих необоротных активов, сопровождается открытием инвентарных карточек их учета, присвоением им инвентарных номеров и проведением необходимых записей в регистрах аналитического учета.

Для аналитического учета отражения, поступления, выбытия, ликвидации и движения учреждения ведут следующие типовые формы первичных документов, утвержденные Инструкцией №125/70 (см. таблицу 1 ).

Название типовой формы

Краткая характеристика первичного документа

Акт приемки-передачи основных средств ОЗ-1 (бюджет)

Акт ф. №ОЗ-1 составляется на каждый отдельный инвентарный объект необоротных активов, поступающий учреждению. Основанием для составления являются первичные документы (накладные, счета-фактуры и т. п.). Если принимаются несколько однотипных объектов, имеющих одинаковую стоимость (хозяйственный инвентарь, инструменты, оборудование, белье, постельные принадлежности и т. п.), разрешается составление общего акта

Акт о списании основных средств ОЗ-3 (бюджет)

Применяется для оформления выбытия отдельных инвентарных объектов, предметов основных средств в случае полной или частичной их ликвидации. Основные средства списываются в соответствии с порядком, установленным Инструкцией №142/181

Инвентарная карточка учета основных средств в бюджетных учреждениях ОЗ-6 (бюджет)

Применяется для учета производственного и хозяйственного инвентаря и других объектов основных средств. Инвентарная карточка открывается в бухгалтерии на каждый объект, заполняется на основании акта приемки-передачи основных средств №ОЗ-1 (бюджет), накладных, технической и прочей сопроводительной документации. В карточке дается краткая индивидуальная характеристика объекта

Инвентарная карточка группового учета основных средств в бюджет-ных учреждениях ОЗ-9 (бюджет)

В инвентарных карточках группового учета необоротных активов ведется учет по материально ответственным лицам по предметам одного наименования, качеству материала и цене, с указанием номенклатурного номера*

Опись инвентарных карточек по учету основных средств ОЗ-10 (бюджет)

Открывается для регистрации открытых инвентарных карточек учета необоротных активов. Опись составляется в бухгалтерии с целью контроля за хранением инвентарных карточек

Инвентарный список основных средств ОЗ-11 (бюджет)

Ведут для осуществления пообъектного учета необоротных активов по местонахождению (месту эксплуатации) объектов необоротных активов

Накладная (требование) ф. 434

Применяется для выдачи МНМА, подписываемых руководителем учреждения. При этом накладная выписывается в одном экземпляре, если другой порядок не установлен соответствующими министерствами или ведомствами Украины по согласованию с МФУ

* Для МНМА устанавливаются номенклатурные номера, имеющие семь знаков. Первые три знака означают субсчет, четвертый - подгруппу и три последних знака - порядковый номер предмета в подгруппе. При этом для предметов одного наименования, качества материала и цены устанавливается один номенклатурный номер (п. 67 Инструкции №64).

Налоговый учет МНМА

НДС при приобретении. В соответствии с п. 41 Инструкции №64, суммы НДС, уплачиваемые при приобретении МНМА, не учитываются в их стоимости и относятся на фактические расходы по КЭКР, предназначенному для приобретения таких активов (или относятся к составу налогового кредита). К налоговому кредиту можно отнести суммы НДС, уплаченные при приобретении необоротных активов, а также других материальных ценностей, исключительно за счет средств специального фонда и лишь те суммы НДС, которые будут принимать участие в предоставлении услуг, облагаемых НДС.

Заметим, что суммы НДС, уплаченные бюджетными учреждениями во время покупки (приобретения) МНМА, если они не принимают участия в предоставлении услуг, облагаемых НДС, не могут включаться в состав налогового кредита по НДС даже в случае, если бюджетное учреждение - плательщик НДС.

НДС при выбытии. Если объем операций при продаже товаров (работ, услуг) за любой период в течение последних 12 месяцев превышает 3600 н. м. д. г. то, согласно ст. 2 Закона о НДС, бюджетное учреждение будет плательщиком налога на добавленную стоимость и должно зарегистрироваться в качестве налогоплательщика. При этом базой обложения НДС будет стоимость продажи основных средств (п. 4.1 Закона о НДС). В соответствии с пп. 3.1.1 Закона о НДС, операции по продаже МНМА облагаются НДС. Дата возникновения налоговых обязательств определяется согласно п. 7.3 Закона о НДС.

Налог на прибыль. Если продажа основных средств и прочих нематериальных активов не является основным видом деятельности, то, в соответствии с п. 16.10 Закона о прибыли, такие хозяйственные операции облагаются налогом в общем порядке. Объектом налогообложения, согласно п. ст. 3.1, будет прибыль, полученная от продажи необоротных активов. Хотя нормами ст. 7 Закона о прибыли налогообложение деятельности неприбыльных организаций (в том числе бюджетных учреждений) отнесено к операциям особого вида. Так, в соответствии с пп. 7.11.8 Закона о прибыли, доходы бюджетных учреждений зачисляются в состав смет (на специальный счет) на содержание таких учреждений и используются исключительно на финансирование расходов такой сметы. В случае если по результатам отчетного года доходы сметы на содержание указанных учреждений превышают сумму определенных сметой расходов, сумма превышения учитывается в составе сметы следующего года. При этом с суммы превышения доходов над расходами указанных неприбыльных организаций (в т. ч. бюджетных учреждений) налог на прибыль не уплачивается. Согласно Перечню №659, к собственным поступлениям бюджетных учреждений относятся поступления от реализации имущества (средства, получаемые бюджетными учреждениями от реализации необоротных активов и прочих материальных ценностей). Пунктом 3 Перечня №659 определены конкретные направления, на которые могут быть израсходованы собственные денежные средства бюджетных учреждений. Таким образом, в случае продажи необоротных активов (в т. ч. МНМА) средства, полученные от такой продажи, являются собственными поступлениями бюджетного учреждения и налогом на прибыль не облагаются даже в случае, если продажа МНМА не является основной деятельностью учреждения.

Бухгалтерский учет МНМА

Приобретение МНМА отражается по дебету субсчета 113 и кредиту соответствующих субсчетов класса 3 "Денежные средства, расчеты и другие активы" или 6 "Текущие обязательства". Одновременно расходы на приобретение отражаются по дебету соответствующего субсчета класса 8 "Расходы" и увеличивается сумма фонда по кредиту субсчета 401 "Фонд в необоротных активах по их видам".

Расходы, связанные с приобретением или ремонтом МНМА, отражаются по коду экономической классификации расходов (далее - КЭКР) - 1131 "Предметы, материалы, оборудование и инвентарь".

Соответственно, выбытие МНМА осуществляется по кредиту субсчета 113 и дебету субсчета 401 "Фонд в необоротных активах по их видам". В соответствии с абз. 12 п. 88 Инструкции №64, износ на МНМА не начисляется.

Изменение стоимости МНМА после проведения индексации не является основанием для перевода их на другой субсчет, а также не является дополнительным доходом учреждения и не относится к доходам.

В отличие от других необоротных материальных активов, учет МНМА в бухгалтерии учреждения ведется в гривнях с копейками.

Бюджетное учреждение, не являющееся плательщиком НДС, приобрело по предоплате пять шкафов по цене 480 грн на общую сумму 2400,00 грн (в т.ч. НДС - 400,00 грн). Оплачены транспортные расходы за доставку шкафов в сумме 48,00 грн (в т.ч. НДС - 8,00 грн). Как отразить эти операции в бухгалтерском учете учреждения, рассмотрим в таблице 2.

Аналитический учет таких операций ведется в накопительной ведомости формы №438 (мемориальный ордер №9), в которой записи осуществляются по каждому объекту отдельно. Также по каждому аналитическому счету составляются оборотные ведомости форм №285 и №326. Обороты и остатки на каждом аналитическом счете оборотных ведомостей заносятся в книгу "Журнал-главная".

Операции о движении необоротных активов отражают в годовой форме №5 "Отчет о движении необоротных активов".

Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы

По своей сути МБП относятся к классу 2 "Запасы" Плана счетов №114 и учитываются на счете 22 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы".

Порядок учета МБП регламентирован Инструкцией №125. В соответствии с пунктом 2 указанной Инструкции, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы учитываются в составе запасов, а согласно пункту 1, запасы - это оборотные активы в материальной форме. которые принадлежат учреждению и обеспечивают его функционирование (или находятся в процессе производства продукции, выполнения работ, предоставления услуг) и будут использованы, как ожидается, в течение одного года.

Счет 22 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы" имеет два субсчета:

221 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, находящиеся на складе и в эксплуатации";

222 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы специального назначения".

На субсчете 221 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, находящиеся на складе и в эксплуатации" отражается движение малоценных и быстроизнашивающихся предметов, срок эксплуатации которых не превышает один год. Чтобы отразить разные хозяйственные операции движения МБП, эти субсчета могут делиться на дополнительные счета третьего и четвертого порядков. Так, при получении МБП следует открыть субсчет третьего порядка 221/1 "МБП на складе", а при передаче в эксплуатацию - 221/2 "МБП в эксплуатации". На субсчете 221 с распределением на группы и предметы учитываются следующие материальные ценности:

1) орудия лова (тралы, неводы, сети и др.);

2) пилы, сучкорезы, тросы для сплава;

3) специальные инструменты и специальные приспособления для серийного и массового производства определенных изделий или для изготовления индивидуальных заказов;

4) предметы производственного назначения; оборудование, способствующее охране труда, предметы технического назначения, которые не могут быть отнесены к необоротным активам;

5) хозяйственный инвентарь - предметы конторского и хозяйственного обустройства, столовый, кухонный и прочий хозяйственный инвентарь, предметы противопожарного назначения;

6) сценично-постановочные средства стоимостью до 10 гривень за единицу (комплект);

7) другие предметы, срок полезной эксплуатации которых, как ожидается, не превышает один год.

Таким образом, разница будто бы и незначительная, но очевидная. МНМА - необоротные активы со сроком эксплуатации больше года, МБП - оборотные активы со сроком эксплуатации, не превышающим, как ожидается, один год или на протяжении нормального операционного цикла 1.

1 Нормальный операционный цикл - срок использования малоценных и быстроизнашивающихся предметов в производстве больше 1 года согласно его технологической характеристике.

Бухгалтерский учет МБП

Приобретение малоценных и быстроизнашивающихся предметов отражается по дебету субсчета 221 и кредиту соответствующего субсчета класса 3 "Денежные средства, расчеты и другие активы", 6 "Текущие обязательства". Одновременно делается вторая запись по дебету соответствующего субсчета класса 8 "Расходы" и кредиту субсчета 411 "Фонд в малоценных и быстроизнашивающихся предметах по их видам".

При передаче в эксплуатацию МБП стоимостью до 10 гривень включительно за единицу (комплект) списываются с бухгалтерского учета по кредиту субсчета 221 и сразу на уменьшение фонда в малоценных и быстроизнашивающихся предметах по дебету субсчета 411 на основании документов, подтверждающих их использование: раздаточных ведомостей, актов расходования предметов при проведенном ремонте, актов на списание ценностей и т. п. (п. 58 Инструкции №125).

На субсчете 222 ведется учет МБП специального назначения, имеющих специфическое назначение и ограниченное краткосрочное применение в отдельных отраслях. Например, это могут быть бумага вощеная, пергаментная и фильтровальная, бумажные коробки и мешочки, капсулы и облатки, колпачки, пробки, нитки, сигнатуры, этикетки, применяемые в учреждениях здравоохранения.

Пунктом 36 Инструкции №125 определено, что запасы (сюда входят и МБП), в т. ч. полученные и переданные бесплатно в установленном действующим законодательством порядке, бюджетным учреждением в бухгалтерском учете оцениваются по балансовой стоимости 2. которая делится на: первоначальную стоимость 3. справедливую стоимость 4. восстановительную стоимость 5.

2 Балансовая стоимость - стоимость запасов, по которой они отражаются в балансе.

3 Первоначальная стоимость - стоимость приобретения, получения, изготовления запасов.

4 Справедливая стоимость - первоначальная стоимость запасов, полученных учреждением бесплатно.

5 Восстановительная стоимость - измененная первоначальная стоимость запасов после проведения их переоценки.

Отпуск таких МБП в пользование, производство, продажу или прочее выбытие осуществляется по балансовой стоимости или по методу средневзвешенной себестоимости (см. на фоне ).

На складе управления образования на 1 октября было в наличии 5 калькуляторов по цене 30,00 грн на общую сумму 150,00 грн и 2 калькулятора по цене 28,00 грн на общую сумму 56,00 грн. В течение месяца было приобретено 3 калькулятора по цене 25,00 грн на общую сумму 75,00 грн. Выдано со склада для использования 6 калькуляторов.

Определяем себестоимость одного калькулятора за октябрь:

СВс/ст = (150,00 грн + 56,00 грн) + 75,00 грн). (5 шт. + 2 шт.) + 3 шт.) = 28,10 грн/шт.

Следовательно, общая стоимость выбывших калькуляторов составляет 168,60 грн (28,1 х 6).

Документальное оформление МБП

В бухгалтерии учет МБП учреждения ведется в количественном и суммарном измерениях по наименованиям МБП и в разрезе материально ответственных лиц (п. 59 Инструкции №125). Для такого учета приказом №193 утверждены типовые формы по учету сырья и материалов. Кроме того, инструкциями №68 и №125 для бюджетных учреждений предусмотрено применение других форм учета (см. таблицу 4 ).

Название типовой формы

Краткая характеристика первичного документа

Приходный ордер М-4

Применяется для учета материалов, поступающих на предприятие от поставщиков или с переработки. Приходный ордер составляется МОЛ в одном экземпляре в день поступления ценностей на склад*

Акт о приемке материалов М-7

Составляется для оформления приемки ТМЦ, имеющих количественные и качественные расхождения с данными сопроводительных документов поставщика и при принятии ТМЦ, прибывших без документов

Лимитно-заборная карточка М-8

Применяется для многократного отпуска одного номенклатурного номера материалов в один месяц

Лимитно-заборная карточка М-9

Применяется для четырехразового отпуска лимитированных материалов, относящихся к одному виду расходов (заказа на один месяц и на различные виды расходов (заказов)

Материальный ярлык М-16

Бланк ярлыка заполняется зав. складом на каждый номенклатурный номер материальных ценностей для характеристики, находящейся в местах хранения. Заполненный ярлык прикрепляется к месту хранения материальных ценностей и является паспортом таких ТМЦ

Материальный отчет М-19

Материальные отчеты составляются МОЛ только в количественном выражении и в одном экземпляре и подаются в бухгалтерию по окончании месяца. В материальные отчеты, как правило, должны включаться все ТМЦ, которые были и имеются на складе (в кладовой), независимо от того, было или нет движение этих ТМЦ за отчетный месяц. Вместе с материальным отчетом в бухгалтерию подаются все первичные документы на прибыль и расход ТМЦ

Инвентаризационная опись М-21

Составляется при снятии натуральных остатков ТМЦ по каждому отдельному складу, участку, объекту, нахо-дящихся у МОЛ. В описи указываются наименования материалов, их номенклатурные номера, тип, сорт, размер и прочие признаки отличия. В конце инвентаризационной описи подписываются все члены комиссии и МОЛ

Составляется комиссией при списании с баланса учреждения МБП, инструментов, производственного, хозяйственного инвентаря и других запасов, ставших непригодными

Книга складского учета запасов

Ведется бухгалтерией и МОЛ для учета запасов учреждения (за исключением драгоценных металлов для протезирования и медикаментов и перевязочных средств) по месту ответственного хранения (нахождения) ведется по наименованиям, сортам, количеству

* Реквизит "Синтетический счет" для отнесения износа МБП заполняется в случае, если МБП приобретены за счет фондов специального назначения, средств целевого финансирования и целевых поступлений.

** В актах подаются данные, характеризующие запасы: наименование, материал изготовления, год приобретения учреждением, количе- ство и стоимость. Подробно указываются причины списания и способ уничтожения непригодных запасов (если их реализация невозможна).

Бюджетным учреждением (неплательщик НДС) приобретено за счет средств общего фонда 5 календарей. Стоимость каждого составляет 9,60 грн. на сумму 48,00 грн (с НДС). Сначала календари переданы на склад и только после этого - в подразделения учреждения. Также списаны, согласно актам на списание, 4 электролампы стоимостью 1,25 грн на сумму 5,00 грн. Такие хозяйственные операции в бухгалтерском учете учреждения следует отразить так, как показано в таблице 5.

Содержание хозяйственной операции

Аналитический учет операций по выбытию и перемещению МБП ведется в Накопительной ведомости о выбытии и перемещении малоценных и быстроизнашивающихся предметов ф. 439 (бюджет) - мемориальный ордер 10 (п. 72 Инструкции №125). Этот мемориальный ордер используется для учета выбытия и перемещения в другие учреждения, организации и к материально ответственным лицам малоценных и быстроизнашивающихся предметов. Записи осуществляются по каждому документу с указанием материально ответственного лица.

В случае продажи необоротных активов (в т. ч. МНМА) средства, полученные от такой продажи, являются собственными поступлениями бюджетного учреждения и налогом на прибыль не облагаются даже в случае, если продажа МНМА не является основной деятельностью учреждения.

Наиболее распространенные типовые ошибки, возникающие при отражении хозяйственных операций, связанных с учетом МБП

В большинстве случаев при передаче в эксплуатацию МБП стоимостью свыше 10 грн корреспондируются счета Д-т 411, К-т 221, т. е. производится одновременное списание МБП с баланса учреждения на расходы и уменьшается фонд в малоценных и быстроизнашивающихся предметах. Это приводит к искажению показателей бухгалтерского учета и отчетности. Правильно будет сделать две бухгалтерских проводки при передаче МБП в эксплуатацию: Д-т 411, К-т 221/1 и Д-т 221/2, К-т 221/1.

Практика показывает, что бывают случаи, когда бухгалтеры проводят только одну запись: Д-т 801-802, 811-813, К-т 364,675, игнорируя при этом вторую запись: Д-т 221, К-т 411. Вследствие этого снижается в учете стоимость оборотных активов.

Средневзвешенная себестоимость - что это такое

Средневзвешенная себестоимость определяется по каждому виду подобных запасов путем деления суммарной стоимости остатка запасов на начало отчетного периода и стоимости полученных в отчетном месяце запасов на суммарное количество запасов на начало отчетного периода и полученных в отчетном периоде запасов (п. 44 Инструкции №125).

Метод средневзвешенной себестоимости применяется при наличии в учреждении значительного количества однотипных запасов, приобретенных по разным ценам. Исчисляется на периодической основе или при каждой полученной партии запасов.

Средневзвешенная себестоимость конкретного вида выбывших МБП определяется по формуле:

СВс/ст = (ССОЗ + ССЗ). (СКОЗ + СКЗ)

где СВс/ст - средневзвешенная себестоимость выбывших запасов;

ССОЗ - суммарная стоимость остатка запасов на начало отчетного периода, как правило, месяца;

ССЗ - суммарная стоимость запасов, поступивших в течение отчетного периода;

СКОЗ - суммарное количество остатка запасов на начало отчетного периода;

СКЗ - суммарное количество запасов, поступивших в течение отчетного периода.

Нормативная база

1. Закон о НДС - Закон Украины от 03.04.97 г. №168/97-ВР "О налоге на добавленную стоимость".

2. Закон о прибыли - Закон Украины от 22.05.97 г. №283/97-ВР "О налогообложении прибыли предприятий".

3. Перечень №659 - Перечень групп собственных поступлений бюджетных учреждений, требования относительно их создания и направления использования, утвержденный постановлением КМУ от 17.05.2002 г. №659.

4. Приказ №193 - Приказ Минстата Украины от 21.06.96 г. №193 "Об утверждении типовых форм первичных учетных документов по учету сырья и запасов".

5. Инструкция №142/181 - Типовая инструкция о порядке списания материальных ценностей с баланса бюджетных учреждений, утвержденная приказом ГКУ, Минэкономики от 10.08.2001 г. №142/181.

6. Инструкция №64 - Инструкция по учету основных средств и прочих необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденная приказом ГКУ от 17.07.2000 г. №64.

7. Инструкция №125 - Инструкция по учету запасов бюджетных учреждений, утвержденная приказом ГКУ от 08.12.2000 г. №125.

8. Инструкция №125/70 - Инструкция по составлению типовых форм по учету и списанию основных средств, принадлежащих учреждениям и организациям, содержащимся за счет государственного или местных бюджетов, утвержденная приказом ГУГКУ и Госкомстата Украины от 02.12.97 г. №125/70.

9. Инструкция 61 - Инструкция о корреспонденции субсчетов бухгалтерского учета для отражения основных хозяйственных операций бюджетных учреждений, утвержденная приказом ГКУ от 10.07.2000 г. №61.

10. План счетов №114 - План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденный приказом ГУГКУ от 10.12.99 г. №114.

11. Инструкция №68 - Инструкция о формах мемориальных ордеров бюджетных учреждений и порядке их составления, утвержденная приказом ГКУ от 27.07.2000 г. №68.

Алексей СЛИПАЧУК, «Дебет-Кредит»