Руководства, Инструкции, Бланки

орм сбор образцов для сравнительного исследования может осуществлять img-1

орм сбор образцов для сравнительного исследования может осуществлять

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Сбор образцов для сравнительного исследования - Оперативно-розыскные мероприятия, основанные на криминалистических методах - Студенческая библиотека о

Сбор образцов для сравнительного исследования

Сбор образцов для сравнительного исследования - это ОРМ, состоящее в обнаружении и изъятии материальных носителей юридически значимой информации как объектов последующего сравнительного исследования в целях решения конкретных задач ОРД.

По смыслу, вытекающему из самого наименования рассматриваемого ОРМ, оно подразумевает три составляющих: действие, предмет и цель.

Сбор образцов предполагает выполнение действий, при помощи которых необходимый образец попадает в распоряжение должностных лиц ОРО, т.е. действий, направленных на получение материалов для оперативного исследования и получения заключения специалиста. Это может быть изъятие соответствующих объектов, проведение дактилоскопирования, соскоб части вещества, отделение части предмета, приобретение (покупка, получение во временное пользование), снятие копий, фотографирование и др.

Изъятие образцов допускается в количестве, необходимом для сравнительного оперативного исследования, чтобы можно было сделать вывод о закономерности или случайности признаков, их вариативности. Образцы (пробы) должны быть надлежащего качества, выражать необходимые для целей исследования признаки объекта, от которого они получены. В отдельных случаях для целей исследования условия получения образцов должны соответствовать условиям образования сравниваемого объекта, а изъятие образцов желательно на таком же материале, что и исследуемый, аналогичными орудиями и средствами.

Образцами для сравнительного исследования могут быть материальные объекты, представляемые специалисту для сравнения с идентифицируемыми или диагностируемыми объектами (часто с вещественными доказательствами). Такими образцами могут быть различные предметы, документы, вещества, жидкости, препараты, выделения организма человека и др.

Отбираемый образец определяется исходя из цели мероприятия, вида и характера исследования, особенностей подготавливаемого, совершаемого, совершенного деяния, наличия материальных следов преступления и др.

Отличительным признаком и требованием к изъятию образцов является несомненность их происхождения от конкретного проверяемого, исследуемого объекта. Образцы должны выражать признаки другого объекта (отпечатки пальцев, стреляные гильзы) или содержать собственные признаки (кровь, почва и др.). В криминалистике такие образцы именуют пробами 11 Оперативно-розыскная дейтельность. Учебник для вузов. 4-е изд. доп. и перераб. / Под ред. К.К. Горяинова, А.Ю. Шумилова, В.С. Овчинского. М. ИНФРА-НОРМА. 2006 г. С.330. Проба представляет собой часть вещества, материала, взятого для анализа, испытания или проверки.

По способу получения образцы могут быть экспериментальными и свободными, т.е. полученными вне связи с расследуемым преступлением, часто до возбуждения уголовного дела.

В качестве образца (пробы) могут быть использованы дневники, тетради как носители образца почерка, запись голоса, отпечатки пальцев проверяемого, кровь, потожировые выделения, оттиски предметов, печатей, штампов, орудия преступления, отмычки, оружие, средства преступления, документы и др.

Несмотря на то, что законодателем определена цель сбора образцов проведение сравнительного исследования, само такое исследование не является составной частью рассматриваемого ОРМ. Образцы (пробы) отбираются лишь для проведения такого исследования.

Исходя из наименования исследования как сравнительного, его метод заключается в одновременном сопоставлении и оценке фактов, свойств или признаков двух или более объектов, использовании технических приемов сопоставления, наложения, совмещения. В этой связи конечная цель исследования может заключаться не только в определении сходств и различий предметов и веществ, но и в идентификации (отождествлении) личности (технического средства, орудия преступления) как одного из возможных объектов сравнительного исследования 11 Ильиных В.Л. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: Коммента-рий. -- Саратов, 2007. С. 112.

Указанное ОРМ может проводиться как должностным лицом ОРО, так и другими лицами по его поручению. При получении (сборе) образцов для сравнительного исследования может быть использована помощь специалиста.

В ОРД гласный сбор образцов проводится при согласии их владельцев (носителей). В зависимости от конкретных обстоятельств он может быть и негласным, исключающим разглашение либо самого факта отбора пробы (образца), либо истинной цели ОРМ. Принудительный отбор образцов для сравнительного исследования допустим только при наличии уголовно-процессуальных оснований и соблюдении соответствующей процедуры (вынесение постановления, составление протокола, ограничение перечня случаев, когда допускается получение образцов у свидетеля и потерпевшего).

Данное ОРМ представляет собой оперативно-розыскной аналог следственного действия, предусмотренного ст. 202 УПК, именуемого получением образцов для сравнительного исследования. Главное отличие указанного ОРМ состоит в том, что преследует цель обеспечения возможности непроцессуального исследования предметов и документов. Образцы собираются с помощью разнообразных гласных и негласных действий непосредственно самими ОРО.

Гласный и негласный характер сбора образцов для сравнительного исследования в рамках ОРД не порождает проблему отграничения от аналогичного, но четко регламентированного УПК, следственного действия.

Рассматриваемое ОРМ следует отличать и от взятия проб и образцов, которые могут брать под таможенным контролем правообладатель и декларант (их представители) с письменного разрешения таможенного органа. Причем в соответствии со ст.398 ТК могут браться пробы и образцы товаров, в отношении которых принято решение о приостановлении выпуска, для проведения их исследования, осмотра, фотографирования или иной фиксации таких товаров.

Это действие в рамках таможенного контроля также может осуществляться в сочетании с рассматриваемым ОРМ для целей ОРД 11 Оперативно-розыскная дейтельность. Учебник для вузов. 4-е изд. доп. и перераб. / Под ред. К.К. Горяинова, А.Ю. Шумилова, В.С. Овчинского. М. ИНФРА-НОРМА. 2006 г. С.332. При этом следует учитывать то обстоятельство, что информация о результатах взятия проб и образцов в ходе таможенного контроля в соответствии с указанной статьей ТК является конфиденциальной и не должна разглашаться ни правообладателем или декларантом, ни государственным органом, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ, например в ходе уголовного судопроизводства.

Получение образцов для сравнительного исследования, несомненно, предназначается для проведения другого ОРМ - исследования предметов и документов, предусмотренного п.5 ч.1 ст.6 ФЗ об ОРД.

Получение образцов для сравнительного исследования в процессе уголовно-процессуального доказывания осуществляется в соответствии с постановлением следователя. Об изъятии образцов составляется протокол с соблюдением требований ст.166 и 167 УПК.

Это означает, что лицо, у которого изымаются образцы, участвует в данном следственном действии, имеет право удостоверить его результаты своей подписью в протоколе. Такие правовые гарантии не предусмотрены для сбора образцов для сравнительного исследования в качестве ОРМ.

Исходя из приведенных соображений, можно утверждать, что образцы для сравнительного исследования, полученные в результате проведения этого ОРМ, не могут стать объектом исследования в рамках судебной экспертизы и иметь доказательственное значение.

Полученные данные в результате рассматриваемого ОРМ, как правило, оформляются актом сбора образцов для сравнительного исследования, дактилоскопической картой или иными документами, составляемыми лицами, осуществляющими сбор образцов, рапортом или справкой сотрудника ОРО. В таком служебном документе указываются: количество изъятого в качестве образца (с его описанием), условия, при которых происходил сбор образов, применяемые технические средства и их характеристики, вид упаковочного материала.

Акт составляется в трех экземплярах - первый и третий остаются у сотрудника ОРО, а второй вручается под расписку владельцу образцов или его представителю. Первый экземпляр акта с образцами направляется для сравнительного исследования, а третий экземпляр приобщается к материалам предварительной либо последующей оперативной проверки. К рапорту оперативника могут также прилагаться документы, предметы, звуко-, видеозаписи и прочие технические носители информации.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Видео

Другие статьи

Тема: содержание оперативно-розыскных мероприятий

Тема: содержание оперативно-розыскных мероприятий

Тема: СОДЕРЖАНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Опрос — это ОРМ, заключающееся в сборе (добывании) информации в процессе непосредственного общения оперативника или по его поручению другого лица с человеком, который осведомлен или может быть осведомлен о лицах, фактах и об обстоятельствах, имеющих значение для решения задач ОРД.
Опрос как форма беседы (общения) может происходить как конфиденциально, так и открыто, как при непосредственном зрительном восприятии опрашиваемого и опрашивающего, так и без такового — посредством использования технических средств (например, телефонной связи или в Интернете).

Неотъемлемой чертой опроса представляется непосредственность общения субъекта с объектом независимо от того, кто выступает в качестве субъекта -сам оперативник или по его поручению другое лицо.

Проведение опроса допускается:

- с использованием мер конспирации,

- зашифровки опрашивающим своей личности, статуса

- либо его участия в беседе в качестве лица, которым он фактически не является.

Это обусловлено полномочиями ОРО. В частности, право использования в целях конспирации документов, зашифровывающих личность должностных лиц и граждан, оказывающих им содействие, позволяет выступать в качестве и от имени вымышленных лиц, которые значатся в специальном документе.
В ходе опроса может использоваться аудио-, видеозаписывающая и иная фиксирующая информацию аппаратура – как открыто, так и втайне от опрашиваемого . Поскольку использование аппаратуры не характеризует сущность опроса, а является лишь средством фиксации информации, то согласия на ее использование не требуется. Исключение составляет опрос с использованием полиграфа («детектора лжи»), при проведении которого необходимо письменное согласие опрашиваемого.
При проведении опроса как ОРМ законодатель не предъявляет каких-либо требований к его осуществлению и не устанавливает ограничений . Исходя из этого возраст, пол, физическое и психическое состояние опрашиваемого не являются препятствием к проведению опроса, которое может диктоваться практической целесообразностью и ограничиваться только нормами этики и морали.
Например . опрос несовершеннолетнего в отличие от допроса не требует присутствия педагога при его проведении. Представляется допустимым и проведение опроса больного, в частности жертвы преступления, если его состояние позволяет провести такую беседу. Опрос потерпевшей женщины, в том числе об обстоятельствах преступления, носящих интимный характер, может быть проведен не только женщиной, но и мужчиной.
Время, место проведения опроса зависят от конкретных обстоятельств - он может проводиться как в служебном помещении ОРО, так и в любом другом месте, где находится опрашиваемое лицо (на улице, в транспорте, по месту работы или жительства, на месте происшествия и др.). Принудительный привод лиц для проведения опроса по общему правилу не допускается . Исключение составляют ситуации, предшествующие задержанию лиц по подозрению в совершении преступления.
Отличие от других видов опроса. Опрос является составной частью не только ОРД, но и других видов правоохранительной деятельности, например уголовного судопроизводства, административной. Однако такие опросы не тождественны опросу в ОРД и имеют существенные отличия. Например, опрос в уголовном судопроизводстве имеет отличных от ОРД участников, наделенных иным процессуальным статусом и обязанностями; его проведение регламентировано УПК и цель его проведения заключается в собирании фактических данных, их последующей оценке и использовании в процессе доказывания по уголовному делу.
В административной деятельности проведение опроса имеет широкое распространение, однако он допускается лишь с согласия предполагаемых объектов и лицами, не являющимися субъектами ОРД, для достижения целей и решения задач, не относящихся к ОРД, например привлечения к административной ответственности, выполнения договорных обязательств и др.
Опрос как ОРМ следует отличать и от устного опроса физических лиц . а также лиц, являющихся представителями организаций, обладающих полномочиями при производстве таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу. Такой опрос вправе производить должностные лица таможенных органов без оформления объяснений указанных лиц в письменной форме.
Опрос, носящий негласный характер, всегда должен рассматриваться как ОРМ, независимо от того, произведено ли оно в связи с расследующимся уголовным делом или нет, по поручению следователя или по собственной инициативе оперативника.

Гласный опрос может представлять собой и розыскное действие, предусмотренное УПК. Розыскное действие допустимо осуществлять в силу прямых указаний УПК только по уголовному делу. Опрос в качестве ОРМ может производиться оперативником и до возбуждения уголовного дела.
Данные, полученные в результате проведения опроса . оформляются справкой или рапортом сотрудника ОРО . а при согласии опрашиваемого – его объяснением, заявлением, протоколом явки с повинной.

В процессе доказывания возможны два варианта использования данных, полученных в результате опроса:

в первом случае (при оформлении объяснением, заявлением, протоколом явки с повинной) составленный документ может быть приобщен к материалам уголовного дела и впоследствии опрошенный, как правило, допрашивается в качестве свидетеля по уголовному делу

во втором случае (при оформлении результатов опроса в форме справки (рапорта) оперативника) полученные сведения используются в качестве ориентирующей информации при выдвижении следователем или оперативником версий, планировании расследования или производства по ДОУ, а также как источник сведений о лице, обладающем информацией, имеющей значение для уголовного дела или ДОУ.

Наведение справок – ОРМ, направленное на получение информации о физических лицах, о фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения задач ОРД, путем непосредственного изучения документов, материалов, баз данных, направления запросов на предприятия, в учреждения и организации, другим юридическим, а также физическим лицам, которые располагают или могут располагать указанной информацией.
Получение или собирание информации при наведении справок представляет собой процесс истребования официальных документов, составление запросов и получение необходимой для решения задач ОРД информации в виде ответов на поставленные вопросы, данных официальных криминалистических и оперативных учетов.

В целях сбора информации от источников, располагающих ее носителями, материалами, документами и др. представляется допустимым не только ее получение по официальным запросам, но и с использованием тактических приемов, мер конспирации.
В запрашиваемых материалах может содержаться различная информация, необходимая для обеспечения проведения иных ОРМ, определения направлений работы, поиска скрывающегося преступника или без вести пропавшего лица, проверки полученной оперативной информации и др. В частности, могут быть затребованы данные о выдаче лицу официальных документов, наличии транспортных средств, оружия, о судимости, принадлежности номера телефона, круга связей в местах лишения свободы и другие необходимые сведения.
В зависимости от статуса информации обращение за ее получением или предоставлением возможности ознакомления с содержащими ее источниками может быть как письменным, так и устным.
Сведения конфиденциального характера могут быть официально затребованы только по письменному запросу. К числу таких сведений отнесены, например, сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства; служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти; сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.д.); сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен.
С учетом того, что ОРД может осуществляться как гласно, так и негласно, а также исходя из разведывательной направленности этой деятельности и необходимости конспиративного наведения справок допустимо и неофициальное получение данных конфиденциального характера Наведение справок может осуществляться как непосредственно должностным лицом ОРО, так и при помощи конфидентов. Получение информации из источников, имеющихся у частных лиц, может сопровождаться снятием копий документов либо их изъятием с согласия этих лиц.
Вопрос о возможности придания доказательственного значения результатам наведения справок в качестве ОРМ может зависеть от его характера. Если наведение справок выразилось в форме запроса, направленного в государственное учреждение за подписью руководителя ОРО, и получении официального ответа в письменном виде, то никаких препятствий к тому, что при направлении такой справки следователю, она была приобщена к уголовному делу в качестве иного документа . Если же результаты наведения справок отражены в рапорте оперативника, то полученные им сведенья, носят исключительно ориентирующее значение.


  1. Сбор образцов для сравнительного исследования (ч.1.п.3. ст 11)

Сбор образцов для сравнительного исследования – это ОРМ, состоящее в обнаружении и изъятии материальных носителей юридически значимой информации как объектов последующего сравнительного исследования в целях решения конкретных задач ОРД.
По смыслу, вытекающему из самого наименования рассматриваемого ОРМ, оно подразумевает три составляющие: действие, предмет, цель.
Сбор образцов предполагает выполнение действий, при которых необходимый образец попадает в распоряжение должностных лиц ОРО, т.е. действий, направленных на получение материалов для оперативного исследования и получения заключения специалиста. Это может быть изъятие соответствующих объектов, проведение дактилоскопирования, соскоб части вещества, отделение части предмета, приобретение (покупка, получение во временное пользование) снятие копий, фотографированием др.
Требования к образцам. Изъятие образцов допускается в количестве, необходимом для сравнительного оперативного исследования, чтобы можно было сделать вывод о закономерности или случайности признаков, их вариативности. Образцы (пробы) должны быть надлежащего качества, выражать необходимые для целей исследования признаки объекта, от которого они получены. В отдельных случаях для целей исследования условия получения образцов должны соответствовать условиям образования сравнительного объекта, а изъятие образцов желательно на таком же материале, что и исследуемый, аналогичными орудиями и средствами.
Образцами для сравнительного исследования могут быть материальные объекты . представляемые специалисту для сравнения с идентифицируемыми или диагностируемыми объектами (часто с вещественными доказательствами). Такими образцами могут быть различные предметы, документы, вещества, жидкости, препараты, выделения организма человека и др.
Отбираемый образец определяется исходя из цели мероприятия, вида и характера исследования, особенностей подготавливаемого, совершаемого, совершенного деяния, наличия материальных следов преступления и др.
Отличительным признаком и требованием к изъятию образцов является несомненность их происхождения от конкретного проверяемого, исследуемого объекта. Образцы должны выражать признаки другого объекта (отпечатки пальцев, стреляные гильзы) или содержать собственные признаки (кровь, почва и др.). В криминалистике такие образцы именуют пробами. Проба представляет собой часть вещества, материала, взятого для анализа, испытания или проверки.
По способу получения образцы могут быть экспериментальными и свободными . т.е. полученными вне связи с расследуемым преступлением, часто до возбуждения уголовного дела.

В качестве образца (пробы) могут быть использованы дневники, тетради как носители образца почерка, запись голоса, отпечатки пальцев проверяемого, кровь, потожировые выделения, оттиски предметов, печатей, штампов, орудия преступления, отмычки, оружие, средства преступления, документы и др.
Исходя из наименования исследования как сравнительного, его метод заключается в одновременном сопоставлении и оценке фактов, свойств или признаков двух или более объектов, использовании технических приемов - сопоставления, наложения, совмещения . В этой связи конечная цель исследования может заключаться не только в определении сходств и различий предметов и веществ, но и в идентификации (отождествлении) личности (технического средства, орудия преступления) как одного из возможных объектов сравнительного исследования.
Указанное ОРМ может проводиться как должностным лицом ОРО, так и другими лицами по его поручению. При получении (сборе) образцов для сравнительного исследования может быть использована помощь специалиста.
В ОРД гласный сбор образцов проводится при согласии их владельцев (носителей) . В зависимости от конкретных обстоятельств он может быть и негласным . исключающим разглашение либо самого факта отбора пробы (образца), либо истинной цели ОРМ. Принудительный отбор образцов для сравнительного исследования допустим только при наличии уголовно-процессуальных оснований и соблюдении соответствующей процедуры (вынесение постановления, составление протокола, ограничение перечня случаев, когда допускается получение образцов у свидетеля и потерпевшего).

Данное ОРМ представляет собой оперативно-розыскной аналог следственного действия, предусмотренного ст. 234 УПК, именуемого получением образцов для сравнительного исследования. Главное отличие указанного ОРМ состоит в том, что преследует цель обеспечения возможности непроцессуального исследования предметов и документов. Образцы собираются с помощью разнообразных гласных и негласных действий непосредственно самими ОРО.
^ ФИКСАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ. Полученные данные в результате рассматриваемого ОРМ, как правило, оформляются актом сбора образцов для сравнительного исследования . дактилоскопической картой или иными документами, составляемыми лицами, осуществляющими сбор образцов, рапортом или справкой сотрудника ОРО. В таком служебном документе указываются: количество изъятого в качестве образца (с его описанием), условия, при которых происходил сбор образов, применяемые технические средства и их характеристики, вид упаковочного материала. Акт составляется в трех экземплярах – первый и третий остаются у сотрудника ОРО, а второй вручается под расписку владельцу образцов или его представителю. Первый экземпляр акта с образцами направляется для сравнительного исследования, а третий экземпляр приобщается к материалам предварительной либо последующей оперативной проверки. К рапорту оперативника могут также прилагаться документы, предметы, звуко-, видеозаписи и прочие технические носители информации.


^ 4. Проверочная закупка (ч.1 п.4 ст.11)

Проверочная закупкаэто ОРМ, состоящее в специальном возмездном приобретении (покупке, обмене, залоге, аренде) товара или получения услуги в сфере легального или нелегального их обмена в целях выявления преступлений.

Рассматриваемое ОРМ предполагает совершение не только сделки купли-продажи но и осуществление иной формы приобретения товаров, предметов, средств, веществ, препаратов или других материальных объектов у объекта ОРМ с целью обнаружения конкретного преступления . задержания лица с поличным, а также получения образца для сравнительного исследования.

Проверочная закупка может осуществляться как применительно к находящимся в гражданском обороте, так и изъятым из него или ограниченном в обороте предметам. В частности, предметами такой закупки могут быть оружие, наркотические средства, психотропные вещества, драгоценные камни и металлы и др.

Законодатель не ограничил объем закупки, поэтому в зависимости от поставленной задачи речь может идти о приобретении как одного предмета или части вещества, материала, который может быть необходим, например, для анализа, испытания, проверки, так и большого количества (партии), осуществление оптовой закупки. Объем закупок не может ставиться в зависимость от вида закупаемых предметов или веществ.

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ. Проведение проверочной закупки предметов, гражданский оборот которых ограничен либо реализация которых запрещена, допускается на основании постановления, утвержденного соответствующим руководителем ОРО с обязательным письменным уведомлением прокурора в течение 48 часов ( см. ст.13). Применительно к иным предметам такой порядок проведения закупки не является обязательным.

Процедура вынесения постановления обусловлена необходимостью обеспечить неприкосновенность участников мнимой сделки, поскольку сам факт ее осуществления формально может подпадать под признаки состава преступления . а граница между его наличием и отсутствием определяется прежде всего по субъективной стороне . Проверочная закупка проводится негласно в том смысле, что изначально не предупреждаются лица, в отношении которых она проводится. В зависимости от конкретной цели ОРМ и обстоятельств дела факт закупки может не разглашаться, либо, наоборот, сразу по завершению сделки может быть объявлено о ее проведении . Последнее чаще всего практикуется при проведении проверочной закупки товаров в сфере торговли . При этом после расчетов продавцу объявляется факт проведения мероприятия, его цель, после чего осуществляются мероприятия по контролю (проверке) купленного товара, расчету его стоимости, определение соответствия цены и качества товара, другие необходимые действия.

В зависимости от предмета сделки и формы проведения ОРМ закупленные предметы после проведения контрольных мероприятий могут быть переданы продавцу.

При проведении ОРМ с целью отбора образца закупленный предмет передается на исследование. Закупленные предметы, изъятые из оборота, которые могут быть использованы в качестве вещественных доказательств по уголовному делу, хранятся в установленном порядке до передачи их лицу, осуществляющему расследование по уголовному делу. Если дальнейшее использование закупленного предметов или вещества невозможно, они уничтожаются по акту. Продукция, требующая особых условий хранения, может быть передана на временное хранение на предприятия или в организации, имеющие возможность обеспечить соответствующие условия хранения.
По результатам проверочной закупки составляется документ, именуемый актом с соблюдением требований, установленных ведомственными нормативными правовыми актами контролирующих органов.
Если объектом проверочной закупки, произведенной без вынесения постановления (или утверждения его надлежащим должностным лицом и уведомления прокурора) . явились предметы, вещества, запрещенные к свободной реализации, либо их свободный оборот ограничен, то результаты ОРМ, как проведенного с нарушением закона, не будут иметь доказательственного значения .

Решение этого вопроса зависит также от характера проверочной закупки - носила ли она гласный или негласный характер. В первом случае к проведению этого ОРМ привлекаются представители общественности, наблюдающие за контрольной закупкой и удостоверяющие в акте ее результаты своими подписями, а сами акты оглашаются.
Акты гласных проверочных закупок можно признавать документами-доказательствами в случае приобщения к уголовному делу, при условии соблюдения требований закона, регламентирующего их предоставление и собирание.

Оглашение акта закупки, удостоверение его результатов лицами, по поводу действий которых был составлен акт, в дальнейшем облегчают следователю задачу, связанную с дачей оценки и проведением проверки документа.

Фиксация в акте действий немедленно после их завершения и его оглашение гарантирует наиболее точное отражение события, его обстоятельств. Доказательственное значение акта подтверждается последующими допросами


его составителей в качестве свидетелей.